|
|
Происхождение
учения Дзогпа Ченпо.
Школа
Ньингма представляет собой
самую древнюю традицию буддизма
Махаяны в Тибете. Она была основана в VIII веке нашей
эры тантрическим
Учителем из Уддияны Гуру
Падмасамбхавой
вместе с
индийским
учёным-монахом Шантаракшитой
и царём Тибета Трисонг
Деценом. В самой же
этой традиции считается, что Дзогчен
представляет коренную суть Учения Будды.
Тибетское слово "Дзогчен"
обычно переводится как "Великое Совершенство". Это учение носит такое
название, поскольку оно является полным и совершенным (rdzogs-pa) само
по себе, без каких-либо изъянов и неполноты, и потому, что оно является
высшим (chen-po) учением. В силу того, что оно представляет собой
вершину всех прочих путей к просветлению, или "колесниц" (санскр.
yana), относящихся к уровням как Сутры, так и Тантры, оно называется
также Ати-йогой, или абсолютной йогой. Вместе с тем, санскритский
термин Atiyoga иногда интерпретируется как вариант термина Adiyoga
(gdod-ma'i rnal-'byor), что означает "изначальная йога". Этот последний
термин указывает на то, чем является Дзогчен
по своей сути: на
изначальное состояние всякого индивидуума. Изначально чистое состояние
(ka-dag) просветлённости, последовательно проявляющееся как Основа,
Путь и Плод (gzhi lam 'bras-bu gsum), является, по сути, изначально
присущим каждому живому существу состоянием будды, или бодхичиттой.
Находясь за пределами ограничений времени и условий, это состояние
является средоточием всякого живого существа. Поэтому учителя школы
Ньингма не считают Дзогчен просто одной
из систем верований или
философских взглядов, собранием текстов, школой или направлением.
Напротив, Дзогчен –
это прямое введение и
пребывание в этом
Изначальном
Состоянии просветлённости, которое всегда присутствует во всяком живом
существе, подобно солнцу на небе, хотя его ясный лик и может быть скрыт
облаками неведения (тиб. ma
rig-pa; санскр.
avidyā).
И действительно, на протяжении истории Тибета практики Дзогчен не
ограничивались исключительно школой Ньингма. Более того, в бонской
традиции Тибета сохранилась система Дзогчена, идентичная по
смыслу, но
представляющая собой независимую линию передачи, а именно, устная
традиция Шанг-Шунга (zhang-zhung snyan rgyud). Как правило, для
практикующих Дзогчен, принадлежащих к
любой тибетской школе, буддийской
или бонской, окончательная цель
духовного пути –
это
реализация в
повседневной жизни этого изначально присущего состояния будды, а вовсе
не образование ещё одной философской школы. Такая реализация и
называется Великим Совершенством.
Согласно
тибетской традиции
Ньингма, Гараб
Дордже
(санскр.
Prahevajra) был первым Учителем в человеческой форме, дававшим
наставления по Дзогчен. Мы говорим "в
человеческой форме", потому что
в традиции считается, что наставления по Дзогчен
получали
определённые, не принадлежащие к Миру Людей, существа в других
измерениях существования. В одном из ранних текстов говорится о
тринадцати солнечных системах, в которых распространялись учения Дзогчен. Кроме того, сказано,
что Гараб Дордже
родился
не в Индии, а в
давно исчезнувшей стране Уддияна (Оргьен), которая распологалась к
северо-западу от Индии, возможно, на территории современного Пакистана
или Афганистана. Считается, что Гараб Дордже в
состоянии медитативного
созерцания получил передачу учений (bka' ma) Дзогчен
непосредственно от Ваджрасаттвы
(rDo-rje
sems-pa'),
божества,
представляющего собой Самбхогакая-аспект Будды. Ваджрасаттва –
это не историческое проявление
Будды;
правильнее будет сказать, что он представляет собой принцип
просветления Будды, который находится за пределами времени и истории,
и, вообще, за пределами обусловленного существования (санскр. samsāra).
Таким образом, согласно традиции, откровение Будда-Дхармы не было
ограничено жизнью исторического будды Шакьямуни,
жившего
где-то в
северной Индии в VI столетии до н.э. (или даже раньше, согласно
хронологическим подсчётам тибетцев). Ваджрасаттва –
это не
просто один будда в длинной цепочке будд; он является архетипом
вечности,
существующей за пределами мирского пространства и времени, и пребывает
в центре мандалы всего бытия. Из него
исходят эманации всех
исторических Будд или Нирманакай, которые время от времени появляются
на нашей планете. В этом смысле Гараб Дордже
также
считается эманацией Ваджрасаттвы,
и,
фактически, в традиции Ньингма его называют "Тулку"
(sprul-sku), или Нирманакая, что означает "тело-эманация".
Согласно
традиции, сам Ваджрасаттва
в начале
времён получил передачу Дзогчен, или
Ати-йоги, непосредственно от Ади-будды,
Изначального
Будды Самантабхадры
(Kun-tu
bzang-po), который является высшим аспектом
состояния будды, аспектом Дхармакаи. Следовательно, умопостроения
ограниченного интеллекта не могут постигнуть Самантабхадру,
а слова и
символы не могут его выразить, потому что он ничем не ограничен и
всепроникающ, подобно пространству. Ваджрасаттва получил
учение от Самантабхадры
по методу
передачи "от ума к уму", то есть мгновенно и
без произнесения слов. Это Передача Ума, или прямая передача Будд
(rgyal-ba dgongs brgyud). Таким удивительным и чудесным образом учения
спонтанно вышли из непроявленного пространства Дхармакаи, чтобы
проявиться на уровне Самбхогакаи. Но всё это произошло в состоянии
абсолютной чистоты, незагрязнённой какими-либо ограничениями или
омрачениями: интеллектуальными, психическими или материальными. В свою
очередь Ваджрасаттва,
представляющий собой вневременной аспект
состояния Будды, с помощью символов и почти без слов передал учения Дзогчен величественным
существам, человеческим и божественным, которых
называют Ваджрадхарами (rig-'dzin), "теми, кто реализовал знание
Изначального Состояния". Сперва это произошло в различных мирах,
существующих выше и дальше человеческого мира. Среди этих
нечеловеческих существ был Гараб Дордже в
своём
прошлом божественном
воплощении. Этот процесс представляет собой символическую передачу
Видьядхар (rig-'dzin brda brgyud).
В предыдущем рождении Гараб Дордже был
Дэва, или богом, в одном из
небесных миров (на Небесах
Тридцати Трёх Богов), а затем
чудесным образом родился на Земле в стране Уддияна (согласно преданию,
его зачатие было непорочным, и родила его буддийская
монахиня-девственница). Таким образом, он является Нирманакаей, или
проявленным историческим аспектом будды. Хотя принцип состояния будды
выходит за пределы обычного существования и времени, Самбхогакая-Будда
постоянно проявляет из своей бесконечной потенциальности бесчисленных
Нирманакая-Будд, которые воплощаются на Земле людьми в определённые
исторические периоды, чтобы передать людям Учение, Дхарму,
освобождающую из темницы сансары,
и привести всех к Освобождению и
Просветлению. Проявившись и действуя на Земле, Гараб Дордже
передал
учения Дзогчен различным дакиням
(человеческим и нечеловеческим), и
особенно своему основному ученику, учёному Манджушримитре.
Он передавал
эти учения как посредством передачи "от ума к уму", так и
"символической передачей", но, главным образом, он передавал их с
помощью устных объяснений. Манджушримитра разделил учения
Дзогчен
на три раздела: Сэмдэ, Лонгдэ и Мэннагдэ
и
передал эти
наставления своему основному ученику Шрисингхе, а тот
одарил
ими
Джнянасутру, Вималамитру, Падмасамбхаву
и
тибетского переводчика
Вайрочану. Этот процесс, начавшийся от Гараба Дордже,
представляет
собой устную передачу различным людям (gang-zag snyan brgyud). Таким
образом, существует три основных типа передачи учений Дзогчен: прямой,
символический и устный.
|
|
|