|
|
Дзогчен
традиции Бон.
Из
книги "Чудеса Естественного Ума" Тензина Вангьяла Ринпоче.
Самовозникающая мудрость это основа
всего.
Пять отрицательных эмоций являют
собой проявление энергии.
Считать эмоции заблуждениями ошибочно
Позволение им пребывать в их природе
есть метод
Обнаружения недвойственного
состояния Освобождения.
Превосхождение всякой надежды и
страха – вот результат.
Хотя во всех духовных
традициях Тибета существовали практики и мастера
Дзогчен такие как; Пятый Далай Лама из школы
Гелугпа, Третий Кармапа Ранжунг Дордже из
Кагьюпа и Граспа Гьялцен из шкалы Сакьяпа,
наиболее важные линии передачи учения
Дзогчен принадлежат Бон, традиционной
религии Тибета, а так же Ньингма-па (старой)
Тибетской Буддийской Школе. Обе эти
традиции подразделяют свои учения на "девять
путей" или методов практики, ведущих к
просветлению и реализации, и, в обеих
классификациях, Дзогчен –
это девятый и
самый высокий Путь.
В настоящее время
мастера всех Тибетских сект начали
преподавать Дзогчен, и Дзогчен, похоже,
становится своего рода модой на Западе.
Дзогчен.
Дзогчен (rdzogs chen)
буквально означает "совершенство", "достижение",
или "исполнение" (rdzogs), которое является "полным"
или "великим" (chen).
Хотя Дзогчен – "единая
великая сфера", для удобства это описано как
наличие трёх аспектов основы, пути, и плода: "основы", потому что
основа Дзогчен –
изначальное состояние индивидуума; "путь",
потому что Дзогчен – высший прямой и
немедленный путь к реализации; и "плод",
потому что Дзогчен это окончательное
просветление, освобождение из круга
иллюзорного блуждания в самсаре в течении
одной жизни.
Чтобы лучше понимать
Дзогчен, давайте подробнее рассмотрим
разделение на основу, путь и плод.
Согласно учению
Дзогчен, сущность основы всего – пуста и
изначально чиста; природа основы – ясность,
которая спонтанно совершенна; неразделимое
единение изначально чистой сущности и
спонтанно совершенной природы являет собой
свободный поток энергии или сострадания.
Для индивидуального ума, эта основа –
естественное состояние. Она является
одновременно и источником самсары для
введённого в заблуждение ума (ma rigpa) и
нирваны для ума, в котором знание (rigpa)
пробуждено.
Сущность kunzhi-основы
называется мать (ma), пробуждённое понимание
(rigpa) называется сын (bu), и неразделимость
матери и сына есть поток энергии (rtsal).
Путь состоит в
получении проникновения в видение Дзогчен,
являющееся знанием истинного состояния
основы ума, и создании потока rigpa,
взращенного с помощью медитации,
продолжающегося и после медитации, так,
чтобы оно могло быть интегрировано в наше
поведении, отношение и деятельность в
обычной жизни. Плод, это осуществление
нераздельности трёх кайй в течении лишь
одной жизни и высшей его точкой становится
достижение радужного тела или тела света в
конце жизни, таким образом, что во время
смерти материальное тело исчезает, не
оставляя никаких следов, но растворяется в
своей природе, которая есть свет.
Дзогчен
в
контексте духовной практики Бон.
Дзогчен это самая
высокая духовная традиция в Бон. В прошлом,
практикующие, знавшие Дзогчен в Тибете,
были немногочисленны, даже внутри традиций
Бон и Ньингма. Одной из причин этого было то,
что получить эти учения было не легко: их
держали в секрете, всего несколько мастеров
передавали его, и лишь немногим студентам.
Даже теперь, обучающиеся традиции Бон в
Тибете обычно проводят много времени,
выполняя девять предварительных практик Ньендро и пхову, в то время как
монахи в
монастырях занимаются главным образом
интеллектуальным изучением философии,
участвуют в дебатах, декламации ритуальных
и литургических текстов.
Множество мастеров
настаивали (множество мастеров продолжают
настаивать и теперь), чтобы практикующие
завершали предварительные практики
Ньендро прежде чем начинать изучение
Дзогчен. Эти предварительные практики
описаны в Nyams rgyud rgyal ba'i phyang krid. Каждая из этих
девяти практик должна быть выполнена сто
тысяч раз. Вот эти девять методов:
- Порождение сострадания ко всем
живым существам.
- Принятие убежища.
- Предложение мандалы.
- Медитация на непостоянство.
- Признание ошибок.
- Простирания.
- Гуру-Йога, соединение своего ума
с просвещённым умом учителя, визуализируемого перед собой.
- Предложение молитв.
- Получение благословений.
Однако, когда я получал
учение Шанг Шунг Ньян Гьюд (Zhang Zhung Nyan Gyud),
Лопон Санже Тензин указывал, что сохранение
учения Дзогчен в секрете возможно было
оправдано в древние времена. В наше же
беспокойное время лучше передавать учения
более открыто и свободно (но не уменьшая
таким образом их ценность), иначе имеется
опасность, что они прервутся.
Дзогчен
и Бон
в Ньигма-па.
Мы видели, что Дзогчен
близок к Бон и Буддизму Ньингма-па, и что эти
две духовных традиции обе имеют девять
основных разделов их Путей или способов
соблюдения религии. Однако, имеются
существенные различия между
соответствующими разделами девяти Путей
Бонпо и Ньингма-па. Стоит отметить, что в
других Тибетских школах Буддизма
существует шесть, а не девять, видов
практики. Кагью-па, Сакья-па и Гелуг-па
придерживаются новой традиции более
поздних переводов Буддийского канона,
возникшей в течение второго
распространения Буддизма в Тибете в
десятом и одиннадцатом столетиях. Девять
Путей Буддизма включают в себя только
традиционный буддийский материал, и строго
говоря, два более низких пути,
принадлежащих буддизму Хинаяны, фактически
не соответствуют практикам тибетского
буддизма, основывающегося на буддизме
Махаяны. Несмотря на это, кроме самих
практик буддизма, девять Путей Бонпо
содержат в себе полный спектр тибетских
мирских и религиозных верований и методов,
включая медицину, астрологию и космологию,
гадания и предсказания, умиротворение и
изгнание злых духов и призраков, ритуалы
для процветания и тантрические ритуалы
истребления врагов, выкупа и повелевания
мёртвыми, нравственную дисциплину для
мирских практикующих и монахов,
тантрические практики и обряды, и самый
высокий духовный путь – Дзогчен. В этом
отношении Бон может быть назван истинной
религией Тибета, охватывающей и коренные и
привнесенные религиозные пути.
Также имеются
множество точек соприкосновения между Бон
и буддизмом Ньингма-па. Как отмечено, обе
традиции официально передают учения
Дзогчен. Между тем как в других Тибетских
традициях владение Дзогчен обнаруживаются
лишь у некоторых одарённых практикующих,
которые не принадлежат линии передачи
Дзогчен. И Бон и Ньингма-па поклоняются Кунтузангпо как
высшему изначальному Ади Будде,
в то
время как другие три школы
Тибетского буддизма поклоняются как
Ади Будде Ваджрадхаре. Обе
имеют традицию
скрытых духовных сокровищ терма, вновь
обнаруживаемых тертонами (лицами,
предсказывающими место и время обнаружения
терма в благоприятные времена). Фактически
много известных тертонов принадлежит обеим
традициям.
Кроме того,
Ньингма-па – единственные Тибетские
Буддисты, широко известные как Буддисты
того учения неиндийского происхождения,
которое было распространено до первого
привнесения Буддизма в Тибет во время
царствования короля Сонгцена
Гампо, и
второго, в восьмом столетии,
харизматическим мастером Падмасамбхавой и
его союзниками. Эти привнесённые учения
включают течения Буддизма, прибывшие из
Китая и центральной Азии, а также из Индии.
Во время второго распространении Буддизма
в Тибете в десятых и одиннадцатых столетиях,
все буддийские учения не индийского
происхождения были исключены из
буддийского канона, составленного тремя
более поздними школами тибетского Буддизма.
Бонпо утверждают, что, как и Будда Шакьямуни
был учеником Тонпа Шенраб Мивоче, так и все
буддийские учения, возникшие в Индии ли, или
в другом месте – фактически являются
учениями вечного Бон.
Три
течения
Дзогчен в Бон.
В Бон Дзогчен
традиционно был разделён на три течения,
известные все вместе как "А Дзог Ньян Гьюд"
(A-rdzogs-snyan-rgyud), а именно "А-хрид" (A-khrid),
Дзогчен и Шанг Шунг Ньян Гьюд. Первыи два –
традиции терма, основанные на вновь
обнаруженных текстах, в то время как третий – устная традиция,
основанная на
непрерывной линии передачи мастеров.
Система А-хрид была
основана в11-ом столетии святым Дампо Миу
Гонгжад Ритро Ченпо (1038-1096), который извлёк
оригинальное учение из цикла учений Тонпа
Шенраба "Хро ргьюд".
Буквально А-хрид
означает "Путеводное «А»". «А» воплощает не
обусловленное изначальное состояние,
естественное состояние ума; Оно белого
цвета, как воплощение врождённой чистоты
ума. Практикующий участвует в практике шине (zhine),
начинающейся с фиксации, использующей
белое тибетское «А» для сосредоточения и
концентрации, чтобы развить способность
проникновения в суть и обнаружения
естественного состояния ума. Это
перекликается с дзогченским циклом учений сэмдэ (sems-sde) связанных с
умом, который принадлежит
традиции Ньингма-па.
Название "rDzogs chen",
данное второму течению не относится к
Дзогчен в его основном значении, но вместо
этого обозначает специфический тип учения
Дзогчен с собственной линией передачи. Эта
система соответствует системе лонгдэ (kLong-sde) в
Дзогчене Ньингма-па, связанной с ясностью и
пространством.
Третее течение
включает учение Дзогчен Шанг Шунг Ньян Гьюд,
Устная Передача Шанг Шунг, самую старую и
наиболее важную традицию Дзогчен и систему
медитации в Бон. Эта серия учений
систематизирована мастером из Шанг Шунг,
Гиерпунгом Нангжер Лодпо, который получил
их от своего учителя Тапахрицы в восьмом
столетии. Однако эти
учения не были составлены человеком; они не
выдуманы, но самопорождены. Они успешно
непрерывно передавались как "долгая линия",
целые столетия и никогда не были скрыты и
вновь обнаружены как терма, которые имеют "короткую"
или прямую передачу со времени их открытия.
Это течение учений соответствует Упадеша,
в
Дзогчене Ньингма-па, серия "тайные
наставления".
Хотя все три течения
Дзогчен имеют свои собственные
предварительные практики и своих мастеров
линии передачи, тем не менее сущность и цель
всех трёх одна: введение в естественное
состояние Дзогчен. Некоторые мастера линии
имеют все три передачи. В Тибете эта
передача от мастера ученику, кто в свою
очередь становится мастером, передающим
учение его собственному ученику,
называется "горячей", потому что личная
передача прямого опыта защищает его так,
чтобы опыт остался живым, без того, чтобы
превратиться во что-то холодное и лишь
интеллектуальное, полученное из книг и
концептуальной мысли.
\
|
|
|