Дзогчен традиции Бон.
Из книги "Чудеса Естественного Ума" Тензина Вангьяла Ринпоче.

Самовозникающая мудрость это основа всего.

Пять отрицательных эмоций являют собой проявление энергии.

Считать эмоции заблуждениями ошибочно

Позволение им пребывать в их природе есть метод

Обнаружения недвойственного состояния Освобождения.

Превосхождение всякой надежды и страха – вот результат.

Хотя во всех духовных традициях Тибета существовали практики и мастера Дзогчен такие как; Пятый Далай Лама из школы Гелугпа, Третий Кармапа Ранжунг Дордже из Кагьюпа и Граспа Гьялцен из шкалы Сакьяпа, наиболее важные линии передачи учения Дзогчен принадлежат Бон, традиционной религии Тибета, а так же Ньингма-па (старой) Тибетской Буддийской Школе. Обе эти традиции подразделяют свои учения на "девять путей" или методов практики, ведущих к просветлению и реализации, и, в обеих классификациях, Дзогчен это девятый и самый высокий Путь.
В настоящее время мастера всех Тибетских сект начали преподавать Дзогчен, и Дзогчен, похоже, становится своего рода модой на Западе.



Дзогчен.

Дзогчен (rdzogs chen) буквально означает "совершенство", "достижение", или "исполнение" (rdzogs), которое является "полным" или "великим" (chen).

Хотя Дзогчен "единая великая сфера", для удобства это описано как наличие трёх аспектов основы, пути, и плода: "основы", потому что основа Дзогчен – изначальное состояние индивидуума; "путь", потому что Дзогчен высший прямой и немедленный путь к реализации; и "плод", потому что Дзогчен это окончательное просветление, освобождение из круга иллюзорного блуждания в самсаре в течении одной жизни.
Чтобы лучше понимать Дзогчен, давайте подробнее рассмотрим разделение на основу, путь и плод.
Согласно учению Дзогчен, сущность основы всего пуста и изначально чиста; природа основы ясность, которая спонтанно совершенна; неразделимое единение изначально чистой сущности и спонтанно совершенной природы являет собой свободный поток энергии или сострадания. Для индивидуального ума, эта основа естественное состояние. Она является одновременно и источником самсары для введённого в заблуждение ума (ma rigpa) и нирваны для ума, в котором знание (rigpa) пробуждено.
Сущность kunzhi-основы называется мать (ma), пробуждённое понимание (rigpa) называется сын (bu), и неразделимость матери и сына есть поток энергии (rtsal).
Путь состоит в получении проникновения в видение Дзогчен, являющееся знанием истинного состояния основы ума, и создании потока rigpa, взращенного с помощью медитации, продолжающегося и после медитации, так, чтобы оно могло быть интегрировано в наше поведении, отношение и деятельность в обычной жизни. Плод, это осуществление нераздельности трёх кайй в течении лишь одной жизни и высшей его точкой становится достижение радужного тела или тела света в конце жизни, таким образом, что во время смерти материальное тело исчезает, не оставляя никаких следов, но растворяется в своей природе, которая есть свет.


Дзогчен в контексте духовной практики Бон.

Дзогчен это самая высокая духовная традиция в Бон. В прошлом, практикующие, знавшие Дзогчен в Тибете, были немногочисленны, даже внутри традиций Бон и Ньингма. Одной из причин этого было то, что получить эти учения было не легко: их держали в секрете, всего несколько мастеров передавали его, и лишь немногим студентам. Даже теперь, обучающиеся традиции Бон в Тибете обычно проводят много времени, выполняя девять предварительных практик Ньендро и пхову, в то время как монахи в монастырях занимаются главным образом интеллектуальным изучением философии, участвуют в дебатах, декламации ритуальных и литургических текстов.

Множество мастеров настаивали (множество мастеров продолжают настаивать и теперь), чтобы практикующие завершали предварительные практики Ньендро прежде чем начинать изучение Дзогчен. Эти предварительные практики описаны в Nyams rgyud rgyal ba'i phyang krid. Каждая из этих девяти практик должна быть выполнена сто тысяч раз. Вот эти девять методов:
  1. Порождение сострадания ко всем живым существам.
  2. Принятие убежища.
  3. Предложение мандалы.
  4. Медитация на непостоянство.
  5. Признание ошибок.
  6. Простирания.
  7. Гуру-Йога, соединение своего ума с просвещённым умом учителя, визуализируемого перед собой.
  8. Предложение молитв.
  9. Получение благословений.
Однако, когда я получал учение Шанг Шунг Ньян Гьюд (Zhang Zhung Nyan Gyud), Лопон Санже Тензин указывал, что сохранение учения Дзогчен в секрете возможно было оправдано в древние времена. В наше же беспокойное время лучше передавать учения более открыто и свободно (но не уменьшая таким образом их ценность), иначе имеется опасность, что они прервутся.


Дзогчен и Бон в Ньигма-па.

Мы видели, что Дзогчен близок к Бон и Буддизму Ньингма-па, и что эти две духовных традиции обе имеют девять основных разделов их Путей или способов соблюдения религии. Однако, имеются существенные различия между соответствующими разделами девяти Путей Бонпо и Ньингма-па. Стоит отметить, что в других Тибетских школах Буддизма существует шесть, а не девять, видов практики. Кагью-па, Сакья-па и Гелуг-па придерживаются новой традиции более поздних переводов Буддийского канона, возникшей в течение второго распространения Буддизма в Тибете в десятом и одиннадцатом столетиях. Девять Путей Буддизма включают в себя только традиционный буддийский материал, и строго говоря, два более низких пути, принадлежащих буддизму Хинаяны, фактически не соответствуют практикам тибетского буддизма, основывающегося на буддизме Махаяны. Несмотря на это, кроме самих практик буддизма, девять Путей Бонпо содержат в себе полный спектр тибетских мирских и религиозных верований и методов, включая медицину, астрологию и космологию, гадания и предсказания, умиротворение и изгнание злых духов и призраков, ритуалы для процветания и тантрические ритуалы истребления врагов, выкупа и повелевания мёртвыми, нравственную дисциплину для мирских практикующих и монахов, тантрические практики и обряды, и самый высокий духовный путь
Дзогчен. В этом отношении Бон может быть назван истинной религией Тибета, охватывающей и коренные и привнесенные религиозные пути.
Также имеются множество точек соприкосновения между Бон и буддизмом Ньингма-па. Как отмечено, обе традиции официально передают учения Дзогчен. Между тем как в других Тибетских традициях владение Дзогчен обнаруживаются лишь у некоторых одарённых практикующих, которые не принадлежат линии передачи Дзогчен. И Бон и Ньингма-па поклоняются Кунтузангпо как высшему изначальному Ади Будде, в то время как другие три школы Тибетского буддизма поклоняются как Ади Будде Ваджрадхаре. Обе имеют традицию скрытых духовных сокровищ терма, вновь обнаруживаемых тертонами (лицами, предсказывающими место и время обнаружения терма в благоприятные времена). Фактически много известных тертонов принадлежит обеим традициям.
Кроме того, Ньингма-па единственные Тибетские Буддисты, широко известные как Буддисты того учения неиндийского происхождения, которое было распространено до первого привнесения Буддизма в Тибет во время царствования короля Сонгцена Гампо, и второго, в восьмом столетии, харизматическим мастером Падмасамбхавой и его союзниками. Эти привнесённые учения включают течения Буддизма, прибывшие из Китая и центральной Азии, а также из Индии. Во время второго распространении Буддизма в Тибете в десятых и одиннадцатых столетиях, все буддийские учения не индийского происхождения были исключены из буддийского канона, составленного тремя более поздними школами тибетского Буддизма. Бонпо утверждают, что, как и Будда Шакьямуни был учеником Тонпа Шенраб Мивоче, так и все буддийские учения, возникшие в Индии ли, или в другом месте фактически являются учениями вечного Бон.


Три течения Дзогчен в Бон.

В Бон Дзогчен традиционно был разделён на три течения, известные все вместе как "А Дзог Ньян Гьюд" (A-rdzogs-snyan-rgyud), а именно "А-хрид" (
A-khrid), Дзогчен и Шанг Шунг Ньян Гьюд. Первыи два – традиции терма, основанные на вновь обнаруженных текстах, в то время как третий
устная традиция, основанная на непрерывной линии передачи мастеров.
Система А-хрид была основана в11-ом столетии святым Дампо Миу Гонгжад Ритро Ченпо (1038-1096), который извлёк оригинальное учение из цикла учений Тонпа Шенраба "Хро ргьюд".
Буквально А-хрид означает "Путеводное «А»". «А» воплощает не обусловленное изначальное состояние, естественное состояние ума; Оно белого цвета, как воплощение врождённой чистоты ума. Практикующий участвует в практике шине (zhine), начинающейся с фиксации, использующей белое тибетское «А» для сосредоточения и концентрации, чтобы развить способность проникновения в суть и обнаружения естественного состояния ума. Это перекликается с дзогченским циклом учений сэмдэ (sems-sde) связанных с умом, который принадлежит традиции Ньингма-па.
Название "rDzogs chen", данное второму течению не относится к Дзогчен в его основном значении, но вместо этого обозначает специфический тип учения Дзогчен с собственной линией передачи. Эта система соответствует системе лонгдэ (kLong-sde) в Дзогчене Ньингма-па, связанной с ясностью и пространством.
Третее течение включает учение Дзогчен Шанг Шунг Ньян Гьюд, Устная Передача Шанг Шунг, самую старую и наиболее важную традицию Дзогчен и систему медитации в Бон. Эта серия учений систематизирована мастером из Шанг Шунг, Гиерпунгом Нангжер Лодпо, который получил их от своего учителя Тапахрицы в восьмом столетии. Однако эти учения не были составлены человеком; они не выдуманы, но самопорождены. Они успешно непрерывно передавались как "долгая линия", целые столетия и никогда не были скрыты и вновь обнаружены как терма, которые имеют "короткую" или прямую передачу со времени их открытия. Это течение учений соответствует Упадеша, в Дзогчене Ньингма-па, серия "тайные наставления".
Хотя все три течения Дзогчен имеют свои собственные предварительные практики и своих мастеров линии передачи, тем не менее сущность и цель всех трёх одна: введение в естественное состояние Дзогчен. Некоторые мастера линии имеют все три передачи. В Тибете эта передача от мастера ученику, кто в свою очередь становится мастером, передающим учение его собственному ученику, называется "горячей", потому что личная передача прямого опыта защищает его так, чтобы опыт остался живым, без того, чтобы превратиться во что-то холодное и лишь интеллектуальное, полученное из книг и концептуальной мысли.


\