На главную страницу В начало раздела Назад

На главную страницу В начало раздела Назад
Введение в практику Прибежища.
Нгаванг Лобсанг Чойдан Пэлсанпо. Альманах "Легшед" № 3 за 1988 г.

Поклоняюсь и прихожу под защиту Учителя и Трёх Драгоценностей, прошу их всегда вести меня за собой! Здесь доступно излагается метод прихода к прибежищу в Трёх Драгоценностях. Данное сочинение делится на три раздела:

I. Необходимость практики Прибежища, благие качества и польза, проистекающие отсюда как результат.
II. Метод принятия Прибежища.
III. Обязанности принявших Прибежище.

Эти три раздела разъясняются по порядку.



I раздел.
Необходимость практики Прибежища, благие качества и польза, проистекающие отсюда как результат.


Трудность обретения человеческого тела нами, с безначальных времён блуждающих в сансаре, сравнивается со следующим примером: на иглу, воткнутую в землю и направленную остриём вверх, бросают горстями зёрна перца ("живые существа"). Из этого множества зёрнышек перца лишь некоторые могут удержаться на острие иглы, подавляющее же большинство не удерживается. Даже если человеческое тело и обретено, встретиться с учением Будды так же трудно, как показано в предыдущем примере с перцем. Если мы сейчас, когда обрели человеческое тело, а вместе с ним и возможность встретиться с учением Будды, умрём, так и не встретившись с этим учением, то это будет похоже на то, как если бы мы, очень сильно страдая от жажды, придём наконец к чудесному озеру, воды которого обладают восемью благими качествами, но погибнем на берегу, так и не утолив жажды. Говоря о встрече и невстрече с учением, мы подразумеваем пребывание и непребывание в нём. Пребывание и неприбывание в учении есть принятие и непринятие Прибежища. Благие качества и польза, проистекающие из практики Прибежища, таковы:

1. Становимся буддистами.
2. Становимся сосудом для принятия любых обетов.
3. В нас истощается скверна ранее накопленной неблагой кармы.
4. Обретаем безмерные добродетели.
5. Не впадаем в дурные участи.
6. Люди и нелюди не могут нам навредить.
7. Всё задуманное нами исполняется.
8. Быстро достигаем состояния Будды.

Вот таковы неизмеримые благие качества и польза.
Подробно по порядку:
1. Личность, принимающая Прибежище в Трёх Драгоценностях – буддист. Личность, не практикующая Прибежище в Трёх Драгоценностях и при этом ищущая спасения у мирских богов – небуддист. Принятие Прибежища является дверью, ведущей в учение Будды и рождение в семье Будд. Об этом же говорится в сочинении Ламы Цонкапы "Ламрим": "Придерживайся практики Прибежища – великой двери, ведущей в Учение".

2. Существуют однодневные обеты, обеты мирянина, 8 обетов индивидуального освобождения от оков сансары, обеты Бодхисаттвы и тантрические обеты. Но если практиковать эти обеты без предварительного принятия Прибежища, то пользы от них не будет. Предварительно приняв Прибежище, можно практиковать любой из этих обетов. Поэтому, приняв Прибежище, мы становимся сосудом для принятия любых обетов.

3. В прежние времена один из небожителей сферы 33-х божеств, увидев пять предзнаменований своей близкой смерти и узнав, что после смерти он переродится в теле свиньи, был сильно удручён. Этот небожитель от всей души, искренне стал выполнять практику Прибежища. Таким образом он отвратил себя от перерождения свиньёй и, умерев, возродился в сфере божеств. Подобно сказанному, практика Прибежища способна истощить скверну неблагой кармы.

4. Если бы все добродетели, накопленные в результате практики Прибежища, были бы материальны, то они заполнили бы всё пространство трёх миров. Поэтому говорится, что эти благие заслуги безмерны.

5. "Практикуя Прибежище, отвратил перерождение в теле свиньи и снова получил рождение в теле небожителя". Согласно сказанному, практика Прибежища ограждает от рождения в дурных участях, поэтому говорится: "Не впадаем в дурные участи".

6. У одного человека был сын-калека, который не мог ходить. Его звали Чибу. Чибу, обучившись портновскому делу, стал немного сведущ в этом занятии. Однажды он подрядился к одному купцу чинить одежду. Пока он у него работал, настала ночь. Тогда он, решив скоротать ночь в большой корзине, стоявшей в складе у купца, залез туда и уснул. Той же ночью в склад купца пробрался вор. Заметив большую корзину и подумав, что там есть что-то ценное, он унёс её. Когда же вор, вернувшись домой, открыл корзину, оттуда вылез Чибу. Увидев его, вор замыслил принести портного в жертву якше. Со словами: "Я принесу тебя в жертву якше!" он начал приготовления к ритуалу. Сознавая безвыходность своего положения, Чибу от всего сердца обратился к Будде с мольбой о спасении. И его молитвы были услышаны. Будда, приняв облик якши, предстал перед вором и велел: "Оставь ему жизнь, отдай его мне!" Такова история чудесного спасения жизни Чибу.
Также во времена предыдущего всемирного Будды Кашьяпы на уступе горы Меру обитали царь и царица нагов Вуг и Вугчен, царь и царица гаруд Данян и Дачун. Наги страдали от постоянных нападок со стороны гаруд. Затем царь и царица нагов приняли Прибежище и, практикуя его, стали неуязвимыми. Поразившись этому, гаруды спросили: "Как вы стали такими?" И наги ответили:
"Мы приняли Прибежище и практикуем его". Услышав это, гаруды тоже приняли Прибежище и стали практиковать его. Потом они помирились и подружились. А в момент смерти они выразили благопожелания и, благодаря этому, уже во времена нашего Будды Шакьямуни стали хранителями четырёх сторон. Согласно сказанному, люди и нелюди не могут навредить.

7. Какие бы дела вам ни предстояло совершить, обращайтесь от всей души к Трём Драгоценностям. С доверием следуйте наставлениям Учителя Атиши и мастеров его школы Кадампа, тогда все дела успешно осуществятся, поэтому говорится: "Всё задуманное исполнится".

8. Силой практики Прибежища в будущих перерождениях не находимся в дурных участях и неподходящих условиях, а напротив, обязательно обретаем благие рождения, в которых так же практикуя Учение, легко достигаем Пробуждения. Поэтому говорится: "Быстрое достижение состояния Будды".



II раздел.
Метод принятия Прибежища.

Здесь три части:

1. Объект Прибежища.
2. Причины принятия Прибежища.
3. Мысли, сопровождающие принятие Прибежища.


1. Объект Прибежища.

Небуддисты находят прибежища в Брахме, Индре, Махешваре, Вишне, Солнце и Луне.
Обычные люди, не ведая различий, ищут спасения у духов воды, местности и т.д., обладающих гораздо меньшей силой по сравнению с Брахмой и т.п.
Мирские божества и даже такие могущественные божества, как Брахма, Индра, Махешвара и т.д., не способны спасти от страданий сансары и поэтому не могут являться подлинным Прибежищем. Причина этого заключается в том, что благодаря прежним заслугам, они, хоть и обладают некоторое время огромной силой, но не свободны от пут сансары и так же, как другие существа, завязли в болоте сансары. Кроме того, они подвержены влияниям кармы, то есть в результате истощения прежних благих заслуг могут родиться в теле раба и даже, более того, в облике животных, голодных духов, обитателе сферы ада. Так говорится в сутрах. К тому же, принятие прибежища в мирских божествах, похоже на то, к примеру, как если бы к завязшему в трясине человеку обращались бы за помощью другие тонущие в болоте люди.
Таким образом. Всецело Совершенный Победоносный Будда является истинным объектом Прибежища, в отличие от мирских божеств. Причина этого заключается в Его достоинствах:
– Совершенное Тело: Будда обладает прекрасным телом, отмеченным всеми знаками совершенства;
– Совершенная Речь: Будда обладает речью, отмеченной 60-ю совершенствами;
– Совершенная Мудрость: Будда обладает Мудростью, постигающей суть всех явлений;
– Великое Милосердие: Будда любит всех живых существ так же, как мать любит своего единственного сына;
– Совершенная Деятельность: деятельность Будды распространяется легко, мгновенно и без усилия, он спонтанно совершает свою деятельность.
Будда обладает беспрерывным и неисчерпаемым потоком невообразимых достоинств.
В общем, Будда свободен от всех пороков и полон всяческих превосходных качеств.
Учение Будды так же является достойным объектом Прибежища, так как Будда, обладающий бесчисленными совершенствами, вырос из претворения им в жизнь и освоения словесной и реализованной Дхармы – Истины Прекращения страданий и истины Пути, сущность которых заключается в отвержении пороков и реализации осуществлении совершенных качеств.
Сангха (община) и её члены – Шраваки (слушатели), Пратьекабудды (сами достигшие), бодхисаттвы (святые личности) так же являются достойным объектом Прибежища, поскольку они должным образом практикуют Учение и осуществляют его. И драгоценность Учения существует благодаря им. Таким образом, Будда, его Учение и Сангха являются достойными объектами Прибежища.


2. Причины принятия Прибежища.

Сейчас каждый испытывает различные страдания, возникающие при рождении, старости, болезни, смерти, страдание от расставания с близкими, страдание при встрече с врагами, страдание от неисполнения желаний, страдание от испытания не желаемого. Все эти страдания проистекают как результат совершения в прежних жизнях неблагих деяний. Так, если и впредь будем весьма предаваться совершению десяти неблагих деяний, то несомненным будет рождение в дурных участях. Страдания дурных участей таковы:
родившись в аду, существа горят в объятой бушующим пламенем железной земле; в аду, в окруженной снежными горами холодной пропасти мучаются от стужи; в мире голодных духов, не имея пищи и питья, в течение долгого времени терпят неслыханные голод и жажду.
В мире животных существа пожирают друг друга, их принуждают к рабскому труду, заставляя перевозить непосильные грузы, их избивают и т.п.;
эти страдания дурных участей существа испытывают в течение невообразимо долгого времени, вплоть до бесконечности. Невыносимую жару палящего летнего солнца, пронизывающий зимний ветер, испытываемые каждый день жажду и голод, перевозку тяжёлых грузов вынуждены терпеть вьючные животные. Если бы они имели свою волю, то не стали бы ни один миг переносить эти страдания.
Представив себе на этих примерах страдания низших миров и не желая их испытывать, приходим к мысли: "Как я смогу всё это вытерпеть, случись родиться в дурных участях?" Проникшись страхом перед страданиями низших миров и не желая их испытывать, приходим к мысли о необходимости найти Прибежище, которое способно защитить от них. Три Драгоценности обладают такой способностью.
Мысль: "Если я буду полагаться на Три Драгоценности, то они обязательно спасут меня" порождает сильную веру в Три Драгоценности и является причиной принятия прибежища в Трёх Драгоценностях.


3. Мысли, сопровождающие принятие Прибежища.

Хорошо обдумав всё вышесказанное, от всего сердца, из глубины души вверьте себя Трём Драгоценностям, думая при этом: "Кроме Трёх Драгоценностей, мне не на что надеяться. И в этой, и в других жизнях, и в радости, и в горести только Три Драгоценности являются объектом моих упований, моих надежд". Эта мысль является мыслью, сопровождающей принятие Прибежища.



III раздел.
Обязанности принявших Прибежище.

Специальные пять предписаний:

1. Нельзя почитать высшим прибежищем мирские божества, хотя не запрещено полагаться на них в благих мирских делах.
2. Нельзя причинять вред другим существам, как в мыслях, так и на деле, бить, связывать и т.д. людей и животных.
3. Нельзя водить дружбу с теми, кто не верит в Три Драгоценности и клевещет на них.
4. Какой бы ни была статуя или образ Будды, плохо выполнены или хорошо, нельзя ставить их на плохое место, давать в залог и, отбросив всякую непочтительность и пренебрежение, почитайте их как живого Будду.
5. Отбросив непочтительность к Дхарме, почитайте даже одну шлоку (четверостишие) текста, содержащего Дхарму, не переступайте через книги, не отдавайте их в залог, не выставляйте на продажу, не ставьте их на плохое место, почитайте их как Драгоценности Сангхи.

Общие шесть предписаний.

1. Памятуя об особенностях и отличиях Трёх Драгоценностей, вновь и вновь обращайтесь к Прибежищу.
2. Памятуя о Доброте Трёх Драгоценностей, усердствуйте в подношении: постоянно подносите часть пищи и питья.
3. Проявляя доброту к другим существам, побуждайте их к такому же образу действий.
4. Что бы вы ни делали, какую бы нужду ни испытывали, совершайте подношение и молитву к Трём Драгоценностям, не полагаясь на другие мирские средства.
5. Трижды днём и трижды вечером обращайтесь к Прибежищу, осознавая его пользу.
6. Не отказывайтесь от Трёх Драгоценностей даже ради спасения жизни. Хотя на самом деле не отказываетесь, но даже в шутку, не произносите слов отказа от Трёх Драгоценностей.

Следование предписаниям является порядком действий, принявших Прибежище. При этом, если не осознаётся огромная польза, проистекающая от практики Прибежища, не чувствуется радость и энтузиазм.
Если не осознаются достоинства Трёх Драгоценностей, не зарождается сильная вера в них.
Если не осознаются причины обращения к Прибежищу, то не зарождается сильное желание практиковать Прибежище, и практика становится неискренней.
Если практика неискренна, то она лишена сущности и остаётся только на словах.
Если не следовать предписаниям практики, то это похоже на то, как если бы некий человек, страдающий от нападков заклятого врага, идёт под защиту другого человека, способного вступиться за, но при этом не выполняет все его указания, и потому спасти его от врага невозможно. Поэтому обязательно выполняйте все предписания к практике. Снова и снова размышляя, всячески закрепляйте сказанное в душе. Каждый раз перед практикой Прибежища, памятуя о должном, всячески побуждайте ум к практике.
Помните всегда о предписаниях к практике, принимайте благое и отвергайте неблагое – так осуществляется правильная практика, а без этого слова "прибегаю к защите Ламы!" не являются подлинной практикой Прибежища, хотя простое повторение этой фразы и приносит некоторую пользу. Как бы трудно ни было следовать всем предписаниям к практике, думайте: "Всё равно смогу!" и, не оставляя её, беспрерывно осуществляйте.
Но если всё же случаются отступления от предписаний, усматривая в этом недобродетель, сразу же раскаивайтесь, зарекайтесь на будущее. И если будете поступать таким образом, то недобродетели уменьшатся и истощатся.
Также нужно руководствоваться другими источниками, помимо настоящего, содержащими необходимые дополнительные наставления.


Теперь наставления о том, каким образом созерцать собрание Прибежища.

Если сказать в общем о способах созерцания, то нужно представить Три Драгоценности, пребывающие в несметном количестве во всех направлениях, после чего обратиться к ним. Или же представьте Три Драгоценности в предлежащем пространстве и обратитесь к ним. Из существующих способов созерцания можно использовать любой. Но всё же созерцать первым способом начинающим практикам очень трудно из-за его обширности;
вторым, менее объёмным способом, созерцать легче. Поэтому здесь даётся второй способ визуализации.
Памятуя о пользе, проистекающей от практики Прибежища, созерцайте следующее: в предлежащем пространстве, на львином троне находится лотос, на лотосе – диск солнца, а на диске солнца – диск луны. На этом троне восседает Будда Шакьямуни, сущность которого нераздельна с вашим коренным Учителем.
По обеим сторонам трона восседают непосредственные Учителя и Учителя Линии преемственности.
Вокруг располагаются тантрические божества – идамы: Сандуй (Гухьясамаджа), Дэмчог (Чакрасамвара), Джигджед (Ямантака) со свитой.
Затем следуют семь Будд Медицины.
За ними находятся бодхисаттвы – восемь Сынов Будды.
Затем шестнадцать архатов, Шраваки, Пратьекабудды.
Затем трон окружают Защитники веры – Гонбо, Чойжал, Лхамо, Намсрай и т.д.
Думай: "Они покрывают, подобно облакам, предлежащее пространство и восседают лицом ко мне. Страшась страданий сансары и веря, что обладающие безмерными достоинствами Учитель и Три Драгоценности могут спасти от страданий сансары, я иду под вашу защиту". Думая так, многократно повторите: "Иду под защиту Учителя! Иду под защиту Будды! Иду под защиту Дхармы! Иду под защиту Сангхи!", обращаясь к четырём Прибежищам. Затем произнесите семь или три раза, обращаясь к шести Прибежищам: "Иду под защиту Идамов, божеств с их свитами, иду под защиту Стражей Дхармы!" В это время от всего Собрания Прибежища исходят лучи белого света и распространяются во всех направлениях. Они растворяются в вас, очищая от всех недобродетелей и скверн, накопленных вами с безначальных времён.
Затем думайте: "Учителю и Трём Драгоценностям поклоняюсь и прихожу под защиту. Прошу вас, благословите меня! Радуясь моей просьбе. Прибежище превращается в свет, и входит в меня, и благословляет". Далее думайте: "Прихожу под защиту Трёх Драгоценностей вплоть до достижения мною состояния бодхисаттвы. Пусть силой моих заслуг, накопленных мною через даяние и т.п., быстро достигну состояния Истинно Совершенного Будды ради пользы и счастья всех живых существ!" С этими мыслями произнесите: "Я принимаю Прибежище в Будде, Дхарме и Сангхе, пока не достигну состояния бодхисаттвы, совершением парамиты даяния и других парамит да достигну состояния Будды на благо всех живых существ!"
Это краткая формула порождения бодхичитты. Сохраняя прежнюю мотивацию, произнесите полную формулу порождения бодхичитты: "Я прихожу под защиту Трёх Драгоценностей. Раскаиваюсь во всех злодеяниях по отдельности, сорадуюсь добродетелям всех живых существ, придерживаюсь мысли о Пробуждении. Принимаю Прибежище в Будде, Дхарме и Сангхе, пока не достигну состояния бодхисаттвы. Ради пользы, своей и других существ, порождаю бодхичитту. Породив в душе высшую мысль бодхи, проявляю заботу о всех живых существах, с радостью осуществляя высший путь бодхисаттвы. Да достигну состояния Будды на благо всех живых существ!"
Затем думайте: "Все живые существа да обретут неомрачённое блаженство освобождения от страданий сансары и пусть имеют все причины для этого, какие ни есть!
Все живые существа да не разлучатся никогда с блаженством, свободным от всех омрачений и страданий!
Все живые существа да пребывают в равностном состоянии ума, не питая привязанности к одним и
гнева к другим
С этими мыслями произнесите: "Пусть все живые существа обретут блаженство и все причины для этого! Пусть все живые существа освободятся от страданий и от всех причин, порождающих эти страдания! Пусть все живые существа не расстаются с блаженством, свободным от страданий! Пусть все живые существа пребывают в равностном отношении, никого не деля на друзей и врагов, не испытывая привязанности и ненависти!" Произнеся это, созерцайте Четыре безмерных пожелания.
Поскольку всё вышесказанное, несомненно, правдиво, то в свободное время действуйте в соответствии со сказанным. А если нет свободного времени можно просто повторять формулу Прибежища. Но поступать таким образом всё время будет ошибкой. Поэтому в свободное время, памятуя о благих качествах и пользе Трёх Драгоценностей, созерцайте с соответствующими мыслями в предлежащем пространстве Собрание Прибежища и прочитайте весь текст Прибежища до конца, глубоко осмысливая его содержание. Если в повседневной жизни в каждом своём действии памятовать о Мудрости и благих качествах Учителя и Трёх Драгоценостей, то тогда практика Прибежища совершается даже без произнесения формулы Прибежища и созерцания его.
Из-за некачественного выполнения практики Прибежища нет опасности причинения вреда собственной жизни, нет опасности впадения в дурные участи. Также эта практика не требует каких-то ритуальных предметов и средств, для выполнения этой практики не нужно специальных посвящений, не требуется особого места и времени, тем не менее, она является глубокой практикой, хотя и лёгкой в исполнении; она приводит к реализации всех временных и высших целей, поэтому счастливцы да будут усердствовать в этой практике!


Колофон.

Данное сочинение было составлено почтенным Нгавангом Лобсангом Чойдан Пэлсанпо, согласно просьбе благородного досточтимого Харачен Келзанг Эпу. Отпечатано в тибетском монастыре монахом Пэлзаном. Перевёл с тибетского Еше Ламсан (Банзаракцаев Е.К.).



\