|
|
Изображения
Ваджрабхайравы.
В иконографии Ямантаку изображают
как в одиночной форме, так и в форме яб-юм, со
своей шакти Ваджраветали. В традиции буддийской тантры, женское
начало
– это аспект мудрости, а мужское – аспект метода. Символически это
передаётся изображением божества и его супруги. Однако Ямантака в любой
своей форме представляет собой единство мужского и женского аспектов.
В Ваджрамахабхайрава-тантре
даётся такая инструкция по составлению изображения
Быкоголового Ваджрамахабхайравы: "На
картине Он имеет шестнадцать ног, тридцать четыре руки, девять
голов. Он обнажён, чёрного цвета, с правой вытянутой (ногой),
ужасающего вида, поскольку является воплощением террора, с
эрегированным членом. Изображается с одной головой, как у буйвола, и
тремя гневными правыми головами – голубой,
красной и жёлтой. Левые головы цвета белого, дымчатого и чёрного. Между
ними рисуют ярко-красную голову. Над ними изображают голову Манджушри
жёлтого цвета, не очень гневную. В Его правых руках имеется кривой нож,
копьё, пестик, малый нож, одиночная ваджра, топор, пика, стрела, крюк,
жезл, дубинка с черепом, колесо, ваджра, ваджра-молот, меч и
череп-барабан. В левых руках он держит череп, голову, щит, ногу, аркан,
лук, кишки, колокольчик, саван, человека, посаженного на кол, сердце,
волосатую капалу, делает угрожающую мудру, сжимает тройное украшение и
одежду, развеваемую на ветру. Его следует рисовать держащим двумя
руками свежеснятую шкуру слона. Правыми ногами он (попирает) человека,
буйвола, быка, осла, верблюда, собаку, барана и шакала. Левой ногой
топчет грифа, сову, ворону, попугая, ястреба, орла, птицу майна и
журавля.
Ваджрамахабхайраву должно изображать именно так, а не иначе. Вокруг
него изображается огромное кладбище, на котором можно видеть страшные
вещи – людоедов, охранителей земли (кшетрапал),
духов, людей, насаженных на острие копья. Нужно нарисовать людей,
повешенных на верхушке фигового дерева, а также сжигаемых людей.
Нарисуйте обязательно людей, проткнутых копьями. Изобразите также
различных птиц – стервятников, ворон, собак и
шакалов, выкрикивающих Ха-Ха! Рисуются, к тому-же практикующие аскеты,
неотрывно взирающие на Господина, со спутанными волосами, украшенные
пятью знаками, держащие черепа-барабаны, с головами, увешанными
черепами и смеющиеся."
Здесь Ямантака
изображён с шестнадцатью ногами, с
тридцатью
четырьмя руками и девятью головами. Он обнажён, телом
тёмно-синего цвета. В садханах также встречаются
манифестации
Ямантаки других цветов, в мандале они окружают центрального
тёмно-синего Ваджрабхайраву и имеют по три лица и по шесть рук. Центральная
нижняя голова Ямантаки – голова буйвола.
Правые руки Ямантаки держат
дигуг, кинжал, топор, морскую раковину,
стремя, палицу, ваджру, жезл, меч, дамару и другие атрибуты, а левые
руки – череп, голову, щит, ногу, аркан, лук, колокол, руку, саван и
другие символические атрибуты. Под его ногами справа – человек, бык,
слон (иногда вместо слона изображают яка), осёл, верблюд, собака, овца
и лиса (прим: это набор жертвенных животных по учению бон, за
исключением верблюда и лисы). Под ногами слева – коршун, сова, ворон,
попугай, павлин, нырок и лебедь. По иконографическому канону внизу
тханки изображается кладбище. Аспекты образа Ямантаки
подробно разъясняются в толковании Чже
Цонкапы: девять голов Ямантаки соответствуют девяти разделам
буддийского канона, его тридцать четыре руки вместе с его телом, речью
и умом соответствуют тридцати семи аспектам пути к Пробуждению, два
рога символизируют две истины: относительную и абсолютную, шестнадцать
ног – шестнадцать аспектов концепции пустоты (санскр. śūnya –
шунья, пустота).
Над восемью из девяти голов Ваджрабхайравы
изображается голова Манджушри,
чьим проявлением является Ямантака.
Проявление
Ваджрабхайравы в ипостаси Экаллавира – "Одиночный Герой".
Победитель Смерти Яма
(Царь Смерти).
Ямантака (Бурятия, 20
век).
Чёрный Враг Господин
Смерти (Кришнаямари).
Красный Палача
Господин Смерти (Рактаямари).
Ужасающий (Ваджрабхайрава).
Яб-Юм Ваджрабхайравы.
Яб-Юм Ваджрабхайравы.
Яб-Юм Ваджрабхайравы.
Мандала
Махаваджрабхайравы.
Мандала
Ваджрабхайравы традиции
Б. Дандарона.
Мандала Ямари ("Враг Ямы").
Мандала Шри Ваджрабхайравы (бурят.
Бадзра Бхайрабын жинхор) ранний XIX в. Мандала структурно оформленная в
виде "танка" (дкйил 'кхор гйи тханг ка). В
центре мандалы – Ийдам Ваджрабхайрава с Праджней Джнянадакини,
относящийся к ануттара-йога-тантре, вокруг – двенадцать
паривара-дэвата, составляющие вместе тринадцать божеств (трайодашадэва)
мандалы. Внизу – два божества плана ритуала.
Мандала Экавира Бхайравы (бурят.
Бажиг Бхайрабын жинхор) начало XX века. Мандала
нарисованная на холсте (рас брис кйи дкйил 'кхор). Внутри
круга – изображение трёхмерной мандалы в виде дворца Ийдама Экавира
Бхайравы. В боковых павильонах – над вазами с купами деревьев – два
йогина. Наверху – Мкхас груб рджэ Дгэ лэгс дпал, ученик Цзонхавы. В
круге, между внутренней и внешней оградами – ваджрной (рдо рджэ ра ба)
и из языков пламени (мэ ри) – биджа-мантра "ХУМ!".
Мандала Экантанаяка Ваджрабхайравы (бурят. Сожан Бадзра
Бхайрабын жинхор) XIX век.
Мандала нарисованная на холсте
(рас брис кйи дкйил 'кхор), представляет
самаямандалу, т.е. мандалу, в которой божества обозначены только их
атрибутами.
Мантра Ямантаки.
\
|
|
|