|
|
Очерк истории виджнянавады
(йогачары).
А.
Гунский. Реферат на тему "Очерк истории виджнянавады (йогачары)". 1997
год.
Введение.
Виджнянавада ("учение о
сознании", другое название – йогачара, т.к. эта
школа отдавала предпочтение йогической практике перед философским
размышлением) – последняя по времени крупная
философская школа буддизма, возникшая в Индии в 4-5 вв. н.э. Учение
виджнянавадинов – одна из самых сложных
философских концепций буддийской, а возможно, и всей индийской мысли. В
определённой мере виджнянавада вобрала все достижения буддийской мысли
за первое тысячелетие своего развития; с другой стороны, она оказала
значительное воздействие на последующее развитие буддийской философии,
происходившее уже за пределами Индии, прежде всего в Китае и Японии.
Философская традиция виджнянавады оказала
влияние и на тибетский буддизм. Хотя в целом философия виджнянавады в
Тибете оценивалась ниже философии мадхьямаки,
логическая традиция буддизма, созданная знаменитыми учителями
виджнянавады Дигнагой и Дхармакирти, изучалась и развивалась
именно в Тибете; в Китае же логикой занимались сравнительно мало.
Виджнянавада акцентировала своё внимание
исключительно на проблеме сознания. Предмет её философствования состоял
не в рассмотрении взаимоотношения сознания и внешнего мира, но прежде
всего в рассмотрении сознания как некоей системы соотнесения с его
конкретными состояниями.
Эмпирическое сознание склонно отождествлять
данные органов чувств с конкретными характеристиками объектов внешнего
мира. Однако когда дело касается субъективных данных, как, например,
ощущение боли, то характер ситуации подсказывает невозможность
приписывания этих данных внешним объектам. Именно на анализе подобных
примеров виджнянавадины и разработали свой особый подход к проблеме
обусловленности содержаний сознания. Объект, рассматриваемый как плод
ментального конструирования, объявлялся нереальным, но мысль об
объекте, осознавание объекта с неизбежностью должны были быть признаны
реальными.
В отличие от классической абхидхармы, теоретики
виджнянавады вводят восьмой вид сознания –
алая-виджняна (букв. "сознание-сокровищница") Алая-виджняна содержала в
себе "семена" аффективности, проявления которых и удерживали индивида в
сансарном состоянии, т.е. сознание-сокровищница обусловливала
индивидуализацию потока дхарм на протяжении различных существований и
обеспечивала тем самым единство субъекта кармического воздаяния.
В момент же просветления достигалась полная
трансформация сознания-сокровищницы и уничтожение аффективности в её
потенциальности (состояние "семян, прокалённых пламенем"). В этом
случае, хотя кармическая деятельность ещё продолжалась, действие закона
кармы приобретало нейтральный характер и не вело к следующему
перерождению. Таким образом, трансформация алая-виджняны вела к
обретению нирванического состояния в данной жизни. Это положение
виджнянавады было в дальнейшем использовано учителями чань-буддизма.
Истоки виджнянавады могут быть прослежены к двум
махаянским сутрам "Ланкаватаре"
и "Сандхинирмочане", также частично к "Аватамсаке-сутре", созданным в
период 2-4 вв н.е. Окончательной систематизацией своих идей и концепций
виджнянавада обязана двум выдающимся мыслителям раннесредневековой
Индии – Асанге и Васубандху (4-5 вв).
Учителя
виджнянавады.
Асанга.
Согласно позднейшей тибетской традиции, однажды к монаху Асанге, в течение 12 лет занимавшегося
созерцанием в горной пещере, после ряда испытаний спустился с неба Тушита бодхисаттва Майтрея. Он передал Асанге пять трактатов, лёгших в основу учения
виджнянавады. В настоящее время часть исследователей считает данного
Майтрею легендарным персонажем, часть –
историческим лицом. В любом случае, видимо, первым историческим
учителем виджнянавады можно считать Асангу.
Асанга (Арьяасанга,
4 в., Пешавар в Гандхаре) является одним из самых выдающихся мыслителей
махаяны. Наиболее важными сочинениями, бесспорно принадлежащими Асанге, являются:
- "Йогачарабхуми-шастра" ("Учение о великих
областях йоги; одним из разделов этого сочинения является
"Бодхисаттва-бхуми" – учение о великих областях бодхисаттвы);
- "Махаяна-санграха";
- "Абхидхарма-самуччая" (в этом сочинении
изложена система махаянской абхидхармы).
По мнению некоторых исследователей, Асанга связан и с тантрическим буддизмом
(ваджраяной), в частности, одним из самых ранних текстов этого
направления, "Гухьясамаджа-тантра".
Асанге принадлежит один
из первых специальных трактатов по буддийской логике. Согласно
буддийской традиции, Аснга обратил в
махаяну своего младшего брата Васубандху,
придерживавщегося ранее хинаянских воззрений.
Васубандху.
Васубандху занимает
особое положение в истории буддийской философии: он –
единственный учитель, которому был присвоен титул второго Будды. Васубандху – один
из последних учёных, обладавших энциклопедическим знанием всей
предшествующей буддийской философии; он же единственный, построивший
две цельные замкнутые системы буддизма, сначала хинаяны, а затем
махаяны. В традиции хинаянской школы сарвастивады
Васубандху создал "Абхидхармакошу" ("Энциклопедию
Абхидхармы") подлинную сокровищницу буддийского теоретического
умозрения, в которой подводится итог всему, что накопила буддийская
философская мысль со времени своего возникновения.
Васубандху имел
множество учеников, но лишь четверо из них стали знаменитыми. Они
обрели статус "независимых учёных". Это был учитель Стхирамати, знаток
систем 18 ранних школ; святой Вимуктасена, занимавшийся монистической
философией праджняпарамиты;
учитель Гунапрабха, посвятивший себя
изучению системы буддийской дисциплины (Виная) и учитель Дигнага, занимавшийся логикой.
Перейдя в махаяну, Васубандху
создал новую систему, в которой соединил в одно целое теорию
йогачар-виджнянавадинов с теорией, изложенной в "Абхидхармакоше".
Основными махаянистским работами Васубандху
являются:
- "Двадцать стихов о только-сознавании";
- "Тридцать стихов о только-сознавании".
Васубандху принадлежит также "Вада-видхи" –
один из первых буддийских трактатов по буддийской логике.
Один из учеников Васубандху,
знаменитый Дигнага, основал новую школу
виджнянавады, в которой изучение абхидхармы было полностью заменено
изучением логики.
Логическая
традиция виджнянавады.
Основными учителями виджнянавады, занимавшимися разработкой логических
проблем, были Дигнага и Дхармакирти.
Дигнага.
Дигнага (4-5 вв.)
происходил из брахманской семьи Южной Индии. В раннем возрасте он был
обращён в буддизм учителем из школы ватсипутриев, от которого он
получил посвящение. Позднее Дигнага
разошёлся со своим учителем по вопросу о существовании личности, и
отправился на север Индии, где он продолжал своё образование под
руководством Васубандху. Со временем Дигнага, по всей вероятности, разошёлся со
своим учителем по вопросу о логике, подобно тому как ранее он разошёлся
со своим наставником в связи с проблемой реальности личности.
Жизнь Дигнаги
после того, как он закончил период своего ученичества, текла по
обычному руслу, как жизнь всякого знаменитого учителя в Индии тех
времён. Он приобрёл славу великого логика в знаменитом диспуте с
брахманом Судурджаей в монастыре Наланда. После этого он странствовал
из монастыря в монастырь, по временам останавливаясь в каком-нибудь из
них на продолжительный срок. Там он преподавал, писал свои труды,
участвовал в публичных диспутах. Благодаря своим победам в таких
диспутах Дигнага стал одним из наиболее
ярких проповедников буддизма. Он был удостоен звания "победителя
вселенной".
За исключением двух своих ранних работ, все
остальные сочинеия Дигнаги посвящены
логике. Все свои идеи Дигнага свёл в
работе "Прамана-самуччая", состоящем из шести глав с кратким
собственным комментарием.
Дхармакирти.
Дхармакирти (видимо,
ок. 600-660 гг.) также родился на юге Индии и получил традиционное
брахманское образование. Позднее он заинтересовался буддизмом и вступил
в сангху. Поскольку его глубоко заинтересовали логические проблемы, а Дигнаги уже не было в живых, он начал
обучаться у Ишварасены, прямого ученика Дигнаги.
Вскоре он превзошёл своего учителя в понимании системы Дигнаги. С одобрения Ишварасены Дхармакирти начал затем составление
своего великого труда в мнемонических стихах, представляющего
расширенный детальный комментарий на главное сочинение Дигнаги.
Дхармакирти
написал семь работ по логике, которые стали фундаментальными трудами
для изучения логики тибетскими буддистами и превзошли по своему
значению сочинение Дигнаги, хотя
первоначально они были задуманы как подробный комментарий на него.
Сочинения Дхармакирти стали отправным
пунктом для появления огромной комментаторской литературы.
Большую часть жизни Дхармакирти
провёл, как это было принято, в написании своих логических трудов,
преподавании, публичных диспутах и в активной пропаганде буддизма.
Несмотря на огромный размах и успех своей пропагандистской
деятельности, Дхармакирти, видимо,
предвидел печальную судьбу своей религии в Индии. В целом буддизм в
Индии был уже обречён. Сохранилось несколько стихов Дхармакирти, проникнутых глубочайшей
печалью и свидетельствующих о крайней пессимистичности его
умонастроений.
То немногое, что известно о личности Дхармакирти, говорит о том, что он был
человеком гордым, уверенным в себе, исполненным презрения к
обыкновенным людям и поддельной учёности. Так, Анандавардхана
(индийский философ и теоретик искусства 10 в.) говорит об одном из
стихотворений Дхармакирти: "Это
жалоба человека, который раздувается от гордости, созерцая несравненные
свои достоинства, величием своим порождает лихорадку беспокойства у
завистников и не видит кругом себя никого, кто мог бы сравниться с ним
в способности проникать в сущность вещей".
Таранатха (тибетский историк буддизма)
рассказывает, что, когда Дхармакирти
закончил свой великий труд, он показал его пандитам, но не встретил у
них ни одобрения, ни поддержки. Он горько жаловался на недалёкость и
зависть этих людей: "Поэт Вальмики описывает, как обезьяны строили мост
через океан посредством камней. Поэт Вьяса описывает, как то же самое
совершилось посредством стрел Арджуны; в этом не усматривают гиперболы
(находятся люди, которые этому верят). И вот те же самые люди, которые
в таких баснях не хотят видеть даже гиперболы, громко кричат об ошибках
в моих сочинениях, где смысл и его словесное выражение уравновешены,
как на весах. Вот что значит высокое положение этих поэтов! Как перед
ними не преклониться!". По свидетельству источников, его враги
привязали рукопись его работы к хвосту собаки и пустили её бегать по
городским улицам, где эти листки разлетались во все стороны. Но Дхармакирти сказал: "Подобно тому, как
эта собака пробежит по всем улицам, так и мой труд распространится по
всему миру".
Объём логики в понимании поздних буддистов
существенно превышает то, что известно о составе других логических
систем (вся область человеческого знания). Буддийская логика начинается
с теории ощущения как наиболее несомненного свидетельства существования
внешнего мира. Затем она переходит к теории координации между этим
внешним миром и его репрезентацией, как она конструируется нашим
разумом в образах и понятиях. После этого следует теория суждения,
вывода и силлогизма и, наконец, система охватывает всю сферу
человеческого познания, начиная с элементарного ощущения и кончая
сложным апппаратом публичного диспута. Согласно буддистам, реальность
является динамичной, а не статичной, но, с другой стороны, реальность
представляется в логике как нечто, стабилизированное в понятиях и
именах. Конечная цель буддийской логики –
объяснение отношения между динамичной реальностью и статичными
конструкциями мысли.
Литература.
Бонгард-Левин Г.М., Ильин Г.Ф. Индия в древности. М., 1985.
Розенберг О.О. Избранные труды по буддизму. М.,
1991.
Рудой В.И. Введение в буддийскую философию. //
Васубандху. Абхидхармакоша. Раздел 1. Пер. с санскр., введение,
комментарий В.И. Рудого. М., 1990, с. 8-42.
Топоров В.Н. К буддологическим исследованиям
Ф.И. Щербатского. // Щербатской Ф.И. Избранные труды. М., 1988, с.
263-420.
Цыбиков Г.Ц. Избранные труды. Т. 2. Новосибирск,
1991.
Щербатской Ф.И. Избранные труды. М., 1988.
\
|
|
|
|