На главную страницу.  Назад.

На главную страницу.  Назад.
Лундэн.
Свеча познания будущего. (Предсказания Будды).
Издано ксилографическим способом в одном из дацанов Бурятии на старомонгольской письменности в 1906 г. Переиздано издательством ОАО "Республиканская типография" респ. Бурятия, Улан-Удэ 1998 г. Перевёл на русский Б.Д. Будаев, с. Курумкан.
12.01.1998 г.



Поклоняюсь высшим Трём Драгоценностям!
Благословенный Будда Готама – Победитель оставил нам эту книгу – (Исповедь) Мудрости для спасения нас во дни суровых и жестоких испытаний.
Объём этой книги равен количеству его строк. Почему так? Потому что каждая строка как бы шествие всего живого, поэтому говорится, что данная книга, в переносном смысле, сильна каждой своей строкой, смысл всей книги равен смыслу каждой строки.
Наставления Благословенного в своё время слушал и передал нам ближайший и верный ученик Будды – премудрый Ананда.
Благословенный Будда – Победитель, сидя под сандаловым деревом, возлюбя всё живое существо в мире, сказал, что в конце п
ятисотлетияы1, когда наступят плохие времена, велика будет добродетель тех, кто через 10 белых2 добродетелей приобщится к святому Учению. Мала будет добродетель тех, кто не приблизится к святому Учению, и страдания их будут весьма большими, подобно тому, как внизу режут земным холодным оружием.
Премудрый Ананда, внимая речам Благословенного, сказал:
– Благословенный Учитель, да будут свободны люди от страданий в ответ на вашу любовь и сострадание к ним!
Тогда Благословенный Будда-Победитель обратился к верному Ананде со словами наставления:
– Я поучаю тебя. С небесных высот я благословляю, жалею всё живое в пространстве. Слушайте все мои наставления! Это Учение будет помогать вам, когда наступят плохие времена. Если данное учение читать, писать, совершать медитацию, то исчезнут греховные дела и мысли, каждый человек и его род найдут хорошее перевоплощение. При этом надо зажигать свечи, воскуривать благовония.
Начало (корень, основа) этого учения исходит из такого случая: на берегу одного большого озера сидел добрый перерожденец и молился за всех живых существ, глубоко их жалея. При этом он лил кровавые слёзы.
Обратился к нему Благословенный Победитель:
Добрый перерожденец, слушай меня внимательно. Не надо плакать. Слушай хорошенько моё повеление. В начале года, в месяц барса (тигра)3 я окажу великую милость стране людей. В то время исчезнет всё плохое: переправятся через океан страданий, избавятся от всего греховного. Я спасу попавших в ад. И в то время распространится повсюду моё Учение. И если все моё наставление будете читать, почитать, исчезнут все болезни. Один человек опишет это Учение (распространит) – поможет всему селу, общине. Одна община распространит – поможет всему краю, приумножится добродетель всех людей; освободятся они от плохой дружбы, от адских мучений (страданий); будет подавлено безбожие, безнравственность. Полюбят моё Учение и в этой, и в следующих жизнях. Вот дорога всего живого в изначальную шести разрядов4. Если образно, то это как плот или лодка на воде. Поэтому так важно относиться к данному учению с благоговением и чистой верой. Для возвеличения Божественного Будды Майтреи на земле человеческой да поможет это Учение!
Если эти поучения написать и распространить другим, то приумножатся добродетели в жизни каждого; высохнет море недугов, горестей и несчастий.
В противном случае – о, вызывающие жалость и сочувствие живые существа! – Неисчезнувшие войны придут через врата десяти помыслов по воле зла. Это во-первых. И наполнится земля человеческая реками крови. Во-вторых, невозможно будет воспользоваться плодами растений. В-третьих, все люди испытают мучения, страдания. В-четвёртых, не встретится человек в пути. В-пятых, всевозможные звери-хищники наводнят селения. В-шестых, опустеют дома. В-седьмых, всюду объявятся звери-хищники, поедающие мертвецов. В-восьмых, оставшиеся в живых люди не смогут выжить. В-девятых, нечистая сила будет гулять по домам и селениям.
Вот что будет через врата неочищенных десяти помыслов-деяний. Человек возгордится, будет поносить других, не будет уважения друг к другу.
В каждом человеке есть четыре начала: царственное начало, божественное начало, господское начало, холопское начало.
Если всеми ими с благоговением обратиться к излагаемому Учению, то наступят хорошие времена. Благословенный Победитель наставляет:
– Если неправильно истолковывать настоящее Учение, то один другого столкнёт в бессловесный ад. Если не услышат люди это Учение, земля наполнится небесными слезами, придёт время различных болезней. Но, если услышав Учение, вовремя записать и творить молитвы, развеются болезненные сомнения и подозрения, успокоятся стихийные бедствия, найдётся хорошее перерождение.
К примеру, в обществе бывает семь бед – семь несчастий:
– страдания всего живого через несвободу;
– голод, испытание жажды (засуха);
– вражда, борьба между начальниками, господами;
– страдания особенно бедного люда, заключённых;
– страдания из-за поклонения неправильной вере, учению;
– страдания небесных д
олгожителей5;
– страдания не нашедших своего п
еревоплощения6.
Именно избавлением от всех этих несчастий является молитвенная вера в настоящее Учение, все болезненные явления пройдут, наступят хорошие времена.
Этому есть объяснение в том, что однажды в год огненной лошади (мужского начала) с небесных высот свалился на берег одного озера огромный камень. Камень раскололся, и изнутри его появилась данная сутра. Это послание свыше, и поэтому эту книгу необходимо, ни от кого не скрывая, изучать. Это не для избранных двоих-троих, а для всего общества и избавления его от всех болезней. В конце следующего пятисотлетия наступят трудные времена для нашей эры: падение нравственности и несоблюдение обетов; чёрные мысли будут затмевать души; время употребления греховной пищи; время идти по дороге 10 чёрных грехов-нугэлов; время чтения греховных молитв; время принятия внутрь пяти ядовитых веществ (алкоголь, наркотики); опустится вниз исповедующий учение; время рождения в плохое время; время пользоваться деревянной и железной посудой; родственники будут творить плохие дела.
В общем, плохие дела, помыслы – страшные времена могут настать. Но если своевременно изучить это Учение, направленное на предотвращение плохих времён, то они повернут вспять. Надо различать правду от неправды, верить в лучшее, в правдивость Учения, а те, кто распространяет неправду, заболеют болезнью речи.
Когда Благословенный и Совершенный Учитель Будда закончил своё наставление, то Авалокитешвара, Майтрея, Ананда вместе с небожителями, со всеми начальниками и простолюдинами выразили огромную благодарность Учителю за наставления и оповестили об этом весь мир.
Тогда Благословенный и Совершенный Будда совершил следующее: спокойно и уверенно, разукрашенной правой рукой ударил об землю и подавил всё царство чёрных помыслов со всеми их сопутствующими "друзьями" – и изрёк:
– Так я, вознёсшийся, только успокоив все болезни, злых духов, обрёл душевное спокойствие и достиг царства неземного (нирваны). И это надо знать и действовать так.
Затем Благословенный Будда погрузился в глубокое размышление по поводу сказанного им поучения. Тогда Ананда обратился к Учителю:
Благословенный Учитель, твоя проповедь поможет избежать всего плохого. Особенно, когда наступит год земляной обезьяны, в год всевозможных эпидемических заболеваний. Если это Учение не распространять и не верить ему, обрадуются чёрные силы.
Но если это Учение писать, читать, действовать с молитвами, то придут очень хорошие времена, всюду установятся мир и согласие. Надо лучше говорить об этом всем, показать усердие в распространении этого Учения.
И, считая, что оно всем принесёт счастье, что распространится повсюду свет знаний, все божества изрекли проповеди.
Нанди Убананди сказал:
Надо верить святому Учению, мудрость его простирается в будущее. Исполнятся все стремления верующих в него, беды и пороки будут покорены. Верующие в божественную религию, молитесь и освещайте благовониями и цветами.
С небесных высот добродетельный Майтрея, знающий, что такое людские слёзы, обратился к Учителю:
Благословенный, великая книга с таким мудрым и кратким поучением обращена в будущее, да соизволится исполнение Ваших наставлений!
В ответ Учитель изрёк:
Майтрея, благодарю тебя. Слушай моё повеление: мои наставления помогут всем страждущим. Помоги понять всем мои слова и мысли, с благоговением отнесись к этому делу. Да исполнится всегда Добродетель.
Далее говорится, что в год огненной лошади, в начале осеннего месяца, и в год земляной обезьяны (мужские начала) не поверившие этому поучению грешники все станут бедными. А освоившие это поучение [прочитавшие и переписавшие] проживут долгую жизнь без болезней, обретут большие добродетели.
В плохие времена занимающиеся вредными делами будут бродяжничать по городам и весям. Они будут скрываться от глаз людских, но благодаря этому Учению вредители, различная нечистая сила будут изгнаны. Поэтому в каждом краю необходимо распространить это Учение. Но если будете исполнять мои поучения с недоверием и в конце концов потеряете веру в меня, благословляющего и защищающего всех вас, в своего Учителя, в год огненной лошади (мужское начало) случится многократное землетрясение. В то время определится всё плохое, и в год огненной овцы (женского начала) одни люди повесятся, другие погибнут в пути, третьи погибнут при землетрясении (обвалах земли).
В год мужской земляной обезьяны будет беда для органов речи, в летнее время умрут от неизлечимой болезни. И тогда нечистая сила окружит страну царя.
Но всего этого можно избежать, читая, переписывая данные поучения-молитвы. В год земляной курицы (женское начало) всем людям весьма необходимо соблюдать религиозные обеты, клятвы, обряды, не есть мясного, не делать зла другим людям.
В год железной собаки (мужского начала) по всей стране и в каждом селении будет нашествие барсов, лисиц, волков и прочих зверей-хищников.
Спасение от всего этого – Учение Будды, надо читать, писать, действовать согласно его указаниям.
В год железной свиньи (женского начала) будет всеобщее народное волнение, подобное волнению океана. Это будет связано с тем, что люди потеряют право на свободное проживание. Сравним это с белым вихрем, ветром. И в то время погибнут не поверившие в это Учение.
Затем Благословенный Учитель повелел Авалокитешваре:
В год крысы случится необыкновенное: вдруг в небесах раздадутся звуки мелодичного поучения. Это будет знаком того, что это – мудрое поучение Будды, подобно свету Солнца и Луны, изливается на четыре стороны, восемь направлений, и если мудрые божественные слова записать и читать, то будет это вознесением Майтреи, помощью и спасением для всех.
Подобно большой горе будет добродетель того, кто запишет и, читая, будет претворять в жизнь эти мудрые поучения.
Всё это великое поучение по велению Будды записал перерожденец, посвящая всем живым существам верхних и нижних десяти сторон, сидя перед горой Поталой, окружённой друзьями-божествами.
Затем Авалокитешвара, жалея всех людей, распространил по свету это Учение. Если не верить этому Учению, то в начале и в середине двух летних месяцев распространятся заразные болезни. Утром заболеет – к вечеру умрёт. В то время случатся стихийные бедствия: засуха постигнет цветущие деревья, травы; землетрясения, подобно волнам, пронесутся по земле. Из десяти человек никого в живых не останется. И всё это поведал нам Благословенный Будда. Начиная с года огненной овцы (женского начала) и года земляной обезьяны (мужского начала) будет брать начало пятисотлетний плохой период. Со всех четырёх сторон придут вражда, несчастья, но их можно подавить, избежать, обратившись к святому Учению. И только так, изучая, распространяя Учение нашего Учителя, обретётся мир, спокойствие, избегнут люди страшных бедствий, обретётся добродетель.
Суть этого учения не для избранных, а для всех людей. Если в течение 5-6 месяцев не изучать этого Учения, не обращать серьёзного внимания, то повсюду распространятся различные болезни со смертельным исходом для многих. Это болезни тепла и холода, бешенства, горла и сердца, внутренних органов и их воспалений, печени. Но если кое у кого найдутся священные лекарства, то их надо хранить при себе, тогда не тронут их злые духи и болезни.

И-ма-хуба о-ма-па-ни-пани-су-ха

Священные лекарства надо хранить мужчинам на правой, женщинам – на левой стороне. Так можно избежать несчастий, и это коснётся всех верующих в Учение.
Благословенные верующие люди, время болезней, смертей уйдёт. Наступят прежние хорошие времена, укрепится безграничная добродетель.
Но прежние грешники и неверующие не придут к вере, их начало испорчено нечистой силой. Наполнятся земля и небеса плачем людским, отведавшим пиши дьявола, не будет им позволения отведать вкуса урожая.
Тогда Авалокитешвара со словами сострадания к людям стал молиться во имя защиты всего живого:
Благословенный Учитель, да разрешатся твоё благословение и твои молитвы!
И повелел Благословенный Учитель:
Поклоняйтесь моему Учению, почитайте, и да исчезнут все болезни и да будет подавлено всё плохое, придут добродетели, наступят прежние хорошие времена.
Высказал благопожелания, что особенно в месяц Лошади и в месяц Зайца полезно читать это Учение, и тот, кто это делает, будет долго жить без болезней, обретёт мир и спокойствие. Если хоть один раз записать всё это, будет спокойствие. В одно плохое время не удалось исполнить поучения, и начало бедствий оттуда. С этого года огненной Лошади (мужского начала) и распространили данное Учение, как способ защиты от плохого времени.
Если не суметь распространить Учение во всех краях, то растения подвергнутся засухе, заморозкам и граду, появятся неизвестные болезни – наступят тяжёлые страдания. Только запись, чтение Учения избавят от всех бедствий, греховности, помогут возвышению Будды Майтреи.
Да исполнится священное дело! Да исполнятся святости все пришедшие к Учению! Да удостоятся благословения края и земли! Да исчезнут болезни, несчастья, вражда в стране людей, прольются дожди и расцветут травы, ягоды, исполнятся все пожелания!
Да приумножится счастье во всех четырёх избранных з
емлях7! Да укрепится жизнь посредством молитвенного колеса Учения!
После такого повеления Благословенного Учителя Будды Авалокитешвара, мудрый Ананда и все небожители, другие повелители и миряне выразили огромную благодарность и восхваление Учению Благословенного Будды-Победителя.
Да возгорится ярче свеча познания будущего и исполнятся все добрые деяния во имя его воплощения в жизнь!
Прося мира и спокойствия, нельзя искажать Учение, не допускайте двоемыслия и двоедушия, и пусть небесное сознание войдёт в каждого!



Наствление к изучению книги мудрости.

Поклоняюсь Любящему и Оберегающему всех!
Излагаем наставление к приобщению к Книге мудрости и сохранению веры.
Некоторые люди не верят в учение о бренности мира сего. Они исходят из того, что в книге Самады Ранзана неправильно толкуется, будто бы Солнце, Луна, Звёзды упадут на Землю, и небо и З
емля8 потеряют начало и конец, и воцарятся неправда и Ложь. Веря этому, они отвергают вообще божественное Учение. Иные люди озабочены только приобретением богатства, накопительством. Они не знают, что такое страдания других, не думают, что придёт и их смертный час. А если им предложить совершать добрые дела и поступки, то они ссылаются на занятость и делают недовольные лица.
Если ты не стоишь на пути добра и справедливости, то обогащение и стремление к наживе теряют всякий смысл. И малой толики нажитого, спрятанного не возьмёшь с собой со своей смертью.
Святое Учение не приходит само по себе, насильно заставить учиться трудно. Но если понимать трудность приобщения к Учению и всё же учиться, шагать по дороге познания, страдания и счастья, то велики плоды того труда, и человеческая жизнь обретёт божественный смысл.
Надо думать, как бы трудно ни сложились земные дела, как избежать трёх плохих дорог с
траданий9, и с помощью Учения, приобщения к книге мудрости обрести покой и счастье.
Иные люди испытывают трудности при постижении Знаний, тонкостей Учения; недоучившись, думая только о еде и одежде, отдаляются от мудростей божественного Учения.
Не постигших книги мудрости, обвиняющих других, приобщающихся к Учению, овладеет греховность и дьявольство. Для них всё едино: и учёный, и неучёный. Они рассуждают так: и у учёного есть и болезни, и смерть; счастлив тот, кто всё построил на грубой силе. Но это не так. Смерть для умудрённого и смерть для неуча различны. Спокойно, счастливо отходит в мир иной приобщившийся к Учению Будды. Средний книжник боится смерти, но понимает её неизбежность. Безграмотные, неверующие умирают, от страха царапая себе грудь ногтями, сожалея, что не молились, не верили ни во что.
Приобщающийся к Учению должен верить, что все его болезни, страдания исчезают подобно тому, как высохнет океан страданий, болезней всего живого. Поэтому верующий обретёт счастье и приобщится к ещё более светлому Учению. Если мы желаем обрести покой и счастье, не хотим страданий, то не можем и оправдать причин существования несчастной страдающей судьбы.
Отсюда делаем вывод: постигший мудрость Учения пойдёт дальше, к высшим божественным состояниям сознания, вкусит небесной святой воды – аршана (нектара Учения – блаженного состояния сознания Будды).
Есть нижний уровень судьбы, где царство смерти и крови, где грешные души мучаются, варятся и жарятся. Поэтому у каждого свой выбор, какой дорогой идти. Святой Богдо Цонкапа учил, что для достижения всеобщего блага необходимо мудрое, светлое Учение. Но если ни к чему светлому, хорошему не стремиться, то и жизнь человека уподобляется скотскому существованию, так как для скота абсолютно непостижимы понимание и счастья, и смерти. Человек беззаботный, безнравственный, проводящий дни в пустых разговорах, оскорбляющий чувства добрых верующих, подобен скоту в человеческом обличье. А для нашедшего настоящего человеческие качества не более праведных учений, чем он сам.
Три плохих Деяния (тела, речи и ума) порождают несчастья, зло. Не совместимы приобщение к праведному Учению и, в тоже время, нанесение вреда небожителям, людям и самому себе. Только ссору и борьбу (раздоры ) сеют неразумные и не приобщаются к божественному Учению. Богдо Цонкапа далее говорит :
Если мы сейчас обрели свою человеческую сущность, встретились с Учением Будды Готамы, поняли необходимость изучения священных книг, то только сейчас и необходимо приступить к этому благородному делу. Чтобы обрести вновь себя человеком в следующем перерождении, обрести душевный покой и счастье, необходимо вовремя приобщиться к святому Учению и в этой жизни всячески избегать десяти чёрных деяний – грехов.
Для обретения настоящих свободных человеческих качеств необходимо следующее :
найти чистый, светлый объект молитвенного поклонения;
заполнять жизнь светлыми помыслами.
Для всего этого необходимо подготовить ясную, чистую книгу мудрости, совершать молитвы. Чтобы не оказаться в следующем перерождении в плохой судьбе из-за того, что в этой жизни не обращался к вере, к Учению, не молился, то надо понять истину – обратись к вере, к Учению, к молитвам своевременно.
В жизни мы что-то теряем, а что-то находим. И чтобы как-то сбалансировать эти два понятия, мы совершаем какие-то действия, пытаясь примирить, найти середину. Но если родиться в плохой судьбе, не понимать различия между добром и злом, то человек так и проведёт всю жизнь в несчастье. Сравните такого человека с волком, с его действиями, образом жизни. Такой человек, совершая плохие деяния, испытывая несчастья, не вкусив счастливой жизни, впадёт в многочисленные бедствия.
Некоторые люди, не понимая смысла смерти и бессмертия, не испытывают страха, пренебрегая им, обрекают тем самым себя на опасности. И если вдруг возникнет момент жестокой казни, то это породит огромную опасность: наступит гибель, что очень страшно.
Несчастен и жалок тот, кто находится в руках безжалостного демона смерти, прерывающего нить жизни, испытывающий мучительные страдания, потерявший право на жизнь, теряющий нажитое имущество и своих дорогих близких ещё при жизни, лежащий на испачканном густым и жидким постели, у которого отказали руки и ноги, глаза гноятся; с сожалением понимающий, что человеческую жизнь он прожил без веры, без добрых деяний, без молитв; гонимый суровыми кармическими ветрами собственных плохих деяний; катящийся в царство страшных мук; одинокий на великой п
ереправе10 в другой мир… Разве можно думать, что есть некое безопасное место, где можно жить без веры, без молитв, без обращения к Будде?
Вот почему при этой жизни необходимо сотворять молитвы, соблюдать обеты во имя сохранения своей жизни, имущества, скота, своих родных и близких. Но если человек озабочен только приобретением имущества (обогащением), как бы больше набить карманы, находится во власти множества мелких страстей, то к чему всё его добро на пороге смерти?!
Таким образом, нажитые вещи, имущество не нужны в потустороннем мире; они нужны и необходимы в этой жизни, в этом мире. И чтобы они приносили пользу, надо сотворять молитвы, обращаться к святым книгам, бодхисаттвам.
Есть люди, которые только и занимаются торговлей, не зная разумных границ, превращая ноги в пыль и грязь, руки – в камень. Они не найдут истинного счастья и спокойствия в этой жизни. Думается, что истинное счастье и в этом, и в другом мире обретут те, кто познал смысл Трёх Драгоценностей (Будды, Дхармы и Сангхи). Поэтому надо, думая о будущем, в настоящей жизни уменьшить бессмысленные, бестолковые действия и день, и ночь спешить творить молитвы, обращаться к святым книгам.
Каждая семья, род должны определить благоприятное время для совершения молитвенного обряда, чтения мантр, радоваться от души, что избегают плохих сторон жизни. И в книге мудрости говорится о молитвах-благопожеланиях, спасающих каждого верующего человека, семью, род.
Наставление (введение) к усвоению Поучения Благословенного Будды составил святейший Богдо Панчен-Дхарма Дзонха-гэгэн.
Данное же предисловие подготовил к печати 8 дня, 10-го лунного месяца Года Огненного Тигра Вагиндра Сумади Галбха-Бхадра.
Пожелаем всем успешного усвоения наставлений книги Мудрости!



Сарва мангалам!


\



Примечания.

Примечания cоставлены О.М. Намжиловым, [чьё мнение, прежде всего, и отражает. Для улучшения своего понимания – обращайтесь к коренным текстам и Духовным Наставникам. Далее в квадратных скобках примечания наборщика компьютерного текста].

1 – Согласно буддийским повериям, расцвет [практики] Святого Учения длится в течение 500 лет. Затем наступает время упадка нравственности, безверия, то есть [практикующие] буддизм теряют силу Учения. Первый 500-летний период мощного расцвета Святого Учения приходится на время жизни и проповедей самого Будды Шакьямуни, и далее оно благоговейно передавалось из поколения в поколение его учениками.
Когда [практика последователей] Учения начинает терять животворную силу, появляется Падмасамбава, чья гигантская деятельность возрождает [практику] буддизма в былом величии. И наступает черёд благих времён, длящихся очередные 500 лет.
После истечения этих лет опять наступают чёрные времена войн, эпидемий, катастроф из-за падения нравственности, попрания общечеловеческих ценностей.
Третий, благой, 500-летний период приходится на время появления в нашем мире великого Цонкапы. Реформаторская деятельность Цонкапы, его святость, сила проповедей, книг оказали очищающее влияние на [практику последователей] Святого Учения, тем самым возродив былые добрые, благие времена.
Наше же с вами время находится на исходе 500-летия, то есть в периоде упадка [практики] буддизма.

2 В буддийской этике понятие 10 чёрных грехов имеет широкий обобщающий смысл и подразделяется в своей сути на 3 греха тела, 4 греха речи и 3 греха сознания.
Три греха тела: а) убийство; б) присвоение чужого; в) распутство.
Четыре греха речи: а) ложь; б) клевета; речь, ведущая к расколу [между людьми];
в) ругань, оскорбления; г) пустая бессмысленная болтовня.
Три греха сознания: а) злонамеренность; б) зависть (алчность) в) отрицание взаимозависимости всего сущего (отрицание кармы, отрицание учения Будды).
Несовершающий эти 10 грехов может называть себя последователем Будды, а совершающий их никогда не приблизится к состоянию сознания Будды.

3 Речь идёт, видимо, о том, как однажды Будда Шакьямуни принял приглашение на традиционные состязания магов и йогинов, ежегодно проводившиеся в древней Индии в первом лунном месяце Тигра. На состязаниях Будда безоговорочно победил, проявив при этом свои сверхъестественные способности.
Согласно легенде, Будда начал тогда проповедовать учение о Карме и десяти грехах. Он наглядно изобразил собравшимся страдания мучеников ада, страдания тех, кто совершал в предыдущих жизнях вышеперечисленные грехи. После проповедей Будды вся Индия приобщилась к великому Учению, и люди встали на благой путь несовершения 10 грехов.
В честь этого великого события в 1409 году Великий Цонкапа учредил в Лхасе (столице Тибета) молитвенный праздник "Монлам", который стал праздноваться во всех регионах, исповедующих тибетский буддизм. В Монголии, Бурятии, Калмыкии и Туве он известен как праздник Белого месяца (Сагаалган).

4 Согласно буддийскому Учению, существуют три обобщённых мира, в которых возможны четыре способа рождений в шести видах (разрядах) живых существ. Шесть разрядов живых существ делятся на три высших и три низших. Три низших – это ад, голодные духи и так называемая фауна, или перерождения в животных. Три высших перерождения – это люди, боги и между людьми и богами есть вид живых существ, называемых небоги-нелюди [то есть асуры].
Если вдуматься в суть 6 разрядов живых существ, то всплывает вопрос, касающийся буддийской психологии. К примеру, в ад попадают те живые существа, в сознании которых преобладает гнев. К голодным духам попадают имеющие большие привязанности [точнее, жадность к чему-либо], в животных перерождаются отрицающие Взаимозависимость, Карму, Учение Будды. [Существует мнение, что перерождение в мире животных определяется совершением сексуально распущенного поведения].
Например, человек очень часто гневается, и эта черта входит со временем в состояние его души. В момент смерти такого человека его гнев достигает наивысшего выражения (апогея), тем самым сжигая всё человеческое в его душе. Такой процесс может длиться довольно долго и он называется в буддизме адом. Каждый из нас может вспомнить состояние разбитости, душевного опустошения после нескольких минут вспышки гнева. Если это помножить на многие тысячи раз, то оно будет приблизительным примером рождения в аду.
Вся сансара, все страдания зиждятся на собственном ЭГО. Пока мы смотрим на мир через призму ЭГО, мы будем находиться под властью кармы, будем проходить через эти 6 разрядов сознания как в течение одной жизни, так и в течение всех перерождений. Отринув все эгоистические устремления собственного ума, мы должны восстановить изначальную свою природу, ибо истинное состояние сознания – есть состояние сознания Будды.

5 Те живые существа, которые вели праведный образ жизни, но не верившие в Будду, и те, кто верил в Будду, но их главной мотивацией при совершении благих поступков было получение хорошего перерождения для мирских удовольствий, считается, что они получают рождение в мире Богов. В мире Богов нет [многих] проблем и страданий, присущих другим разрядам живых существ. Они почти не болеют, имеют [почти] всё, что можно пожелать, тратят жизнь в развлечениях и утехах. Имеют большие способности, могут видеть будущее, но предпочитают пребывать в настоящем.
[За исключением тех случаев, когда случается, что вышестоящие небожители притесняют нижестоящих], единственные страдания они испытывают лишь перед смертью, когда от них начинают отворачиваться другие божества, когда они видят, что кармическая сила, накопленная при совершении благих поступков во множестве предыдущих жизнях, иссякает; что жизнь, полная развлечений и удовольствий, приходит к концу, и грядёт перерождение в низших разрядах живых существ, изобилующих различными болезнями, страданиями …
Для наглядности можно взять жизнь конкретного человека, родившегося в семье состоятельных родителей, не знавшего лишений, не обделённого умом, способным преумножить наследство родителей. Однако на пороге смерти этот человек вдруг осознаёт, что перед ней все равны; что власть, деньги, друзья – ничто в этом одиночном путешествии в мир иной, и вся прижизненная деятельность утрачивает смысл. И это осознание бесполезно прожитой жизни, усугубляющееся при мысли о том, что он, оказывается, ничем не отличается от многих,
приводит к большим переживаниям. Эти переживания, помноженные на многие тысячи раз, могут составить приблизительную картину страданий небесных долгожителей.

6 Это страдания голодных духов, страдания тех, кто не смог родиться в
конкретном физическом теле и вынужден скитаться в так называемом "мире теней". Их привязанности, вожделения, алчность, жадность достигли апогея. В их сознании уже не возникает иной мысли, как лихорадочный поиск объекта своей страсти. Даже если они и находят своё физическое воплощение, участь их весьма печальна. Они подобны вампирам, наркоманам, садистам. Они всегда желают, но никогда не получают полного удовлетворения. В случае заполучения своего предмета привязанности, они продолжают желать ещё и ещё.

7 Согласно буддийской космологии, мироздание (Вселенная) состоит из четырёх континентов земель. Одна из них наша Земля под названием "Дзамбулин" (по-тибетски) .

8 – Здесь имеется в виду, что есть люди, верящие в конец света, как в конец всего и навсегда, то есть некоторые люди недостаточно глубоко понимают непостоянство всего сущего и, поэтому, бывают равнодушны к любым учениям.

9 Три дороги : 1) гнева , 2) привязанностей и 3) безверия в Учение Будды и в Карму ведут в три низших разряда перерождения: ад , голодным духом или животным [соответственно].

10 Великая переправа в другой мир. Имеется в виду промежуточное состояние сознания живого существа между смертью и новым перерождением, длящееся обычно не более 49 дней.






 


На главную страницу.  Назад. Наверх.

На главную страницу.  Назад. Наверх.