|
|
Лундэн.
Свеча познания
будущего. (Предсказания Будды).
Издано ксилографическим
способом в одном из дацанов Бурятии на старомонгольской письменности в
1906 г. Переиздано издательством ОАО "Республиканская типография" респ.
Бурятия, Улан-Удэ 1998 г. Перевёл на русский Б.Д. Будаев, с. Курумкан. 12.01.1998 г.
Поклоняюсь высшим Трём Драгоценностям!
Благословенный Будда
Готама – Победитель оставил нам эту книгу – (Исповедь) Мудрости для
спасения нас во дни суровых и жестоких испытаний.
Объём этой книги равен количеству его строк. Почему так? Потому что
каждая строка как бы шествие всего живого, поэтому говорится, что
данная книга, в переносном смысле, сильна каждой своей строкой, смысл
всей книги равен смыслу каждой строки.
Наставления Благословенного в своё время слушал и передал нам ближайший
и верный ученик Будды – премудрый Ананда.
Благословенный Будда – Победитель, сидя под сандаловым деревом, возлюбя
всё живое существо в мире, сказал, что в конце пятисотлетияы1,
когда наступят плохие времена, велика будет добродетель тех, кто через
10 белых2
добродетелей приобщится к святому Учению. Мала будет добродетель тех,
кто не приблизится к святому Учению, и страдания их будут весьма
большими, подобно тому, как внизу режут земным холодным оружием.
Премудрый Ананда, внимая
речам Благословенного, сказал:
– Благословенный Учитель, да будут свободны люди от страданий в ответ
на вашу любовь и сострадание к ним!
Тогда Благословенный Будда-Победитель обратился к верному Ананде со словами наставления:
– Я поучаю тебя. С небесных высот я благословляю, жалею всё живое в
пространстве. Слушайте все мои наставления! Это Учение будет помогать
вам, когда наступят плохие времена. Если данное учение читать, писать,
совершать медитацию, то исчезнут греховные дела и мысли, каждый человек
и его род найдут хорошее перевоплощение. При этом надо зажигать свечи,
воскуривать благовония.
Начало (корень, основа) этого учения исходит из такого случая: на
берегу одного большого озера сидел добрый перерожденец и молился за
всех живых существ, глубоко их жалея. При этом он лил кровавые слёзы.
Обратился к нему Благословенный Победитель:
–
Добрый перерожденец, слушай меня внимательно. Не надо плакать. Слушай
хорошенько моё повеление. В начале года, в месяц барса (тигра)3
я
окажу великую милость стране людей. В то время исчезнет всё плохое:
переправятся через океан страданий, избавятся от всего греховного. Я
спасу попавших в ад. И в то время распространится повсюду моё Учение. И
если все моё наставление будете читать, почитать, исчезнут все болезни.
Один человек опишет это Учение (распространит) – поможет всему селу,
общине. Одна община распространит – поможет всему краю, приумножится
добродетель всех людей; освободятся они от плохой дружбы, от адских
мучений (страданий); будет подавлено безбожие, безнравственность.
Полюбят моё Учение и в этой, и в следующих жизнях. Вот дорога всего
живого в изначальную шести разрядов4.
Если образно, то это как плот
или лодка на воде. Поэтому так важно относиться к данному учению с
благоговением и чистой верой. Для возвеличения Божественного Будды
Майтреи на земле человеческой да поможет это Учение!
Если эти поучения написать и распространить другим, то приумножатся
добродетели в жизни каждого; высохнет море недугов, горестей и
несчастий.
В противном случае – о, вызывающие жалость и сочувствие живые существа!
– Неисчезнувшие войны придут через врата десяти помыслов по воле
зла. Это во-первых. И наполнится земля человеческая реками крови.
Во-вторых, невозможно будет воспользоваться плодами растений.
В-третьих, все люди испытают мучения, страдания. В-четвёртых, не
встретится человек в пути. В-пятых, всевозможные звери-хищники наводнят
селения. В-шестых, опустеют дома. В-седьмых, всюду объявятся
звери-хищники, поедающие мертвецов. В-восьмых, оставшиеся в живых люди
не смогут выжить. В-девятых, нечистая сила будет гулять по домам и
селениям.
Вот что будет через врата неочищенных десяти помыслов-деяний. Человек
возгордится, будет поносить других, не будет уважения друг к другу.
В каждом человеке есть четыре начала: царственное начало, божественное
начало, господское начало, холопское начало.
Если всеми ими с благоговением обратиться к излагаемому Учению, то
наступят хорошие времена. Благословенный Победитель наставляет:
– Если неправильно истолковывать настоящее Учение, то один другого
столкнёт в бессловесный ад. Если не услышат люди это Учение, земля
наполнится небесными слезами, придёт время различных болезней. Но, если
услышав Учение, вовремя записать и творить молитвы, развеются
болезненные сомнения и подозрения, успокоятся стихийные бедствия,
найдётся хорошее перерождение.
К примеру, в обществе бывает семь бед – семь несчастий:
– страдания всего живого через несвободу;
– голод, испытание жажды (засуха);
– вражда, борьба между начальниками, господами;
– страдания особенно бедного люда, заключённых;
– страдания из-за поклонения неправильной вере, учению;
– страдания небесных долгожителей5;
– страдания не нашедших своего перевоплощения6.
Именно избавлением от всех этих несчастий
является молитвенная вера в
настоящее Учение, все болезненные явления пройдут, наступят хорошие
времена.
Этому есть объяснение в том, что однажды в год огненной лошади
(мужского начала) с небесных высот свалился на берег одного озера
огромный камень. Камень раскололся, и изнутри его появилась данная
сутра. Это послание свыше, и поэтому эту книгу необходимо, ни от кого
не скрывая, изучать. Это не для избранных двоих-троих, а для всего
общества и избавления его от всех болезней. В конце следующего
пятисотлетия наступят трудные времена для нашей эры: падение
нравственности и несоблюдение обетов; чёрные мысли будут затмевать
души; время употребления греховной пищи; время идти по дороге 10 чёрных
грехов-нугэлов; время чтения греховных молитв; время принятия внутрь
пяти ядовитых веществ (алкоголь, наркотики); опустится вниз
исповедующий учение; время рождения в плохое время; время пользоваться
деревянной и железной посудой; родственники будут творить плохие дела.
В общем, плохие дела, помыслы – страшные времена могут настать. Но если
своевременно изучить это Учение, направленное на предотвращение плохих
времён, то они повернут вспять. Надо различать правду от неправды,
верить в лучшее, в правдивость Учения, а те, кто распространяет
неправду, заболеют болезнью речи.
Когда Благословенный и Совершенный Учитель Будда закончил своё
наставление, то Авалокитешвара,
Майтрея, Ананда вместе с небожителями,
со всеми начальниками и простолюдинами выразили огромную благодарность
Учителю за наставления и оповестили об этом весь мир.
Тогда Благословенный и Совершенный Будда совершил следующее: спокойно и
уверенно, разукрашенной правой рукой ударил об землю и подавил всё
царство чёрных помыслов со всеми их сопутствующими "друзьями" – и изрёк:
– Так я, вознёсшийся, только успокоив все болезни, злых духов, обрёл
душевное спокойствие и достиг царства неземного (нирваны). И это надо
знать и действовать так.
Затем Благословенный Будда погрузился в глубокое размышление по поводу
сказанного им поучения. Тогда Ананда
обратился к Учителю:
– Благословенный
Учитель, твоя проповедь поможет избежать всего плохого. Особенно, когда
наступит год земляной обезьяны, в год всевозможных эпидемических
заболеваний. Если это Учение не распространять и не верить ему,
обрадуются чёрные силы.
Но если это Учение писать, читать, действовать с молитвами, то придут
очень хорошие времена, всюду установятся мир и согласие. Надо лучше
говорить об этом всем, показать усердие в распространении этого Учения.
И, считая, что оно всем принесёт счастье, что распространится повсюду
свет знаний, все божества изрекли проповеди.
Нанди Убананди сказал:
–
Надо верить святому Учению, мудрость его простирается в будущее.
Исполнятся все стремления верующих в него, беды и пороки будут
покорены. Верующие в божественную религию, молитесь и освещайте
благовониями и цветами.
С небесных высот добродетельный Майтрея, знающий, что
такое людские слёзы, обратился к Учителю:
–
Благословенный, великая книга с таким мудрым и кратким поучением
обращена в будущее, да соизволится исполнение Ваших наставлений!
В ответ Учитель изрёк:
–
Майтрея,
благодарю тебя. Слушай моё повеление: мои наставления помогут всем
страждущим. Помоги понять всем мои слова и мысли, с благоговением
отнесись к этому делу. Да исполнится всегда Добродетель.
Далее говорится, что в год огненной лошади, в начале осеннего месяца, и
в год земляной обезьяны (мужские начала) не поверившие этому поучению
грешники все станут бедными. А освоившие это поучение [прочитавшие и
переписавшие] проживут долгую жизнь без болезней, обретут большие
добродетели.
В плохие времена занимающиеся вредными делами будут бродяжничать по
городам и весям. Они будут скрываться от глаз людских, но благодаря
этому Учению вредители, различная нечистая сила будут изгнаны. Поэтому
в каждом краю необходимо распространить это Учение. Но если будете
исполнять мои поучения с недоверием и в конце концов потеряете веру в
меня, благословляющего и защищающего всех вас, в своего Учителя, в год
огненной лошади (мужское начало) случится многократное землетрясение. В
то время определится всё плохое, и в год огненной овцы (женского
начала) одни люди повесятся, другие погибнут в пути, третьи погибнут
при землетрясении (обвалах земли).
В год мужской земляной обезьяны будет беда для органов речи, в летнее
время умрут от неизлечимой болезни. И тогда нечистая сила окружит
страну царя.
Но всего этого можно избежать, читая, переписывая данные
поучения-молитвы. В год земляной курицы (женское начало) всем людям
весьма необходимо соблюдать религиозные обеты, клятвы, обряды, не есть
мясного, не делать зла другим людям.
В год железной собаки (мужского начала) по всей стране и в каждом
селении будет нашествие барсов, лисиц, волков и прочих зверей-хищников.
Спасение от всего этого – Учение Будды, надо читать, писать,
действовать согласно его указаниям.
В год железной свиньи (женского начала) будет всеобщее народное
волнение, подобное волнению океана. Это будет связано с тем, что люди
потеряют право на свободное проживание. Сравним это с белым вихрем,
ветром. И в то время погибнут не поверившие в это Учение.
Затем Благословенный Учитель повелел Авалокитешваре:
–
В год крысы случится необыкновенное: вдруг в небесах раздадутся звуки
мелодичного поучения. Это будет знаком того, что это – мудрое поучение
Будды, подобно свету Солнца и Луны, изливается на четыре стороны,
восемь направлений, и если мудрые божественные слова записать и читать,
то будет это вознесением Майтреи,
помощью и спасением для всех.
Подобно большой горе будет добродетель того, кто запишет и, читая,
будет претворять в жизнь эти мудрые поучения.
Всё это великое поучение по велению Будды записал перерожденец,
посвящая всем живым существам верхних и нижних десяти сторон, сидя
перед горой Поталой, окружённой друзьями-божествами.
Затем Авалокитешвара,
жалея всех людей, распространил по свету это Учение. Если не верить
этому Учению, то в начале и в середине двух летних месяцев
распространятся заразные болезни. Утром заболеет – к вечеру умрёт. В то
время случатся стихийные бедствия: засуха постигнет цветущие деревья,
травы; землетрясения, подобно волнам, пронесутся по земле. Из десяти
человек никого в живых не останется. И всё это поведал нам
Благословенный Будда. Начиная с года огненной овцы (женского начала) и
года земляной обезьяны (мужского начала) будет брать начало
пятисотлетний плохой период. Со всех четырёх сторон придут вражда,
несчастья, но их можно подавить, избежать, обратившись к святому
Учению. И только так, изучая, распространяя Учение нашего Учителя,
обретётся мир, спокойствие, избегнут люди страшных бедствий, обретётся
добродетель.
Суть этого учения не для избранных, а для всех людей. Если в течение
5-6 месяцев не изучать этого Учения, не обращать серьёзного внимания,
то повсюду распространятся различные болезни со смертельным исходом для
многих. Это болезни тепла и холода, бешенства, горла и сердца,
внутренних органов и их воспалений, печени. Но если кое у кого найдутся
священные лекарства, то их надо хранить при себе, тогда не тронут их
злые духи и болезни.
И-ма-хуба
о-ма-па-ни-пани-су-ха
Священные лекарства надо хранить мужчинам на правой, женщинам – на
левой стороне. Так можно избежать несчастий, и это коснётся всех
верующих в Учение.
Благословенные верующие люди, время болезней, смертей уйдёт. Наступят
прежние хорошие времена, укрепится безграничная добродетель.
Но прежние грешники и неверующие не придут к вере, их начало испорчено
нечистой силой. Наполнятся земля и небеса плачем людским, отведавшим
пиши дьявола, не будет им позволения отведать вкуса урожая.
Тогда Авалокитешвара
со словами сострадания к людям стал молиться во имя защиты всего живого:
–
Благословенный Учитель, да разрешатся твоё благословение и твои молитвы!
И повелел Благословенный Учитель:
–
Поклоняйтесь моему Учению, почитайте, и да исчезнут все болезни и да
будет подавлено всё плохое, придут добродетели, наступят прежние
хорошие времена.
Высказал благопожелания, что особенно в месяц Лошади и в месяц Зайца
полезно читать это Учение, и тот, кто это делает, будет долго жить без
болезней, обретёт мир и спокойствие. Если хоть один раз записать всё
это, будет спокойствие. В одно плохое время не удалось исполнить
поучения, и начало бедствий оттуда. С этого года огненной Лошади
(мужского начала) и распространили данное Учение, как способ защиты от
плохого времени.
Если не суметь распространить Учение во всех краях, то растения
подвергнутся засухе, заморозкам и граду, появятся неизвестные болезни –
наступят тяжёлые страдания. Только запись, чтение Учения избавят от
всех бедствий, греховности, помогут возвышению Будды Майтреи.
Да исполнится священное дело! Да исполнятся святости все пришедшие к
Учению! Да удостоятся благословения края и земли! Да исчезнут болезни,
несчастья, вражда в стране людей, прольются дожди и расцветут травы,
ягоды, исполнятся все пожелания!
Да приумножится счастье во всех четырёх избранных землях7!
Да
укрепится жизнь посредством молитвенного колеса Учения!
После такого повеления Благословенного Учителя Будды Авалокитешвара,
мудрый Ананда и все
небожители, другие повелители и миряне выразили огромную благодарность
и восхваление Учению Благословенного Будды-Победителя.
Да возгорится ярче свеча познания будущего и исполнятся все добрые
деяния во имя его воплощения в жизнь!
Прося мира и спокойствия, нельзя искажать Учение, не допускайте
двоемыслия и двоедушия, и пусть небесное сознание войдёт в каждого!
Наствление к
изучению книги мудрости.
Поклоняюсь Любящему и Оберегающему всех!
Излагаем наставление к приобщению к Книге мудрости и сохранению веры.
Некоторые люди не верят в учение о бренности мира сего. Они исходят из
того, что в книге Самады Ранзана неправильно толкуется, будто бы
Солнце, Луна, Звёзды упадут на Землю, и небо и Земля8
потеряют начало и конец, и воцарятся неправда и Ложь. Веря этому, они
отвергают вообще божественное Учение. Иные люди озабочены только
приобретением богатства, накопительством. Они не знают, что такое
страдания других, не думают, что придёт и их смертный час. А если им
предложить совершать добрые дела и поступки, то они ссылаются на
занятость и делают недовольные лица.
Если ты не стоишь на пути добра и справедливости, то обогащение и
стремление к наживе теряют всякий смысл. И малой толики нажитого,
спрятанного не возьмёшь с собой со своей смертью.
Святое Учение не приходит само по себе, насильно заставить учиться
трудно. Но если понимать трудность приобщения к Учению и всё же
учиться, шагать по дороге познания, страдания и счастья, то велики
плоды того труда, и человеческая жизнь обретёт божественный смысл.
Надо думать, как бы трудно ни сложились земные дела, как избежать трёх
плохих дорог страданий9,
и с помощью Учения, приобщения к книге мудрости обрести покой и счастье.
Иные люди испытывают трудности при постижении Знаний, тонкостей Учения;
недоучившись, думая только о еде и одежде, отдаляются от мудростей
божественного Учения.
Не постигших книги мудрости, обвиняющих других, приобщающихся к Учению,
овладеет греховность и дьявольство. Для них всё едино: и учёный, и
неучёный. Они рассуждают так: и у учёного есть и болезни, и смерть;
счастлив тот, кто всё построил на грубой силе. Но это не так. Смерть
для умудрённого и смерть для неуча различны. Спокойно, счастливо
отходит в мир иной приобщившийся к Учению Будды. Средний книжник боится
смерти, но понимает её неизбежность. Безграмотные, неверующие умирают,
от страха царапая себе грудь ногтями, сожалея, что не молились, не
верили ни во что.
Приобщающийся к Учению должен верить, что все его болезни, страдания
исчезают подобно тому, как высохнет океан страданий, болезней всего
живого. Поэтому верующий обретёт счастье и приобщится к ещё более
светлому Учению. Если мы желаем обрести покой и счастье, не хотим
страданий, то не можем и оправдать причин существования несчастной
страдающей судьбы.
Отсюда делаем вывод: постигший мудрость Учения пойдёт дальше, к высшим
божественным состояниям сознания, вкусит небесной святой воды – аршана
(нектара Учения – блаженного состояния сознания Будды).
Есть нижний уровень судьбы, где царство смерти и крови, где грешные
души мучаются, варятся и жарятся. Поэтому у каждого свой выбор, какой
дорогой идти. Святой Богдо
Цонкапа учил, что для достижения всеобщего блага необходимо мудрое,
светлое Учение. Но если ни к чему светлому, хорошему не стремиться, то
и жизнь человека уподобляется скотскому существованию, так как для
скота абсолютно непостижимы понимание и счастья, и смерти. Человек
беззаботный, безнравственный, проводящий дни в пустых разговорах,
оскорбляющий чувства добрых верующих, подобен скоту в человеческом
обличье. А для нашедшего настоящего человеческие качества не более
праведных учений, чем он сам.
Три плохих Деяния (тела, речи и ума) порождают несчастья, зло. Не
совместимы приобщение к праведному Учению и, в тоже время, нанесение
вреда небожителям, людям и самому себе. Только ссору и борьбу (раздоры
) сеют неразумные и не приобщаются к божественному Учению. Богдо Цонкапа далее
говорит :
– Если мы сейчас обрели
свою человеческую сущность, встретились с Учением Будды Готамы,
поняли необходимость изучения священных книг, то только сейчас и
необходимо приступить к этому благородному делу. Чтобы обрести вновь
себя человеком в следующем перерождении, обрести душевный покой и
счастье, необходимо вовремя приобщиться к святому Учению и в этой жизни
всячески избегать десяти чёрных деяний – грехов.
Для обретения настоящих свободных человеческих качеств необходимо
следующее :
–
найти чистый, светлый объект молитвенного поклонения;
–
заполнять жизнь светлыми помыслами.
Для всего этого необходимо подготовить ясную, чистую книгу мудрости,
совершать молитвы. Чтобы не оказаться в следующем перерождении в плохой
судьбе из-за того, что в этой жизни не обращался к вере, к Учению, не
молился, то надо понять истину – обратись к вере, к Учению, к молитвам
своевременно.
В жизни мы что-то теряем, а что-то находим. И чтобы как-то
сбалансировать эти два понятия, мы совершаем какие-то действия, пытаясь
примирить, найти середину. Но если родиться в плохой судьбе, не
понимать различия между добром и злом, то человек так и проведёт всю
жизнь в несчастье. Сравните такого человека с волком, с его действиями,
образом жизни. Такой человек, совершая плохие деяния, испытывая
несчастья, не вкусив счастливой жизни, впадёт в многочисленные бедствия.
Некоторые люди, не понимая смысла смерти и бессмертия, не испытывают
страха, пренебрегая им, обрекают тем самым себя на опасности. И если
вдруг возникнет момент жестокой казни, то это породит огромную
опасность: наступит гибель, что очень страшно.
Несчастен и жалок тот, кто находится в руках безжалостного демона
смерти, прерывающего нить жизни, испытывающий мучительные страдания,
потерявший право на жизнь, теряющий нажитое имущество и своих дорогих
близких ещё при жизни, лежащий на испачканном густым и жидким постели,
у которого отказали руки и ноги, глаза гноятся; с сожалением
понимающий, что человеческую жизнь он прожил без веры, без добрых
деяний, без молитв; гонимый суровыми кармическими ветрами собственных
плохих деяний; катящийся в царство страшных мук; одинокий на великой переправе10
в другой мир… Разве можно думать, что есть некое безопасное место, где
можно жить без веры, без молитв, без обращения к Будде?
Вот почему при этой жизни необходимо сотворять молитвы, соблюдать обеты
во имя сохранения своей жизни, имущества, скота, своих родных и
близких. Но если человек озабочен только приобретением имущества
(обогащением), как бы больше набить карманы, находится во власти
множества мелких страстей, то к чему всё его добро на пороге смерти?!
Таким образом, нажитые вещи, имущество не нужны в потустороннем мире;
они нужны и необходимы в этой жизни, в этом мире. И чтобы они приносили
пользу, надо сотворять молитвы, обращаться к святым книгам, бодхисаттвам.
Есть люди, которые только и занимаются торговлей, не зная разумных
границ, превращая ноги в пыль и грязь, руки – в камень. Они не найдут
истинного счастья и спокойствия в этой жизни. Думается, что истинное
счастье и в этом, и в другом мире обретут те, кто познал смысл Трёх
Драгоценностей (Будды, Дхармы и Сангхи). Поэтому надо, думая о будущем,
в настоящей жизни уменьшить бессмысленные, бестолковые действия и день,
и ночь спешить творить молитвы, обращаться к святым книгам.
Каждая семья, род должны определить благоприятное время для совершения
молитвенного обряда, чтения мантр, радоваться от души, что избегают
плохих сторон жизни. И в книге мудрости говорится о
молитвах-благопожеланиях, спасающих каждого верующего человека, семью,
род.
Наставление (введение) к усвоению Поучения Благословенного Будды
составил святейший Богдо Панчен-Дхарма Дзонха-гэгэн.
Данное же предисловие подготовил к печати 8 дня, 10-го лунного месяца
Года Огненного Тигра Вагиндра Сумади Галбха-Бхадра.
Пожелаем всем успешного усвоения наставлений книги Мудрости!
Сарва
мангалам!
\
Примечания.
Примечания cоставлены О.М. Намжиловым, [чьё мнение, прежде всего, и
отражает. Для улучшения своего понимания – обращайтесь к коренным
текстам и Духовным Наставникам. Далее в квадратных скобках – примечания наборщика компьютерного
текста].
1 – Согласно буддийским повериям, расцвет
[практики] Святого Учения длится в течение 500 лет. Затем наступает
время упадка нравственности, безверия, то есть [практикующие] буддизм
теряют силу Учения. Первый 500-летний период мощного расцвета Святого
Учения приходится на время жизни и проповедей самого Будды Шакьямуни, и
далее оно благоговейно передавалось из поколения в поколение его
учениками.
Когда [практика последователей] Учения начинает терять животворную
силу, появляется Падмасамбава,
чья гигантская деятельность возрождает [практику] буддизма в былом
величии. И наступает черёд благих времён, длящихся очередные 500 лет.
После истечения этих лет опять наступают чёрные времена войн, эпидемий,
катастроф из-за падения нравственности, попрания общечеловеческих
ценностей.
Третий, благой, 500-летний период приходится на время появления в нашем
мире великого Цонкапы.
Реформаторская деятельность Цонкапы, его
святость, сила проповедей, книг оказали очищающее влияние на [практику
последователей] Святого Учения, тем самым возродив былые добрые, благие
времена.
Наше же с вами время находится на исходе 500-летия, то есть в периоде
упадка [практики] буддизма.
2 – В буддийской этике понятие 10
чёрных грехов имеет широкий обобщающий смысл и подразделяется в своей
сути на 3 греха тела, 4 греха речи и 3 греха сознания.
Три греха тела: а) убийство; б) присвоение чужого; в) распутство.
Четыре греха речи: а) ложь; б) клевета; речь, ведущая к расколу [между
людьми]; в)
ругань, оскорбления; г) пустая бессмысленная болтовня.
Три греха сознания: а) злонамеренность; б) зависть (алчность) в)
отрицание взаимозависимости всего сущего (отрицание кармы, отрицание
учения Будды).
Несовершающий эти 10 грехов может называть себя последователем Будды, а
совершающий их никогда не приблизится к состоянию сознания Будды.
3 – Речь идёт, видимо, о том,
как однажды Будда
Шакьямуни принял приглашение на традиционные состязания магов и
йогинов, ежегодно проводившиеся в древней Индии в первом лунном месяце
Тигра. На состязаниях Будда безоговорочно победил, проявив при этом
свои сверхъестественные способности.
Согласно легенде, Будда начал тогда проповедовать учение о Карме и
десяти грехах. Он наглядно изобразил собравшимся страдания мучеников
ада, страдания тех, кто совершал в предыдущих жизнях вышеперечисленные
грехи. После проповедей Будды вся Индия приобщилась к великому Учению,
и люди встали на благой путь несовершения 10 грехов.
В честь этого великого события в 1409 году Великий Цонкапа учредил в
Лхасе (столице Тибета) молитвенный праздник "Монлам", который стал
праздноваться во всех регионах, исповедующих тибетский буддизм. В
Монголии, Бурятии, Калмыкии и Туве он известен как праздник Белого
месяца (Сагаалган).
4 – Согласно буддийскому Учению,
существуют три обобщённых мира, в которых возможны четыре способа
рождений в шести видах (разрядах) живых существ. Шесть разрядов живых
существ делятся на три высших и три низших. Три низших – это ад,
голодные духи и так называемая фауна, или перерождения в животных. Три
высших перерождения – это люди, боги и между людьми и богами есть вид
живых существ, называемых небоги-нелюди [то есть асуры].
Если вдуматься в суть 6 разрядов живых существ, то всплывает вопрос,
касающийся буддийской психологии. К примеру, в ад попадают те живые
существа, в сознании которых преобладает гнев. К голодным духам
попадают имеющие большие привязанности [точнее, жадность к чему-либо],
в животных перерождаются отрицающие Взаимозависимость, Карму, Учение
Будды. [Существует мнение, что перерождение в мире животных
определяется совершением сексуально распущенного поведения].
Например, человек очень часто гневается, и эта черта входит со временем
в состояние его души. В момент смерти такого человека его гнев
достигает наивысшего выражения (апогея), тем самым сжигая всё
человеческое в его душе. Такой процесс может длиться довольно долго и
он называется в буддизме адом. Каждый из нас может вспомнить состояние
разбитости, душевного опустошения после нескольких минут вспышки гнева.
Если это помножить на многие тысячи раз, то оно будет приблизительным
примером рождения в аду.
Вся сансара, все страдания зиждятся на собственном ЭГО. Пока мы смотрим
на мир через призму ЭГО, мы будем находиться под властью кармы, будем
проходить через эти 6 разрядов сознания как в течение одной жизни, так
и в течение всех перерождений. Отринув все эгоистические устремления
собственного ума, мы должны восстановить изначальную свою природу, ибо
истинное состояние сознания – есть состояние сознания Будды.
5 – Те живые существа, которые вели
праведный образ жизни, но не верившие в Будду, и те, кто верил в Будду,
но их главной мотивацией при совершении благих поступков было получение
хорошего перерождения для мирских удовольствий, считается, что они
получают рождение в мире Богов. В мире Богов нет [многих] проблем и
страданий, присущих другим разрядам живых существ. Они почти не болеют,
имеют [почти] всё, что можно пожелать, тратят жизнь в развлечениях и
утехах. Имеют большие способности, могут видеть будущее, но
предпочитают пребывать в настоящем.
[За исключением тех случаев, когда случается, что вышестоящие
небожители притесняют нижестоящих], единственные страдания они
испытывают лишь перед смертью, когда от них начинают отворачиваться
другие божества, когда они видят, что кармическая сила, накопленная при
совершении благих поступков во множестве предыдущих жизнях, иссякает;
что жизнь, полная развлечений и удовольствий, приходит к концу, и
грядёт перерождение в низших разрядах живых существ, изобилующих
различными болезнями, страданиями …
Для наглядности можно взять жизнь конкретного человека, родившегося в
семье состоятельных родителей, не знавшего лишений, не обделённого
умом, способным преумножить наследство родителей. Однако на пороге
смерти этот человек вдруг осознаёт, что перед ней все равны; что
власть, деньги, друзья – ничто в этом одиночном путешествии в мир иной,
и вся прижизненная деятельность утрачивает смысл. И это осознание
бесполезно прожитой жизни, усугубляющееся при мысли о том, что он,
оказывается, ничем не отличается от многих, – приводит к большим
переживаниям. Эти переживания, помноженные на многие тысячи раз, могут
составить приблизительную картину страданий небесных долгожителей.
6 – Это страдания голодных духов, страдания
тех, кто не смог родиться в
конкретном физическом теле и вынужден скитаться в так называемом "мире
теней". Их привязанности, вожделения, алчность, жадность достигли
апогея. В их сознании уже не возникает иной мысли, как лихорадочный
поиск объекта своей страсти. Даже если они и находят своё физическое
воплощение, участь их весьма печальна. Они подобны вампирам,
наркоманам, садистам. Они всегда желают, но никогда не получают полного
удовлетворения. В случае заполучения своего предмета привязанности, они
продолжают желать ещё и ещё.
7 – Согласно буддийской космологии,
мироздание (Вселенная) состоит из четырёх континентов – земель. Одна из них наша Земля
под названием "Дзамбулин" (по-тибетски) .
8 –
Здесь имеется в виду, что есть люди, верящие в конец света, как в конец
всего и навсегда, то есть некоторые люди недостаточно глубоко понимают
непостоянство всего сущего и, поэтому, бывают равнодушны к любым
учениям.
9 – Три дороги : 1) гнева , 2)
привязанностей и 3) безверия в Учение Будды и в Карму ведут в три
низших разряда перерождения: ад , голодным духом или животным
[соответственно].
10 – Великая переправа в
другой мир. Имеется в виду промежуточное состояние сознания живого
существа между смертью и новым перерождением, длящееся обычно не более
49 дней.
|
|
|