На главную страницу В начало раздела Назад

На главную страницу В начало раздела Назад
Sutta pitaka. Aṅguttara nikāya. Pañcaka nipāta.
Раздел пяти (избранные сутты).





Содержание.
  • 1. Sekhabala-vagga.
  • 2. Bala-vagga.
  • 4. Sumana-vagga.
  • 5. Mundarāja-vagga.
  • 7. Saññā-vagga.
  • 9. Thera-vagga.
  • 10. Kakudha-vagga.
  • 11. Phāsuvihāra-vagga.
  • 12. Andhakavinda-vagga.
  • 13. Gilāna-vagga.
  • 14. Rāja-vagga.
  • 15. Tikanda-vagga.
  • 16. Saddhamme-vagga.
  • 17. Āghāta-vagga.
  • 19. Arañña-vagga.
  • 20. Brāhmana-vagga.
  • 21. Kimbila-vagga.
  • 22. Akkosa-vagga.
  • 23. Dīghacārika-vagga.
  • 24. Āvāsika-vagga.
  • 25. Duccarita-vagga.
  • 26. Upasampadā-vagga.
\




3. Pañcangika-vagga.

V.28 Pañcaṅgikasamādh sutta.
Сутта о Пятиступенчатом Самадхи.
Перевод с английского Дмитрия А. Ивахненко по переводу с пали Тханиссаро Бхикху.

Так я слышал.
Однажды Благословенный пребывал в Саваттхи, в роще Джеты, монастыре Анатхапиндики. Там он обратился к монахам:
– Монахи, я научу вас пятифакторному благородному правильному сосредоточению. Слушайте внимательно. Я буду говорить.
– Как скажешь, господин, – ответили монахи.
Благословенный сказал:
– Так что такое, монахи, пятифакторное благородное правильное сосредоточение?
При этом, о монахи, монах, – уединившись таким образом от чувственных желаний, уединившись от неумелых умственных качеств, – входит и пребывает в первой джхане: в восторге и счастье, рождённых уединением, сопровождаемых рассуждением и изучением.
Он пропитывает и насыщает, заливает и наполняет само это тело восторгом и счастьем, рождённым уединением. Во всём его теле не остаётся ничего, что не было бы наполнено восторгом и счастьем, рождённым уединением.
Точно так же как мойщик или ученик мойщика бросает моющий порошок в медный таз и замешивает его, много раз сбрызгивая водой, так что этот шарик моющего порошка, – пропитанный, насквозь насыщенный, наполненный влагой внутри и снаружи, – всё же не капает; так и монах пропитывает ... само это тело восторгом и счастьем, рождённым уединением.
Во всём его теле не остаётся ничего, что не было бы наполнено восторгом и счастьем, рождённым уединением. Это первый способ развития пятифакторного благородного правильного сосредоточения.
Далее, с остановкой рассуждения и изучения, он входит и остаётся во второй джхане: восторг и счастье, рождённые сосредоточением, объединение сознания, свободным от рассуждения и изучения, внутренняя уверенность.
Он пропитывает и насыщает, заливает и наполняет само это тело восторгом и счастьем, рождённым сосредоточением. Во всём его теле не остаётся ничего, что не было бы наполнено восторгом и счастьем, рождённым сосредоточением.
Точно так же как озеро с бьющей изнутри ключевой водой, не имея никакого притока ни с востока, ни с запада, ни с севера, ни с юга, которому небо регулярно не даёт изобильные ливни, так что прохладный источник воды, бьющий внутри озера, пропитывает и насыщает, заливает и наполняет его прохладной водой, и во всём озере не остаётся ничего, что не было бы наполнено прохладной водой; так и монах пропитывает ... само это тело восторгом и счастьем, рождённым сосредоточением. Во всём его теле не остаётся ничего, что не было бы наполнено восторгом и счастьем, рождённым сосредоточением. Это второй способ развития пятифакторного благородного правильного сосредоточения.
И далее, с угасанием восторга, он пребывает в беспристрастии, с осознанностью и бдительностью; и испытывает физическое счастье. Он входит и остаётся в третьей джхане, и о нём благородные говорят: "В счастье живёт тот, кто беспристрастен и осознаёт".
Он пропитывает и насыщает, заливает и наполняет само это тело счастьем, лишённым восторга. Во всём его теле не остаётся ничего, что не было бы наполнено счастьем, лишённым восторга.
Точно так же как в пруду с голубыми, белыми или розовыми лотосами, некоторые из этих голубых, белых, или розовых лотосов, родившись и растя в воде, остаются погружёнными в воду и цветут, не высовываясь из воды, так что они пропитываются и насыщаются, заливаются и наполняются прохладной водой от корней до верхушек, и во всех этих голубых, белых, или розовых лотосах не остаётся ничего, что не было бы наполнено прохладной водой; так и монах пропитывает ... само это тело счастьем, лишённым восторга. Во всём его теле не остаётся ничего, что не было бы наполнено счастьем, лишённым восторга. Это третий способ развития пятифакторного благородного правильного сосредоточения.
И далее, с отбрасыванием счастья и страдания, – так же, как перед этим исчезли радость и горе, – он входит и остаётся в четвёртой джхане: осознанности, очищенной беспристрастием, ни счастье, ни страдании.
Он сидит, наполняя своё тело чистым, ярким осознанием, так что во всём его теле не остаётся ничего, что не было бы наполнено чистым, ярким осознанием.
Точно так же как человек, который сидит, обернутый с головы до ног в белую ткань, так что нет ни одной части его тела, которую бы не покрывала белая ткань; так и монах сидит, наполняя своё тело чистым, ярким осознанием, так что во всём его теле не остаётся ничего, что не было бы наполнено чистым, ярким осознанием. Это четвёртый способ развития пятифакторного благородного сосредоточения.
И далее, монах хорошо овладевает своей настройкой созерцания, хорошо следит за ней, хорошо созерцает её, хорошо настраивает её (хорошо постигает её) с помощью распознавания.
Точно так же как один человек созерцает другого, или стоящий человек созерцает сидящего, или сидящий созерцает лежащего; так, монахи, и монах хорошо овладевает своей настройкой созерцания, хорошо следит за ней, хорошо созерцает её, хорошо настраивает её (хорошо постигает её) с помощью распознавания. Это пятый способ развития пятифакторного благородного правильного сосредоточения.
Когда монах таким образом развил и усовершенствовал пятифакторное благородное правильное сосредоточение, то на какое бы из шести высших знаний он ни обратил свой ум, чтобы постичь и осознать его, он может пережить это знание на собственном опыте, как только есть такая возможность.
Предположим, что на подставке стоит кувшин с водой, наполненный до краёв водой, так что из него может пить ворона. Если сильный человек наклонит его в любую сторону, вода выльется?
– Да, господин.
Аналогично, когда монах таким образом развил и усовершенствовал пятифакторное благородное правильное сосредоточение, то на какое бы из шести высших знаний он ни обратил свой ум, чтобы постичь и осознать его, он может пережить это знание на собственном опыте, как только есть такая возможность.
Предположим, что на ровной земле, ограниченный по сторонам плотинами, установлен прямоугольный резервуар с водой, доверху наполненный водой, так что из него может пить ворона. Если сильный человек ослабит плотины в любом месте, вода выльется?
– Да, господин ...
Предположим, что на перекрёстке четырёх дорог на ровной земле стоит колесница, запряженная чистокровными лошадьми, ждущая с лежащими наготове кнутами, так что умелый возница, объездчик укрощаемых лошадей, может войти на неё, и взяв поводья в левую руку, а кнуты в правую, поехать куда угодно и обратно, в любое место и по любой дороге, которая ему нравится; аналогично, когда монах таким образом развил и усовершенствовал пятифакторное благородное правильное сосредоточение, то на какое бы из шести высших знаний он ни обратил свой ум, чтобы постичь и осознать его, он может пережить это знание на собственном опыте, как только есть такая возможность.
Если он хочет, он владеет сверхъестественными способностями. Бывши одним, он становится многими; бывши многими, он становится одним. Он появляется. Он исчезает. Он беспрепятственно проходит через стены, валы и горы, как будто через пространство. Он ныряет и выныривает из земли, как будто это вода. Он ходит по воде, не погружаясь, как будто это суша. Сидя скрестив ноги, он летает по воздуху, как крылатая птица. Своей рукой он касается и гладит даже солнце и луну, так он силён и могуществен. Своим телом он осуществляет воздействие даже вплоть до миров Брахмы. Он может пережить это на собственном опыте, как только есть такая возможность.
Если он хочет, он слышит – с помощью божественного слуха, очищенного и превосходящего человеческий, – оба вида звуков: божественные и человеческие, будь то близко или далеко. Он может пережить это на собственном опыте, как только есть такая возможность.
Если он хочет, он знает сознание других существ, других людей, охватив его своим сознанием. Он распознаёт ум со страстью как ум со страстью, и ум без страсти как ум без страсти. Он распознаёт ум с отвращением как ум с отвращением, и ум без отвращения как ум без отвращения. Он распознаёт ум с заблуждением как ум с заблуждением, и ум без заблуждения как ум без заблуждения. Он распознаёт сдержанный ум как сдержанный ум, и разбросанный ум как разбросанный ум. Он распознаёт расширенный ум как расширенный ум, и нерасширенный ум как нерасширенный ум. Он распознаёт несовершенный ум как несовершенный ум, и совершенный ум как совершенный ум. Он распознаёт сосредоточенный ум как сосредоточенный ум, и несосредоточенный ум как несосредоточенный ум. Он распознаёт освобождённый ум как освобождённый ум, и неосвобождённый ум как неосвобождённый ум. Он может пережить это на собственном опыте, как только есть такая возможность.
Если он хочет, он вспоминает свои многочисленные прошлые жизни (букв. предыдущие дома), то есть одно рождение, два рождения, три рождения, четыре, пять, десять, двадцать, тридцать, сорок, пятьдесят, сто, тысячу, сто тысяч, много эр сужения вселенной, много эр расширения вселенной, много эр сужения и расширения вселенной, (вспоминая): "Там у меня было такое-то имя, я принадлежал к такому-то роду, имел такую-то внешность. Такой-то была моя еда, таким-то мой опыт счастья и боли, таким-то конец моей жизни. Перейдя из этого состояния, я снова возник там-то. Там тоже у меня было такое-то имя, я принадлежал к такому-то роду, имел такую-то внешность. Такой-то была моя еда, таим-то мой опыт счастья и боли, таким-то конец моей жизни. Перейдя из этого состояния, я снова возник там-то." Так он вспоминает свои многочисленные прошлые жизни в их видах и подробностях. Он может пережить это на собственном опыте, как только есть такая возможность.
Если он хочет, он видит – с помощью божественного зрения, очищенного и превосходящего человеческое, – как существа умирают и возрождаются, и он распознаёт, как они бывают низшими и высшими, прекрасными и уродливыми, счастливыми и несчастными в соответствии с их кармой: "Эти существа, – которые были наделены плохим поведением тела, речи и ума, которые оскорбляли благородных личностей, придерживались неверных взглядов и предпринимали действия под влиянием неверных взглядов, – с разрушением тела, после смерти, возродились в сфере обездоленности, с плохой участью, в нижних мирах, в аду. Но те существа, – которые были наделены хорошим поведением тела, речи и ума, которые не оскорбляли благородных личностей, которые придерживались верных взглядов и предпринимали действия под влиянием верных взглядов, – с разрушением тела, после смерти, возродились с хорошей участью, в небесном мире". Так – с помощью божественного зрения, очищенного и превосходящего человеческое, – он видит, как существа умирают и возрождаются, и он распознаёт, как они бывают низшими и высшими, прекрасными и уродливыми, счастливыми и несчастными в соответствии с их кармой. Он может пережить это на собственном опыте, как только есть такая возможность.
Если он хочет, то через прекращение умственных пороков, он остаётся в беспорочной свободе сознания и свободе распознавания, узнав и проявив их для себя прямо здесь и сейчас. Он может пережить это на собственном опыте, как только есть такая возможность".
Вот что сказал Благословенный. Радостные сердцем, монахи восхитились его словам.




6. Nīvarana-vagga.

V.51
(Фрагмент).
Перевод с английского Дмитрия А. Ивахненко по переводу с пали Ньянапоника Тхеры.

Вот пять помех и препятствий, которые одолевают сознание (четас) и ослабляют распознавание (паннья). Какие именно пять? Чувственное желание – это помеха и препятствие, которое одолевает сознание и ослабляет распознавание. Недоброжелательность… Лень и сонливость… Неугомонность и беспокойство… Неуверенность – это помеха и препятствие, которое одолевает сознание и ослабляет распознавание...
Представьте, что есть река, текущая с гор, идущая далеко, с быстрым течением, смывая всё на пути. Если открыть каналы, ведущие в обе стороны, то течение в середине реки будет прервано, отведено и рассеяно. Река не будет идти далеко, её течение не будет быстрым, и она не будет смывать всё на пути. Аналогично, если монах не избавился от этих пяти помех, … то у него нет возможности знать, что для него полезно, что полезно для других, что полезно и для него, и для других, или прийти к высшему человеческому достижению, действительно благородному знанию и видению…
Но представьте, что есть река, текущая с гор, идущая далеко, с быстрым течением, смывая всё на пути. Если закрыть каналы, ведущие в обе стороны, то течение в середине реки не будет прервано, отведено и рассеяно. Река будет идти далеко, её течение будет быстрым, и она будет смывать всё на пути. Аналогично, если монах избавился от этих пяти помех, … то у него есть возможность знать, что для него полезно, что полезно для других, что полезно и для него, и для других, или прийти к высшему человеческому достижению, действительно благородному знанию и видению.




8. Yodhājīva-vagga.

V.78 Anagata-bhayani suttaа1.
О будущих опасностях (вторая часть).

Монахи, пяти будущих опасностей вполне достаточно, если их учитывать, чтобы монах бдительно, пылко и решительно, постоянно стремился к достижению ещё не достигнутого, исполнению ещё не выполненного, осуществлению ещё не осуществлённого. Каких именно пяти?
При этом монах напоминает себе: "Сейчас я молод, черноволос, одарён благами молодости на первом этапе жизни. Но придёт время, когда это тело будет страдать от старости. Когда человека одолевают старость и увядание, ему нелегко уделять внимание учениям Будды. Нелегко жить в уединённых жилищах в лесу или дикой местности.
Прежде чем произойдёт это нежелательное, неприятное, огорчительное событие, пусть я сначала приложу усилия к достижению ещё не достигнутого, исполнению ещё не выполненного, осуществлению ещё не осуществленного, с тем чтобы – одарённый этой Дхаммой – я жил в покое даже в старости."
Такова первая будущая опасность, которой вполне достаточно, если её учитывать, чтобы монах бдительно, пылко и решительно, постоянно стремился к достижению ещё не достигнутого, исполнению ещё не выполненного, осуществлению ещё не осуществлённого.
Кроме того, монах напоминает себе: "Сейчас я свободен от болезней и недугов, одарён хорошим пищеварением: не слишком холодным, не слишком жарким, средней силы и выносливости. Но придёт время, когда это тело будет страдать от болезни. Когда человека одолевает болезнь, ему нелегко уделять внимание учениям Будды. Нелегко жить в уединённых жилищах в лесу или дикой местности.
Прежде чем произойдёт это нежелательное, неприятное, огорчительное событие, пусть я сначала приложу усилия к достижению ещё не достигнутого, исполнению ещё не выполненного, осуществлению ещё не осуществлённого, с тем чтобы – одарённый этой Дхаммой – я жил в покое даже во время болезни."
Такова вторая будущая опасность, которой вполне достаточно, если её учитывать, чтобы монах бдительно, пылко и решительно, постоянно стремился к достижению ещё не достигнутого, исполнению ещё не выполненного, осуществлению ещё не осуществлённого.
Кроме того, монах напоминает себе: "Сейчас еда в изобилии, легко даются пожертвования. Легко содержать себя за счёт сбора пожертвований и покровительства. Но придёт время, когда будет голод: еды будет недостаточно, пожертвования будут даваться с трудом, и будет нелегко содержать себя за счёт сбора пожертвований и покровительства. Во время голода люди соберутся там, где есть изобилие еды. Они будут там жить в тесноте и давке. Когда человек живёт в тесноте и давке, ему нелегко уделять внимание учениям Будды. Нелегко жить в уединённых жилищах в лесу или дикой местности.
Прежде чем произойдёт это нежелательное, неприятное, огорчительное событие, пусть я сначала приложу усилия к достижению ещё не достигнутого, исполнению ещё не выполненного, осуществлению ещё не осуществлённого, с тем чтобы – одарённый этой Дхаммой – я жил в покое даже во время голода."
Такова третья будущая опасность, которой вполне достаточно, если её учитывать, чтобы монах бдительно, пылко и решительно, постоянно стремился к достижению ещё не достигнутого, исполнению ещё не выполненного, осуществлению ещё не осуществлённого.
Кроме того, монах напоминает себе: "Сейчас люди живут в согласии, как друзья, не ссорясь, как молоко, смешанное с водой, относясь друг к другу с расположением. Но придёт время, когда будет опасность и вторжение варварских племён. Захватывая власть, они обступят сельскую местность. Во время опасности люди соберутся там, где безопасно. Они будут там жить в тесноте и давке. Когда человек живёт в тесноте и давке, ему нелегко уделять внимание учениям Будды. Нелегко жить в уединённых жилищах в лесу или дикой местности.
Прежде чем произойдёт это нежелательное, неприятное, огорчительное событие, пусть я сначала приложу усилия к достижению ещё не достигнутого, исполнению ещё не выполненного, осуществлению ещё не осуществлённого, с тем чтобы – одарённый этой Дхаммой – я жил в покое даже во время опасности."
Такова четвёртая будущая опасность, которой вполне достаточно, если её учитывать, чтобы монах бдительно, пылко и решительно, постоянно стремился к достижению ещё не достигнутого, исполнению ещё не выполненного, осуществлению ещё не осуществлённого.
Кроме того, монах напоминает себе: "Сейчас Сангха живёт в мире и согласии, без ссор, безмятежно, с одним учением. Но придёт время, когда в Сангхе произойдёт раскол. Когда Сангха расколота, нелегко уделять внимание учениям Будды. Нелегко жить в уединённых жилищах в лесу или дикой местности.
Прежде чем произойдёт это нежелательное, неприятное, огорчительное событие, пусть я сначала приложу усилия к достижению ещё не достигнутого, исполнению ещё не выполненного, осуществлению ещё не осуществлённого, с тем чтобы – одарённый этой Дхаммой – я жил в покое даже во время раскола Сангхи."
Такова пятая будущая опасность, которой вполне достаточно, если её учитывать, чтобы монах бдительно, пылко и решительно, постоянно стремился к достижению ещё не достигнутого, исполнению ещё не выполненного, осуществлению ещё не осуществлённого.
Таковы пять будущих опасностей, которых вполне достаточно, если их учитывать, чтобы монах бдительно, пылко и решительно, постоянно стремился к достижению ещё не достигнутого, исполнению ещё не выполненного, осуществлению ещё не осуществлённого.



18. Upāsaka-vagga.

V.174 Vera sutta.
Проступок.

[Это было в Саваттхи.]
Тогда домовладелец Анатхапиндика пришёл к Самому Почитаемому. Придя к Самому Почитаемому и поклонившись ему, он сел рядом. После того, как он сел рядом, Самый Почитаемый так сказал домовладельцу Анатхапиндике:
Домовладелец, того, кто не воздерживается от пяти опасных проступков, называют безнравственным. И поступая так, он перевоплощается в аду. Каковы эти пять проступков?
Это уничтожение жизни, воровство, прелюбодеяние, ложь; употребление опьяняющих напитков и снадобий, приводящее к бездумному ошибочному поведению.
Домовладелец, того, кто не воздерживается от этих пяти опасных проступков, называют безнравственным. И поступая так, он перевоплощается в аду.
Домовладелец, того, кто воздерживается от пяти опасных проступков, называют добродетельным. И поступая так, он перевоплощается в мире счастья. Каковы эти пять проступков?
Это убийство, воровство, прелюбодеяние, ложь; употребление опьяняющих напитков и снадобий, приводящее к бездумному ошибочному поведению.
Домовладелец, того, кто воздерживается от этих пяти опасных проступков, называют добродетельным. И поступая так, он перевоплощается в мире счастья.
Домовладелец, своим опасным проступком убийца порождает причину для убийства и в этой жизни, и в последующей жизни, и его ум испытает физические и душевные страдания. Воздерживаясь от убийства, не порождаешь причину для убийства ни в этой жизни, ни в последующей жизни, и не будешь испытывать физические и душевные страдания. Отказ от убийства, таким образом, предотвращает этот опасный проступок.
Домовладелец, своим опасным проступком вор порождает причину для воровства и в этой жизни, и в последующей жизни, и его ум испытает физические и душевные страдания. Воздерживаясь от воровства, не порождаешь причину для воровства ни в этой жизни, ни в последующей жизни, и не будешь испытывать физические и душевные страдания. Отказ от воровства, таким образом, предотвращает этот опасный проступок.
Домовладелец, своим опасным проступком совершающий прелюбодеяние порождает причину для прелюбодеяния и в этой жизни, и в последующей жизни, и его ум испытает физические и душевные страдания. Воздерживаясь от прелюбодеяния, не порождаешь причину для прелюбодеяния ни в этой жизни, ни в последующей жизни, и не будешь испытывать физические и душевные страдания. Отказ от прелюбодеяния, таким образом, предотвращает этот опасный проступок.
Домовладелец, своим опасным проступком лжец порождает причину для лжи и в этой жизни, и в последующей жизни, и его ум испытает физические и душевные страдания. Воздерживаясь ото лжи, не порождаешь причину для лжи ни в этой жизни, ни в последующей жизни, и не будешь испытывать физические и душевные страдания. Отказ ото лжи, таким образом, предотвращает этот опасный проступок.
Домовладелец, своим опасным проступком употребляющий опьяняющие напитки или снадобья порождает причину для употребления одурманивающих средств и в этой жизни, и в последующей жизни, и его ум испытает физические и душевные страдания. Воздерживаясь от употребления опьяняющих напитков и снадобий, не порождаешь причину для употребления одурманивающих средств ни в этой жизни, ни в последующей жизни, и не будешь испытывать физические и душевные страдания. Отказ от употребления опьяняющих напитков и снадобий, таким образом, предотвращает этот опасный проступок.

Того, кто лишает жизни и лжёт,
Присваивает чужое и соблазняет чужих жён,
Употребляет спиртные напитки, –
Того, кто не воздерживается от пяти проступков, называют безнравственным.
С распадом тела, этот невежественный человек отправляется в ад.

Того, кто не лишает жизни и не лжёт,
Не присваивает чужое и не соблазняет чужих жён,
Не употребляет спиртные напитки, –
Того, кто воздерживается от пяти проступков, называют добродетельным.
С распадом тела, этот мудрый человек отправляется в мир счастья.



V.176 Pīti sutta.
Блаженство.

Домовладелец Анатхапиндика в окружении приблизительно 500 верующих-мирян пришёл к Самому Почитаемому и, придя, поклонился ему, и сел рядом. После того, как он сел, Самый Почитаемый обратился к нему:
– Домовладелец, вы снабжаете общину монахов одеждой, жертвуете пищу, предоставляете кров и лекарства для больных. Однако вам не следует делать это, удовлетворяясь мыслями: "Мы снабжаем общину монахов одеждой, жертвуем им пищу, предоставляем кров и лекарства для больных". Вы должны развивать в себе настрой: "Да буду я время от времени уединяться и в уединении пребывать в блаженстве". Вот как вы должны настраивать себя.
Когда это было сказано, почтенный Сарипутта обратился к Самому Почитаемому:
– Как удивительно, Преподобный Учитель. Поразительно, как хорошо Самый Почитаемый сказал: "Домовладелец, вы снабжаете общину монахов одеждой, жертвуете пищу, предоставляете кров и лекарства для больных. Однако вам не следует делать это, удовлетворяясь мыслями: "Мы снабжаем общину монахов одеждой, жертвуем им пищу, предоставляем кров и лекарства для больных". Вы должны развивать в себе настрой: "Да буду я время от времени уединяться и в уединении пребывать в блаженстве". Вот как вы должны настраивать себя".
Преподобный Учитель, когда ученик благородных уединяется и в уединении пребывает в блаженстве, в это время отсутствуют пять возможных факторов: боль и беспокойство, связанные с чувственными желаниями, отсутствуют в это время; удовольствие и радость, связанные с чувственными желаниями, отсутствуют в это время; боль и беспокойство, связанные с тем, что недобродетельно, отсутствуют в это время; удовольствие и радость, связанные с тем, что недобродетельно, отсутствуют в это время; боль и беспокойство, связанные с тем, что добродетельно, отсутствуют в это время. Когда ученик благородных уединяется и в уединении пребывает в блаженстве, в это время нет этих пяти возможных факторов.
[Самый Почитаемый сказал:]
– Отлично, Сарипутта. Превосходно. Когда ученик благородных уединяется и в уединении пребывает в блаженстве, в это время отсутствуют пять возможных факторов: боль и беспокойство, связанные с чувственными желаниями, отсутствуют в это время; удовольствие и радость, связанные с чувственными желаниями, отсутствуют в это время; боль и беспокойство, связанные с тем, что недобродетельно, отсутствуют в это время; удовольствие и радость, связанные с тем, что недобродетельно, отсутствуют в это время; боль и беспокойство, связанные с тем, что добродетельно, отсутствуют в это время. Когда ученик благородных уединяется и в уединении пребывает в блаженстве, в это время нет этих пяти возможных факторов.




V.180 Gavesī sutta.
О Гавесине.

Однажды Самый Почитаемый путешествовал с большой общиной монахов в краю косалан. В дороге на одном из участков пути он увидел большой лес деревьев сала. Свернув с дороги, он углубился в лес, и там, в одном месте, улыбка озарила лицо Будды. Тогда почтенный Ананда подумал: "В чём причина, каков смысл улыбки Самого Почитаемого? Несомненно, должна быть причина, которая побудила улыбнуться Татхагату". И он задал вопрос Самому Почитаемому:
– В чём причина, каков смысл улыбки Самого Почитаемого? Несомненно, должна быть причина, которая побудила улыбнуться Татхагату.
Когда-то на этом месте, Ананда, был большой город: могущественный, процветающий, густонаселённый, со множеством людей. В этом городе жил Самый Почитаемый Кассапа, Архат, Достигший Окончательного Пробуждения. И у Самого Почитаемого Кассапы, Архата, Достигшего Окончательного Пробуждения, был мирской последователь по имени Гавесин, который не практиковал в полную силу в соответствии со своими заслугами. И было 500 человек, вдохновлённых и называвших себя мирскими последователями, однако, из-за Гавесина, также не практиковавших в полную силу в соответствии со своими заслугами.
И вот практикующий в миру Гавесин подумал: "Я являюсь покровителем этих 500 мирских последователей, их лидером, их вдохновителем. Но я не практикую в полную силу в соответствии со своими заслугами. В этом мы абсолютно равны, и здесь нет ничего особенного. Буду совершенствовать себя!" Он пошёл к 500 мирским последователям и, придя к ним, сказал:
– Я хочу, чтобы вы знали, что с сегодняшнего дня я становлюсь тем, кто практикует в полную силу в соответствии со своими заслугами.
Тогда 500 последователей-мирян задумались: "Учитель Гавесин является нашим покровителем, нашим лидером, нашим вдохновителем. Теперь он будет практиковать в полную силу в соответствии со своими заслугами. Почему бы и нам не поступать так же?" И тогда они пошли к Гавесину и, придя к нему, сказали: – Мы хотим, чтобы Учитель Гавесин знал, что с сегодняшнего дня мы, 500 последователей-мирян, становимся теми, кто практикует в полную силу в соответствии со своими заслугами.
После этого практикующий в миру Гавесин подумал: "Я являюсь покровителем этих 500 мирских последователей, их лидером, их вдохновителем. Я практикую в полную силу в соответствии со своими заслугами, и они практикуют так. В этом мы абсолютно равны, и здесь нет ничего особенного. Буду совершенствовать себя!" И он пошёл к 500 мирским последователям и, придя к ним, сказал:
– Я хочу, чтобы вы знали, что с сегодняшнего дня я становлюсь тем, кто практикует жизнь без прелюбодеяния, жизнь в непорочности, сексуальное воздержание.
Тогда 500 последователей-мирян задумались: "Учитель Гавесин является нашим покровителем, нашим лидером, нашим вдохновителем. Теперь он будет практиковать жизнь без прелюбодеяния, жизнь в непорочности, сексуальное воздержание. Почему бы и нам не делать так же?" И тогда они пошли к Гавесину и, придя к нему, сказали: – Мы хотим, чтобы Учитель Гавесин знал, что с сегодняшнего дня мы, 500 последователей-мирян, становимся теми, кто практикует жизнь без прелюбодеяния, жизнь в непорочности, сексуальное воздержание.
Затем практикующий в миру Гавесин подумал: "Я являюсь покровителем этих 500 мирских последователей, их лидером, их вдохновителем. Я практикую в полную силу в соответствии со своими заслугами, и они практикуют так. Я практикую жизнь без прелюбодеяния, жизнь в непорочности, сексуальное воздержание, и они практикуют так же. В этом мы абсолютно равны, и здесь нет ничего особенного. Буду совершенствовать себя!" И он пошёл к 500 мирским последователям и, придя к ним, сказал:
– Я хочу, чтобы вы знали, что с сегодняшнего дня я становлюсь тем, кто ест один раз в день, при этом не ест ночью, воздерживается от пищи в неположенное время.
Тогда 500 последователей-мирян задумались: "Учитель Гавесин является нашим покровителем, нашим лидером, нашим вдохновителем. Теперь он будет есть один раз в день, при этом не будет есть ночью, будет воздерживаться от пищи в неположенное время. Почему бы и нам не поступать так же?" И тогда они пошли к Гавесину и, придя к нему, сказали: – Мы хотим, чтобы Учитель Гавесин знал, что с сегодняшнего дня мы, 500 последователей-мирян, становимся теми, кто ест один раз в день, при этом не ест ночью, воздерживается от пищи в неположенное время.
Потом практикующий в миру Гавесин подумал: "Я являюсь покровителем этих 500 мирских последователей, их лидером, их вдохновителем. Я практикую в полную силу в соответствии со своими заслугами, и они практикуют так. Я практикую жизнь без прелюбодеяния, жизнь в непорочности, сексуальное воздержание, и они практикуют так же. Я ем один раз в день, при этом не ем ночью, воздерживаюсь от пищи в неположенное время, и они практикуют так же. В этом мы абсолютно равны, и здесь нет ничего особенного. Буду совершенствовать себя!"
И он пошёл к Самому Почитаемому Кассапе, Архату, Достигшему Окончательного Пробуждения, и, придя к нему, сказал:
– Преподобный Учитель, могу я получить в Вашем присутствии посвящение в монахи? Прошу Вас даровать Полное Посвящение.
И он получил посвящение в монахи в присутствии Самого Почитаемого Кассапы, Архата, Достигшего Окончательного Пробуждения, он стал монахом. И вскоре после посвящения, живя в уединении, практикуя в одиночестве осознавание с настойчивостью и решимостью, он быстро пришёл к достижению высшей цели святой жизни, ради которой люди отрекаются от мирской жизни, он достиг личного Пробуждения. И он осознал: "Рождений больше не будет, святая жизнь подходит к завершению, цель достигнута. Нет причин для перерождений в этом мире". Так монах Гавесин стал одним из Архатов.
Тогда 500 последователей-мирян задумались: "Учитель Гавесин является нашим покровителем, нашим лидером, нашим вдохновителем. Сбрив волосы и бороду, надев одежду цвета охры, он отрёкся от мирской жизни. Почему бы и нам не поступить также?"
И тогда они пошли к Самому Почитаемому Кассапе, Архату, Достигшему Окончательного Пробуждения, и, придя к нему, сказали:
– Преподобный Учитель, можем мы получить в Вашем присутствии посвящение в монахи? Просим Вас даровать Полное Посвящение.
И они получили посвящение в монахи в присутствии Самого Почитаемого Кассапы, Архата, Достигшего Окончательного Пробуждения, они стали монахами.
После этого монах Гавесин подумал: "Я без трудностей обрёл желанное Освобождение, которое приносит непревзойдённое блаженство. О пусть и эти 500 монахов обретут без трудностей желанное Освобождение, которое приносит непревзойдённое блаженство". И тогда те 500 монахов, живя в уединении, практикуя в одиночестве осознавание с настойчивостью и решимостью, быстро пришли к достижению высшей цели святой жизни, ради которой люди отрекаются от мирской жизни, они достигли личного Пробуждения. И они осознали: "Рождений больше не будет, святая жизнь подходит к завершению, цель достигнута. Нет причин для перерождений в этом мире". Так 500 монахов, которых вёл Гавесин, и которые старались увеличивать и развивать в себе совершенные качества, старались увеличивать и развивать в себе чистые качества, достигли непревзойдённого [личного] Освобождения.
Так и вы, Ананда, должны настраивать себя: "Стараясь в увеличении и развитии в себе совершенных качеств, в увеличении и развитии в себе чистых качеств, мы достигнем непревзойдённого Освобождения". Вот как следует вам настраивать себя"
.


\



Примечания.

1 Эта сутра – один из семи канонических текстов, рекомендованных императором Ашокой в наскальном указе в Бхабру:

"Его величество король Магадхи кланяется Сангхе и – надеясь, что они избавлены от болезней и живут в мире – обращается к ним со следующими словами: ‘Вы знаете степень моего почтения и веры к Будде, Дхарме и Сангхе. Конечно, всё, что было сказано Буддой, было хорошо сказано. Но позвольте мне выделить фрагменты из текстов, которые я выбрал, чтобы подлинная Дхарма сохранялась долго: "Виная-самукаса", "Алия-васани", "Анагата-бхаяни" ("Будущие опасности"), "Муни-гатха", "Маунея-суте", "Упатиса-пасине", и "Советы Рахуле", начиная с (темы) лжи, как они были сказаны Благословенным.
Почтенные господа, я хотел бы, чтобы почтенные монахи и монахини – а также миряне и мирянки – часто слушали эти фрагменты и обдумывали их’.
Поэтому, почтенные господа, я распорядился о начертании этой надписи, чтобы они узнали о моём намерении."

(Тханиссаро Бхикху, "Чтобы подлинная Дхарма сохранялась долго. Тексты, выбранные королём Ашокой." Лесной монастырь Метта, 1993, 1996).



 

На главную страницу В начало раздела Назад Наверх

На главную страницу В начало раздела Назад Наверх