На главную страницу В начало раздела Назад

На главную страницу В начало раздела Назад
Шавари.

 

Шавари (санскр. Śābari; тиб. sha ba ri, sha ba ri pa) – индийский махасиддха, держатель линии Махамудры, идущей от Учителя Сарахи; ученик махасиддхи Нагарджуны1, Гуру Майтрипы. Его также именуют Шаварипа, Шабари, Шабарипа, Шабарешвара, Шаваришвара, Савари, Саварипа, Сабара, Шавара, Шабара. Тибетцам он известен под именем Ритопа, или Ритопа Ванчуг (тиб. ri khrod dbang phyug), что в переводе означает "Бог Отшельников".


Шаварипа был одним из восьмидесяти четырёх индийских махасиддхов. Был охотником из племени, жившего на холмах Бенгалии. Вместе со своими жёнами стал учеником Нагарджуны.

Ниже сведения о Шаварипе приводятся по тексту Нгакпа Джампа Тхайе "Золотая гирлянда Кагью от Господина Прибежища Ваджрадхары до Джецуна Гампопы".

"Сабара родился в семье бенгальских актёров в конце X века. Он был одним из двух сыновей, помимо двух сестёр, и впоследствии сам стал певцом и танцором.
Сабара встретил своего Учителя Нагарджуну, когда последний пребывал в отшельничестве в Бенгалии. Хотя он был ещё ребёнком, он попросил духовных наставлений. Нагарджуна дал ему абхишеку Чакрасамвары вместе с подробными наставлениями по методу практики. Затем он сказал Сабаре, что если он будет практиковать медитацию Чакрасамвары и следовать учению дох Сарахи, то сможет достичь познания конечной реальности. В соответствии с наставлениями Сабара предпринял медитативное уединение на Шри-Парвате (санскр. śrīparvata – священная гора и пещера, где созерцал Сараха), в последнем месте пребывания Сарахи, и там достиг полной реализации Махамудры. Его главным учеником стал Майтрипа".



На тханке Будда Ваджрадхара в окружении махасиддхов: слева сверху вниз – Бодхисаттва Ратнамати, Шаварипа, Тилопа; справа сверху вниз – Сараха, Майтрипа, Наропа.


\



Примечание.

1 – Нагарджуна, о котором здесь говорится, был учеником Учителя Сарахи, благодаря нему он достиг совершенства в Махамудре. Махасиддха Нагарджуна в свою очередь передал линию Махамудры Шаварипе, а тот стал впоследствии Учителем Майтрипы. Существует вопрос, на который разные исследователи линии Махамудры, идущей от Учителя Сарахи, отвечают по-разному: махасиддха Нагарджуна и философ Нагарджуна, основатель Мадхьямаки, – это одно и то же лицо или нет? Если мы примем, что Сараха жил в период между VII и IX веками нашей эры, то мы должны принять как естественный вывод, что это были разные люди. Если же мы принимаем, что Сараха родился через триста лет после Нирваны Будды и жил не одну сотню лет, что вполне реально для великих йогинов Индии, то мы вправе допустить, что махасиддха Нагарджуна и философ Нагарджуна – это одно и то же лицо. В "Синей летописи" Гой-лоцава Шоннупэла читаем: "Через триста лет после Нирваны Будды в мире появился великий брахман Сараха. Дожив до трёхсот лет, он встретил наставника Ритопу (Шаварипу). Через 240 лет он встретил Майтрипу".





 

На главную страницу В начало раздела Назад Наверх

На главную страницу В начало раздела Назад Наверх