|
|
Джатака о большом
чёрном псе.
Sutta
pitaka. Khuddaka nikāya. Jātaka. Dvadasa-Nipata. 469
Mahakanha-Jataka.
Перевод
А.В.
Парибка.
"Пёс
твой
чёрный..." – это
сказал Учитель, пребывая в роще Джеты,
о том, как действовать людям на благо.
Однажды монахи сидели в зале для слушания
дхармы и восхваляли достоинства
Десятисильного и то, сколько благ он несёт людям:
– Почтенные! Учитель старается принести
пользу многим людям. Он расстался с беззаботной жизнью и несёт людям
благо. Ведь когда
он достиг высшего просветления, он сам взял чашу для подаяния, прошёл
восемнадцать йоджан
до Варанаси и прочёл первую проповедь пятерым монахам, своим былым
товарищам, – так он запустил
колесо дхармы. А на пятый день
того же месяца он рассказал им
сутту о том, что души не существует, и все они стали святыми.
Потом он пришёл в Урубильву, показал
тамошним косматым подвижникам три с половиной тысячи чудес и обратил их
в монашество.
Когда он на верхушке горы Гаи прочёл им проповедь о том, что "всё
горит", тысяча
этих бывших подвижников тоже стали святыми.
А Великий Кашьяпа!
Учитель прошёл навстречу ему
три гавьюты, дал ему три наставления, дал посвящение.
А отпрыск рода Пуккусати! Учитель
после трапезы один прошёл сорок пять йоджан, чтобы встретиться с ним, и
дал ему плод
безвозвратности.
А Махакаппин! Учитель, чтобы его увидеть, прошёл сто двадцать йоджан
и сделал его святым.
А лютый разбойник Пальцелом! Учитель
после трапезы прошёл тридцать йоджан, встретил его и сделал его тоже
святым.
А Алавака! Учитель прошёл путь в тридцать
йоджан, повстречал его, дал ему плод прорезавшегося слуха и избавил от
страданий!
А как он три месяца прожил на
небесах Тридцати Трёх
Богов!
Тогда ведь восемьдесят миллионов богов постигли суть дхармы!
А как он побывал в
мире Брахмы,
он избавил брахму по имени
Бака от вредных воззрений и сделал святыми десять тысяч брахм,
обитателей того мира!
Что ни год, он обходит все области бытия и находит чем помочь каждому:
одного побуждает
с верою и убеждением обрести прибежище в Будде, его Учении и общине;
другого воодушевляет
принять обеты добронравия; а сколь многим помогает он вступить на путь
и вкусить от плодов
его! Он ведь и о благе
нагов, чудесных птиц и
других существ тоже непрестанно заботится!
Учитель пришёл и спросил:
– О чём это вы сейчас беседуете, монахи?
Монахи объяснили.
– Неудивительно, монахи, что я действую на благо людей
теперь,
когда я уже достиг
высшего просветления. Я ведь и раньше, когда у меня ещё были страсти,
поступал
так же, – произнёс Учитель и рассказал о былом.
Некогда, ещё в те времена, когда помнилась проповедь
Истинновсепросветлённого Кашьяпы,
в Варанаси правил царь Ушинара. Когда Истинновсепросветлённый Кашьяпа
возвестил четыре
истины, множество людей освободилось от мирских привязанностей и вошло
в град
Нирваны.
Но много позже его ухода в нирвану учение его склонилось к упадку:
монахи стали зарабатывать
себе на жизнь двадцатью одним недозволенным способом, жениться на
монахинях, растить детей;
они забыли свой монашеский долг, а монахини – долг
монашек,
миряне же и
мирянки – обязанности
мирян и мирянок,
брахманы – обязанности
брахманов... Мало-помалу люди обратились к десяти неблагим деяниям, а
оттого все
покойники стали возрождаться в
адах.
И когда царь богов Шакра
заметил, что
на небесах
не появляется новых богов, он обратил взор на мир людей и увидел, что
люди после смерти
стали попадать в ады и обретать иные
мучительные уделы. Так он понял, что Учение Просветлённого пришло в
упадок.
"Что же делать?" – подумал он и нашёл
средство: "Надо устрашить людей, запугать их. Когда люди перепугаются,
можно
будет дать им
надежду, а потом преподать дхарму и тем поддержать благое Учение, чтобы
оно не забывалось
ещё тысячу лет".
И он принялся за дело. Бога Матали он превратил в огромного чёрного
пса – так и назвал его Чёрным. Клыки у него были
размером с
банан, и из
четырёх передних клыков сыпались искры. Ростом он был с жеребца, а с
виду свирепый
и до того страшный, что беременным на такого лучше бы и не смотреть:
они сразу бы выкинули.
На шею псу Шакра
надел гирлянду из красных цветов и держал его на пяти
сворках, а на себя
он накинул два оранжевых одеяния, волосы связал узлом на затылке и тоже
нацепил красную
гирлянду. В руках у него появился огромный лук с тугой тетивой цвета
коралла и железная
стрела с наконечником из алмаза. У него отросли длинные ногти,
переменилось лицо.
Он
уподобился
лесному охотнику,
опустился на землю в йоджане от города и трижды прокричал: "Гибнет мир,
гибнет", всех тем перепугав; а когда подошёл к
самому
городу, то
опять закричал.
Люди заметили пса, устрашились и укрылись в городских стенах. Доложили
царю, что происходит.
Царь велел спешно запереть ворота. Но Шакра попросту
перескочил через
стену высотою
в восемнадцать локтей. Народ стал в ужасе разбегаться и запираться в
домах. Чёрный
бросался на каждого встречного и повергал людей в трепет. Так они
приблизились к дворцу.
Весь царский двор со страху заперся в крепости, сам же царь вместе с
жёнами поднялся на
башню. Тогда Чёрный встал на задние лапы, передними навалился на дверь
и залился громким
лаем. И лай его разнёсся по всей Вселенной – от Незыби
до
самой макушки бытия.
(И всего-то случилось лишь трижды, чтобы чей-то голос заполнил весь
мир: в истории о Пурнаке
такое сумел сделать сам Пурнака, в истории о
Бхуридатте – царь нагов Судассана,
а здесь – Чёрный пёс). Горожане были до того
перепуганы, что
ни один не
решился заговорить с Шакрой.
Царь, однако, набрался мужества, отворил окно и окликнул Шакру:
– Эй, охотник, почему твой пёс лает?
– Есть хочет!
– Так я его накормлю.
Царь велел отдать псу всю еду, приготовленную для него самого и для
челяди. Пёс всё
это мигом сожрал и снова залаял.
Царь повторил свой вопрос.
А Шакра в ответ:
– Мой пёс всё ещё голоден!
Собрали весь корм из слоновника и конюшней. Пёс и его враз проглотил.
Тогда собрали
все припасы по городу. Пёс и их сожрал разом и залаял опять.
– Это не пёс, это же оборотень! – ужаснулся
царь. – Спрошу, зачем они к нам пришли.
И он спросил:
"Пёс
твой чёрный и свирепый,
Блещет белыми клыками
И готов порвать пять сворок.
На кого же он натаскан?"
Шакра
ответил:
"Он
не
на зверей натаскан,
Не надейся, Ушинара.
Я спущу его со сворки,
Чтоб людей свести со свету".
– И что же, охотник,
пёс
твой
всех подряд пожирает или только
врагов? – спросил царь.
– Только врагов, государь.
– А кто его враги?
– Всяк, кто дурно живёт и рад беззаконию.
– Назови таких нам, – попросил царь.
И Шакра зловеще изрёк:
"Если
бритоголовые,
Милостыней живущие,
В рубище облачённые,
Станут дурными шраманы,
Землю пахать надумают –
Со сворки сорвётся Чёрный.
Если,
бритоголовые
В рубище облачённые,
От мира навек ушедшие,
Дурными станут монахини,
Поступятся целомудрием –
Со сворки сорвётся Чёрный.
Когда
аскеты косматые,
С длинной верхней губою,
Что в голову пыль втирают,
А зубы чернят нарочно,
Станут ростовщиками –
Со сворки сорвётся Чёрный.
Когда
учёные брахманы,
Что знают Веды и Савитри
И чин жертвоприношения,
Жертвовать станут за деньги –
Со сворки сорвётся Чёрный.
Когда
родителей собственных,
Состарившихся и дряхлых,
Кормить сыновья откажутся,
Средства на это имея, –
Со сворки сорвётся Чёрный.
Когда
родителей собственных,
Состарившихся и дряхлых,
Начнут обзывать глупцами –
Со сворки сорвётся Чёрный.
Когда
с
женою учителя,
С жёнами своих родичей
Или с родными тётками
Станут прелюбодеяниям
Бесстыдно все предаваться –
Со сворки сорвётся Чёрный.
Когда
очерствеют брахманы,
Мечами вооружатся
И грабить начнут по дорогам –
Со сворки сорвётся Чёрный.
Когда
светлокожим вдовам
Рожать не станет зазорно,
А их отродья откормленные
Займутся всякими плутнями –
Со сворки сорвётся Чёрный.
Когда
устроители козней,
Притворщики и мошенники
В народе весьма умножатся –
Со сворки сорвётся Чёрный".
– Вот
наши враги,
государь, – сказал Шакра, а пёс весь
напружился, готовый броситься на грешников и пожрать их.
И тут, на глазах устрашенных людей Шакра подтянул пса за
сворку к себе,
сбросил личину
охотника и, приняв свой собственный облик, воспарил сияя,
над Землёй.
– Государь, я – царь богов, Шакра – сказал
он царю. – Я явился сюда, ибо мир
гибнет. Все люди, что в эти дни умирают, шли против дхармы и потому
попадают в ад, мир
же богов почти опустел. Отныне я знаю, что делать с врагами дхармы. Не
будь легкомыслен.
Затем он прочёл народу четыре драгоценные строфы, наставляя его в
щедрости и добродетели.
Так Шакра поддержал
Учение, пришедшее было в упадок, и дал ему силы
продержаться ещё тысячу
лет, а сам вернулся вместе с Матали к себе на Небеса.
Рассказав эту историю. Учитель повторил:
– Как видите, монахи, я и прежде действовал на благо
людям.
И он отождествил перерождения:
– Тогдашний Матали был Ананда,
а Шакрой
был я сам.
\
|
|
|