|
|
Джатака о
царе Бхару.
Sutta
pitaka. Khuddaka nikāya. Jātaka. Duka-Nipata. 213 Bharu-Jataka.
Перевод с пали
Б.А.
Захарьина.
Словами: "Святых отцов
поверг в раздор..." Учитель – он жил тогда в роще Джетавана – начал
повествование о царе Косалы. Как гласит молва, в те времена люди
выказывали Всеблагому и его братии великий почёт и подносили щедрые
дары. Ибо сказано: "Всеблагой о ту пору был многославен и почитаем, и,
поклоняясь ему и взирая на него с благоговением, люди дарили ему и
братии богатые дары – одежды и яства, утварь и напитки, снадобья и всё
прочее, что было им потребно. Иным же общинам и бездомным скитальцам
жертвовали самую малость, нисколько их не почитая". И вот те бхиккху,
видя, что почёта и подношений достаётся им всё меньше, стали тайно
сходиться днём и ночью и роптать: "С той поры как появился этот
подвижник Готама,
нас уже не чтут, как прежде, и не одаривают подношениями. Готама же осыпан
дарами, ему – почёт и слава! Отчего же, почему так везёт ему?!" И один
из них сказал: "Подвижник Готама заполучил
себе наилучшее место во всей Джамбудипе, живёт на высотах, вот отчего
он и благоденствует!" И тогда бхиккху решили: "Раз так, устроим-ка и мы
свой монастырь близ Джетаваны и тоже будем с подношениями!" Однако
взяло их сомнение: "Ведь если поселиться там без ведома царя, братия Готамы
воспротивится. Поэтому поднесём царю мзду, и, получив достаточно, царь
не будет уже столь неколебим и дозволит нам обосноваться в Джетаване!"
И вот, умаслив придворных, они поднесли царю сотню тысяч монет и стали
просить: "Великий царь, мы хотим основать своё поселение близ Джетаваны
и молим тебя, если бхиккху Готамы станут тебя
отговаривать, ты, государь, не слушай их". И царь, не устояв перед
подношением, обещал: "Да будет по-вашему!"
Уладив дело с царём, подвижники наняли плотника и принялись строить
монастырь, отчего сделался по всей округе великий шум. "Скажи-ка мне, Ананда, – спросил Учитель, –
что это за шум и суета у нас?" – "Всеблагой, – отвечал Ананда, – это подвижники из
других общин возводят себе поселение близ Джетаваны, вот оттого-то и
шум!" – "Но здесь не место для чужого монастыря, о Ананда! – сказал тогда Учитель.
– Подвижники из других общин так шумливы, что жить рядом с ними будет
тяжко!" И он созвал тогда всех бхиккху и повелел: "Ступайте, братия, к
царю и, рассказав ему обо всём, просите, чтоб он воспретил строить
здесь чужой монастырь!" Бхиккху толпой направились к царскому дворцу и
стали у ворот. Царь же, едва услыхал об их приходе, тотчас догадался,
что привело к нему этих монахов. Но, памятуя о мзде, выслал своих
прислужников сказать, что, мол, царя нет дома. Бхиккху воротились ни с
чем и поведали обо всём Учителю. Тот догадался, что царя, должно быть,
подкупили, и послал к царю с тем же поручением двух тхер – Сарипутту и Моггаллану. Но, проведав об
их приходе, царь велел отвечать всё так же. И любимые ученики
Пробуждённого, воротясь ни с чем, рассказали Учителю о неудаче. "И
впрямь, Сарипутта, царя,
видно, нет сегодня дома, – сказал тогда Учитель. – Верно, он удалился
куда-то!"
Наутро Учитель надел чивару, взял чашу для сбора подаяний и,
сопровождаемый пятьюстами бхиккху, отправился к царскому дворцу.
Услыхав об его приходе, царь сошёл вниз и принял из рук Учителя чашу
для подаяний. Потом он усадил Всеблагого, повелел до краёв наполнить –
начав с Просветлённого – чаши всех бхиккху лучшим рисом, сдобрив его
растопленным коровьим маслом, почтительно поклонился Учителю и
пришедшим с ним и скромно присел в сторонке. "О великий государь! –
молвил тогда Учитель, желая наставить царя в дхамме. – Знай, что иные
цари во времена, давно миновавшие, были мздоимцами и тщились
перессорить людей, преданных дхамме, да только поплатились за то
царством и нашли свою погибель!" И, уступая просьбам царя Косалы,
Учитель поведал тогда историю о прошлом.
"Во времена стародавние некий царь Бхару правил своим царством Бхару. Бодхисаттва же в ту
пору водительствовал ушедшими в скитания. Ведя отшельническую жизнь, он
обрёл пять чудодейственных способностей и развил в себе восемь
совершенств. Прожив так долгое время в предгорьях Гималаев, он
спустился однажды, сопровождаемый пятью сотнями подвижников, в долину,
чтобы раздобыть соли и пряностей. И вот наконец отшельники достигли
столицы царства Бхару. Собрав там довольно милостыни, бодхисаттва вместе с
братией вышел из города и, присев на корни огромного раскидистого
баньяна, что рос у северных городских ворот, совершил трапезу, а после
все расположились под тем же деревом на ночлег.
Так прожил подвижник со своими последователями полмесяца, когда в город
явился иной предводитель святых людей и с ним другие пять сотен
подвижников. Обойдя город и насобирав милостыни, они вышли из городских
пределов и, сев у южных ворот под таким же точно баньяновым деревом,
совершили там свою трапезу и там же и обосновались. Так прожили обе
общины, сколько им было надобно, а потом отправились к себе в Гималаи.
Однако после их ухода то дерево, что росло у южных городских ворот,
засохло. Когда в другой раз подвижники, которые жили прежде под этим
баньяном, первыми явились в город, они увидели, что их дерево мертво.
Обойдя город и насобирав довольно милостыни, они вышли за городские
стены и расположились на корнях баньяна, что рос у северных ворот,
совершили свою трапезу и там и остались. Другие же подвижники прибыли
позже. Насобирав в городе подаяния, они направились к своему дереву и,
совершив под ним трапезу, тоже расположились было там. "Это – не ваше
дерево, а наше!" – закричали им пришедшие первыми. Святые люди
принялись препираться из-за места под деревом, и в конце концов
разгорелась шумная ссора. "Не занимайте места, где мы жили прежде!" –
кричали одни. "На этот раз мы пришли раньше, вот вы и ступайте отсюда
прочь!" – отвечали другие. Так, ссорясь и громко крича: "Мы – хозяева!"
и "Нет, мы – хозяева!" – они и явились к царю. Царь повелел, чтобы те,
которые жили здесь раньше, остались бы хозяевами баньяна. Тогда другие
подвижники подумали: "Не можем же мы допустить, чтобы те утверждали,
будто одержали над нами верх". И, исполнясь подобных мыслей, они,
будучи наделёнными чудесной способностью к всевидению, стали обозревать
окрестности. Вскоре взоры их привлекла станина повозки, пригодная для
колесницы. Тогда принесли они её во дворец, предложили в дар царю, а
взамен испросили у него дозволения тоже сделаться хозяевами баньяна.
Царь принял подарок и исполнил их просьбу. Так обе общины стали
владельцами одного баньяна! Однако другие подвижники сумели добыть
украшенные драгоценными каменьями колёса к той станине и поднесли их в
дар царю, прося у него: "Государь! Дозволь только нам одним владеть тем
деревом!" И царь дал им на то своё дозволение.
И пожалели тогда первые подвижники о содеянном: "Мы, переборовшие в
себе стремление владеть имуществом и победившие желания, мы, отринувшие
мир, ссорились с другими из-за места под деревом и подкупали царя
дарами! Негоже делать так!" И, снявшись с места, они поспешили прочь,
пока не достигли своей обители в Гималаях. Божества же хранители, что
обитали по всему царству Бхару, прогневались. "Негодное содеял Бхару,
перессорив между собой святых людей" – решили они. И напустили на
царство Бхару потоки воды, так что всё царство длиною в три сотни
йоджан ушло под воду, как будто его никогда и не было, а жители все до
одного погибли из-за своего жадного царя".
И, заканчивая это повествование о прошлом, Учитель, достигший к тому
времени Всепросветлённости, спел такую гатху:
"Святых отцов поверг в
раздор царь Бхару –
И дом его за то воспринял кару.
Дурные помыслы не вникнут в мудреца,
И чистым сердце быть не может у лжеца".
Заканчивая же наставление в дхамме, Учитель молвил: "Государь! Негоже
позволять желаниям овладевать тобою, и не следует ссорить между собой
две общины святых людей!" И, говоря это, он истолковал джатаку, так
связав перерождения: "Вожаком отшельников в те времена был я сам".
|
|
|