На главную страницу В начало раздела. Назад

На главную страницу В начало раздела. Назад
Миры Сансары.

О сколько раз в Аду я пребывал,
Животным был и был одним из прет.
В мирах богов я вновь и вновь терял
Божественных заслуг чудесный свет.

Мой век теперь – не более ста лет,
Но если дольше – жизнь так коротка.
Кто может мне помочь вернуть мой свет?
Учитель сердца, Истина одна.

Колесо БытияКогда человек умирает, разрушаются его внутренние Элементы Земли, Воды, Огня и Ветра. Пространство изменяется, он чаще всего теряет сознание вследствие шока, и, когда приходит осознавание, мир Бардо раскрывает ему глаза на иллюзорность Бытия. Он входит в процесс становления, ветер кармических наклонностей увлекает его к определённому перерождению. Это Сансара.
Ниже приводится отрывок из трактата Васубандху "Абхидхармакоша".


"1. Обитатели Ада, преты, животные, люди и шесть [видов] обитателей Небес – это Мир Страстей.

Таким образом, Мир Страстей – это четыре формы существования [живых существ] и шесть классов богов: принадлежащие к группе Четырёх Хранителей Мира, принадлежащие к группе Тридцати Трёх [Богов], принадлежащие к группе богов Яма, Пребывающие в состоянии блаженства (Тушита, "Сад Радости"), Наслаждающиеся магическими творениями, Контролирующие [наслаждения], магически созданные другими, – плюс Мир-вместилище [этих существ].
Сколько же местопребываний [насчитывается] в нём?

С учётом деления на [виды] адов и на континенты – двадцать [местопребываний].

[К карике] добавляется отсутствующее слово "местопребывания".
Восемь великих адов: Оживляющий (санскр. Санджива), Чёрная Нить (санскр. Каласутра), Сокрушающий (санскр. Сангхата), Рыдание (санскр. Раурава), Великое Рыдание (санскр. Махараурава), Пылающий (санскр. Тапана), Раскалённый (санскр. Пратапана), Без Избавления (санскр. Авичи).
Четыре Континента: Джамбудвипа (Континент Дерева Джамбу, расположен южнее Горы Меру), Пурвавидеха (Восточная Видеха, на востоке от Горы Меру), Аварагодания (Западное Пастбище) и Уттаракуру (Северный Куру).
Эти ады и континенты, а также перечисленные выше шесть классов богов, животные и преты [составляют в сумме] двадцать местопребываний.
Таким образом, Мир Страстей [простирается от мира богов], Контролирующих [наслаждения], магически созданные другими, до [ада] Без Избавления, а считая вместе с [миром-]вместилищем, – до круга ветра включительно.
От этого Мира Страстей.

2. Выше – семнадцать местопребываний Мира Форм.

Спрашивается, почему?

Здесь каждое из йогических сосредоточений (санскр. дхьяна) имеет три уровня.

Первое, второе и третье состояния йогического сосредоточения включают каждое по три уровня.

Четвёртое, однако, [состоит] из восьми уровней.

Здесь, [в Мире Форм], первое состояние йогического сосредоточения [включает уровни, соотносимые со следующими измерениями]: Сонмы [Богов Мира] Брахмы, Священнослужители Брахмы, Великий Брахма (примечание: в Махавьютпатти приводится ещё одно измерение Мира Брахмы: brahmaparişadya, Входящие в Совет Брахмы).
Второе [состояние йогического сосредоточения включает уровни, соотносимые со следующими измерениями]: уровни [богов] Ограниченного Сияния, Неограниченного Сияния, Лучезарных.
Третье [состояние йогического сосредоточения включает уровни, соотносимые со следующими измерениями]: уровни [богов] Ограниченного Наслаждения (Ограниченной Ауры), Неограниченного Наслаждения, Всецелого Наслаждения.
Четвёртое [состояние йогического сосредоточения включает уровни, соотносимые со следующими измерениями]: уровни [богов] Безоблачных (санскр. anabhraka), Обладающих Великими Добродетелями (санскр. puņyaprasava), Обладающих Всевозрастающим Плодом [Заслуг] (санскр. bŗhatphala), [плюс пять Чистых Местопребываний]: Не [Самые Первые Среди] Великих (санскр. abŗhā), Безмятежные, Прекрасные (Привлекательные), Обладающие Ясным Видением, Наивысшие (санскр. akanişţhā, Акаништха).
Эти семнадцать уровней вместе с пребывающими на них живыми существами и есть Мир Форм.
Кашмирские [вайбхашики считают, однако, что Мир Форм состоит] из шестнадцати уровней вместе с пребывающими на них живыми существами. Они говорят, что посредине [Небес] Священнослужителей Брахмы возвышается местопребывание Великого Брахмы, подобно дому, в котором находится только один господин, и это местопребывание не является отдельным уровнем.

3. В Мире Без Форм нет местопребываний.

И действительно, у нематериальных дхарм нет местоположения (определённого расположения в пространстве). Прошедшие и будущие [дхармы], непроявленное и нематериальные дхармы не имеют пространственного расположения – такова неизменная закономерность. Однако этот [Мир Без Форм]
в зависимости от возникновения (становления) [имеет] четыре вида [медитативного состояния сознания].
Различаясь по способу возникновения, Мир Без Форм бывает четырёх видов, – это Измерение Бесконечного Пространства (санскр. ākāšānantyāyatana), Измерение Безграничного Сознания (санскр. vijñānānantyāyatana), Измерение Отсутствия Чьего-либо (санскр. akimcanyāyatana), Измерение Ни Восприятия, Ни Отсутствия Восприятия (санскр. naivasamjñānāsamjñāyatana). И те, [кто пребывает в этих измерениях], не обладают различением по расположению в пространстве: выше или ниже. Существа, достигшие [соответствующего] состояния йогического сосредоточения, рождаются именно в том [измерении], которое они освоили. Кроме того, промежуточное существование (пребывание в бардо) тех, кто умирает в том или ином измерении, развёртывается именно в них.
Поток сознания живых существ, относящихся к Миру Форм, проявляется благодаря опоре на материю. На что же опирается [поток сознания] у тех, кто относится к Миру Без Форм?
В нём поток сознания опирается на силу принадлежности к роду (к живым существам) и на жизненную силу.
Абхидхармики считают, что [поток сознания существ в Мире Без Форм] опирается на силу принадлежности к [определённому] роду и на жизненную силу… Поток сознания у существ Мира Без Форм не имеет иной, [помимо себя], опоры…
Итак, почему эти [Три Мира] называются Миром Страстей, Миром Форм и Миром Без Форм?
Мир [определяется] в силу содержания своего собственного [характерного] признака.
Мир, привязанный к чувственности, есть Мир Страстей. Мир, привязанный к формам, есть Мир Форм… Мир Без Форм – это тот, в котором нет материи. Поэтому [Мир] Без Форм существует как нематериальный. Или: "материальное" [означает] подверженное сопротивлению. То, что лишено сопротивления, нематериально, не обладает формой. Мир, связанный с отсутствием формы, [называется] Миром Без Форм".

"Абхидхармакоша". Раздел III: Учение о Мирах ("Лока-нирдеша").


Структура Большой Вселенной согласно "Абхидхармакоша".

Мир Без Форм.

Мир Форм.

Пять чистых измерений:

Миры четвёртой дхьяной:

Миры третьей дхьяны:

Миры второй дхьяны:

Миры первой дхьяны (Небеса Брахмы).

Мир Страстей.

В вышеприведённом отрывке Васубандху перечисляет восемь великих горячих адов:

В буддизме говорится также о холодных адах и об адах боли.
Восемь холодных адов имеют названия:

Кроме великих существуют соседствующие ады. Адов великое множество, даже на изображении Колеса Бытия Ад часто занимает наибольший сектор. Но что создаёт ады, если не наше сознание?
Почему существа оказываются в адах, почему перерождаются животными и претами, почему вынуждены в неволе испытывать невыносимые страдания?
Причина в искажённом сознании, допускающем убийства, насилие, жестокость, жадность, воровство, ложь, клевету, злое сердце.
Не убивать, а сохранять чужую жизнь; не воровать, а жертвовать вещи, успокоение, Истину; не прелюбодействовать, а сохранять верность; не пить спиртное, не употреблять одурманивающие средства; не лгать, а говорить искренне – такие заповеди давал Будда мирским последователям. Но может ли помочь нам Будда, если мы не желаем прислушиваться к его словам?





\



На главную страницу В начало раздела. Назад Наверх


На главную страницу В начало раздела. Назад Наверх