Когда
человек умирает, разрушаются
его внутренние Элементы Земли, Воды, Огня и
Ветра.
Пространство изменяется, он чаще всего теряет
сознание
вследствие шока, и, когда приходит осознавание, мир Бардо раскрывает
ему глаза на иллюзорность Бытия. Он входит в процесс
становления, ветер
кармических наклонностей увлекает его к определённому перерождению.
Это Сансара.
Ниже приводится отрывок из трактата Васубандху
"Абхидхармакоша".
"1.
Обитатели Ада, преты,
животные, люди и шесть [видов]
обитателей Небес – это Мир Страстей.
Таким
образом, Мир Страстей – это
четыре формы существования [живых
существ] и шесть классов богов: принадлежащие к группе Четырёх
Хранителей Мира, принадлежащие к группе Тридцати Трёх [Богов],
принадлежащие к группе богов Яма, Пребывающие в состоянии блаженства
(Тушита, "Сад Радости"), Наслаждающиеся магическими творениями,
Контролирующие [наслаждения], магически созданные другими, –
плюс
Мир-вместилище [этих существ].
Сколько же местопребываний [насчитывается] в нём?
С
учётом деления на [виды]
адов и на континенты – двадцать [местопребываний].
[К карике] добавляется
отсутствующее слово "местопребывания".
Восемь великих адов: Оживляющий (санскр. Санджива), Чёрная Нить
(санскр. Каласутра), Сокрушающий (санскр. Сангхата), Рыдание (санскр.
Раурава), Великое Рыдание (санскр. Махараурава), Пылающий (санскр.
Тапана), Раскалённый (санскр. Пратапана), Без Избавления (санскр.
Авичи).
Четыре Континента: Джамбудвипа (Континент Дерева Джамбу, расположен
южнее Горы Меру), Пурвавидеха (Восточная Видеха, на востоке от Горы
Меру), Аварагодания (Западное Пастбище) и Уттаракуру (Северный Куру).
Эти ады и континенты, а также перечисленные выше шесть классов
богов, животные и преты [составляют в сумме] двадцать местопребываний.
Таким образом, Мир Страстей [простирается от мира богов],
Контролирующих [наслаждения], магически созданные другими, до [ада] Без
Избавления, а считая вместе с [миром-]вместилищем, – до круга
ветра
включительно.
От этого Мира Страстей.
2.
Выше – семнадцать
местопребываний Мира Форм.
Спрашивается,
почему?
Здесь
каждое из йогических
сосредоточений (санскр. дхьяна) имеет три уровня.
Первое,
второе и третье состояния
йогического сосредоточения включают каждое по три уровня.
Четвёртое,
однако, [состоит]
из восьми уровней.
Здесь,
[в Мире Форм], первое
состояние йогического сосредоточения
[включает уровни, соотносимые со следующими измерениями]: Сонмы [Богов
Мира] Брахмы, Священнослужители Брахмы, Великий Брахма (примечание:
в Махавьютпатти приводится ещё одно измерение Мира Брахмы:
brahmaparişadya, Входящие в Совет Брахмы).
Второе [состояние йогического сосредоточения включает уровни,
соотносимые со следующими измерениями]: уровни [богов] Ограниченного
Сияния, Неограниченного Сияния, Лучезарных.
Третье [состояние йогического сосредоточения включает уровни,
соотносимые со следующими измерениями]: уровни [богов] Ограниченного
Наслаждения (Ограниченной Ауры), Неограниченного Наслаждения, Всецелого
Наслаждения.
Четвёртое [состояние йогического сосредоточения включает уровни,
соотносимые со следующими измерениями]: уровни [богов] Безоблачных
(санскр. anabhraka),
Обладающих Великими Добродетелями (санскр.
puņyaprasava), Обладающих Всевозрастающим Плодом [Заслуг] (санскр.
bŗhatphala), [плюс пять Чистых Местопребываний]: Не [Самые Первые
Среди] Великих (санскр.
abŗhā), Безмятежные, Прекрасные
(Привлекательные), Обладающие Ясным Видением, Наивысшие (санскр.
akanişţhā, Акаништха).
Эти семнадцать уровней вместе с пребывающими на них живыми существами и
есть Мир Форм.
Кашмирские [вайбхашики считают, однако, что Мир Форм состоит] из
шестнадцати уровней вместе с пребывающими на них живыми существами. Они
говорят, что посредине [Небес] Священнослужителей Брахмы возвышается
местопребывание Великого Брахмы, подобно дому, в котором находится
только один господин, и это местопребывание не является отдельным
уровнем.
3.
В Мире Без Форм нет
местопребываний.
И
действительно, у нематериальных
дхарм нет местоположения
(определённого расположения в пространстве). Прошедшие и будущие
[дхармы], непроявленное и нематериальные дхармы не имеют
пространственного расположения – такова неизменная
закономерность.
Однако этот [Мир Без Форм]
в
зависимости от возникновения (становления) [имеет] четыре вида
[медитативного состояния сознания].
Различаясь по способу возникновения, Мир Без Форм бывает четырёх
видов, – это Измерение Бесконечного Пространства (санскр.
ākāšānantyāyatana), Измерение Безграничного Сознания
(санскр.
vijñānānantyāyatana), Измерение Отсутствия Чьего-либо
(санскр.
akimcanyāyatana), Измерение Ни Восприятия, Ни Отсутствия Восприятия
(санскр.
naivasamjñānāsamjñāyatana). И те, [кто
пребывает в этих
измерениях], не обладают различением по расположению в пространстве:
выше или ниже. Существа, достигшие [соответствующего] состояния
йогического сосредоточения, рождаются именно в том [измерении], которое
они освоили. Кроме того, промежуточное существование (пребывание в
бардо) тех, кто умирает в том или ином измерении, развёртывается именно
в них.
Поток сознания живых существ, относящихся к Миру Форм, проявляется
благодаря опоре на материю. На что же опирается [поток сознания] у тех,
кто относится к Миру Без Форм?
В
нём поток сознания опирается на силу принадлежности к роду (к
живым существам) и на жизненную силу.
Абхидхармики считают, что [поток сознания существ в Мире Без Форм]
опирается на силу принадлежности к [определённому] роду и на жизненную
силу… Поток сознания у существ Мира Без Форм не имеет иной,
[помимо
себя], опоры…
Итак, почему эти [Три Мира] называются Миром Страстей, Миром Форм и
Миром Без Форм?
Мир [определяется] в силу содержания своего собственного [характерного]
признака.
Мир, привязанный к чувственности, есть Мир Страстей. Мир,
привязанный к формам, есть Мир Форм… Мир Без Форм
– это тот, в котором
нет материи. Поэтому [Мир] Без Форм существует как нематериальный. Или:
"материальное" [означает] подверженное сопротивлению. То, что лишено
сопротивления, нематериально, не обладает формой. Мир, связанный с
отсутствием формы, [называется] Миром Без Форм".
Мир
Форм.
Пять чистых измерений:
Миры четвёртой дхьяной:
Миры третьей дхьяны:
Миры второй дхьяны:
Миры первой дхьяны (Небеса
Брахмы).
Мир
Страстей.
– Небеса Контролирующих [наслаждения], магически созданные другими,
– Небеса Наслаждающихся магическими творениями,
– Тушита (Небеса Пребывающих в состоянии блаженства),
– Небеса Ямы,
– Небеса Тридцати Трёх Богов,
– Небеса Четырёх Хранителей Мира (Небеса Четырёх Правителей).
В вышеприведённом отрывке Васубандху перечисляет восемь великих горячих адов:
В
буддизме говорится также о
холодных адах и об адах боли.
Восемь холодных адов имеют названия:
Кроме
великих существуют
соседствующие ады. Адов великое множество, даже на изображении Колеса
Бытия Ад часто занимает
наибольший сектор. Но что создаёт ады, если не наше сознание?
Почему существа оказываются в адах, почему перерождаются животными и
претами, почему вынуждены в неволе испытывать невыносимые страдания?
Причина в искажённом сознании, допускающем убийства, насилие,
жестокость, жадность, воровство, ложь, клевету, злое сердце.
Не убивать, а сохранять чужую жизнь; не воровать, а жертвовать
вещи, успокоение, Истину; не прелюбодействовать, а сохранять верность;
не пить спиртное, не употреблять одурманивающие средства;
не лгать, а говорить искренне – такие заповеди давал Будда
мирским
последователям. Но может ли помочь нам Будда, если мы не желаем
прислушиваться к его словам?