В трактате "Абхидхармакоша"
Васубандху пишет:
"Выше [Небес] Тридцати Трёх находятся боги, которые пребывают в
["воздушных"] замках. Это [боги Небес] Яма, Тушита,
Нирманарати,
Паранирмитавашаварти, а также относящиеся к
группе богов Небес Брахмы (санскр.
и пали
brahmakāyika) и другие, о которых говорилось выше. Они находятся в
шестнадцати различных местах пребывания. Всего, таким образом,
насчитывается двадцать два класса богов с соответствующими
местопребываниями".
Небеса Ямы (санскр. yamaloka; тиб. gshin rje'i 'jig rten
– букв. "Мир Ямы", его также именуют тиб. 'thab bral –
букв.
"Без Конфликтов", "Свободный от борьбы [с асурами Мир]") – Третьи
Небеса в структуре небесных миров Мира Страстей. Существа
Мир Ямы живут в облакообразном пространстве,
находящемся над вершиной горы Сумеру. Они живут
настолько высоко, что свет солнца и
луны не может достичь его. Источниками света в этом мире являются
сияющие тела божеств, населяющих его.
То, что называют облакообразным пространством, есть
измерение,
которое превосходит наши представления о физическом мире, место, где
Мир Форм и Мир Страстей тесно связаны. О богах Третьих Небес известно,
что их тело сразу восстанавливает свою форму, даже если рассечь его.
Травмы на этих Небесах залечиваются моментально. Здесь можно летать и
мгновенно перемещаться в любое место Небес. Смерть обитателей Небес Ямы
не может быть вызвана внешними условиями. Только личная карма является
причиной смерти населяющих этот мир существ.
Правителя Третьих Небес зовут Бог Яма (санскр. и пали Yama,
или Yamarāja – Ямараджа, Правитель Яма; тиб. gshin rje, gshin
rje rgyal po, gshin rgyal – букв.
"Царь мёртвых", "Владыка смерти", здесь gshin – мёртвый, смерть, rje и
rgyal – правитель, царь; яп.
閻魔, Эмма; кит. Яньмо,
Сюйяньмо тянь).
Один из эпитетов Правителя Ямы – Дхармараджа (санскр.
Dharmarāja; тиб. chos rgyal, chos kyi rgyal po – "Царь Дхармы",
"Царь Учения"; тиб.
gshin rje chos rgyal, gshin rje chos kyi rgyal po – Яма Дхармараджа).
В древнеиндийской традиции – первый умерший,
правитель мира мёртвых. В буддийских текстах Правитель Яма
судит души умерших и выносит решение, где следует
перевоплотиться душе согласно её карме, накопленной в течение прошедшей
жизни. По этой причине в Тибете его называют "Царь мёртвых". Душа
умершего в это время находится в промежуточном состоянии после смерти,
в бардо бытия, и, когда возникает видение богов Небес Ямы, для неё
наступает период, который буквально можно назвать судным днём.
Боги Небес Ямы управляют перерождением существ, которым предстоит
родиться в следующей жизни в одном из миров, расположенных ниже их
Неба. А это миры от Небес Тридцати Трёх Богов
до Ада. В их число входит
и наш Мир Людей. В сутрах говорится, что боги Небес Ямы считывают карму
души умершего существа, накопленную им в течение прошедшей жизни,
используя зеркало кармы и камни для подсчёта: белые камни – для
подсчёта белой, или хорошей, кармы, а чёрные камни – для подсчёта
чёрной, или плохой, кармы. Плохие поступки – причина для наказания
недобродетельных душ в виде перевоплощения в нижних мирах, полных
несчастий и страданий. Хорошие поступки – причина для перерождения в
счастливых мирах. Для благого воздаяния после смерти, необходимо
совершать благие поступки при жизни. От вершащих Суд на Небесах Ямы
невозможно что-либо утаить. После смерти существам воздаётся за их
прожитую жизнь. Это воздаяние – хорошее или плохое перерождение. Здесь
для душ определяется перевоплощение либо в одном из Трёх Скверных
Миров: в Аду, в Мире Голодных Духов, в Мире Животных, – либо в Мире
Людей, в Мире Асуров или в Мире Дэвов вплоть до Небес Тридцати Трёх
Богов. На этом суде присутствуют слуги Ямы (тиб. gshin rje'i
skyes bu), которые готовы отправить душу умершего в Ад Страданий или в
другие области скверных миров, исполняя волю Вершащих Суд.
На Третьих Небесах могут перевоплотиться существа, досконально
познавшие жизнь и смерть, или существа, осуществлявшие правильное
служение, связанное с миром после смерти (например, это может быть
духовный практикующий, хорошо овладевший техникой пхова, и при жизни
помогавший душам умерших с помощью неё обрести хорошее перерождение).
Это служение означает накопление заслуг для мира после смерти.
gshin rje | [Щин-дже] | Щиндже / Ямараджа | |
'thab bral | [т'ап-т.эл] | Мир "Свободный от борьбы" |