|
|
Величайший учёный и практик Тибета Долпопа Шераб Гьялцен (Дхармасвамин
Кюнкьен Ченпо) родился в 1292 году, в районе Долпо (область
современного Непала) в роду клана, который практиковал тантрическую
традицию Ньингма, в особенности циклы, связанные с божеством
Ваджракилаей. Когда ему было всего пять лет, он получил инициацию на
практику Красного Манджушри, и благодаря его благословению достиг
совершенных способностей различающей мудрости.
В двенадцать лет, после того, как он получил начальное монашеское
рукоположение (upasaka, dge bsnyan), у него появилось сильное желание
изучать сутры, традицию Совершенной мудрости (prajmparamita, shes rab
kyi pha rol tu phyin pa), a также трактаты по логике (pramana, tshad
ma). Однако в тех местах, где он жил, не было квалифицированных
учителей, хорошо разбирающихся в этих науках. Почти все мастера и
ученые этого направления принадлежали к школе Сакья, которая в то время
была наиболее развита, главным образом в силу того, что занимала
доминирующее положение (т.е. была правящей в политическом отношении) во
всем Тибете. Одним из таких учителей, которого Долпопа к тому времени
уже встретил и получил от него тантрическое посвящение в "Тройное
ожерелье" (''phreng ba skor gsum) индийского мастера Абхаякарагупты,
был учитель школы Сакья – Гьиден Джамьянг Дракпа
Гьялцен. Он впоследствии стал одним из главных учителей Долпопы.
В семнадцать лет, так и не получив разрешение от родителей отправиться
в Мустанг вслед за своим учителем Гьиденом, Долпопа тайно уходит из
дома, и, после нелегкого путешествия, все-таки находит своего первого
наставника. Целый месяц он интен сивно осваивает особый язык, на
котором были написаны все сутры, и терминологию Дхармы. Потом за очень
короткое время он изучил учебники по праджняпарамите, праманам и
абхидхарме. Позже, снова вслед за своим учителем, Долпопа отправляется
в главный монастырь Сакья в Цанге, и там еще более интенсивно
продолжает свое обучение. К уже изученным текстам он добавил еще
несколько, в том числе Бодхичарьяватара,
некоторые тантры, такие как "Ваджравали" и "Буддхака-пали", причем все
эти трактаты он изучал одновременно.
Вообще, за время своего интенсивного обучения в Сакья под руководством
Гьиден Джамьянг Дракпа Гьялцена, Долпопа получил бесчисленные
наставления по таким основополагающим текстам как Калачакра-тантра, "Трилогия
комментариев бодхисаттвы" (sems ''grel skor gsum), 10 так называемых
"Сущностных сутр" (snying po''i mdo), 10 "Сутр с окончательным смыслом"
(nges don mdo) и Пять Трактатов Маитреи-Асанги (byams chos). Именно
этим текстам Долпопа отводил особое место в собственной философской
системе и считал их основополагающими для всего буддизма.
1) К "Трилогии" относятся тексты "Vimalaprabha" –
комментарий на Калачакра-тантру
Калкина Пундарика; "Hevajrapindartha-tlka" – комментарий
на Хеваджра-тантру
бодхисаттвы Ваджрагарбхи и
"Laksabhidhanad-uddhrta-laghutantra-pindarthavivarana" –
комментарий к Чакрасамвара-тантре
бодхисаттвы Ваджрапани. 10
"Сущностных сутр" (snying po''i mdo) – это:
1) De bshin gshegs pa''i snying po''i mdo "Tathagatagarbha-sntra",
2) rNam par mi rtog pa la ''jug pa''i gzungs,
3) Lha mo dpal phreng seng ge sgra''i mdo (Srimaladevlsimhanada-sutrra),
4) rNga bo che chen po''i mdo (Mahabheriharaka-sntra),
5) Sor mo''i phreng.
В то же время Долпопа получил множество учений и тантрических
посвящений от таких великих мастеров, как держатель линии Сакья Дакньи
Ченпо Зангпо Пал (1262-1323), а также от дяди Гьидена –
Шакья Бума. От Кюнпан Дракпа Гьялцена (1263-1347) он получил
дополнительные наставления по праджняпарамите, праманам и абхидхарме,
и, самое главное, к комментариям Калачакра-тантры
– Вималапрабхе. От Кюнга Сёнама
(1285-1346) он получил наставления относительно цикла учений
"Путь-плод" (Lam ''bras), главного учения традиции Сакья, а также
множество тантр из цикла Хеваджра-тантры. В
течение трёх месяцев вместе с мастером Ринчен Еше в монастыре Данак он
изучал Пять Трактатов Майтреи.
В 1314, когда Долполе исполнилось 22 года, с целью углубления своих
знаний он отправился в путешествие по учебным монастырям и центрам
районов Цанга и У. Он встречался со многими выдающимися учителями того
времени, которые одаривали своей мудростью талантливого ученика. Именно
с тех пор его и стали называть "Всеведущим" (kun mkhyen). В монастыре
Чолунг он получил полное монашеское рукоположение (bhiksu, dge slong)
от настоятеля Сёнама Дракпы (1273-1351). В течение семи лет
интенсивного обучения у разных мастеров Долпопа получил наставления
более чем от тридцати учителей. Среди этих наставлений были инструкции
по практикам различных традиций Кагью и Ньингма, такие, например, как
"Отсечение" (gcod) и "Умиротворение Страдания" (zhi byed). Во время
своего обучения он также совершил паломничества к святым статуям Джово
в Джоканге и Майтреи в Трофу. После этого он вернулся в монастырь
Сакья, где ушел в затворничество, посвященное Хеваджре, в результате
которого удостоился видения самого Хеваджры и Восьми божеств.
В 1321 году Долпопа впервые посетил монастырь Джонанг, один из самых
известных, богатых и влиятельных монастырей того времени. Он произвёл
на него очень сильное впечатление, в первую очередь уровнем
практикующих в нем монахов и монахинь, к которым он проникся глубоким
доверием. Примерно между 1320 и 1324 годом он встретился с Третьим
Кармапой Ранджунгом Дордже (1284-1327), с которым, как утверждают
некоторые буддийские учёные, они обсуждали буддийскую доктрину, и
который предсказал Долпопе его великую реформаторскую деятельность в
области буддийской философии. В 1322, всё ещё пребывая под впечатлением
от монастыря Джонанг, он снова отправился туда, чтобы встретиться с
Йонтеном Гьямцо (1260-1327) и попросить его дать полную передачу Калачакра-тантры, а также многих
линий "Шестичленной йоги" (sadangayoga). Перед самым прибытием Долпопы
в монастырь Джонанг его настоятель Йонтен Гьямцо увидел во сне как царь
Шамбалы Калкин Пундарика поднимает победное знамя буддизма над его
монастырем. После столь благоприятного знамения он с радостью дал
Долполе все необходимые посвящения, а также глубокие инструкции (zab
khrid) по практикам, и даже предоставил специальное помещение для
медитации.
2) Основателем монастыря Джонанг был Кунпанг Тукдже Цондрю (1243-1313),
а его духовными сыновьями и последователями были Гьялва Еше
(1257-1320), Йонтен Гьямцо (1260-1327) и, наконец, сам Долпопа. Школа
джонанг принадлежит к старой традиции, основатель –
махасидха Юмо (Yo mo).
3) Шаданга-йога (sbyor drug) – йога стадии
Завершения. Состоит из 6 этапов: пратьяхара (вбирание), дхьяна,
пранаяма, дхарана, анусмрити, самадхи.
Несколько позже Долпопа получил дополнительные наставления по таким
эзотерическим системам знаний как "Путь-плод", Гухьясамаджа-тантра, Чакрасамвара-тантра,
"Умиротворение страдания", "Отсечение" и многим другим. Затем, после
недолгого пребывания в монастыре Сакья, Долпопа снова вернулся в
Джонанг и приступил к годичной практике Шестичленной йоги в Кхаче
Деден. В его биографии переживания этого отшельничества описываются
следующим образом: "На основе внутреннего погружения (pratyahara) и
умственного сосредоточения (dhyana) он узрел бесчисленных Будд и чистые
земли. На основе контроля за дыханием (prana-yama) и удерживания
(dharana), в результате пылающего блаженства внутреннего тепла возникло
великое переживание и постижение". Так он стал величайшим мастером
Шаданга-йоги. Благодаря Долпопе и его ученикам эта линия передачи
получила широкое распространение в Тибете, а духовный опыт, получаемый
в ходе практики, был должным образом соединён с философским воззрением.
Однажды, вдохновившись величественным видом ступы в Трофу, Долпопа
пообещал в будущем построить такую же. После смерти Йонтена Гьямцо он
решил возвести свою ступу в районе верхнего Зангден, однако на
следующий год место строительства было перенесено в район нижнего
Зангден. Задуманные размеры этой ступы были настолько громадными для
тех времен, что многие и не верили, что она вообще будет когда-либо
построена. Для возведения этой ступы стягивались рабочие и мастера со
всех концов Тибета. Материалы для строительства и пропитание также
свозились из разных мест. Это была поистине стройка века. Такое
грандиозное сооружение задумывалось как прообраз "Великой ступы лунных
дворцов (созвездий; dpal idan rgyu skar gyi mchod rtan), в которой
Будда впервые явил Калачакра-тантру.
На время этого строительства Долпопа привлёк и сплотил вокруг себя
группу учёных и переводчиков, среди которых были Кюнпанг Чодраг
Палзанг, Мати Панчен Джамьянг Лодре (1294-1376), Лоцава Лодре Пал
(1299-1353) и великий настоятель Чоле Намгьял (1306-1386). Все они,
вместе с самим Долполой, также участвовали в строительстве ступы.
Параллельно с возведением этого грандиозного сооружения велось активное
обсуждение сути Учения Будды. Именно тогда Долпопа впервые начал
развивать свои идеи относительного как пустого собой (rang stong), и
абсолютного как пустого иным (другим; gzhan stong), которые легли в
основу доктрины жентонг. Для самого же Долпопы поэтапное возведение
материальной формы этого великого монумента являлось символическим
отражением внутреннего процесса формирования теоретического обоснования
его главной философской идеи. Поначалу не всё в его теориях было
понятно даже для его близких последователей, прежде всего из-за
необычной терминологии (chos skad). Но, как писал Таранатха, все, кто
имел возможность встретиться с самим Долпопой и обсудить неясные
моменты его учения, проникались великим доверием.
В 1334 году, находясь в отшельничестве Девачен, Долпопа попросил своих
учеников Лоцаву Лодре Пала и Мати Панчен Джамьянга Лодре Гьялцена
подготовить исправленный перевод Калачакра-тантры
и комментариев "Вималапрабхи". Разумеется, вся эта работа была
проделана на основе исследований многих тибетских и индийских
манускриптов, глубоких эзотерических инструкций и комментариев к Калачакра-тантре, а также
медитативных погружений в смысл изложенного самих переводчиков, которые
были выдающимися практиками. Этот новый перевод Джонанг Саргьюр,
несомненно, стал важной частью становления и обоснования доктрины
жентонг, основой её теоретической и практической интерпретации. К этому
времени уже созрела необходимость пересмотреть более ранний перевод Дро
Лоцавы Шераба Драк, а также исправленный вариант, сделанный Шонгденом
Дордже Гьялценом, так как эти переводы не позволяли проявить подлинный
смысл глубокого окончательного значения. А затем, по просьбе своего
последователя и биографа Кунпанга Чодраг Палзанга, сам Шераб Гьялцен
составил краткий свод (sa bead) и аннотацию (mchan bu) на
"Вималапрабху". Интересно отметить, что немного раньше этих событий
знаменитый современник Долполы и величайший знаток Калачакры Будон уже завершил свою
аннотацию к исправленному переводу Калачакра-тантры
и "Вималапрабхи", сделанному Шонгденом.
Завершив строительство ступы Джонанг, Долпопа долго путешествовал по
разнообразным священным местам Тибета, где главным образом проводил
время в медитативных отшельничествах. Кроме того, он участвовал в
возведении многих храмов, продолжал изучение буддийских канонов, а
также писал собственные трактаты, все более углубляя и развивая свою
интерпретацию Учения. За этот промежуток времени он пережил множество
видений чистых земель и различных тантрических божеств. В частности, он
получил непосредственное видение Шамбалы и даже осуществил туда
визионерское путешествие.
В 1336 году Долполу попросили вернуться в монастырь Сакья, чтобы давать
там наставления мастера. Лекции в этом монастыре проходили перед
огромной аудиторией в несколько тысяч человек, и иногда многим людям,
пришедшим послушать проповеди Долполы, не хватало места. Там же на
диспутах обсуждались различные философские позиции, в особенности
взгляды относительно двух истин. Долпопа прославился не только как
великолепный преподаватель, оратор, всегда с лёгкостью побеждавший на
диспутах, но и как учёный, сочинивший многочисленные трактаты по
философии, техникам созерцания, ритуалам построения мандал и
астрологии. В 1338 он отошёл от руководства монастырём Джонанг и
передал управление переводчику Лоцаве Лодро Палу, которого в 1354 году
сменил ученик Долполы Чоле Намгьял (1306-1386).
В 1344 году Долпопа и Будон были приглашены послами монгольского
императора Тогона Темура в Китай. Однако ни тот, ни другой не пожелали
отправляться в столицу юаньской династии. Они удалились в
отшельничество. Имеется также история о том, что, обратившись за
советом к великой статуе Джово в Лхасе, Шераб
Гьялцен получил предостережение не ехать в Китай.
Следующие десять лет Долпопа продолжал проповедовать учение. Многие
влиятельные люди того времени, такие как Кунпанг Чотраг Палзанг, Мати
Панчен Лодре Гьялцен, Гьялцен Джунгне и Дордже Ньингпо получали у него
наставления. Его приглашали в разные места, например, в древнейший
монастырь линии Кадампа Нартанг, где он давал свои блестящие
философские разьяснения относительно теории двух истин.
Когда он снова отправился в Лхасу, на этот раз, чтобы помолиться о мире
во время ожесточенных столкновений между противоборствующими кланами
Сакья и Пхагмодру, он примерно в течение одного года прожил в
монастырях Ньесар и Чо-лунг, где передал множество учений. Именно тогда
сакьяпинский патриарх Лама Дампа Сёнам Гьялцен попросил написать
трактат "Четвёртый Собор" (bka'' bsdu bzhi pa) и автокомментарий к
нему. В этом великом трактате он обосновал истинное существование
Природы Будды, пустой от иного, но не от себя. Прибыв в Лхасу, Долпопа
преподнес золото для позолоты статуй Джово и Шакьямуни, а также
огромное количество масла для возжигания ламп в храмах. В течение
примерно шести месяцев он находился в Марпори, Тракхла Лупхук и Рамоче.
Там он передавал глубинные наставления по Шестичленной йоге многим
приходившим к нему практикующим. Популярность этого великого Ламы была
столь велика, что при многих массовых посвящениях и проповедях
собиралось такое количество народу, что это иногда приводило к
проблемам размещения всех желающих увидеть Учителя и даже к разрушению
помещения, в котором они проводились.
Вскоре Долпопа отправился назад в Джонанг, но и это путешествие
растянулось на месяцы. На обратном пути его приглашали во все
близлежащие монастыри, такие как Сангпху, Ньетанг, Рабцюнг, Ралунг,
Неньинг и многие другие. Однажды в крепости Джангра, куда его
пригласили дать наставления, ему было видение Шамбалы недалеко от
склона горы Ценен, и он предсказал, что на этом месте в будущем
построят монастырь, в котором будут практиковать только лишь
Шестичленную йогу. Затем по приглашению Будона Долпопа прибыл в Жалу.
Там он обратился к Будону с предложением обсудить некоторые спорные
вопросы буддийской доктрины. Однако Будон отклонил его просьбу,
вероятно опасаясь за свою репутацию. На пути из Жалу Долпопа вновь был
приглашён в Нартанг, где он дал объяснение комментариев к Калачакра-тантре под названием
"Комментарии малого лотоса" (Padmaninamapanjika, ''grel chung padma
can). Потом он снова посетил монастырь Трофу, поклонился статуе Майтреи
и ступе, которая вдохновила его на строительство подобного сооружения в
Джонанг.
На шестой день пятого месяца года мыши (1360) Долпопа вернулся в свою
обитель в Джонанг. Его здоровье было отличным. Подношения, привезённые
им из путешествий, послужили украшением ступы и различных храмов. В
Дзум Чолинг была построена ещё одна ступа. Он также активно продолжал
давать наставления всем, кто к нему приходил. Но однажды утром, в конце
1361 года, без единого признака болезни он просто погрузился в
медитацию и уже больше из неё не вышел. Даже через несколько дней после
смерти его тело сохраняло удивительную эластичность. В начале кремации
дым поднялся над костром всего на несколько метров, а затем, словно
стрела, направился к великой ступе Джонанг и, сделав несколько кругов,
растворился на Западе. Реликвии (ring bsrel) кремации были поделены
между его учениками, получившими посвящение "Вималапрабхи", а пепел
поместили в статую Долполы, которая была установлена в его Ступе.
\
|
|
|