Долпопа Шераб Гьялцен.



Величайший учёный и практик Тибета Долпопа Шераб Гьялцен (Дхармасвамин Кюнкьен Ченпо) родился в 1292 году, в районе Долпо (область современного Непала) в роду клана, который практиковал тантрическую традицию Ньингма, в особенности циклы, связанные с божеством Ваджракилаей. Когда ему было всего пять лет, он получил инициацию на практику Красного Манджушри, и благодаря его благословению достиг совершенных способностей различающей мудрости.
В двенадцать лет, после того, как он получил начальное монашеское рукоположение (upasaka, dge bsnyan), у него появилось сильное желание изучать сутры, традицию Совершенной мудрости (prajmparamita, shes rab kyi pha rol tu phyin pa), a также трактаты по логике (pramana, tshad ma). Однако в тех местах, где он жил, не было квалифицированных учителей, хорошо разбирающихся в этих науках. Почти все мастера и ученые этого направления принадлежали к школе Сакья, которая в то время была наиболее развита, главным образом в силу того, что занимала доминирующее положение (т.е. была правящей в политическом отношении) во всем Тибете. Одним из таких учителей, которого Долпопа к тому времени уже встретил и получил от него тантрическое посвящение в "Тройное ожерелье" (''phreng ba skor gsum) индийского мастера Абхаякарагупты, был учитель школы Сакья
Гьиден Джамьянг Дракпа Гьялцен. Он впоследствии стал одним из главных учителей Долпопы.
В семнадцать лет, так и не получив разрешение от родителей отправиться в Мустанг вслед за своим учителем Гьиденом, Долпопа тайно уходит из дома, и, после нелегкого путешествия, все-таки находит своего первого наставника. Целый месяц он интен сивно осваивает особый язык, на котором были написаны все сутры, и терминологию Дхармы. Потом за очень короткое время он изучил учебники по праджняпарамите, праманам и абхидхарме. Позже, снова вслед за своим учителем, Долпопа отправляется в главный монастырь Сакья в Цанге, и там еще более интенсивно продолжает свое обучение. К уже изученным текстам он добавил еще несколько, в том числе Бодхичарьяватара, некоторые тантры, такие как "Ваджравали" и "Буддхака-пали", причем все эти трактаты он изучал одновременно.
Вообще, за время своего интенсивного обучения в Сакья под руководством Гьиден Джамьянг Дракпа Гьялцена, Долпопа получил бесчисленные наставления по таким основополагающим текстам как Калачакра-тантра, "Трилогия комментариев бодхисаттвы" (sems ''grel skor gsum), 10 так называемых "Сущностных сутр" (snying po''i mdo), 10 "Сутр с окончательным смыслом" (nges don mdo) и Пять Трактатов Маитреи-Асанги (byams chos). Именно этим текстам Долпопа отводил особое место в собственной философской системе и считал их основополагающими для всего буддизма.
1) К "Трилогии" относятся тексты "Vimalaprabha"
комментарий на Калачакра-тантру Калкина Пундарика; "Hevajrapindartha-tlka" комментарий на Хеваджра-тантру бодхисаттвы Ваджрагарбхи и "Laksabhidhanad-uddhrta-laghutantra-pindarthavivarana" комментарий к Чакрасамвара-тантре бодхисаттвы Ваджрапани. 10 "Сущностных сутр" (snying po''i mdo) это:
1) De bshin gshegs pa''i snying po''i mdo "Tathagatagarbha-sntra",
2) rNam par mi rtog pa la ''jug pa''i gzungs,
3) Lha mo dpal phreng seng ge sgra''i mdo (Srimaladevlsimhanada-sutrra),
4) rNga bo che chen po''i mdo (Mahabheriharaka-sntra),
5) Sor mo''i phreng.
В то же время Долпопа получил множество учений и тантрических посвящений от таких великих мастеров, как держатель линии Сакья Дакньи Ченпо Зангпо Пал (1262-1323), а также от дяди Гьидена
Шакья Бума. От Кюнпан Дракпа Гьялцена (1263-1347) он получил дополнительные наставления по праджняпарамите, праманам и абхидхарме, и, самое главное, к комментариям Калачакра-тантры Вималапрабхе. От Кюнга Сёнама (1285-1346) он получил наставления относительно цикла учений "Путь-плод" (Lam ''bras), главного учения традиции Сакья, а также множество тантр из цикла Хеваджра-тантры. В течение трёх месяцев вместе с мастером Ринчен Еше в монастыре Данак он изучал Пять Трактатов Майтреи.
В 1314, когда Долполе исполнилось 22 года, с целью углубления своих знаний он отправился в путешествие по учебным монастырям и центрам районов Цанга и У. Он встречался со многими выдающимися учителями того времени, которые одаривали своей мудростью талантливого ученика. Именно с тех пор его и стали называть "Всеведущим" (kun mkhyen). В монастыре Чолунг он получил полное монашеское рукоположение (bhiksu, dge slong) от настоятеля Сёнама Дракпы (1273-1351). В течение семи лет интенсивного обучения у разных мастеров Долпопа получил наставления более чем от тридцати учителей. Среди этих наставлений были инструкции по практикам различных традиций Кагью и Ньингма, такие, например, как "Отсечение" (gcod) и "Умиротворение Страдания" (zhi byed). Во время своего обучения он также совершил паломничества к святым статуям Джово в Джоканге и Майтреи в Трофу. После этого он вернулся в монастырь Сакья, где ушел в затворничество, посвященное Хеваджре, в результате которого удостоился видения самого Хеваджры и Восьми божеств.
В 1321 году Долпопа впервые посетил монастырь Джонанг, один из самых известных, богатых и влиятельных монастырей того времени. Он произвёл на него очень сильное впечатление, в первую очередь уровнем практикующих в нем монахов и монахинь, к которым он проникся глубоким доверием. Примерно между 1320 и 1324 годом он встретился с Третьим Кармапой Ранджунгом Дордже (1284-1327), с которым, как утверждают некоторые буддийские учёные, они обсуждали буддийскую доктрину, и который предсказал Долпопе его великую реформаторскую деятельность в области буддийской философии. В 1322, всё ещё пребывая под впечатлением от монастыря Джонанг, он снова отправился туда, чтобы встретиться с Йонтеном Гьямцо (1260-1327) и попросить его дать полную передачу Калачакра-тантры, а также многих линий "Шестичленной йоги" (sadangayoga). Перед самым прибытием Долпопы в монастырь Джонанг его настоятель Йонтен Гьямцо увидел во сне как царь Шамбалы Калкин Пундарика поднимает победное знамя буддизма над его монастырем. После столь благоприятного знамения он с радостью дал Долполе все необходимые посвящения, а также глубокие инструкции (zab khrid) по практикам, и даже предоставил специальное помещение для медитации.

2) Основателем монастыря Джонанг был Кунпанг Тукдже Цондрю (1243-1313), а его духовными сыновьями и последователями были Гьялва Еше (1257-1320), Йонтен Гьямцо (1260-1327) и, наконец, сам Долпопа. Школа джонанг принадлежит к старой традиции, основатель
махасидха Юмо (Yo mo).

3) Шаданга-йога (sbyor drug)
йога стадии Завершения. Состоит из 6 этапов: пратьяхара (вбирание), дхьяна, пранаяма, дхарана, анусмрити, самадхи.

Несколько позже Долпопа получил дополнительные наставления по таким эзотерическим системам знаний как "Путь-плод", Гухьясамаджа-тантра, Чакрасамвара-тантра, "Умиротворение страдания", "Отсечение" и многим другим. Затем, после недолгого пребывания в монастыре Сакья, Долпопа снова вернулся в Джонанг и приступил к годичной практике Шестичленной йоги в Кхаче Деден. В его биографии переживания этого отшельничества описываются следующим образом: "На основе внутреннего погружения (pratyahara) и умственного сосредоточения (dhyana) он узрел бесчисленных Будд и чистые земли. На основе контроля за дыханием (prana-yama) и удерживания (dharana), в результате пылающего блаженства внутреннего тепла возникло великое переживание и постижение". Так он стал величайшим мастером Шаданга-йоги. Благодаря Долпопе и его ученикам эта линия передачи получила широкое распространение в Тибете, а духовный опыт, получаемый в ходе практики, был должным образом соединён с философским воззрением.
Однажды, вдохновившись величественным видом ступы в Трофу, Долпопа пообещал в будущем построить такую же. После смерти Йонтена Гьямцо он решил возвести свою ступу в районе верхнего Зангден, однако на следующий год место строительства было перенесено в район нижнего Зангден. Задуманные размеры этой ступы были настолько громадными для тех времен, что многие и не верили, что она вообще будет когда-либо построена. Для возведения этой ступы стягивались рабочие и мастера со всех концов Тибета. Материалы для строительства и пропитание также свозились из разных мест. Это была поистине стройка века. Такое грандиозное сооружение задумывалось как прообраз "Великой ступы лунных дворцов (созвездий; dpal idan rgyu skar gyi mchod rtan), в которой Будда впервые явил Калачакра-тантру.
На время этого строительства Долпопа привлёк и сплотил вокруг себя группу учёных и переводчиков, среди которых были Кюнпанг Чодраг Палзанг, Мати Панчен Джамьянг Лодре (1294-1376), Лоцава Лодре Пал (1299-1353) и великий настоятель Чоле Намгьял (1306-1386). Все они, вместе с самим Долполой, также участвовали в строительстве ступы. Параллельно с возведением этого грандиозного сооружения велось активное обсуждение сути Учения Будды. Именно тогда Долпопа впервые начал развивать свои идеи относительного как пустого собой (rang stong), и абсолютного как пустого иным (другим; gzhan stong), которые легли в основу доктрины жентонг. Для самого же Долпопы поэтапное возведение материальной формы этого великого монумента являлось символическим отражением внутреннего процесса формирования теоретического обоснования его главной философской идеи. Поначалу не всё в его теориях было понятно даже для его близких последователей, прежде всего из-за необычной терминологии (chos skad). Но, как писал Таранатха, все, кто имел возможность встретиться с самим Долпопой и обсудить неясные моменты его учения, проникались великим доверием.
В 1334 году, находясь в отшельничестве Девачен, Долпопа попросил своих учеников Лоцаву Лодре Пала и Мати Панчен Джамьянга Лодре Гьялцена подготовить исправленный перевод Калачакра-тантры и комментариев "Вималапрабхи". Разумеется, вся эта работа была проделана на основе исследований многих тибетских и индийских манускриптов, глубоких эзотерических инструкций и комментариев к Калачакра-тантре, а также медитативных погружений в смысл изложенного самих переводчиков, которые были выдающимися практиками. Этот новый перевод Джонанг Саргьюр, несомненно, стал важной частью становления и обоснования доктрины жентонг, основой её теоретической и практической интерпретации. К этому времени уже созрела необходимость пересмотреть более ранний перевод Дро Лоцавы Шераба Драк, а также исправленный вариант, сделанный Шонгденом Дордже Гьялценом, так как эти переводы не позволяли проявить подлинный смысл глубокого окончательного значения. А затем, по просьбе своего последователя и биографа Кунпанга Чодраг Палзанга, сам Шераб Гьялцен составил краткий свод (sa bead) и аннотацию (mchan bu) на "Вималапрабху". Интересно отметить, что немного раньше этих событий знаменитый современник Долполы и величайший знаток Калачакры Будон уже завершил свою аннотацию к исправленному переводу Калачакра-тантры и "Вималапрабхи", сделанному Шонгденом.
Завершив строительство ступы Джонанг, Долпопа долго путешествовал по разнообразным священным местам Тибета, где главным образом проводил время в медитативных отшельничествах. Кроме того, он участвовал в возведении многих храмов, продолжал изучение буддийских канонов, а также писал собственные трактаты, все более углубляя и развивая свою интерпретацию Учения. За этот промежуток времени он пережил множество видений чистых земель и различных тантрических божеств. В частности, он получил непосредственное видение Шамбалы и даже осуществил туда визионерское путешествие.
В 1336 году Долполу попросили вернуться в монастырь Сакья, чтобы давать там наставления мастера. Лекции в этом монастыре проходили перед огромной аудиторией в несколько тысяч человек, и иногда многим людям, пришедшим послушать проповеди Долполы, не хватало места. Там же на диспутах обсуждались различные философские позиции, в особенности взгляды относительно двух истин. Долпопа прославился не только как великолепный преподаватель, оратор, всегда с лёгкостью побеждавший на диспутах, но и как учёный, сочинивший многочисленные трактаты по философии, техникам созерцания, ритуалам построения мандал и астрологии. В 1338 он отошёл от руководства монастырём Джонанг и передал управление переводчику Лоцаве Лодро Палу, которого в 1354 году сменил ученик Долполы Чоле Намгьял (1306-1386).
В 1344 году Долпопа и Будон были приглашены послами монгольского императора Тогона Темура в Китай. Однако ни тот, ни другой не пожелали отправляться в столицу юаньской династии. Они удалились в отшельничество. Имеется также история о том, что, обратившись за советом к великой статуе Джово в Лхасе, Шераб Гьялцен получил предо­стережение не ехать в Китай.
Следующие десять лет Долпопа продолжал проповедовать учение. Многие влиятельные люди того времени, такие как Кунпанг Чотраг Палзанг, Мати Панчен Лодре Гьялцен, Гьялцен Джунгне и Дордже Ньингпо получали у него наставления. Его приглашали в разные места, например, в древнейший монастырь линии Кадампа Нартанг, где он давал свои блестящие философские разьяснения относительно теории двух истин.
Когда он снова отправился в Лхасу, на этот раз, чтобы помолиться о мире во время ожесточенных столкновений между противоборствующими кланами Сакья и Пхагмодру, он примерно в течение одного года прожил в монастырях Ньесар и Чо-лунг, где передал множество учений. Именно тогда сакьяпинский патриарх Лама Дампа Сёнам Гьялцен попросил написать трактат "Четвёртый Собор" (bka'' bsdu bzhi pa) и автокомментарий к нему. В этом великом трактате он обосновал истинное существование Природы Будды, пустой от иного, но не от себя. Прибыв в Лхасу, Долпопа преподнес золото для позолоты статуй Джово и Шакьямуни, а также огромное количество масла для возжигания ламп в храмах. В течение примерно шести месяцев он находился в Марпори, Тракхла Лупхук и Рамоче. Там он передавал глубинные наставления по Шестичленной йоге многим приходившим к нему практикующим. Популярность этого великого Ламы была столь велика, что при многих массовых посвящениях и проповедях собиралось такое количество народу, что это иногда приводило к проблемам размещения всех желающих увидеть Учителя и даже к разрушению помещения, в котором они проводились.
Вскоре Долпопа отправился назад в Джонанг, но и это путешествие растянулось на месяцы. На обратном пути его приглашали во все близлежащие монастыри, такие как Сангпху, Ньетанг, Рабцюнг, Ралунг, Неньинг и многие другие. Однажды в крепости Джангра, куда его пригласили дать наставления, ему было видение Шамбалы недалеко от склона горы Ценен, и он предсказал, что на этом месте в будущем построят монастырь, в котором будут практиковать только лишь Шестичленную йогу. Затем по приглашению Будона Долпопа прибыл в Жалу. Там он обратился к Будону с предложением обсудить некоторые спорные вопросы буддийской доктрины. Однако Будон отклонил его просьбу, вероятно опасаясь за свою репутацию. На пути из Жалу Долпопа вновь был приглашён в Нартанг, где он дал объяснение комментариев к Калачакра-тантре под названием "Комментарии малого лотоса" (Padmaninamapanjika, ''grel chung padma can). Потом он снова посетил монастырь Трофу, поклонился статуе Майтреи и ступе, которая вдохновила его на строительство подобного сооружения в Джонанг.
На шестой день пятого месяца года мыши (1360) Долпопа вернулся в свою обитель в Джонанг. Его здоровье было отличным. Подношения, привезённые им из путешествий, послужили украшением ступы и различных храмов. В Дзум Чолинг была построена ещё одна ступа. Он также активно продолжал давать наставления всем, кто к нему приходил. Но однажды утром, в конце 1361 года, без единого признака болезни он просто погрузился в медитацию и уже больше из неё не вышел. Даже через несколько дней после смерти его тело сохраняло удивительную эластичность. В начале кремации дым поднялся над костром всего на несколько метров, а затем, словно стрела, направился к великой ступе Джонанг и, сделав несколько кругов, растворился на Западе. Реликвии (ring bsrel) кремации были поделены между его учениками, получившими посвящение "Вималапрабхи", а пепел поместили в статую Долполы, которая была установлена в его Ступе.



\