Статуя
Джово Ринпоче,
запечатлевшая Шакьямуни
в
возрасте двенадцати
лет, была сделана из сплава драгоценных металлов, смешанных с
драгоценными камнями. Считается, что она появилась в Капилавасту
во
время юности Будды.
Впоследствии статуя была подарена китайскому
императору царём Магадхи.
Во времена тибетского царя
Сонгцена Гампо,
статую перевезла в
Тибет
китайская принцесса Венченг, вышедшая замуж за Сонгцена. Джово
Ринпоче
был доставлен в Лхасу в деревянной телеге. Специально для него был
задуман и построен храм Рамоче. Строительством руководила Венченг, и
первоначальная форма храма была выполнена в китайском стиле (позже, в
результате пожаров, храм перестраивался и приобрел вид в тибетском
стиле).
Вообще говоря, со строительством Рамоче и храма Джокханга
(первоначально был известен как Раса Трулнанг, "Магическое проявление
Расы") был связан период раннего строительства Лхасы (первоначальное
название – Раса). Сонгцен Гампо перенёс свою
столицу из Чингва Такце,
находившейся в Чонгье, в Расу, построив на горе Марпори дворец Потала в
637 году, и Раса Трулнанг (т.е. храм Джокханг) в 641 году. Джокханг
строился под руководством другой жены царя, непальской принцессы
Брикути.
Джово Ринпоче первоначально был помещён в храме Рамоче.
Позже, после смерти Сонгцена
Гампо, когда над Тибетом нависла
угроза захвата Китаем (во времена Мангсонга Мангцена, 649-676 гг.),
Венченг спрятала статую в секретной комнате внутри Джокханга.
Впоследствии статую открыла и поместила в центральной алтарной
комнате Джокханга принцесса Джинченг (около 710г.). В качестве замены
главной статуи из южной комнаты Джокханга в храм Рамоче была взята
скульптура Будды в возрасте 8-ми лет, Джово Микьё Дордже (статую
привезла в Тибет из Непала принцесса Брикути). Джово Микьё Дордже был
помещён в храме Рамоче как главное изображение.
Во время правления Трисонга Децена, был период, когда
вероломные бонские министры царя зарыли в землю статую Джово Ринпоче.
Это было сделано, когда им не удалась попытка отправить Джово Ринпоче в
Китай: триста мужчин, как гласит летопись, не смогли сдвинуть статую. В
это время храм Джокханг был превращён в бойню. Позднее, с приходом к
власти гонителя буддизма, царя Лангдармы, статую вновь похоронили в
земле, а на заштукатуренных воротах Джокханга нарисовали монаха,
распивающего вино.
Период репрессий закончился, и буддисты вновь смогли видеть своего
"Драгоценного Господина".
Во времена ламы Цонгкапы на статуе появились шапка и ушные
украшения (в более поздние времена их убрали). При императоре Да Минге
на статую надели мантию, усыпанную жемчужинами.
Имеются сведения, записанные профессором Туччи, что статуя
была частично повреждена дзунгарами в 1717 году, а настоящее
изображение появилось позже.
Во время китайской "Культурной Революции" статуя сохранилась
без повреждений, однако в течение этого периода храм Джокханг
превратили в военный барак, а в его внутреннем дворе забивали скот.
Сейчас статуя Джово Ринпоче находится
в Джоханге, центральном храме Лхасы.
Эту
народную историю о тибетце
Бене рассказал в своей "Книге жизни и практики умирания" Согьял
Ринпоче. Вот этот рассказ:
"Он был очень простым человеком с огромной верой, который пришёл
из Конгпо, провинции на юго-востоке Тибета. Он много слышал о Джово
Ринпоче, "Драгоценном Господине", прекрасной статуе, изображающей Будду
как 12-летнего принца, которая стоит в центральном соборе Лхасы.
Сказано, что она была сделана ещё при жизни Будды и является самой
священной статуей во всём Тибете. Бен не мог понять, будда это или
человек, и он решил пойти и посетить Джово Ринпоче, чтобы самому
убедиться, о чём все эти разговоры. Он обул башмаки и шёл неделю за
неделей до Лхасы в Центральном Тибете.
Когда он пришёл туда, он был голоден, и, войдя в собор, увидел
эту великую статую Будды,
а
перед ней ряд масляных ламп и особых
пирогов, испечённых как приношения для святилища. Он тут же решил, что
эти пироги и есть то, что ест Джово Ринпоче. "Пироги, –
сказал он сам
себе, – должно быть, нужно макать в масло,
которое в лампах, а лампы
должны гореть, чтобы масло не замёрзло. Я лучше сделаю так же, как
делает Джово Ринпоче". И он обмакнул пирог в масло и съел его, глядя
вверх на статую, которая казалась благосклонно улыбающейся прямо ему.
"Какой ты милый Лама, – сказал Бен. –
Собаки входят и крадут
пищу, которую люди приносят тебе, а ты только улыбаешься. Ветер
задувает лампы, а ты продолжаешь улыбаться… В любом случае,
я сейчас
обойду весь храм с молитвой, чтобы выказать своё уважение. Ты не
присмотришь за моими башмаками, пока я не вернусь?"
Он снял свои грязные башмаки, поставил их на алтарь прямо перед статуей
и пошёл.
Пока Бен обходил весь огромный храм, вернулся служка и увидел, к
своему ужасу, что кто-то ел подношения и оставил грязную пару башмаков
на алтаре. Он пришёл в ярость и схватил башмаки, чтобы выбросить их
вон, но тут от статуи раздался голос: "Стой! Положи эти башмаки
обратно. Я стерегу их для Бена из Конгпо".
Вскоре Бен вернулся за своими башмаками и посмотрел в лицо
статуи, по-прежнему спокойно улыбавшейся ему. "Ты действительно, как я
скажу, добрый Лама. Почему бы тебе не навестить мой дом в следующем
году? Я зажарю свинью и сварю пива…" И Джово Ринпоче вновь
заговорил и
пообещал навестить Бена.
Бен вернулся домой в Конгпо, рассказал всё, что случилось своей
жене и велел ей посматривать, не появится ли Джово Ринпоче, потому что
он не знал, когда точно тот придёт.
Прошёл год, и однажды его жена вбежала в дом и сказала ему,
что видела что-то сияющее, как солнце, под водой в реке. Бен велел ей
поставить воду для чая и побежал к реке. Он увидел Джово Ринпоче,
сверкающего в воде, и тут же подумал, что тот упал в реку и тонет. Он
кинулся в воду, ухватил его и вынес на берег.
Когда они пошли к Бену домой, болтая по дороге, то подошли к
большой отвесной скале. Джово Ринпоче сказал: "Ну, вообще-то я боюсь,
что не могу войти в дом", и с этими словами растворился в скале.
До сего дня в Конгпо есть два знаменитых места паломничества:
одно – скала Джово, на которой видна форма Будды,
а другое – река
Джово, в которой можно увидеть Будду.
Люди говорят, что благословляющая
и исцеляющая сила этих мест такая же, как у Джово Ринпоче в Лхасе. И
всё это случилось благодаря огромной вере и простому доверию Бена".