|
|
Буддизм
Чистой Земли
Праведное
сердце – это и есть Чистая
земля.
"Сутра
чистого имени".
Учение о Чистой Земле будды Амитабхи (яп.
"Амиды") было
основано в Индии в начале н.э.
монахом Хонэном (1133-1212 гг.). Хонэн
пришёл к выводу, что во времена
упадка буддийского учения опора на
помощь будды Амитабхи
является единственным способом
достижения спасения. Опора на
собственные усилия адепта в деле
достижения спасения
квалифицировалось им как искушение.
В основе "Учения
о Чистой Земле будды Амитабхи"
лежит высказанное ещё Нагарджуной
положение о том, что существует два
пути к достижению состояния Будды –
трудный и лёгкий. В первом случае
человек как бы двигается
пешим, во втором –
плывёт на лодке. Трудный (или пеший)
путь – это
путь, двигаясь по которому человек
полагается на собственное умение
(яп. дзирики), а лёгкий –
когда он опирается на усилие другого
(яп. тарики). Под этим понималась
спасительная сила Будды Амитабхи.
"Учения о Чистой Земле будды
Амитабхи"
опирается на "Сукхавативьюха-сутры"
("Панорамы Чистой земли"). На
основании представлений о Чистой
Земле (яп.
Дзёдо) будды Амитабхи
возникла самая влиятельная и
распространённая школа японского
буддизма –
амидаизм. Понятие о
буддхакшетрах (полях будды) отражено
во многих сутрах махаяны. В "Вималакирти-нирдеша-сутре"
учению о буддхакшетрах посвящена
первая глава. Число земель будды в
принципе бесконечно, так же как и
число самих будд, рай будды Амитабхи –
лишь самая известная из них.
К 5-6 веку н.э. "Сукхавативьюха-сутры"
вместе с учением "Чистой
земли" стали
распространятся в Китае,
где монахами Тань-луанем
и Шань-дао (VI-VII
вв.) была
основана первая школа "Чистой
земли".
Две "Сукхавативьюха-сутры",
датируемые
вторым веком нашей эры, описывают
Чистую землю (санскр.
Сукхавати; тиб. bde ba can; кит.
Jílè 極樂 или Ānlè 安樂; яп.
Anraku 安楽 или Gokuraku 極楽) как
место, свободное от страданий.
Сукхавати –
это созданное Буддой духовное
царство, благоприятствующее развитию
духа. Наполненная блаженством
(суккха) Чистая земля выступает как
противоположность царству сансары, в
котором всё отмечено печатью
извращённости дуккхи (то есть
печатью неудовлетворённости).
Священные книги изображают Чистую
землю как "мир, где нет ни телесной,
ни ментальной боли для живых
существ. Источники же счастья по
числу бесконечны".
До достижения состояния будды
Амитабха был бодхисаттвой
по имени Дхармакара. Много кальп
назад он принял решение создать
особое поле, обладающее всеми
совершенствами, где могли бы
возрождаться все страдающие
существа, уверовавшие в него.
"Панорама Чистой земли" перечисляет
обеты бодхисаттвы, данные
Дхармакарой ещё в бытность его
монахом.
Согласно сутрам, расположенной в
западной части космической сферы
Чистой земли можно достичь благодаря
благим деяниям и медитациям. В "Амитаюрдхьяна-сутре"
приводятся шестнадцать способов
созерцания, когда можно попасть в
Сукхавати. При этом достигается
какая-либо определённая из следующих
девяти стадий нового рождения в
Чистой земле: высокая, средняя и
низшая стадия в высшем, среднем или
низшем классах рождения. Среди них:
созерцание заходящего солнца,
которое должно быть ясно видимо с
открытыми и закрытыми (визуализация)
глазами; созерцание воды и льда;
почвы; драгоценных деревьев; Обители
Блаженства; Лотосового трона; трёх
Святых; Амитабхи
Будды; бодхисаттвы Авалокитешвары;
бодхисаттвы Махастхамы
(Махастхамапранты) и, собственно,
Чистой земли.
Но есть и более простой способ.
Для того, чтобы возродиться в Чистой
земле, человеку достаточно всего
лишь десять раз с искренней верой
произнести имя этого Будды, и тогда
Будда появится и проводит набожного
человека в Сукхавати. Если, находясь
в нашем мире, трудно достичь
просветления, то уходящий из нашего
мира человек может рассчитывать на
помощь, которая будет оказана ему,
жаждущему просветления.
Земным соответствием Амитабхи
считается Будда Сакьямуни.
Его праджней (женским соответствием)
считается Пандаравасини, из которой
эманировал бодхисаттва Авалокитешвара.
По популярности данное
направление буддизма не уступало
учениям, предполагающим достаточно
строгую практику медитации и
определённые требования к образу
жизни, позволяющие довести мудрость
до совершенства. Многим
буддистам-мирянам, особенно тем, чьё
социальное положение было низким и
чьи возможности получить образование
были ограничены, в буддизме
"Чистой земли" виделся
выход, ведь в этом учении акцент
делался на идеях махаяны
об универсальном
спасении, а не на учёности и
принадлежности к монашеской общине.
Таки патриархи буддизма как Ашвагхоша,
Нагарджуна
и Васубандху
в своих писаниях
побуждали тех буддистов, кто
не имел возможности пробудиться в
Дхарме ума, стремиться к
новому рождению В Чистой земле Будды
Амитабхи.
Наиболее известными методами
практики для достижения Чистой земли
являются следующие.
Повторение имени
Будды Амитабхи
Эта практика состоит в повторении,
мысленно или вслух, громким или
тихим голосом имени Будды
Амитабхи
(Намо Амитабха Будхайя). Для
удобства подсчёта количества повторений,
в
помощь используют чётки со 108
зёрнами. Это позволяет практикующему
сосредоточить всё своё внимание на
Будде, осуществляя тем самым
единство мысли. Это прекрасный
способ контроля ума, и многим
ученикам тем самым удаётся увидеть Будду
Амитабху
и двух его помощников бодхисаттв Авалокитешвару и
Махастхамапранту. Последователи
школы "Чистой земли"
обычно устанавливают определённое
число повторений в день от 50 до 500
тысяч и более, где им ни случится
быть, они мысленно непрерывно
призывают имя Будды. Это позволяет
им положить конец всем другим мыслям
и легко очистить ум. Эта практика
поддерживается непоколебимой верой в
48 обетов Амитабхи и строгим
соблюдением пяти предписаний.
Ученики обычно дают обет спасти
все живые существа после своего
собственного просветления, и когда
их обеты соединяются с обетами Будды
Амитабхи,
объединённая сила их благоговения
позволит им испытать всеобъемлющее
состояние чистоты и ясности.
Китайский учитель Гуй Иен
созерцал Будду Амитабху
трижды, и когда он был близок к
смерти, он увидел трёх Святых из
Западной обители (Чистой земли)
Будды, пришедших, чтобы принять его.
Второй Патриарх, Шан Тао, повторял
имя Будды Амитабхи
без перерыва день и ночь и каждый
раз, когда он призывал его, луч
света выходил из его уст. По этой
причине император Ка Цунг из
династии Тан дал ему имя "Великого
Учителя Куан Мин" ("Яркий Свет").
Есть много приверженцев этой школы,
которым удалось очистить ум с
помощью этой практики и которые
знают заранее точное время своей
смерти. Есть многочисленные рассказы
о стариках, которые совершали
омовение, садились скрестив ноги, и
мирно умирали. Чтобы сохранить
безмятежность ума, они не говорили
своим семьям, что они готовятся
умереть, чтобы их последние
мгновения не были омрачены плачем.
Метод молчаливого призывания Будды
Амитабхи
наиболее подходит для всех людей,
которые хотят контролировать ум, он
может практиковаться даже во времена
гонений.
Повторение мантры
Будды Амитабхи
Мантра для рождения в Чистой земле Будды
Амитабхи
по-китайски произносится
как: Еан
Шен Чоу (яп.
Намо
Амида Бутсу). Эта
мантра
очень популярна в Китае. И хотя её
китайский перевод также искажён, как
и всякий другой, но, несмотря на
это, мантра считается очень
эффективной, если повторяющий её
осуществляет постоянную концентрацию
ума. Когда верующий близок к смерти,
имя Будды Амитабхи
или его мантра повторяются им самим,
его семьёй или его близкими
друзьями.
Точный полный санскритский текст
этой мантры читается так:
Намо Амитабхая
Татхагатая Тад-ята Ом Амритод
Бхаве Амрита Сиддхам Бхаве Амрита
Викранте Амрита Викранта-гамини
Гагана Кирти-каре Сваха!
Индийские Учителя, которые
пришли в Китай, чтобы перевести
тексты Сутр на китайский язык,
никогда не переводили мантр, так как
считали, что невозможно найти
китайские эквиваленты. Тем не менее
бхикшу Харьядева изложил её условный
перевод так:
"Мы
находим
убежище в Татхагате Амитабхе.
Пусть будет так: чтобы Бессмертие
пришло, чтобы Бессмертие
прогрессировала, чтобы Бессмертие
прогрессировало теперь, идя вперёд
по достославному
Трансцендентальному Пути –
Сваха!".
Согласно достопочтенному бхикшу,
этот перевод является лишь
приближённым, так как невозможно
передать словами эзотерическое
значение мантр. Говорят, когда
ученик достигает успеха в
осуществлении единения ума
повторением мантры, её глубокий
смысл ясно открывается ему.
\
|
|
|
|