Отбрось все характеристики для оценки Татхагаты,
Но взращивай ум, который всегда помнит о них.






"Грех отказа от сутр много хуже разрушения всех ступ Джамбудвипы.
Грех отказа от сутр много хуже убийства стольких Архатов, сколько в Ганге речного песка."

Основой учения школы Тхеравады
(которая относится к школе Вибхаджавады (Vibhajjavādin)) является Палийский канон (пали "ти", "тpи" + "питака", "корзины"; санскр. त्रिपिटक, Тiрitака; кит. 三藏, Сань Цзан; яп. 三藏, Сандзо). Помимо Тхеравадинов, все части Трипитаки признавались авторитетными в школах Ватсипутринах или Махищасаках. Были и другие школы придававшие большее значение отдельным частям канона, например Стхавиравадины почитали прежде всего Сутту питаку, Сарвастивадины – Абхидхарма питаку, Апарашайлы и Пурвашайлы сосредоточились только на Виная питаке, а Гокулики только на Абхидхарма питаке. Также существовали школы дополнявшие канон Тхеравады новыми питаками. Так, Махасангхики добавляли к Трипитаке ещё Самъюкта питаку и Дхарма питаку, а Бахушрутии добавляли к ним ещё и Бодхисаттва питаку. Также существовали школы опиравшиеся на собственное собрания канона, например канон Дхармагуптаков состоял из пяти частей Виная питаки, Самъюкта питаки, Дхарма питаки, Бодхисаттва питаки и Дхарани питаки.
Составление и кодификация текстов Палийского
канона началось с проведения I буддийского собора (сангити) приблизительно в 477 г до н.э. Письменная форма Трипитаки была впервые записана (на пальмовых листьях алу) во времена короля Ваттхугамини Абхая (101-77 гг до н.э.) в Алу-Вихаре, Матала около Канди на острове Шри-Ланка на IV сангити. Последняя кодификация текстов Трипитаки проводилась на VI сангити с 1954 по 1956 год.
Не вызывает сомнений, что палийский вариант канона опирается на собственно индийскую традицию. Есть весомые свидетельства того, что уже в III века до н.э. в Древней Индии имелось каноническое собрание, возможно, ядро того свода, который затем и был письменно зафиксирован на пали. Тем не менее вопрос о степени адекватности этого гипотетического раннего буддийского свода и палийского варианта канона остаётся предметом оживлённых дискуссий в буддологии. Дело в том, что к настоящему времени (2006 г) стали известны отдельные части канонов различных буддийских школ, написанных на санскрите и гибридном буддийском санскрите, в которых многие учёные склонны видеть отражение более ранней, чем в Палийском каноне, буддийской традиции. И, наконец, целый ряд памятников, восходящих к гипотетическому ранне-буддийскому своду, сохранился в переводах на китайском и тибетском языках.
Современная Типитака школы Тхеравады состоит из трёх разделов: Виная питаки, Сутта питаки и Абхидхарма питаки.

I. Виная питака(санскр., пали विनय, Vinay pitaka. Виная букв. дисциплина, правила; тиб. Дюлва, букв. "корзина устава"). Виная "поведение", "должное поведение"собрание дисциплинарных и нравственных правил, содержит в основном правила поведения адептов и организации буддийской общины. Виная питака далеко не ограничивается перечислением правил, в неё также входят истории происхождения каждого правила, подробное описание того, как будда Сакьямуни решал вопрос сохранения общей гармонии в большой и pазноpодной духовной общине. Исследователи считают, что большинство входящих в Виная питаку сочинений сложилось не ранее III века до н.э., то есть максимум за два столетия до их первоначальной письменной фиксации. В комплексе Кутодо Виная питака занимает 111 мраморных плит. В основе винаи лежит система правил патимоккхи (пали), или пратимокши (санскрит). По мере возникновения новых направлений буддизма образовались различные варианты винаи, соответствующие этим направлениям.
Виная питака состоит из четырёх разделов:

1.
Махавибханга (Mahāvibhanga; Сутта вибханга – букв. "разъяснение сутт"). В этот раздел входит полный набор правил Сангхи, вместе с "историей происхождения" каждого из них. Эти правила подытоживает "Патимоккха сутта", в которой пpавила разделены на несколько групп:
  • Патимоккха сутта (пали Patimokkha sutta; санскр. Pratimoksa-sutra). Патимоккха сутта тхеравады, принятая в Шри-Ланка, Мьянме, Лаосе, Камбодже и Таиланде, состоит из 227 правил для бхиккху и 311 правил для бхиккхуни. Общины Китая, частично Японии и Кореи следуют винае школы дхармагуптака с 250 правилами для бхиккху и 348 для бхиккхуни. Общины Тибета и частично Японии следуют винае муласарвастивады с 253 правил для бхиккху и 354 для бхиккхуни. Патимоккха сутта является центральным и древнейшим текстом Виная питаки. Правила Патимоккхи разделяются тхеравадинами на несколько групп:
    • Паpаджика (Pārājika) правила, влекущие за собой исключение ("поражение") из Сангхи (4 для бхиккху, 8 для бхиккхуни);
    • Сангхадишеша (Saghādisesa) правила, влекущие за собой первоначальное и последующие собрания Сангхи (13 для бхиккху, 17 для бхиккхуни);
    • Анията (Aniyata) (неопpеделённые) правила (2 правила только для бхиккху);
    • Hиссаггия пачиттия (Nissaggiya pācittiya) правила, влекущие за собой лишение имущества и исповедь (30 для бхиккху и бхиккхуни);
    • Сиддха пачиттия (Siddha pācittiya) правила, влекущие за собой исповедь (92 для бхиккху, 166 для бхиккхуни);
    • Патидесания (Pāṭidesanīya)правила, влекущие за собой признание (4 для бхиккху, 8 для бхиккхуни);
    • Секхия (Sekhiya) – правила обучения (75 для бхиккху и бхиккхуни);
    • Адхикаpанасаматха (Abhikaraasamatha) правила улаживания споров (7 для бхиккху и бхиккхуни);

2. Бикхунивибханга (Bikkhunivibhanga).
  • 1. Parajika-kanda.
  • 2. Sattarasa-kanda.
  • 3. Nissaggiya-kanda.
  • 4. Pacittiya-kanda.
  • 5. Patidesaniya-kanda.
  • 6. Sekhiya-kanda.

3. Кхандхака (Khandhaka букв. "разделы"). Кхандхака содержит два раздела;
  • 1. Махавагга (Mahāvagga – "большой"). В этот раздел входят несколько текстов, включая рассказ Будды о периоде сразу же после его Пробуждения, его первые проповеди группе из пяти монахов, и истории о том, как некоторые из великих учеников Будды вступили в Сангху и сами достигли Пробуждения. Сюда также включены правила посвящения, чтения вслух Патимоккхи во время дней упосатхи, и различные процедуры, которые монахи должны выполнять во время формальных собраний Сангхи.
    • Махавагга I.
      • 1. Maha-khandhaka.
      • 2. Uposatha-kkhandhaka.
      • 3. Vassupanayika-kkhandhaka.
      • 4. Pavarana-kkhandhaka.
    • Махавагга II.
      • 5. Camma-kkhandhaka.
      • 6. Bhesajja-kkhandhaka.
      • 7. Kathina-kkhandhaka.
      • 8. Civara- kkhandhaka.
      • 9. Campeyya-kkhandhaka.
      • 10. Kosambi-kkhandhaka.
  • 2. Чуллавагга (Cūḷavagga – "малый"). В этом разделе подробно описываются правила и процедуры для разбора серьёзных проступков в Сангхе. Сюда также включена история установления Сангхи бхиккхуни, и описания Первого и Второго Собора.
    • Чуллавагга I.
      • 1. Kamma-kkhandhaka.
      • 2. Parivasika-kkhandhaka.
      • 3. Samuccaya-kkhandhaka.
      • 4. Samatha-kkhandhaka.
    • Чуллавагга II.
      • 5. Khuddakavatthu-kkhandhaka.
      • 6. Senasana-kkhandhaka.
      • 7. Samghabheda-kkhandhaka.
      • 8. Vatta-kkhandhaka.
      • 9. Patimokkhatthapana-kkhandhaba.
      • 10. Bhikkhuni-kkhandhaka.
      • 11. Pancasatika-kkhandhaka.
      • 12. Sattasatika-kkhandhaka.
4. Паривара (Parivāra "сопровождение"). Краткое резюме предыдущих разделов, со сводами правил, классифицированных и систематизированных различными способами для целей обучения.


II. Сутта питака (пали Sutta pitaka (сутта "нить"); тиб. Доде), "корзина сутт" собрание текстов, состоящих из более чем 10 000 сутт, или трактатов, записанных со слов Будды и его ближайшими учениками за время его 45-летней деятельности как учителя, а также многих дополнительных гатх других членов Сангхи. Сутта питака представляет собой самую обширную часть канона, в комплексе Кутодо ей отведено 410 плит.
Сутта представляет основной жанр высокой (учёной) литературы канона. По своему происхождению она связана с практикой обучения молодых монахов и с внутриобщинной проповедью. Оформляется сутта как предание о беседах, которые вёл Будда во время своих бесконечных скитаний (отсюда формула зачина: "Так я слышал"). Эта привязанность к преданию, к фигуре учителя, а также диалогичность формы сближают сутты, несмотря на все различия в стиле, композиции и характере диалога, с древними упанишадами.
Событийная сторона сутты очень проста и однообразна. Будда беседует либо с монахами, сопровождающими его в пути, либо с жителями тех мест, в которых ему приходится останавливаться. В ходе беседы он наставляет собеседника; наставление может быть кратким, но нередко разрастается в длинную проповедь. Если собеседник Будды не монах, то, выслушав наставление, он тут же принимает решение стать последователем Будды. Как однообразны события сутты, так однообразен и её стиль. Особенности этого стиля, изобилующего формулами и повторами, порождены, с одной стороны, условиями устной передачи и фиксации текстов, а с другой практикой торжественных декламаций сутт, происходивших во время ежемесячных собраний буддийских общин.
Несмотря на постоянство композиционной схемы и стиля, сутты неоднородны. Это могут быть прозаические произведения и смешанные в стихах и в прозе, самого разного объёма, повествовательная рамка может сводиться в них к нескольким фразам или развёртываться в обстоятельный рассказ и т.д.
В современной буддологии сутты Cyттa питаки квалифицируются в качестве памятников религиозно-доктринального уровня, позволяющих реконструировать раннебуддийскую религиозную доктрину, чем они принципиально отличаются от 7 трактатов, составляющих третий раздел КанонаАбхидхарма питаку, которая являются уже памятником теоретико-философского характера.
Сутта питака состоит из пяти разделов, никай (никая "собрание"):

1. Дигха никая (Dīgha nikāya) "собрание длинных [проповедей]" (на пали "дигха" означает "длинный"). Дигха никая состоит из 34 сутт разделённых на три раздела. Первый раздел Силаккхандха-вагга (Sīlakkhandha-vagga) состоит из 13 сутт, включающих в себя "Саманняпхала сутту". Второй раздел Маха-вагга (Mahā-vagga) состоит из 10 сутт, сюда входят широко известные "Маха-паpиниббана сутта" и "Маха-сатипаттхана сутта". Третий раздел Патика-вагга (Pāthika-vagga) состоит из 11 сутт.

2. Маджхима никая (Majjhima nikāya) "собрание средних [проповедей]" (на пали "маджджхима" означает "средний"). Маджхима никая состоит из 152 сутт разделённых на три части. Первая часть Мулапаннасам (Mūlapaṇṇāsam) и вторая часть Маджхимапаннасам (Majjhimapaṇṇāsam), состоят из 50 сутт. Третья часть Упарипаннасам (Uparipaṇṇāsam) состоит из 52 сутт. Сутты Мадджхима никаи более короткие, чем сутты Дигха никаи, ряд параллелей с которыми они содержат. Это достаточно разнородные тексты – как по содержанию, охватывающему самые различные стороны буддийского учения, так и в литературно-художественном отношении.

3. Самъютта никая (Samyutta nikāya) "собрание связанных [проповедей]" или "собрание сгpуппиpованных тpактатов" (на пали "самйутта" означает гpуппу или собрание). Самъютта никая состоит из пяти частей (вагга) это: Sagāthāvagga, Nidānavagga, Khandhavagga, Saāyatanavagga и Mahāvagga. Состав и порядок следования больших вагг, самъютт и меньших вагг может незначительно отличаться: так, например, порядок сутт в издании  Pali Text Society, а также бирманской Типитаке не совпадает с таковым в сингальской и тайской версиях.
По изданию Палийского Канона, подготовленного Pali Text Society, эти части содержат 2889 сутт разделённых на 56 групп (самйутта). В другом варианте число сутт составляет 2904, при учёте комментариев – уже 7762. Руперт Гетин в своём исследовании называет число сутт сингальской и бирманской версий соответственно 2854 и 7656. По самостоятельному пересчёту, проведённому Гетиным, было получено число 6696. Относительно тайской версии также утверждается, что число сутт остаётся неясным. В других источниках для бирманской версии упоминается число 7662. В сохранившейся в китайском переводе Самьюктагаме (санскритский аналог Самъютта никаи) содержится только 1300 сутт). Относительно общего числа сутт Самъютта никаи нет чётко зафиксированного количества. Число сутт может значительно варьироваться в разных изданиях. Это обусловлено, в первую очередь, характером самих текстов – значительное их число построено таким образом, что в них используется большое количество повторов, сокращений, элементов цикличности текстов. Составляющие эти циклы фрагменты могут пересчитываться совершенно разнообразно, давая значительные расхождения в общем числе сутт этой никаи.
При ссылках на сутты Самъютта никаи в западной литературе используется определённая система обозначений и нумерации сутт. Сама самъютта обозначается буквами S или SN; указываемая далее последовательность цифр указывает на положение сутты в никае. Традиционным является обозначение, предложенное Pali Text Society (PTS) в своих разработках. Там указываемый индекс состоит из двух групп цифр: первая группа (римские, реже – арабские цифры) обозначает порядковый номер самьютты в никае, вторая группа цифр (арабские) означает порядковый номер сутты в самьютте. Например, SN LVI.11 – обозначение знаменитой Дхаммачаккаппаваттана-сутты, являющейся одиннадцатой по счёту в 56 самьютте. Следует отметить, что на данный способ индексации не влияет на принадлежность сутты к той или иной большой или малой вагге.
Реже можно встретить другой вариант нумерации, где после буквенного кода следуют три группы цифр. В данном случае первая группа – номер самъютты, вторая – номер вагги в самъютте, последняя – номер сутты в вагге. Так, например, Вандана-сутта (индекс согласно первому способу – SN XI.17) в соответствии со вторым методом индексации имеет обозначение SN 11.2.7, что означает седьмую сутту второй вагги одиннадцатой самьютты.

4. Ангуттара никая (Anguttara nikāya; Ангуттара никайа) – "собрание [проповедей] от одного предмета и выше", или "собрание поучений (каждое из которых) больше (предыдущего) на один член" (на пали "анга" – фактоp + "уттаpа" дальше, за пpеделами). Ангуттара никая содержит 11 частей (нипат): Эка нипата (Ека нипата – "раздел одного"), Дука нипата – "раздел двух" и т.д. до "раздела одиннадцати". Точно определить число сутт Ангуттара никая затруднительно, по одним источникам их 8777, согласно другим подсчётам – 2363. В каждой из частей последовательно перечисляются в соответствующем количестве какие-либо предметы, их качества, а также более отвлечённые понятия, существенные для буддийской догматики. Так, например, в первой части упомянуто "одно", затмевающее разум мужчин (т.е. женщина), во второй – два основания для жизни в лесу, в третьей – три вида монахов и т.д. В целом сведения Ангуттара никаи весьма интересны в источниковедческом отношении, а принятый здесь принцип описания даёт незаменимый материал для изучения древнеиндийской числовой символики, как в её специфике, так и в типологических параллелях с другими культурами.

5. Кхуддака никая (Khuddaka nikāya; Кхуддака никайа) "малое собрание", или "раздел коpотких книг" (на пали кхудда меньший, более коpоткий). Кхуддака никая достаточно близка по содержанию к первым четырём никаям, но вместе с тем она значительно отличается от них по характеру изложения. Это своеобразная антология прозаических и стихотворных текстов, весьма разнородных в жанровом отношении и обьёме.
Формирование пятой никаи в
Тхеравадинской традиции началось значительно позже формирования первых четырёх никай и происходило на протяжении длительного исторического времени, меняя и расширяя состав книг и разделов Кхуддака никаи от сангити к сангити.
К настоящему времени в каждом издании канона, свод книг составляющий Кхуддака никаю имеет отличающийся состав и различное число сутт. Так, тайская версия насчитывает 15, сингальская – 17, а бирманская – 18 книг. Общее число сутт также отличаться.
В 15 разделов Кхуддака никаи входят:

1. Кхуддакапатха (Khuddakapāṭha) – "собрание кратких уроков" – сборник афоризмов, пользующихся непререкаемым авторитетом на Цейлоне, своего рода молитвенник, включающий 15 небольших текстов.

2.
Дхаммапада (Dhammapada) – "высказывания о дхамме" из 423 строф – один из наиболее значительных канонических текстов. Дхаммапада относится к числу произведений, которые были составлены из изречений самого будды Сакьямуни. В Дхаммападе весьма полно и широко изложены основные принципы морально-этической доктрины Учения. Это компендиум буддийской мудрости, учебник жизни.

3. Удана (Udāna) – "восторженное излияние", взволнованное высказывание и т.п. – собрание кратких высказываний Будды, распределённых на восемь разделов.

4.
Итивуттака (Itivuttaka) – букв. "так было сказано" – высказывания Будды по вопросам нравственности в прозе и стихах 112 строф (в 11 частях).

5.
Суттанипата (Suttanipāta) – "подразделение сутт" – собрание стихотворных сутт в пяти отделах; одна из самых старых частей канона.

6.
Виманаваттху (Vimānavatthu) – "истории о небесных чертогах" – 83 (85) рассказа (в 7 частях), описывающие пребывание на небе существ, вознаграждённых за праведность в земном существовании.

7.
Петаваттху (Petavatthu) – "истории о духах"; (санскр. прета) – 51 рассказ (в 4 частях) о посмертных странствиях существ в мире голодных духов.

8.
Тхерагатха (Theragāthā). Gātha изречение в стихотворной форме ключевых положений Учения. Thera старший монах; монах достигший высокого духовного уровня; верх сидящий. Тхерагатха представляет собой сборник 107 (264) гатх в 1279 строфах произнесённых тхера просветлёнными монахами для передачи своего медитативного опыты и наставлений.

9. Тхеригатха (Therīgāthā). Therī старшая монахиня; монахиня достигшая высокого духовного уровня; верх сидящая. Тхеригатха представляет собой сборник 73 гатх в 522 строфах произнесённых тхери просветлёнными монахинями для передачи своего медитативного опыты и наставлений.

10. Джатака (Jātaka) – "история о рождениях" – это рассказанные Буддой истории о прошлых перерождениях, состоящие из 547 историй подразделённых на 22 раздела (нипаты). Джатаки выходят по своему литературному значению за рамки буддийского канона и чрезвычайно важны для изучения древнеиндийского фольклора.

11.
Ниддеса или Маханиддеса (Niddesa, Mahāniddesa) – комментарий на Суттанипату.

12. Патисамбхидамагга (Paṭisabhidāmagga) – "Путь различения"30 повествований по различным темам изложенных Сарипуттой. В текстах Патисамбхида магги исследуются четыре благородные истины, этические первопринципы, закон кармы и др. В целом сочинение патисамбхида магги написано в духе абхидхармических трактатов.

13. Ападана (Apadāna) – состоит из двух частей в которых содержится 603 гатхи (утверждённых на VI сангити, 589 в Текстовом издании Общества Пали и 592 в других изданиях). Ападана близка по жанру к Джатакам, в её гатхах излагаются достойные действия прошлых будд, архатов и пратьекабудд.

14.
Буддхавамса (Buddhavaṃsa). Короткие гатхи, главным образом повествующие о предшествующих 24 буддах, действовавших в 12 последних мировых периодах и достойных действиях будды Сакьямуни по отношению к ним.

15. Чарияпитака (Cariyāpiṭaka). Состоит из 35 гатх пересказов историй из Джатак, в которых прославляется реализация Буддой десяти совершенств.

Тайская и бирманская версии Кхуддака никаи включают также следующие книги, не входящие в другие версии Канона, но примыкающие к нему:

16. Неттиппакарана (Netti-Pakaraṇa)"Руководство". Включена только в бирманское издание Канона.

17. Петакопадеса (Peṭakopadesa)"наставления к Питаке". Включена только в бирманское издание Канона.

18. Милиндапаньха (Milindapañha. pdf 7,85 Mb. Облако) – "Вопросы Милинды". Книга состоит из шести-восьми частей (в разных редакциях, на момент составления обзора, было известно об одной палийской и двух китайских версиях). Милиндапаньха включена в бирманское издание Канона.
Хронологическими границами происхождения книги являются датировка китайских переводов (не позднее 3 в.) и время жизни одного из двух главных участников диалога индо-греческого царя Милинды (Менандра), завоевавшего значительную часть Северной Индии в середине 2 в. до н.э. и задававшего вопросы буддийскому мудрецу Нагасене (их беседа состоялась в Сагале – Пенджаб).

Эти книги, тем не менее, не отвергаются другими традициями и включаются в состав вспомогательной литературы, примыкающей к Типитаке.

III. Абхидхамма питака – (пали Abhidhamma piṭaka; санскр. अभिधर्म, Abhidharma pitaka, букв. верховный закон; тиб. Нгонпа), – буквально "корзина, содержащая буддийскую доктрину", или "высшие законы" – изложение учения буддизма в схоластической манере (также называемая саттапакарана – "семь трактатов").
Абхидхамма питака появился после раскола сангхи на II буддийском соборе. Предполагают, что каждая из ранних буддийских школ имела свою Абхидхамма питаку, но только тексты школ Сарвастивада и Тхеравада вошли в полный свод канонических текстов. Абхидхамма питака пользовалась большим почитанием у тхеравадинов Юго-Восточной Азии, особенно в Бирме (Мьянма). Абхидхарма питака не содержит логической систематизированности, так как она представляет собой собрание текстов, предназначенных служить основой для медитации. Содержание Абхидхамма питаки составляют вопросы этики, психологии и эпистемологии. В ней представлены не изречения Будды, а точка зрения на буддизм его учеников и выдающихся учёных. Абхидхамма питака включалась в канон не всеми школами, например, махасангхики не относили её к числу канонических текстов. Некоторые школы включали в Абхидхамма питаку большую часть Кхуддака никаи, также отдельные элементы Абхидхамма питаки содержатся в суттах Дигха никаи и Ангуттара никаи. Специфический метод изложения буддийского учения в Абхидхамма питаке и абхидхармической литературе, отличается от метода изложения в других разделах канона большей сложностью. Это связано с тем что адресатом Абхидхамма питаки является не простой верующий, а подготовленный учёный. Специфичностью этого метода является обезличенность и академичность изложения, использование средств индукции, анализа и синтеза, больший интерес к дефинициям. Это уже не проповедь, а описание мира вокруг и внутри человека. В корпус абхидхармической литературы включают и комментарии на основные тексты, и учебники, написанные позднее. Йогачары иногда называли Абхидхамма питакой свои сочинения, независимо от их содержания. Махаянисты называли Абхидхамма питакой многие свои тексты, включая праджня-парамитские сутры; в Китае и Тибете к Абхидхамма питаке относят "Бриллиантовую сутру". Абхидхамма питака незаменима для изучения высшей буддийской философии, психологии и метафизики.
Основными абхидхармическими текстами считаются 7 книг школы Тхеравада (палийский канон), сохранившиеся на палийском языке, и 7 книг школы Сарвастивада (санскритский канон), дошедших только в китайских и тибетских переводах и оказавших большое влияние на развитие буддийской философии. В разных традициях эти книги приписываются разным авторам. Абхидхамма питака Палийского канона занимает 13 томов и состоит из 7 сочинений (хотя лишь пеpвая (Дхамма сангани) и последняя (Паттхана) составляют суть учения Абхидхаммы), в комплексе Кутодо Абхидхамма питаке отведено 208 плит. Семь основных абхидхармических книг это:


1. Дхаммасангани (Dhammasanganī) – "перечисление дхамм" – содержит классификацию всех элементов "паpаматтха дхаммы" (абсолютные pеальности), определяемых как этические факторы, присущие физическому телу, психологическому и умственному состоянию, которые проявляются в процессе медитации.
По одной из систематизаций это:
  • 52 "четасика" (фактоpа ума), котоpые, возникая вместе в pазличных комбинациях, вызывают какое-либо из...
  • 89 pазных возможных "читта" (состояний сознания)
  • 4 главных физических элемента, и 23 явления, поpождаемых ими.
  • Hиpвана.
В Дхаммасангани различаются 37 "элементов освобождения" (в тексте различаются "путь практики" и "путь озарения"), за которыми следуют классификации дхамм – по делениям их на "базы" (аятана) и "элементы" (дхату)
Дхамма сангани был составлен в четвёртом веке до н.э. и является наиболее авторитетным и важным трактатом заложившим основы буддийской психологии. В
пятом веке до н.э Буддхагхоша написан на Дхармасангани обширный комментарий Аттхасалини.

2. Вибханга-ппакарана (Vibhanga-ppakarana) "Книга тpактатов", "разделение", "классификация", близкая по содержанию к Дхамма сангани. Содержит анализ, начатый в Дхаммасангани, природы скандх и путей их преодоления в фоpме вопpосов и ответов.

3. Дхатукатха (Dhātukathā, Dhātukathāpakaraṇa) – "объяснение элементов" – вопросы и ответы о различных психических феноменах. Объясняет расположение дхарм, зависимых от скандх и шести органов чувств (аятана).

4. Пуггалапаннати (Puggalapaññati; Пуггалапанъянти) "описание индивидуальностей". Даёт анализ личностей, подверженных вожделениям, ненависти и заблуждениям, и их классификацию. Пуггала паннати самое короткое сочинение Абхидхамма питаки.

5. Катхаваттху (Kathāvatthuбукв. "предмет беседы"; Каттхаваттхуппакарана)полемический трактат приписываемый известному буддийскому авторитетукоторый, который председательствовал на 3-м буддийском соборе в Паталипутре в 253 году до н.э. Тиссе Моггалипутте. Трактат посвящён полемике с 18 школами раннего буддизма с их воззрениями. Катха ваттху является самым поздним трактатом Абхидхамма питаки.

6. Ямака (Yamaka"книга пар"; йамака – букв. "пары") – трактат из 10 глав по прикладной логике, названный так в связи с методикой рассуждений (использование тезиса и антитезиса). Устанавливает бинарные группы и анализирует соответствующие дхаммы с точки зрения возможности или невозможности атрибутирования им того или иного свойства. Ямака является сложнейшеё частью Абхидхармы.
  • Ямака I.
    • 1 Mula-yamaka.
    • 2 Khandha-yamaka.
    • 3 Ayatana-yamaka.
    • 4 Dhatu-yamaka.
    • 5 Sacca-yamaka.
    • 6 Samkhara-yamaka.
  • Ямака II.
    • 7 Anusaya-yamaka.
  • Ямака III.
    • 8 Citta-yamaka.
    • 9 Dhamma-yamaka.
    • 10 Indriya-yamaka.
7. Паттханаппакарана (Paṭṭhānappakarana, Māhapaṭṭhāna; Махапаттхана) – "книга об исходной точке". Эта книга, котоpая намного пpевосходит о объему дpугие книги Типитаки (более 6000 стpаниц в сиамском издании), описывает 24 "паччая", или закона обусловленности, по котоpым взаимодействуют "дхаммы". Эти законы, пpименяемые во всевозможных пеpестановках к "дхаммам", описанным в Дхамма Сангани, описавают весь познаваемый опыт.
  1. Tika paṭṭhāna.
  2. Duka paṭṭhāna.
  3. Duba-Tika paṭṭhāna.
  4. Tika-Duka paṭṭhāna.
  5. Tika-Tika paṭṭhāna.
  6. Duka-Duka paṭṭhāna.
  • Дополнением служит Паритта или Махапаритта (mahāparitta). Паритта представляет собой собрание канонических текстов для популярного магически-охранительного использования. В Бирме и на Цейлоне паритта-церемонии (синг. пирит) пользуется огромным почтением у мирян. Эти церемонии совершаются по различным поводам, такие как постройка нового дома, смерть, болезнь и т.д. В этих случаях декламируются канонические тексты, собранные в Паритте. В Паритту входят 23 составляющих, из которых 7 взяты из Кхуддакапатхи.

Археологическими и лингвистическими исследованиями установлено, что древнейшими частями Палийского Канона являются Виная-питака, четыре первых никаи Сутта-питаки и Джатаки.
Абхидхарма школы сарвастивады состоит также из семи текстов. Сравнительный анализ показывает, что они
вряд ли  имеют один и тот же источник с традицией тхеравадинской абхидхармы. Катха ваттху и пуггала паннатти не имеют аналогов в Абхидхарме сарвастивады.
Тексты в Абхидхарме традиции сарвастивады:
  • Сангитипарьяя (Sangitiparyaya) Рассуждения о Сангити.
  • Дхармаскандха (Dharmaskandha) Совокупность факторов.
  • Праджчаптишастра (Prajnaptisastra) Трактат об указаниях.
  • Дхатукая (Dhatukaya) Тело элементов.
  • Виджчанакая (Vijnanakaya) Тело воспринимающего сознания.
  • Пракаранапада (Prakaranapada) Описание.
  • Джнянапрастхана (Jnanaprasthana) Основы Знаний.
Итог сарвастивадинской абхидхармической традиции Махавибхаша (Великое истолкование) монументальный комментарий к Джнянапрастхане, созданный в первой половине II векв во время третьего собора сарвастивадинов под эгидой царя Канишки.
Хорошо известно сочинение Васубандху Абхидхармакоша (энциклопедия абхидхармы), в котором абхидхармистская традиция Махавибхаши сводится воедино и детально объясняется. Это сочинение активно изучается и используется школами махаяны, как в Тибете так и на Дальнем Востоке.
На Дальнем Востоке сарвастивада представлена китайской школой цзюйше-цзун и соответствующей японской школой куся-сю, сосредоточенных на изучении Абхидхармакоши, переведённой на китайский Сюаньцзаном.

Составил Чой.


Хоть Дхарма и ничья,
Её всё же можно подарить
Тому, кто в ней заинтересован.



\