|
|
Сутра о мудрости и
глупости.
О юноше по имени Ланбогон.
Дзанлундо.
Раздел XI.
Глава 42. Перевод
c тибетского Ю.М. Парфионовича. 1978 г.
Так
было
однажды
услышано мною.
Победоносный пребывал в Шравасти, в саду Джетавана,
предоставленном ему Анантхапиндадой.
В то время в стране Магадха у одного домохозяина родился сын, мальчик
чрезвычайно красивый и
обладающий знаками благих примет. Не успел ребёнок родиться, как в
кладовой домохозяина
чудесным образом возник золотой слонёнок. Родители мальчика, видя
подобное, очень обрадовались
и показали гадателю, который, осмотрев ребёнка, установил, что он
отмечен знаками благой
заслуги.
– Какое удивительное знамение сопутствовало рождению
мальчика? – спросил
гадатель.
– Когда этот ребёнок родился, – отвечали
родители, – в
нашей кладовой сам собой появился золотой слонёнок.
– Тогда и имя мальчика будет Ланбогон, или "Покровитель слонов".
Рос мальчик, а вместе с ним рос и золотой слонёнок. Куда шёл мальчик,
туда шёл и золотой
слонёнок, и они были неразлучны. Испражнялся и испускал мочу тот
слонёнок всегда золотом.
Когда Ланбогон подрос, он всегда играл вместе с пятьюстами сыновьями
других домохозяев.
Подростки дружили между собой и как-то раз стали рассказывать друг
другу о том, что
удивительного есть у них в семьях. Одни мальчики говорили: "В
наших
семьях сиденья и
постели – всё сделано из драгоценностей семи
родов".
Другие говорили: "В наших домах и в наших садах всё сделано из
драгоценных камней".
Третьи заявляли: "Наши кладовые всегда полны отборными,
драгоценными
камнями".
Так рассказывали они один другому о всевозможных удивительных вещах.
Ланбогон, в свою очередь,
также сказал:
– Когда я родился, у нас появился сам собой золотой
слонёнок. Я
подрастал, и он также
подрастал. Задумаю я пойти посмотреть какое-нибудь зрелище, сажусь на
слонёнка, он быстро
доставляет меня куда нужно. А испражнения и моча слонёнка превращаются
и золото.
При этом присутствовал царевич Аджатасатру. Услышав рассказ Ланбогона,
он подумал: "Когда я стану царём, то отберу этого слона".
И вот стал Аджатасатру царём. Призвав к себе Ланбогона, он приказал:
– Приведи мне золотого слона!
Родители Ланбогона сказали сыну:
– Нет человека более яростного, свирепого и алчного, чем
Аджатасатру. Если он даже
родного отца убил, то о других и говорить не приходится. Сейчас он
хочет отобрать твоего слона,
поэтому надо слона ему подарить.
– Никто не в силах отобрать моего
слона, – заявил юноша.
С этими словами он сел вместе с братом на слона и отправился, к
царскому дворцу.
Когда привратники доложили о них царю, тот распорядился:
– Пусть Ланбогон с братом, не слезая со слона, въезжают во
двор!
Ланбогон с братом, сидя на слоне, въехали в ворота, спешились,
поприветствовали царя и
пожелали ему благополучия. Обрадованный царь усадил их на разостланный
ковёр, угостил едой и
напитками, а потом сказал Ланбогону:
– Золотого слона оставьте, а сами можете отправляться домой!
Услышав такой приказ царя, Ланбогон оставил слона, а сам вместе с
братом пошёл пешком.
Но не успели они выйти за ворота, как золотой слон прямо из-под земли
появился перед
Ланбогоном. Оба брата опять сели на слона и вернулись домой.
Вернувшись домой, Ланбогон подумал: "Царь не поступает в
соответствии с
Дхармой, он осудит
даже и невинного. Поэтому, если я не отдам ему слона, то из-за этого
слона с жизнью
распрощаюсь. Отправлюсь-ка я сейчас туда, где Победоносный творит благо
многочисленным живым
существам мира, уйду из семьи и с радостью буду вести монашескую
жизнь". Подумав так, он
попросил у родителей разрешения вступить в монашество, и те дали своё
позволение.
Распрощавшись с отцом и матерью, сел Ланбогон на золотого слона и
прибыл в рощу Джетавана.
Подойдя к Победоносному, он коснулся головой его стопы и подробно
рассказал о том, что с ним
случилось.
– Приди во благе! – произнёс Победоносный.
И тут же волосы на лице и голове Ланбогона сами собой сбрились, и он
стал монахом.
Победоносный должным образом наставил его в Учении о
четырёх благородных истинах, благодаря
чему Ланбогон обрёл архатство.
Где бы ни находился монах Ланбогон вместе со своими товарищами, другими
монахами, всегда
поблизости был и золотой слон. Тогда все жители Шравасти начали
собираться, чтобы посмотреть
на золотого слона, и производили такой шум и гам, что мешали йогической
практике [монахов].
Монахи пожаловались Победоносному, и тот сказал Ланбогону такие слова:
– Много людей собирается, чтобы посмотреть на твоего слона,
нарушая этим уединение
[монахов]. Поэтому поскорее избавься [от слона].
– Да я и сам, в монашество вступив, думал от него
избавиться, да
никак не
выходит, – отвечал Ланбогон.
– А ты трижды скажи слону такие слова: "Сансарическое бытие для
меня окончилось, ты мне больше не нужен!" – и
слон
исчезнет, – наставил Победоносный Ланбогона.
В соответствии с наставлением Победоносного Ланбогон трижды сказал
слону: "Ты мне не
нужен", и золотой слов погрузился в землю.
Удивлённые монахи спросили Победоносного:
– Что за добрый корень на поле благих заслуг посадил в
прежнем
рождении монах Ланбогон,
если вызрел такой плод?
И поведал Победоносный Ананде
и другим монахам следующее.
– Каждый человек, кто бы ни был, – сказал
Победоносный, – если посеет немного добрых семян
на поле благой заслуги трёх
драгоценностей, обретёт безмерный плод.
Давным-давно, во времена, когда в мир явился будда Кашьяпа,
человеческий век длился двадцать
тысяч лет. Тот будда сотворил благо живым существам, а когда ушёл в
нирвану, то над его мощами
соорудили множество ступ. Среди этих ступ была одна, посвящённая слону,
на котором ехал
бодисаттва, спускаясь с неба Тушита,
чтобы войти в чрево матери1.
Со временем изображение
слона немного разрушилось. Один человек, пришедший поклониться ступе,
увидав, что изображение
слона немного разрушено, подумал: "Я починю это разрушившееся
изображение ездового
животного бодисаттвы".
Подумав так, он приготовил глину и обмазал
повреждённые места,
произнеся при этом такое моление: "В грядущие времена [рождения]
да
буду я постоянно
высокороден, знатен и несметно богат!" И тот человек после смерти
возродился в высокой
сфере богов. Когда время пребывания божеством истекало, он рождался в
мире людей неизменно
высокородным, знатным, богатым, прекрасной наружности, а золотой слон
был постоянно его
хранителем.
– Ананда, – сказал
в конце
Победоносный, – человек,
который в той жизни, в то время, починил слона,– это и есть
нынешний Ланбогон.
За то, что он починил слона, всегда пользовался великим богатством в
мире богов и людей.
За то, что чтил три драгоценности, встретившись со мной, он удалился из
мира в моё Учение,
отчего скверна его мыслей полностью отринулась, и он стал архатом.
Достопочтенный Ананда и
многочисленные окружающие, выслушав поучение
Победоносного, постигли
его суть, отчего некоторые обрели плод вступления,
одно возвращение, невозвращение и архатство.
Некоторые породили помысел о наивысшем духовном совершенстве
и стали пребывать на стадии
анагаминов. И многочисленные окружающие безмерно радовались
рассказанному Победоносным.
\
Примечания.
1 – До становления буддой Кашьяпа пребывал
в качестве бодхисаттвы
на небе Тушита,
буддой же он мог стать только через рождение человеком, для чего надо
было спуститься с небес и возродиться в чреве женщины.
|
|
|