Наставление
в ступенях духа.
Шейрим-Сунг.
Ом Намо Бхагавате Татхагатая Архате
Самьяксамбуддхая!
Ом почитаю всеблагого истинно-сущего святого истинно-всепросветлённого!
Глава "Пояснение".
По прошествии двух с половиной тысяч лет после
Махапаринирваны
Истинно-Всепросветлённого, преподанное им наивысшее Учение сильно
распространилось во всех землях. Особо же великопочитаемым стало Учение
Ваджраяны, самой сокровенной из Колесниц Дхармы.
Но вместе с тем появилось и множество лжеучителей, которые, получив
лишь поверхностные знания о сокровенном, выдают себя за высших. Подобно
знахарю-шарлатану, не знающему ни болезней, ни средств лечения, ни
лекарств, а лишь краем уха слышавшему о них и отравляющему своих
больных наугад взятыми составами – так и эти
лжеучителя отравляют тремя
ядами: невежеством, злобой и страстью – тело
речь и разум обманом
привлечённых доверчивых людей. О таких сказано
Буддой в "Дхаммападе":
"Когда же
глупец на своё несчастье овладевает знанием, оно уничтожает его
удачливый жребий, разбивая ему голову".
Вдохновляемый духом бодхисаттвы Авалокитешвары, Светом
Безмерного
Сострадания и дхармапалой Ваджракилой,
ножом Запредельной Мудрости
поражающим всякое неведение, – я, скромный
монах-гелонг, написал это
краткое наставление, дабы блуждающие в потёмках неведенья живые
существа узрели один из Путей спасения, протянутый им Буддой, и
спаслись из сетей ложных учений, коварно раскинутых лжеучителями, кои
подобны ядовитым паукам. А потому, пусть читающий эти наставления
сосредоточит свой разум, пребудет в серьёзности и внимании, ибо сказано
Всеблагим в "Дхаммападе":
"Серьёзность –
путь к
бессмертию, легкомыслие – путь к смерти.
Серьёзные не умирают. Легкомысленные подобны
мертвецам".
Глава "Пояснение" закончена.
Глава "О
заблуждениях".
Велика и всеобъемлюща Дхарма, преподанная Буддой! Подобно солнцу светит
и греет она для всех страдающих живых существ, и нет ни одного, кто не
нашёл бы в ей путь к избавлению от страданий. Подобно искусному лекарю,
чьи познания в способах лечения безграничны, а методы –
совершенны, Всеблагой преподал Пути к исцелению от всякого страдания
для существ каждого уровня сознания, каждого из миров десяти сторон
света.
Именно из различий в способностях последователей и условий жизни в
каждой из земель проистекли все различия в традициях и методах
Дхармы. Подобно древу, на котором, чем оно выше, старше и сильнее –
тем больше крупных ветвей и малых веточек, – так
и Учение Истинно-Всепросветлённого, чем более распространялось и
крепло, тем более возникало его Школ и традиций. И, подобно тому, как
источником каждого луча является солнце, так и источником всех традиций
и течений – есть Истина, а всё остальное –
лишь различные методы её постижения.
Лжеучителя говорят: "Вот это – сказано Буддой
для высших и потому этому следую; а это – для
низших, а посему – не для меня!" Они клевещут на
Дхарму Татхагаты, деля её на лучшую и худшую, ибо всё, что преподал
Истинно-Всепросветлённый – является совершенным
и ведёт к совершенству, в противном же случае –
следует признать Всесовершенного несовершенным в силу несовершенства
какого-либо из Путей к Просветлению, преподанного Просветлённым, о чём
и толкуют эти лжеучителя. Для таких сказано Буддой в
"Сарвавидалья-самграха сутре":
"О, Манджушри, грех
пренебрежения Дхармой Высшего – весьма тонок. О,
Манджушри,
кто думает, что одни слова, проповеданные Татхагатой, –
хороши, а другие – дурны, тот пренебрегает
Дхармой. Кто пренебрегает Дхармой, тот этим самым выражает
порицание Татхагате и плохо
отзывается о Сангхе. Говорить, что это приличествует, а это не
приличествует – пренебрежение Дхармой. Говорить –
"это проповедано для бодхисаттв,
а это – для шраваков" – пренебрежение
Дхармой. Говорить, что это проповедано для пратьякабудд –
пренебрежение Дхармой. Говорить, что это не есть поучение для бодхисаттв –
пренебрежение Дхармой".
Знающий об этом – да избегнет заблуждений о
множественности единой Дхармы.
Второе коренное заблуждение – заблуждение ложной
веры. Лжеучителя говорят: "Верьте нам, совершайте обряды, делайте то,
что мы укажем и ни о чём не задумывайтесь – мы
приведём вас к спасению!" Они подобны слепцам, выдающим себя за опытных
проводников – но, сами не видя пути, ведут к
гибели всех поверивших им. Они погибают сами и не дают увидеть путь к
спасению другим. Кто требует слепого подчинения и веры без знания –
тот ведёт к гибели, ибо сказано Всеблагим в "Калама сутте":
"Войдите,
каламы, не утверждайтесь на том, что основано на повторении
услышанного, на традициях, на молве, священном писании, предположениях,
на общепринятом, на правдоподобии разума, на пристрастии к продуманной
идее, на способностях других, на предупредительности: "этот монах –
наш Учитель". Каламы, когда вы сами познаете: "Это –
плохо, это постыдно, это, порицается мудрым", когда сможете поручиться
и истолковать, что эти привязанности ведут к злу и гибели, –
откажитесь от них".
Рубя сети, коими опутывают своих последователей лжеучителя, в
"Чатухпратисарана сутте" Будда изложил четыре прибежища, к которым
следует прибегать всякому, вставшему на Путь к Просветлению:
1. Учение
прибежище, а не человек его толкующий.
2. Дух Учения –
прибежище, а не мёртвая буква.
3. Наставление точного смысла –
прибежище, а не наставление, смысл, которого ещё следует определить.
4. Осуществлённое знание –
прибежище, а не знание, добываемое посредством пустых рассуждений.
Познав это – избегают силков ложной веры.
Третье коренное заблуждение – заблуждение
гордыни и завистливого соперничества. Лжеучителя говорят: "Наша Школа,
наша традиция – самая лучшая! Мы высшие, а все
остальные – низшие! Они принадлежат к другой
школе, другой традиции – значит они наши
соперники, ибо кто не с нами – тот против нас!"
Так живут они во вражде и ссоре со всеми. Да остерегутся ищущие
Просветления таких людей! Ядом злобы и непомерного самомнения пропитаны
их речи. Они подобны скорпионам, жалящим каждого, кто попадётся на их
пути. Далеки их речи от Истиной Дхармы, ибо сказано
Истинно-Всепросветлённым в "Сутте о познании вед":
"Презирая
клевету, он далёк от всякого злословия: что слышал здесь –
того не повторит там, не возбудит ссоры; что слышал там –
того не говорит здесь, чтобы не возбудить ссоры. Так он проживает,
соединяя разъеденённых, ободряя живущих в дружбе, возлюбивший мир,
жаждущий мира, творящий мир, мир возвышающий –
тем блага его жизнь."
О завистливых же гордецах сказано Всеблагим в "Дхаммападе":
"Пусть думают и
миряне и отшельники, что это сделано мной. Пусть они зависят от меня во
всех делах, – таково намерения глупца, его
желание и гордость возрастают".
Знающий об этом – да не погрузится в трясину
завистливого соперничества и гордыни.
Четвёртое коренное заблуждение – заблуждение
пустых речей. Длинными и красивыми речами о Трёх Драгоценностях, о
сокровенных практиках, о тайных знаниях и прочем заманивают лжеучителя
доверчивых людей в дремучую чащу невежества. Они говорят: "Я читал
такие-то и такие-то книги; я слышал о таких-то и таких-то сокровенных
практиках; я знаю как называется то-то и то-то". Они подобны красивым
говорящим попугаям, которые повторяют слово-в-слово услышанное от
разных людей, не понимая ни сути услышанного, ни не имея сил
осуществить то благое, о чём они узнали. Они забывают, что о таких
сказано Буддой в "Дхаммападе":
"Если даже
человек постоянно твердит писание, но, нерадивый, не следует ему, он
подобен пастуху, считающему коров у других. Он не причастен к святости".
Сказано также в "Сарвадхарма свабхава-самата-випанчита самадхираджа
сутре":
"Некий человек,
расказывая словами, каковы сандаловые деревья и как пахнут сорта
воскурений, описывал хорошие качества этих деревьев. Затем некто другой
спросил его: "Вы так восхваляете сандаловое дерево, а имеете ли кусочек
воскурений?" Тот ему ответил:
"Хотя я ради своего пропитания восхвалял воскурения из сандала, но
таких воскурений у меня нет". Таким же образом появятся люди, которые
станут кормиться восхвалением нравственных правил, не заботясь прилежно
о практике. У таких людей нет нравственных правил (которым они могли бы
учить других)".
Посему коренным заблуждением является необретение Плодов Дхармы. Ибо,
что толку рассуждать о плоте для переправы через поток сансары вместо
того, чтобы построить этот плот своими усилиями?
Потому – да избегнут истинно вставшие на Путь
Будды красноречивых пустословов и да не впадут в пустое умствование,
ибо сказано Татхагатой в "Ваджрачхедика-праджняпарамита
сутре":
"Субхути, не говори, что у
Татхагаты есть такая мысль: "Есть Дхарма, которую я проповедую". Нельзя
иметь такую мысль. И по какой причине? Если люди говорят, что есть
Закон, который проповедовал Татхагата, то они клевещут на Будду по той
причине, что не могут понять то о чём я проповедую. Субхути, проповедующий Дхарму не
имеет Дхармы, которую можно было бы проповедовать. Это называют
проповедью Дхармы".
Тот, кто постиг, что истинная Дхарма невыразима в словах –
отбросит всякое пустословие, избегнет дебрей лжеучёности.
Пятым из заблуждений – назову мошенничество.
Ныне появились в великом множестве лжеучителя, говорящие: "Это учение,
истинное и возвышенное, – есть слова самого
Будды", а на самом деле – это их слова,
наполненные тремя ядами. Или другие, говорящие: "Это истинное и ведущее
к Просветлению Учение – создал я сам: это –
взял у Будды, это – у Кришны, а это –
у Шивы". Первые – мошенники потому, что свои
слова выдают за слова Будды и тем пользуются. Вторые – мошенники
потому, что мёртвое выдают за живое, ведущее к страданиям выдают за
ведущее к освобождению. Они подобны безумцу, который из разных хороших
лекарственных составов выделил отдельные части, их смешал –
и получив ядовитое зелье, потчует им всех легковерных, говоря: "Из
этого лечебного состава я взял то-то, а из этого –
то-то. Думаю, что эти части подействуют быстрее". И не думает он, что
только в тех составах, в коих были эти части, они – лекарство,
а будучи выделены – становятся ядом.
Лжеучителя-мошенники – суть самые опасные, ибо,
ссылаясь на Великих Учителей, так перемешивают и запутывают их слова,
что надо быть весьма углублённо познавшим, чтобы различить: что они из
начала поставили в конец, а из конца – в начало.
О таких сказано Всеблагим в "Махапараниббана сутте":
"Прежде всего,
братья, некто может сказать так: "Из уст самого Всеблагого я это
слышал, от него самого я принял. Вот – Истина,
вот – Закон, вот – Учение
Учителя". Слыша такое слово, сказанное братом, никогда, о монахи, не
восхваляйте сказавшего так, но и никогда не встречайте его слово хулой
или глумлением. Без хвалы, без презрения, но внимательно пусть будет
прослушано каждое слово и каждый слог, – и тогда
возьмите Писание и сличите сказанное с правилами Устава. И если те
слова не согласны с Писанием, если не совпадают они с правилами Устава,
вы примете такое решение: "Верно – это не слова
Просветлённого, и ошибочно оно понято тем монахом." И тогда, братья, вы
отбросьте то слово."
А потому – да избегнут верные Трём
Драгоценностям тех мошенников-лжеучителей.
Таковы, вкратце, пять заблуждений-сетей, которые распускают для
легкомысленных ненасытные лжеучителя.
Глава "О заблуждениях" закончена.
Краткое содержание главы: заблуждения множествености, ложной веры,
завистливой гордыни, пустых речей, мошенничества.
\
|