На главную страницу В начало раздела Назад

На главную страницу В начало раздела Назад
Махасиддха Джаландхара, избранный дакини.
Из книги Кита Доумана "Мастера Махамудры".



Чтобы призвать благословение,
Каждая мысль и идея трёх миров,
Собранны в тело, речь и ум.
Соедини их в лалана, расана и авадхути.

Джаландхара был брамином города Туркхара. Однажды, преисплненный отвращения к себе, он удалился в место кремации и сел под деревом. Там он вошёл в состояние блаженного, возвышенного сознания, и услышал исходящий с неба голос Дакини, который сказал "Благородный Сын, да познаешь ты абсолютную истину!" Преисполненный великой радости, Джаландхара снова и снова возносил молитвы Дакини, до тех пор, пока она не явилась ему. Она дала ему посвящение и разрешение на практику Хеваджры вместе со следующими наставлениями по стадии завершения:

"Собери все внутренние и внешние явления, три сферы, мир проявлений и всех их возможностей, в планы своих тела, речи и ума. Затем сосредоточь концептуальные структуры тела, речи и ума в три психических канала. Опустоши лалану и расану в авадхути, и затем вытолкни все построения ума через "ворота чистоты" на макушке. Затем медитируй на нераздельности проявленного и пустоты".

Все составляющие опыта, внутренние и внешние,
Собраны в теле, речи и уме,
Правый и левый каналы опустошаются в авадхути,
Выталкивай всё через врата чистоты.
Возникшая в пространстве чистой йоги,
Эта пустота – высшая форма наслаждения.
Старайся поддерживать нераздельный союз наслаждения и пустоты.

Джаландхара медитировал на этих наставлениях по стадии завершения в течение семи лет и достиг махамудра-сиддхи. Затем, после выражения своей реализации и бескорыстного труда на благо бессчётных существ, он, с тремя сотнями учеников достиг Рая Дакини.


***


Историография.

Джаландхара – значительный сиддха в традиции материнской тантры, и буддистские источники часто ссылаются на него. Но он также является основателем линий натов и литературы нат, и устная традиция – более обильный источник анекдотов. Тибетские источники приводят следующее описание его жизни: он был рождён шудрой в Синдхе; он прошёл обучение и выполнял свою садхану в Уддияне и Джаландхаре, расположенных в северной Индии; затем он посетил Непал и, впоследствии, на пути к Аванти, находящейся в Малаве, он встретил Тантипу и Кришначарью; только после этого он направился в Бенгал, где, известный под именем Хадипы, сотворил множество чудес, и где Майянамати отдала своего сына, короля Гопичанда, ему в ученики, и этот ученик впоследствии захоронил своего Гуру живьём на десять лет, до тех пор, пока его, наконец, не спас Кришначарья. Традиционное представление о том, что он был рождён в Туркестане, находит потверждение в нашей легенде, при условии, что Nagara-thod-tha является искажением Thogar (принадлежащей Туркхарадеше или Токарестану) Верхнего Окса, расположенного ниже Памира. Не оставляет сомнений, что он был посвящён в линии материнских тантр в Уддийяне; однако местность, где он практиковал свою садхану, поистине представляет собой проблему. За пределами современного Джалландара в северном Пенджабе находится комплекс развалин, которые Huien Tsiang посетил между 680 и 720 гг. н.э., где стояли пятьдесят монастырей, населённые двумя тысячами монахов как хинаяны, так и махаяны. Там же собирался великий совет Канишки, и пятьсот монахов составили Махавибхашу (санск. Mahāvibhāşa) в 300 г. н.э. Но, как только мы установили различие между тантрической и ортодоксальной Шри Парвата, тантрическая Джаландхара (pīţhasţhana), старше, чем монашеский комплекс, была найдена на реке Бис в долине Кангра возле Нагаркота, или, точнее, возле Джваламукхи. Наряду с Уддияной, Пурнагири и Камарупой, Джаландхара была одной из четырёх основных мест силы Хеваджра тантры, которая была главной тантрой нашего сиддхи; это
также древняя шакта пита, где деви поклоняются как Чанди с Махадевой. Именно это место силы дало Джаландхаре его имя.
Джаландхара был одним из первых натов (санск. nāth), пять из которых входят в число восьмидесяти четырёх сиддхов: Канха, Мина, Горакша, Кауранджи и Джаландхара (Хадипа). Он был один из двенадцати апостолов основателей секты капалика и один из девяти натов инкарнаций девяти нарайян. В линии натов он гуру-бхай Матсиендры и ученик Ади-ната, и он основал одну из главных линий натов включая секты Пха (санск. Phā) и Огхари (санск. Augharī). Его основные ученики Кришначарья, Гопичанд и Бхатрихари (Байрага или Бхатрнат). В ранних текстах натов, таких, как Горакх-Бодх, Джаландхара и другие буддистские сиддхи представлены как персонажи буддистских легенд, но, в более поздней устной традиции, они становятся практиками хатха-йоги, нацеленными на мирские сиддхи, и их истории полны магических проявлений. Хадипа (как более часто называют Джаландхару в литературе натов) распоряжался богами и богинями, и использовал слог ХУМ (чаще ассоциируемый с буддистскими тантрами) как магически исполняющее желания заклинание.
Цикл рассказов, в которых участвуют Хадипа, его ученик Гопичанд и мать Гопичанда, Майянамати, очень популярен среди натов. Подобно Камбале, Гопичанд был вынужден отречься от трона под влиянием своей матери-дакини, которая боялась проклятия, обрекающего её сына на смерть, если он не станет учеником Хадипы. Майянамати убедила своего сына посредством демонстрации чудесных сил в условиях крайнего страдания. Захоронение Хадипы под королевским стойлом в течение десяти лет убедило Гопичанда. Затем, пробираясь сквозь джунгли как Гуру и ученик, Гопичанд отстал от Хадипы, и был похищен легионами Ямы. Хадипа спустился в город мёртвых в великой ярости, – обычная эмоция шайва-сиддхов, но редкая среди буддистов, – и сурово наказал Яму и его подчинённых, требуя возвращения Гопичанда. Впоследствии Гопичанд получил посвящение рассечения ушей, таким образом став первым канпхата-йоги (санск. kānphaţa). Впоследствии его продали проститутке, которая обращалась с ним, как с прислугой, потому что он отказывался вступать с ней в близость. Это составило его двенадцатилетнюю садхану. Хадипа превратил шлюху в летучую мышь, в просветлённый йогин был восстановлен в королевском сане. В большинстве народных историй про поверхностные с виду магические силы присутствует скрытый смысл, связанный с кайя-садханой, совершенствованием тела, ведущим к бессмертию – обычной практикой среди натов, или проявление мудрости (махаджнана). Но, хотя тот же термин, махаджнана, используется как буддистами, так и шайвами, в Махамудре он означает чистое осознание пространства, в то время как в историях натов он сведён до способа предсказания решений практических и духовных проблем. Этот анекдот иллюстрирует ещё одно различие между буддистской и шайвитской традицией: исходно Пять Натов успешно практиковали аскетическую йогу, но после того, как Ади-Нат, Шива, сделал Гаури своим консортом, и Гаури не смогла убедить Шиву, что жизнь женатого домохозяина-тантрика является наивысшим образом жизни, и тогда она опустилась до низших способов обольщения, чтобы доказать своему Господину, что его ученики всё ещё подвластны похоти. Все они стали её жертвами, за исключением Горакната, который был Сэром Галахадом историй натов. Чтобы искупить вину, Хадипа подвёрг себя садхане подметальщика Майанамати, во время которой он наслаждался обществом Королевы Майи. В этой истории он взял себе имя Хадипа, происходящее от санск. hādi, "подметальщик"; или же, во время сотворения мира, когда каждый из Пяти Натов был рождён из части тела Первозданного Владыки, Хадипа был рождён из кости Владыки (санск. hādа). Десять из восьмидесяти четырёх сиддхов входят в число учеников Джаландхары: в наших легендах он учил Канхапу и Тантипу; Мина, Кауранги, Ананга, Карпати, Дхармапа, Кампака, Куккурипа и Кхадгапа упоминаются как его ученики в других источниках. В тибетской линии Хеваджра Индрабхути III является его Гуру, и Канхапа – его учеником, так же как и в линии Калачакра. Эти взаимоотношения между линиями позволяют датировать жизнь Джаландхары концом девятого и началом десятого столетия, в то время как образ Хадипы связывают с натами десятого столетия. Должно быть, Джаландхара и Кришначарья оба прожили очень долго, если только наты, носящие эти имена, не были разными людьми. В действительности, существуют сомнения по поводу того, что Джаландхара и Хадипа были одним и тем же человеком. Была предпринята попытка датировать Хадипу/Джаландхару посредством ассоциирования с его учениками-королями, Бхатрхари и Гопичандом, с историческимифигурами, королями княжеств Удджайна и Бенгала, однако, без достаточных на то оснований.
Джаландхара также известен под именем Джаландхарипа. Санскритский корень jāla означает "сеть", а тибетский перевод – "Несущий сети" (Dra ba ‘dzin pa).


\



 

На главную страницу В начало раздела Назад Наверх

На главную страницу В начало раздела Назад Наверх