"Дакини,
не имеющая формы, Матерь
Будд
Трёх Времён из
семейства
Ваджры, на благо всем живущим в Круге Бытия проявилась в сыне
индийского раджи из города Капилавасту
по имени
Шри Шора Арья", – так
начинается предыстория жизни Мачиг Лабдрон, воплотившейся в предыдущей
жизни в Индии сыном правителя Капилавасту.
Из учения-терма "Устная традиция дакини Мачиг. Великая проповедь" мы
узнаём, что в десять лет этот мальчик уже завершил своё традиционное
образование, а затем "принял обеты монаха-послушника у стоп пандиты
Пити Бхадры и получил монашеское имя Сиддхартха Бхадра". Три года он
изучал Трипитаку, включающую три раздела Учения Будды:
Сутру,
Абхидхарму, Винаю,– а затем Гуру посвятил его в четыре
раздела тантры.
Вскоре Сиддхартха достиг совершенного понимания этих учений, а Гуру
Пити Бхадра посоветовал ему продолжить обучение у Гуру Ратны, говоря:
"Он великий йогин, обретший чудесные силы. Он умеет наяву проявлять
божественную мандалу Чакрасамвары.
Он также весьма сведущ в Трипитаке и
обладает другими многочисленными достоинствами. Ты должен пойти к нему
и учиться практике тайных учений тантры и обрести практические
достижения. Этим ты принесёшь много пользы живущим".
"Гуру Ратна увидел в нём человека, являющегося достойным сосудом для
учений Высшей тантры. Он даровал ему передачу силы, проявив в
пространстве видение мандалы 64 божеств Чакрасамвара-тантры. Он даровал
все четыре уровня посвящения. Счастливый Сиддхартха Бхадра получил опыт
высших достижений и имел видения божественных стран Просветлённых.
Он пребывал у ног своего Гуру три года и выслушал множество учений
сутр и тантр, обрёл особую учёность и практические достижения в стадиях
зарождения и завершения".
Далее по совету Гуру Ратны Сиддхартха отправился в Ваджрасану, где
участвовал в дебатах с представителями разных религиозных направлений
Индии. Одерживая победу в диспутах, он обращал иноверцев в
последователей Учения Будды.
Так он прожил в священной Ваджрасане
(Бодхгая) четыре года.
Однажды в созерцательном видении Сиддхартха получил знак от богини
Тары о том, что ему следует идти в Тибет, где он принесёт пользу многим
живым существам. Тара дала знак быстрее завершить практику, чтобы
достичь необходимых способностей для этой цели. Двадцатилетний
Сиддхартха отправился на север от Ваджрасаны и на одном из кладбищ
предался медитативной практике.
"Через некоторое время его покой был нарушен игрой силы дакини тех
мест. Она явилась ему в устрашающей форме, обнажённая, украшенная
костяными орнаментами, с ножом-дигугом и черепом в руках, разгневанная
пребыванием в её месте чужака. Она явила ему множество устрашающих
видений, но была покорена силой самадхи Сиддхартха Бхадры и поднесла
ему свою жизнь и сердце, дав клятву помогать в делах".
На рассвете после этой ночи ему явилось видение пяти божеств Дагмемы
(тиб. bDag-me-ma). Дагмема сказала: "Йогин, ты должен пойти на гору
Пота Ри и поторопиться быстрей завершить практику, а затем иди в Страну
Снегов". Сиддхартха ещё сомневался в своей способности спасать
обитателей Тибета, но однажды пришёл ответ в виде новой череды видений:
пять богинь Махамайя-тантры явились ему. Он услышал их призыв: "Йогин,
ты должен пойти в пещеру Бхотана на горе Пота Ри и усердствовать в
сердечной практике пяти дакини во главе с Тойма Нагмо. Торопись, о
благородный сын!"
В пещере Бхотана Сиддхартха углубился в самадхи. "На четырнадцатый
день он достиг обычных магических сил, через месяц он узрел лики дакини
Тойма Нагмо со свитой, получил полную передачу сил в её мандале тайной
мудрости. Дакини Тойма снова напомнила ему о его долге идти в Тибет.
Затем они растворились в свете и вошли в сердце созерцателя".
Боги явно хотели, чтобы Сиддхартха отправился в Тибет. Ещё через
месяц Тара даёт ему знак идти на север. Благословение и предсказания
йогин получает от Будды
Безграничной Жизни и от
Авалокитешвары.
Дакини
семейства Ваджра и Падма посвящают его в мандалы Хаягривы и
Ваджраварахи. Дакини также напоминают ему о долге идти в Тибет.
"На рассвете майского полнолуния ему явилась сама дакини Тойма
Нагмо, в виде видения гигантской танцующей чёрно-синей женщины, которая
занесла в угрожающем жесте свой нож-дигуг и произнесла:
– Йогин, погрузи сознание в моё сердце, иначе я убью тебя, и
съем твою
плоть, и выпью твою кровь.
Из её сердца лился радужный свет, очищая сознание йогина, и он
сделал свой выбор под давлением этого видения. Его сознание собралось в
виде капли энергии и света в центре тела и воспарило ввысь, а покинув
бренную оболочку, вошло и растворилось в центральном слоге Дакини
Мудрости. Она в мгновение ока переместила его сознание по другую
сторону великих снежных гор, в южный Тибет, в небольшую долину Лабчи
(тиб. lab-kyi)".
***
Когда
Мачиг было пятьдесят два
года, к ней из Бодхгаи по воздуху
прилетели три йогина. Молва о новом учении, происходившем из Тибета и
именуемом Чод Махамудры, вызвала в Индии много споров между буддийскими
учёными. Многие сомневались, что истинная Дхарма может проявиться за
пределами родины Будды
Шакьямуни. Некоторые
выдвигали
версию, что это
ловушка Мары
для
практикующих буддизм. Чтобы развеять сомнения, решено
было направить в Тибет представителей от пандитов Бодхгаи, обладающих
сверхъестественными способностями и владеющих искусством диспута. Целью
йогинов было установить Истину и либо опровергнуть еретическое учение,
либо признать, что Чод Махамудры – буддийская Дхарма.
Состоялся диспут между Мачиг и йогинами из Бодхгаи. Мачиг доказала
им, что суть Чод Махамудры находится в полном соответствии с Учением
Будды.
Также она
поведала им о своих предшествующих рождениях и
предыдущем воплощении в качестве пандита Сиддхартха Бхадры, чьё тело
пребывало нетленным в пещере Пота Ри и было отмечено символами
благословения будд. Мачиг
предложила йогинам посетить то место и
убедиться в истинности её слов. Она сказала:
– Вы сами можете посетить то место и убедиться. Если это не
так, то все
мои слова будут ложью.
"В конце этого праздника на Зангри Канмар пришёл Падампа Сангье, и
все люди стали просить его отправиться вместе с летающими йогинами,
чтобы посетить эту пещеру и рассказать им об этом чуде, а также просить
индийцев о передаче этой святыни тибетцам. Дампа Сангье согласился, и
на следующий день отправился в далёкий путь вместе со скороходами.
Прибыв в Ваджрасану, Падампа и ачарьи собрали в храме многочисленных
йогинов и пандитов и рассказали им историю и учение Мачиг Лабдрон. Всё
многочисленное собрание индийских буддистов избавилось от сомнений, и
они решили снарядить экспедицию на гору Пота Ри в пещеру нетленного
йогина. Процессия из пятидесяти двух учёных и йогинов прибыла на эту
гору. Войдя в пещеру, они увидели неподвижное тело Сиддхартха Бхадры в
позе созерцания и, как говорила Мачиг, оно было сплошь покрыто
проступившими священными образами. Вокруг были развешаны ленты,
исписанные мантрами. Они торжественно перевезли тело в Ваджрасану, и
буддийская Индия славила Мачиг Лабдрон как истинное проявление
Праджняпарамиты в нашем мире. Пандиты и йогины решили пригласить её в
Индию для блага Дхармы в стране Будды. "В Тибете, что на окраине, мало
найдётся достойных сосудов для её Учения", – считали индийцы.
Нетленное тело Сиддхартхи было разделено на части. Голова с
образами пяти дхьяни-будд в союзе с супругами была оставлена в
Ваджрасане в качестве священной реликвии. Туловище с Буддой
Шакьямуни
было назначено отправить в Тибет вместе с Падампой. Остальные части
разделили по монастырям.
Прибыв на Зангри Канмар, Падампа и трое ачарьев распростёрлись ниц
перед Мачиг и совершили
ритуал подношения, затем они явили глазам
верующих мощи Сиддхартха Бхадры с образами на коже.
– Как удивительно, что матерь Праджняпарамита проявилась в
Стране
Снежных Гор. Мы убедились, что в вашем Учении нет ни капли ошибочных
суждений. Просим принять это тело с образами нашего Учителя
Шакьямуни",
– сказав так, трое ачарьев поставили тело йогина на
высокое
место,
приготовленное для этого.
Все ученики и простые люди прикасались к подножию мощей, ощущая силу
и волну вдохновения, исходящую от них. Мощи были подарены Падампе и
жителям Латода.
– Это будет опора моего сердца, – сказал Падампа,
увозя святыню в Латод.
Вся Индия, Непал и Тибет прониклись верой в Мачиг, и учение Чод стало
широко распространяться в среде последователей Ваджраяны.
Когда
индийцы стали настойчиво
приглашать её в Индию, она отказала
им, объяснив свой отказ словами: "Я сто семь рождений жила в Индии и
поэтому в моём посещении вашей страны не будет большой пользы для всех.
Мои особые ученики живут здесь в Тибете. Это место и время является
предсказанным в писаниях Канона. Мне нечего делать в Индии –
ведь это
родина Учения Будды,
и все учения пришли в Тибет из Индии. Никто не
слышал, чтобы Учение пришло из Тибета в Индию. Я, много рождений прожив
в Индии, имею прочные кармические связи с вашей страной, но теперь,
родившись в Стране Снегов, я распространяю здесь особое учение Чод
Махамудры. Это особое учение я могу поднести вам в качестве дара".