На главную страницу  Назад

На главную страницу  Назад
Восьмой Кармапа Микьё Дордже.
Из книги IV Карма Тринле Ринпоче "История Кармап Тибета".



Седьмому Кармапе Чёдрагу Гьямцо незадолго до его кончины приснился Майтрейя, Будда будущего, который произнёс:
– Приближается конец эпохи Будды Шакьямуни, и многие люди отправляются в нижние миры. Поэтому тебе нужно появляться во многих воплощениях.
В этом сне Чёдраг Гьямцо ясно увидел обстоятельства своего следующего рождения. Проснувшись наутро, он всё подробно записал и позднее вручил своему преемнику.
На четвёртый день одиннадцатого месяца 1507 года в Дамчу что в Восточном Тибете, родился Восьмой Кармапа Микьё Дордже. Сделав первый вдох, новорождённый открыл глаза и сказал:
– Кармапа.
Вести о необычайном ребёнке быстро разлетелись и дошли до Таши Палджора, Третьего Ситу Ринпоче, который тут же заметил, что место рождения мальчика совпадает с предсказанным в последнем письме Седьмого Кармапы. Ситу Ринпоче решил проверить ребёнка и расспросил родителей. Полученные ответы удовлетворили его: отец и мать будущего Кармапы носили те же имена, которые упоминал Чёдраг Гьямцо в письме-предсказании, и остальные подробности рождения мальчика тоже совпадали с описанием.
Ситу Ринпоче подтвердил, что этот ребёнок является новым перерождением Кармапы, но попросил родителей в течение трёх месяцев держать эту новость в тайне, чтобы защитить Микьё Дордже от возможных интриг. Он дал родителям благословлённые пилюли, чай, масло и благовония, после чего сказал:
– Угостите мальчика масляным чаем, зажгите благовоние и скажите, что всё это от Ситу Ринпоче. Затем предложите ему пилюли. Если ваш сын действительно воплощение Кармапы, он наверняка скажет что-нибудь в ответ. Передайте мне потом его слова.
Отец выполнил все указания и в ответ от маленького Микьё Дордже услышал:
Э Ма Хо, не сомневайтесь, я Кармапа.
Эту новость передали Ситу Ринпоче, и он забрал трёхмесячного Кармапу с собой в монастырь Карма. Там малыша навестил великий мастер медитации Гсэр Пхова, который ранее был одним из близких учеников Седьмого Кармапы. Когда проходила дарственная церемония, крошечный Кармапа показал, что он отлично умеет обращаться с ручным барабанчиком и колокольчиком. Гсэр Пхова спросил его:
– Если ты Кармапа, помнишь ли ты, чему учил меня в Це Лхаканг?
Мальчик отвечал:
– Я дал тебе Махамудру и Шесть йог Наропы.
В 1512 году, в пятилетнем возрасте, Микьё Дордже отправился в путешествие к Ривоче. Там Лама Сёнам Ринчен спросил его, кто он такой на самом деле. Мальчик рассмеялся и заявил:
– Иногда я Падмасамбхава, иногда Сараха, но бываю и Кармапой. У меня много эманации. В провинции Цанг их шестнадцать, и есть одна на западе Тибета – это глава большого клана.
В том же году появился другой претендент на титул Кармапы, мальчик из региона Амдо. Гьялцаб Ринпоче отправился туда, чтобы проверить правомерность претензий ребёнка на этот титул. Но стоило Ринпоче по пути встретиться с Микьё Дордже, как он тут же ощутил спонтанное желание склонить голову. Понимая, что перед ним настоящий Кармапа, Гьялцаб Ринпоче разослал всем монастырям Карма Кагью официальное письмо, в котором объявил, что, согласно предсказанию Падмасамбхавы, имя Восьмого Кармапы должно быть Микьё Дордже. В следующем году Гьялцаб Ринпоче торжественно возвёл мальчика на трон в Це Лхаканг как Восьмого Кармапу.
Образование Кармапы началось, когда ему исполнилось семь лет. Его первым наставником был Ситу Ринпоче – под его руководством Микьё Дордже изучил восемь правил поведения и некоторые основополагающие поучения Кагью. Затем мальчик отправился в поездку по монастырям. В Сурманге он имел видение всей линии преемственности Кагью, что пробудило в нём ясное понимание того, насколько богато наследие его традиции. Позднее юный Кармапа познакомился с великим мастером Сангье Ньенпой, которого Чёдраг Гьямцо когда-то попросил стать преемником своей линии и учителем своего следующего воплощения.
После этой важной встречи Микьё Дордже вместе со своим передвижным лагерем выехал в отдалённые районы Кхама. Раскрытие его духовных возможностей и талантов продолжалось в форме видений. В одном из них он получил наставления от самого Будды Шакьямуни, который явился ему вместе с двумя главными учениками – Шарипутрой и Маудгальяяной. В той же местности юному Кармапе приснился сон, представляющий большую важность. Дакиня во сне сообщила ему:
– Ты воплощаешь деяния всех Будд трёх времён.
Вскоре Микьё Дордже с сопровождающими его учениками и помощниками возвратился в Ривоче, где занялся духовной и благотворительной деятельностью. Позднее он снова посетил свои родные места в провинции Дамчу. Там Кармапе явился Падмасамбхава, поведав об их глубокой связи:
– Я Падмасамбхава, а ты мой главный ученик Гьялва Чёянг (один из 25 главных учеников Гуру Падмасамбхавы. Чёянг был министром при дворе царя Трисонга Децена. В качестве своей основной практики он получил йогу Хайягривы и достиг её полной реализации). Твоя природа неотделима от моей, и их единство есть Будда Ваджрадхара.
Вскоре после этого сна Микьё Дордже, воодушевлённый размышлениями и воспоминаниями о Кармапе Дюсуме Кхьенпе, совершил паломничество в Кампо Гангра. Рассказывают, что он оставил отпечатки своих ступней в нескольких медитационных пещерах тех мест.
В 1516 году, в возрасте девяти лет, Кармапа получил приглашение совершить визит к Са Тхаму, князю области Джанг. Благосклонно согласившись, Микьё Дордже тронулся в путь вместе со всем своим лагерем. Его приезд был отмечен торжественной церемонией. Князь, на которого простота и достоинствё Микьо Дордже произвели глубокое впечатление, осыпал юного Кармапу почестями и ценными дарами. Прежде он не выказывал большого расположения к буддизму, но со дня встречи с Кармапой развернул большую работу по снабжению всем необходимым монастырей, расположенных на территории его княжества. Провозгласив принцип ненасилия, он существенно смягчил свой политический курс. Микьё Дордже, уезжая, пообещал вернуться в Джанг через семь лет.
В 1517 году молодой Кармапа вступил в самую важную фазу своего обучения. Кроме исчерпывающей передачи традиции Карма Кагью, за последующие три года он получил от Ламы Сангье Ньенпы очень подробные основополагающие наставления относительно Учения Будды во всей его полноте. Сангье Ньенпа, несмотря на своё богатство, был исключительным примером аскетизма, присущего йогинам Кагью. Когда этот трёхлетний период закончился, Сангье Ньенпа спокойно, без сожаления ушёл из жизни, зная, что Микьо Дордже усвоил все его поучения. Во время погребальной церемонии Кармапа явственно ощущал присутствие своего покойного наставника, и все полученные знания приобрели в его уме абсолютную ясность.
У Микьё Дордже, с его неутолимой тягой к знаниям, было много общего с Третьим Кармапой. Он проявлял большой талант в области лингвистики и под руководством переводчика Ринчена Таши освоил санскритскую грамматику. Кроме того, Восьмой Кармапа с удовольствием пробовал себя в поэзии, живописи и скульптуре, и здесь ему тоже удалось достичь больших успехов. Его пример скромности и простоты в повседневной жизни был показательным для других монахов. Будучи мастером Махамудры, он каждое мгновение осознавал, что всё возникающее освобождается само по себе.
В одном из видений перед Микьё Дордже появился монах, который сказал о себе, что в эпоху прошлого Будды Дипанкары он был Падмасамбхавой. Кармапа в ответ поинтересовался:
– Если это так, то где состоялось твоё "лотосовое рождение" и где ты тогда жил?
– А откуда берётся пространство? – ответствовал монах и исчез.
Размышляя над этим событием, Микьё Дордже обрёл постижение того, что в эпоху каждого из тысячи Будд обязательно приходит Падмасамбхава как естественное проявление просветляющего Учения.
Через некоторое время Восьмой Кармапа со своим лагерем совершил неторопливое путешествие по Восточному Тибету, обучая Дхарме местное население. В общей сложности на его публичных поучениях и посвящениях побывало более десяти тысяч человек. За время той поездки он нашёл и признал Третьего Гьялцаба Ринпоче, ламу по имени Драгпа Палджор и Кёнчога Енлага, Пятого Шамарпу. В Мар Кхаме Микьё Дордже вырезал из камня свою собственную статую. Его последователи писали, что, когда работа была завершена, Кармапа поставил статую перед собой и спросил её:
– Похожа ли ты на меня?
– Да, очень похожа, – отвечала статуя.
Тогда Кармапа сжал в кулаке остаток камня, словно кусок масла, оставив на нём отпечатки своей ладони и пальцев. И статуя, и камень сохранились до наших дней: они находятся в монастыре Румтек в Сиккиме.
Прибыв в монастырь Карма, Микьо Дордже принял посланников У Цунга, императора Китая. Они привезли ему множество подношений и от имени своего правителя пригласили Кармапу в Китай. Однако Кармапа, предчувствуя скорую кончину императора, отклонил это приглашение. Китайцы восприняли его отказ как оскорбление, снова запаковали привезённые дары и вернулись в Китай, где обнаружили, что император и его супруга только что умерли.
Из Кхама Микьё Дордже отправился в Центральный Тибет. В Самдинге перерождающаяся женщина-учитель Дордже Памо поднесла ему в дар монастырь. Прибыв в Цурпху, он нашёл здания этой святыни в ветхом состоянии и распорядился начать восстановительные работы. Здесь Лама Сурманг Трунгпа нанёс ему визит и увидел Кармапу в виде воплощения йидама Чакрасамвары.
После непродолжительного периода хозяйственной деятельности Микьё Дордже снова выехал в путь вместе со своими учениками. Он посетил монастырь школы Кадам, называемый Раденг, а оттуда направился в Гангри Токар – место отшельничества Лонгченпы, великого святого школы Ньингма. Там, на скалах вокруг пещеры, ещё оставались отпечатки ступней этого мастера и следы копыт его лошади. Затем путь Кармапы лежал туда, где в уединении медитировал состарившийся Лама Карма Тринле. Он дал Микьё Дордже посвящения в Курукуллу, Махакалу и Вайшравану. Затем они вдвоём посетили институт в Лёгше Линге, основанный Ламой Карма Тринле, и Кармапа дал там много поучений.
В том же году Микьё Дордже и Карма Тринле встретились снова. На этот раз пожилой учёный дал Кармапе наставления о Шести йогах Наропы. Кармапа, которому как раз исполнился двадцать один год, получил полное посвящение в монашеский сан от настоятеля Чёдруба Сэнге, считавшегося воплощением кашмирского ламы и учёного по имени Сакья Шри. Карма Тринле помогал настоятелю в проведении этой торжественной церемонии.
Пока Кармапа гостил в Лёгше Линге, Чёдруб Сэнге долго и очень подробно наставлял его в доктрине шентонг, или "пустой и что-то ещё". Лама попросил Микьё Дордже сохранять и распространять это крайне важное философское воззрение, завоевавшее широкую популярность в традициях Джонанг и Ньингма. Оно подвергалось жёсткой критике со стороны представителей школы Гелуг, которые придерживались противоположного взгляда рангтонг, или "пустой сам по себе". Впоследствии подход шентонг передавался в линии преемственности Карма Кагью от учителя к ученику. Однажды великий учёный Джамгён Конгтрул Лодрё Тхае посвятил в его тонкости Пятнадцатого Кармапу и сделал это воззрение краеугольным камнем основанного им движения Римэ. Таким образом, Микьё Дордже можно считать важным предвестником тибетского Возрождения, наступившего в XIX веке.
Взаимоотношения Микьё Дордже с его учителем Карма Тринле были очень важны для продолжения образования Кармапы. Он провёл у этого Ламы в общей сложности около трёх лет. За этот период Кармапа изучил Пять трактатов Майтрейи, труды по логике авторства Дигнаги и Дхармакирти, сочинения по Абхидхарме Асанги (Абхидхарма-самуччая) и Васубандху (Абхидхармакоша), тексты Винайи, важнейшие книги из наследия Нагарджуны, работу Чандракирти "Вступление на Срединный путь" (Мадхьямака-аватара), "Хеваджра-тантру", труды по астрологии и многие другие тексты из Индии, имеющие отношение к буддизму Махаяны и Ваджраяны. В дополнение к наследию индийского буддизма Карма Тринле представил Кармапе Микьё Дордже собрание сочинений Нгога-переводчика и Сакья Пандиты.
Микьё Дордже был примерным учеником, он умел сохранять полную сосредоточенность на протяжении всего долгого периода своего интенсивного обучения. Он постоянно размышлял над смыслом текстов и теми выводами, которые из них можно было сделать. Он всегда анализировал и подвергал сомнению любые неясные места, благодаря чему в совершенстве постигал значение изучаемого предмета. Он так много занимался наукой, что у него оставалось мало времени на еду, и в результате его физическое здоровье пошатнулось. Тринле хвалил Кармапу как великого учёного, а Микьё Дордже высоко ценил его как искусного наставника, говоря:
– Ты находишься на первой ступени бодхисаттвы, на грани между сансарой и нирваной. Относительно сансары тебя можно назвать "тем, кто не возвращается", и у тебя есть способность к сознательным перерождениям.
В завершение своего интеллектуального образования Микьё Дордже посвятил много времени медитации. Ему приснилось, что дакини отнесли его в жилище Шаварипы – великого индийского йогина, который передал Майтрипе, одному из учителей Марпы-переводчика, учение Махамудры. Шаварипа во сне показал Кармапе природу ума, сопровождая это словами:
– И сансара, и нирвана возникают в уме. Сущность твоего ума – изначальная мудрость. Потому нет никаких ступеней постижения: всё происходит в уме.
И йогин исчез.
Микьё Дордже стал автором множества текстов, которые вызывали много споров и оказали на современников и последующие поколения огромное влияние. В возрасте тридцати трёх лет он написал комментарий к Абхисамая-ланкаре под названием "Джецюн Нгалсо". Закончив эту работу, он пригласил учёного из школы Гелуг по имени Сэра Джецюн к участию в критическом обсуждении текста. Этот талантливый мастер составил к труду Микьё Дордже собственный комментарий, в котором писал: "Кармапа является воплощением Ламы высокого ранга и великим учёным. Поэтому я не могу критиковать его. Тем не менее вот моя книга, озаглавленная "Ответ Кармапе", написанная по просьбе Микьё Дордже, в качестве отзыва на его комментарий". В такой форме состоялась письменная полемика между блестящим мастером Кармапой и известным учёным традиции Гелуг.
Микьё Дордже написал более тридцати томов сочинений, на четырнадцать больше, чем Карма Пакши. Его работы посвящены лингвистике, основам буддизма, Абхидхарме, Тантре, философии Мадхьямаки, изобразительному искусству и поэзии. Его перу принадлежат и важные тексты по Махамудре. Восьмой Кармапа считается автором и вдохновителем художественного стиля Карма Гадри, им создано много живописных работ в этой технике. Кроме того, важным аспектом его наследия является руководство по медитации, известной как "Гуру-йога четырёх времён дня", составленной в честь его коренного учителя Сангье Ньенпы Ринпоче. Она стала одной из самых важных практик в линии преемственности Камцанг.
В 1546 году Микьё Дордже почувствовал, что вскоре уйдёт из жизни. Однако Шамар Ринпоче и Паво Ринпоче умоляли своего Ламу остаться и продолжать работу. Откликаясь на их настоятельные просьбы, Кармапа согласился продлить свою жизнь ещё на несколько лет. Вместе со своим путешествующим лагерем он отправился в последнее большое путешествие по монастырям и Дхарма-центрам традиции Карма Кагью. Он попросил своих помощников на время этой поездки смягчить правила, по которым обычно строился его распорядок дня. Он хотел дать возможность всем желающим побывать у него и получить благословение.
В дороге Микьё Дордже сочинил много песен, в которых описывал свои видения. Во время одного из самых замечательных переживаний он увидел своего Учителя в теле Чакрасамвары, восседающего над головой Ваджрайогини. Из тела Учителя появился нектар осознавания, преобразующий все представления о сансаре и нирване в высшую мудрость Просветления. Ваджрный крюк сделал эту мудрость неразрушимой. Затем в том же сне Кармапа увидел, как сансара сгорела в котле, стоявшем на трёхногой подставке.
В другом его видении Падмасамбхава собрал у себя восьмерых Кармап, чтобы вместе составить тайное поучение.
В последние годы жизни Кармапы здоровье его неуклонно ухудшалось, но он, невзирая на это, продолжал напряжённо трудиться. В 1554 году на юге Тибета внезапно распространилась проказа. Микьё Дордже отправился туда, чтобы положить конец этой эпидемии. В центре поражённого района он построил чёрную ступу, окружённую четырьмя ступами меньшего размера. Главная ступа представляла собой символический образ существа, называемого "нага", которое, согласно мифам, вызывает проказу. Четыре ступы поменьше символизировали руки и ноги этого существа. Затем Кармапа расположился в центре и силой своего сострадания вобрал в себя все помехи, которые привели к распространению болезни. Эпидемия быстро прекратилась, и Микьё Дордже возвратился в Дагпо Шедруб Линг, монастырь Шамара Ринпоче.
Очень скоро у Кармапы начали появляться признаки проказы, и через некоторое время он уже не мог ходить. Понимая, что его кончина близка, он надел на себя одежду и украшения, присущие Будда-аспектам состояния радости, передающим вдохновение, и так предстал перед своими учениками. После этого Микьё Дордже вручил Шамару Ринпоче письмо с предсказанием обстоятельств своего следующего рождения – и покинул тело в возрасте сорока семи лет. Его останки кремировали в монастыре Цурпху. Шамар Ринпоче вложил реликвии, оставшиеся после Кармапы, в специальную ступу.
Среди учеников Восьмого Кармапы было много лам высокого ранга. В числе самых знаменитых – Шамарпа Кёнчог Енлаг, Паво Цуглаг Тренгва, Гьялцаб Драгпа Палджор, Ситу Чёкьи Гоча и Карма Тринле Легдруб. У него училось также много художников, врачей и поэтов, на которых он оказал глубокое влияние.



\




 

На главную страницу  Назад Наверх

На главную страницу  Назад Наверх