На главную страницу  Назад

На главную страницу  Назад
Третий Кармапа Рангджунг Дордже.
Из книги IV Карма Тринле Ринпоче "История Кармап Тибета".



Восьмого дня первого месяца года Водяной Обезьяны (1284 г.) в области Тингри, что в Западном Тибете, родился Третий Кармапа Рангджунг Дордже. Рассказывают, что во время родов восходила луна и малыш, едва появившись на свет, сел и сказал:
– Луна взошла.
Маленький Рангджунг Дордже был чрезвычайно развитым ребёнком. Однажды, когда ему было три года, он играл с друзьями и вдруг попросил мать сделать для него трон. Когда родители соорудили некое подобие трона, мальчик уселся на него, надел чёрную шапку и объявил, что он Кармапа.
Вскоре вести о необычном ребёнке разошлись повсюду и достигли ушей Ламы Ургьенпы. Рангджунгу Дордже было тогда пять лет. Ургьенпа, лама традиции Другпа Кагью, повелел доставить ребёнка к нему. Они встретились, и необычайные духовные качества Рангджунга Дордже сразу же убедили Ургьенпу в том, что перед ним воплощение Кармапы. Для того чтобы восстановить их отношения, лама Ургьенпа даровал мальчику посвящения в тантры "Чакрасамвара" и "Хеваджра".
Своё обучение и медитационную тренировку новый Кармапа начал в семилетнем возрасте, получив посвящение в послушники от Ламы Кюндена Шераба. Вскоре после этого его официально возвели на трон как Кармапу – эта церемония прошла в монастыре Цурпху. Там же он продолжал своё образование, и за одиннадцать лет постиг все поучения традиций Кагью и Ньингма под руководством Ламы Ньенре Гендюна Бума и Ламы Намцо. Первый из них однажды увидел в Рангджунге Дордже воплощение великого индийского сиддхи Сарахи.
Этот продолжительный период обучения молодой Кармапа завершил медитационным отшельничеством в окрестностях великой "Госпожи Белых Снегов" – горы Джомо Гангкар, иначе называемой Эверест.
Когда ему исполнилось восемнадцать, Рангджунг Дордже прибыл в Сангпху, монастырь школы Кадам, чтобы получить полное посвящение в монахи от его настоятеля Сакья Жённу. Некоторое время Кармапа провёл в этом монастыре, погрузившись в изучение философии, логики и основ буддийской доктрины. В числе освоенных им предметов была Винайя, "Преобразование мышления", Пять трактатов Майтрейи ("Махаяна-сутра-аланкара", "Уттара-тантра", "Абхисамая-ланкара", "Дхарма-дхармата-вибханга", "Мадхьянта-вибханга"), философия Мадхьямаки, Абхидхарма, а также сутры "Праджня-парамиты" и комментарии (шастры).
Третий Кармапа жадно впитывал любые знания. Хотя понимание Учения сохранилось у него из предыдущих жизней, он старался исследовать все современные и традиционные труды, все аспекты Пути. Он получал поучения от самых замечательных мыслителей своего времени. Особого упоминания заслуживает список того, что передал ему Лама Кюнга Дёндруб:

Калачакра-тантра, коренной текст и комментарий;
Гухьясамаджа-тантра;
Чакрасамвара-тантра, коренной текст и комментарий;
– Поучения о Ямантаке;
– Поучения о Ваджрамале;
Хеваджра-тантра с комментариями;
– Сампутика;
– Поучения о Гухьягарбхе;
– Поучение о мирных и грозных Будда-аспектах;
– Поучения Шидже от Дампы Сангье;
– Поучения о практике Чод от Мачиг Лабдрон;
– Шестичленная йога Калачакры;
– Текстовая передача Кагьюра и Тенгьюра;
– Сравнительный анализ индуистской философии.

Когда Рангджунг Дордже получил посвящение Калачакры, ему привиделась целая вселенная, помещённая в человеческом теле. Вдохновлённый этим видением, он написал очень важный трактат по астрологии.
Завершив обучение у Ламы Кюнги Дёндруба, Рангджунг Дордже приступил к интенсивной медитационной тренировке в отшельничестве, удалившись в Замок Гаруды поблизости от Цурпху. Во время затворничества он видел сон, в котором покойный учитель Ургьенпа передал ему поучения философа Нагарджуны.
Познания Рангджунга Дордже распространялись и на сферу медицины: Лама Баре посвятил его в доктрину Сова Ригпа.
После этого Кармапа провёл некоторое время в окружении ламы Цультрима Ринчена, от которого получил следующие поучения:

–  Гухьясамаджа-тантра;
Философия Мадхьямаки;
– Махамайя-тантра;
– Поучения о Хеваджре из линии преемственности Нгога Чёдора и Метёна Цёнпо;
Ямантака-тантра;
Чакрасамвара-тантра.

Затем Рангджунг Дордже обучался у Ригдзина Кумараджи, самого значительного в то время представителя доктрины "Сокровенной сущности" традиции Ньингма. Эти поучения, принесённые в Тибет в VIII веке пандитом Вималамитрой, указывают на непосредственное переживание состояния Будды, достигаемое путём обнажённого осознавания. Они произвели очень глубокое впечатление на Рангджунга Дордже: погрузившись в медитацию, он увидел Вималамитру, который растворился в его голове, в верхнем энергетическом центре. Воодушевлённый этими переживаниями, Третий Кармапа впоследствии соединил в своих поучениях два потока: Великую печать школы Кагью и Великое совершенство школы Ньингма.
Глубина и обширность познаний Рангджунга Дордже вызывают ассоциацию с тем, что в европейской культуре называется Возрождением. Он обрёл знание и достиг осуществления большинства буддийских доктрин, когда-либо принесённых в Тибет, и изложил свои взгляды во множестве ценных трактатов. Из тех, что дошли до нас, для школы Кагью наиболее важен "Глубокий внутренний смысл" – бесценный комментарий, посвящённый сущности Тантры.
По завершении своего образования Рангджунг Дордже начал ездить по югу Тибета, давая поучения и посвящения. В течение трёх лет он жил в области Конгпо, где многие люди, привлекаемые его личностью и репутацией Мастера Дхармы, вдохновенно учились и практиковали буддизм под его руководством.
Со временем слава Рангджунга Дордже докатилась даже до императора монгольской династии Туг-Тэмура, и тот пригласил Кармапу к себе. Кармапа принял приглашение и вскоре выехал в направлении Китая, но по пути караван вынужденно остановился из-за ненастной погоды. Как только наступила весна, Кармапа с сопровождением снова двинулся вперёд.
В дороге по определённым знакам Рангджунг Дордже понял, что император скончался. Прежде чем продолжить путь, Кармапа исполнил для императора ритуалы, связанные со смертью. Наконец свита прибыла во дворец Тай-Я Ту – это произошло на одиннадцатый день десятого месяца года Водяной Обезьяны (1332 г.), – и оказалось, что император действительно скончался в тот день, когда появились знаки. Тем не менее императорская семья и двор оказали Рангджунгу Дордже достойный приём.
Кармапа посоветовал младшему брату покойного императора Тогон-Тэмуру подождать шесть месяцев, прежде чем взойти на трон, и предсказал, что тот непременно станет великим монархом.
На пятнадцатый день первого месяца года Водяной Птицы во время пышной церемонии Третий Кармапа короновал нового императора.
В год Деревянной Собаки Кармапа отправился в обратный путь – в Тибет, чтобы раздобыть и привезти императору в подарок нектар долгой жизни, оставленный, согласно легенде, недалеко от Самье учителем Падмасамбхавой. По пути он основал много монастырей, предназначенных для практики учения Кагью. Из них особую важность имеет храм, построенный в Китае, на У-Тайшань – Пяти вершинах горы Манджушри.
По возвращении в Тибет Кармапа много учил и решал политические проблемы, а затем ему пришло послание от Тогон-Тэмура – тот звал учителя ещё раз посетить Китай.
В год Огненной Крысы Рангджунг Дордже со свитой снова выступил в путь в направлении Китая. На всём протяжении этого путешествия Кармапа давал поучения Дхармы. Когда он прибыл на место, император радостно приветствовал его. Нектар долгой жизни, привезённый учителем, позволил Тогон-Тэмуру прожить дольше, чем большинство императоров монгольской династии.
В этот свой приезд в Китай Рангджунг Дордже основал там новый монастырь Кагью. Ему даже удалось остановить ухудшение климата, из-за которого в Китае часто погибал урожай зерна.
На четырнадцатый день шестого месяца года Земляного Кролика (1339 г.) Рангджунг Дордже сообщил императору, что предчувствует свою неминуемую кончину. Он удалился в святыню Чакрасамвары, погрузился в медитацию на этого йидама и в этом состоянии ушёл из жизни. На следующий день после ухода, в качестве прощального поучения для императора и его супруги, Кармапа появился снова – показал своё лицо на диске полной луны.
Влияние, которое Третий Кармапа оказал на развитие буддизма ваджраяны, невозможно переоценить.
Оставленные им великие тексты и устные поучения передавались множеством его высокообразованных учеников, среди которых был знаменитый учёный школы Сакья Ягдэ Панчен и высокий лама, держатель традиции Ньингма Лонгчен Рабджампа. Известны имена и других важных учеников Третьего Кармапы: Шамар Ринпоче, Драгпа Сэнге и Тогон-Тэмур.



\




 

На главную страницу  Назад Наверх

На главную страницу  Назад Наверх