Рассказы
о божественных
способностях Маудгальяяны
сохранились в буддийских текстах. Он мог создавать разнообразные формы
живых существ, принимать по желанию любой облик, посещать небесные
миры. В одном из текстов повествуется как Маудгальяяна,
чтобы умерить гордыню Шакры,
сотряс большим пальцем
ноги его дворец.
В "Иллиса-джатаке" (рассказ о перерождении Иллисы) есть описание,
как Маудгальяяна демонстрировал свои божественные способности одному
жадному невежественному торговцу с целью разрушить его жадность.
Маудгальяяна делал это по поручению Будды, который видел благоприятную
возможность изменить сознание этого человека и предотвратить его
перерождение в одном из скверных миров.
Жадность торговца исчезла, и Маудгальяяна дал ему и его жене одно из
учений Будды,
он
поведал о великолепии Трёх Драгоценностей (Будда,
Сангха, Дхарма) и важности жертвования.
С согласия вдохновлённых торговца и его жены, святой с помощью
сверхъестественных сил телепортировал их и себя из дома торговца в рощу
Джета, где находился в то время Будда
с общиной из 500
монахов, и
торговец смог сделать им пожертвование.
Маудгальяяне приписывают один из семи основных трактатов по
Абхидхарме – "Праджняпти-шастру" (Праджняпти переводят с
санскрита как
"Учение через себя").
Часто Маудгальяяну изображают рядом с буддой
Шакьямуни. Он
стоит в
выцветшей оранжевой одежде монаха, с посохом странствующего бикшу. На
посохе имеется набалдашник в виде ступы, составленный из металлических
колец.
В "Саддхарма-пундарика-сутре"
будда Шакьямуни
предсказывает Маудгальяяне, что в далёком
будущем ему суждено стать буддой:
"Сейчас я говорю вам, этот Великий Маудгальяяна воистину
будет делать подношения восьмидесяти тысячам будд различными
прекрасными вещами, почитать [этих будд] и оказывать [им] уважение.
После ухода будд, [он] каждому возведёт ступу высотой в тысячу йоджан,
одинаковой – в пятьсот йоджан ширины и длины,
сложенную из золота, серебра, ляпис-лазури, лунных камней, агатов,
жемчуга, сердолика, и будет делать [им] подношения гирляндами цветов,
благовонными втираниями, благовонной пудрой, благовониями для
воскуривания, шёлковыми балдахинами, знамёнами и флагами. После этого
[он] сделает такие же подношения ещё двум сотням, десяти тысячам, коти
будд и действительно станет буддой. Звать [его] будут Татхагата Тамаоапаттра1
Сандаловое Благовоние, Достойный Почитания, Всё Истинно Знающий,
Следующий Светлым Путём, По-Доброму Уходящий, Знающий Мир,
Наидостойнейший Муж, Всё Достойно Устраивающий, Учитель Богов И Людей,
Будда, Почитаемый В Мирах. [Его] кальпу будут называть Наполненная
Радостью, страну назовут Радостные Мысли. Земля [там] будет ровной и
гладкой, а почвой будет хрусталь. [Землю] величественно украсят деревья
из драгоценностей, [везде] будут рассыпаны цветы из жемчуга, повсюду
[будет] чистота. Увидевшие [это] возрадуются. [В стране] будет много
богов и людей, бесчисленное количество бодхисаттв и "слушающих голос".
Жизнь [этого] будды продолжится двадцать четыре малых кальпы. Истинная
Дхарма [после его ухода] будет пребывать [в мире] сорок малых кальп,
подобие Дхармы будет пребывать [в мире] также сорок малых кальп".
|
mong
gal bu |
[Мон'-гел-пу] |
Монгелпу
/ Маудгальяяна. |
Из Шурангама-сутры:
Затем со своего места поднялся
великий Маудгальяяна и, склонившись перед
Буддой, сказал:
– "Благословенный господин, когда
я просил милостыню, встретил я трёх братьев Кашьяпы, которые преподали
мне глубокое учение о причинах и условиях. Оно произвело на меня
сильное впечатление и вскоре развило мой ум. Будда был настолько добр,
что подарил мне облачение для тела. Я обрил волосы и бороду и стал
последователем Будды.
С тех пор во мне чудным образом развились трансцендентальные
способности, я научился посещать все страны вселенной, не встречая
никаких препятствий в пространстве, появляясь в разных землях Будды в
мгновение ока. Я достиг состояния архатства и это было подтверждено
моим Учителем, что же касается вопроса Татхагаты, то я отвечу, что в
моём случае первым совершенным приспособлением 18 сфер умственности
было умение моего ума абстрагироваться в безмятежной рефлексии,
таинственно развившейся просветлённой яркости, так, что мой ум, как бы
бывший прежде мутным, илистым потоком, внезапно стал чистым,
прозрачным, как кристалл".