На главную страницу В начало раздела Назад A На главную страницу В начало раздела Назад
Царь Трисонг Децен.



Трисонг Децен (тиб. Khri-srong lDe-btsan или Khri-srong De`u-btsan – Трисонг Дэуцен / Trisong Detsen) был тридцать седьмым царём из династии Чогьял. Время его жизни: 742-810гг.
Царь Трисонг Децен был вторым, после Сонгцена Гампо, великим духовным правителем Тибета. Благодаря деятельности этих царей буддизм стал распространяться в Стране Снегов.
Трисонг Децен пригласил из Индии в Тибет Падмасамбхаву, Шантаракшиту, Вималамитру и многих других буддийских учителей
1. Во время его правления первые тибетцы приняли монашеские обеты. Пандиты и лоцавы2 перевели много текстов, и были организованы многочисленные центры практики.
Царь дал обет установить буддизм во всём Тибете. Когда ему шёл 21 год, он задумал грандиозный план – построить в Центральном Тибете монастырский университет (в последствии комплекс получил название Самье). Но появились препятствия, чинимые существами нечеловеческой природы. Они мешали строительству комплекса: всё, что люди строили в течение дня, уничтожалось по ночам богами и демонами местности. Учитель Шактаракшита, который был приглашён царём из Индии, посоветовал Трисонгу Децену пригласить махасиддху Падмасамбхаву.
Мастер сказал:
Я – всего лишь бодхисаттва, мне не справиться со всеми могущественными духами этой области. Однако отчаиваться не стоит, выход есть. В настоящий момент в Индии живёт один человек, примечательный во всём, вплоть до того, что даже на свет он появился, не родившись от женщины, а сам по себе. Имя его – Падмасамбхава, Лотосорождённый. Если местные боги и демоны, препятствующие истинным учениям, просто услашат его имя, их обуяет ужас, и они станут бессильны. Пригласи его в Тибет, и у нас не останется проблем
3.
– Как же мне пригласить его? – спросил царь.
Шантаракшита (в Тибете его звали Кхенпо Бодхисаттва) ответил:
– Мы связаны обетом, данным в одной из прошлых жизней, когда Ваше Величество, Падмасамбхава и я были братьями, помогавшими строить великую ступу Джарунг Кхашор в Боднатхе, в Непале. Поскольку тогда мы поклялись распространять учения буддизма на Север, Падмасамбхава обязательно примет наше приглашение. Нужно только попросить его приехать.
Царь поступил так, как посоветовал ему Шантаракшита, и вскоре Гуру Падмасамбхава прибыл в его страну. С помощью Падмасамбхавы монастырский комплекс Самье был построен, а Дхарма распространилась по всей стране.


Гуру Ринпоче пребывал в Тибете 55 лет и шесть месяцев: из них 48 лет при жизни Трисонга Децена и 7 лет и 6 месяцев после его кончины.
Падмакара дал бесчисленное множество глубоких и необычных учений, связанных с тремя внутренними тантрами, многим избранным ученикам, включая царя и царских сыновей, а также двадцати пяти ученикам в Лходраке, Тидро и многих других местах.
Трисонг Децен скончался в возрасте 69 лет. После смерти царя Падмакара возвёл на трон Мутига Ценпо (царский сын процарствовал один год и семь месяцев и умер в возрасте 17 лет, будучи отравлен матерью).
Гуру Ринплоче через несколько лет покинул земное существование. Отправившись в страну ракшасов, он подчинил этих существ, агрессивно настроенных против людей.
Трисонга Децена тибетцы почитают как воплощение бодхисаттвы Манджушри.


\



Примечания.

1 За время своего правления Трисонг Децен пригласил в Тибет сто восемь великих Учителей.
2
Лоцавами называли переводчиков, тех, кто переводил буддийские учения на тибетский язык. Пандитами называли буддийских учёных и духовных учителей.
3 
Эта история, связанная с приглашением в Тибет Гуру Ринпоче, не отличается в разных источниках по смыслу, хотя изложение в деталях отличается.