На главную страницу  Назад

На главную страницу  Назад
Первый Кармапа Дюсум Кхьенпа.
Из книги IV Карма Тринле Ринпоче "История Кармап Тибета".



Дюсум Кхьенпа родился в год Железного Тигра (1110 г.) на снежном горном хребте Трешу, что в местности До Кхам. Первые наставления в Дхарме он получил от родителей, которые и сами достигли больших успехов в практике Учения Будды. Когда Дюсуму Кхьенпе исполнилось одиннадцать лет, в видении пред ним предстала Махакали, женская форма защитной энергии. Её появление послужило знаком необычайных духовных возможностей мальчика.
Спустя пять лет Дюсум Кхьенпа стал послушником в монашеской общине. Под руководством мастера Джамарвы Чапы Чёкьи Сэнге он начал изучать махаянские тексты традиции Йогачара, автором которых был великий философ Асанга. Тогда же молодой послушник глубоко вник в произведения Нагарджуны и Чандракирти, посвящённые Мадхьямаке. В этом ему помог переводчик по имени Пацаб Ньима Драг, а Геше Шаварапа из традиции Кадам дал некоторые тантрические поучения.
В двадцатилетнем возрасте Дюсум Кхьенпа принял полное посвящение в монашество от настоятеля Мала Дулдзина и остался у него на некоторое время, чтобы изучить положения Винайи. Великий переводчик Га дал ему поучения о Калачакра-тантре и доктрине "Пути и плода" (ламдре), происходящей от индийского махасиддхи Вирупы.
Когда Дюсуму Кхьенпе исполнилось тридцать лет, он отправился в Даг Лха Гампо, чтобы отыскать Гампопу, держателя линии преемственности Кагью, и стать его учеником. При встрече Гампопа посвятил своего нового ученика в тонкости "постепенного пути" (ламрим) традиции Кадам и велел проделать его в качестве подготовительной практики.
– Практикуй так же, как я, – добавил Гампопа.
После того как Дюсум Кхьенпа прошёл это основополагающее обучение пути Сутры, Гампопа разрешил ему медитировать на йидама Хеваджру.
Во время посвящения Дюсум Кхьенпа увидел, как Гампопа превратился в световое тело самого Хеваджры.
Позднее по совету своего Учителя Дюсум Кхьенпа на девять месяцев удалился в отшельничество, чтобы практиковать медитацию успокоения ума.
За период этого отшельничества он ни разу не разъединил ладони на время, достаточно долгое для того, чтобы на них высох пот.
Гампопа назвал его самым одарённым из всех своих учеников и обучил медитации проникающего видения. Её Дюсум Кхьенпа практиковал три года, пока его постижение не выросло настолько, что могло сравниться с силой солнечных лучей, рассеивающих облака. Тогда Гампопа сказал ему:
– Ты разорвал связь с обусловленным существованием. Теперь ты не вернёшься в сансару.
Передав Дюсуму Кхьенпе устные наставления по Махамудре и поучения о символическом женском Будда-аспекте Ваджрайогини, Гампопа велел ему практиковать их в местечке Кампо Гангра, расположенном в Кхаме, и предсказал, что именно там он достигнет просветления.
Дюсум Кхьенпа вначале приехал в Шау Таго, соорудил там небольшой уединённый домик, назвав его Друб Жи Денса (квадратное сиденье), и в нём практиковал Махамудру. Эта практика принесла ему постижение неразделимости сансары и нирваны. Потом до него дошли слухи, что его Учитель ушёл из жизни, и он вернулся в монастырь Даг Лха Гампо, где имел видение, что Гампопа появился в небе перед ним.
Тогда Дюсум Кхьенпа вспомнил о том, как Учитель просил его медитировать в Кампо Гангра, и ему привиделось, что живущий там защитник гор Кампо Дордже Палцег, воплощение стихийной энергии тех мест, приглашает его к себе. Другой ученик Гампопы Пхагмодрупа, чьи ученики впоследствии основали восемь второстепенных подшкол Кагью, отговаривал Дюсума Кхьенпу от этого предприятия, говоря:
– Если ты отправишься в Кхам, тебе придётся давать много посвящений, и это сократит твою жизнь.
– Спасибо, – ответил Дюсум Кхьенпа. – Это добрый совет, но я всё равно проживу восемьдесят четыре года, что бы я ни делал.
В пятидесятилетнем возрасте он прибыл в Кампо Ненанг – и там сразу же достиг просветления во время практики йоги сновидения. Он постиг сущностную тождественность дня и ночи, сна и яви, медитации и повседневной жизни. Это достижение соответствовало четвёртому уровню Махамудры, называемому "немедитация".
Момент достижения Дюсумом Кхьенпой Просветления был отмечен появлением множества дакинь, которые поднесли ему в дар ваджрную Чёрную корону, сплетённую из их волос. Говорят, что эта корона всё время присутствует над головами всех воплощений Кармап, указывая на постижение природы реальности.
Тогда же перед Дюсумом Кхьенпой в видении появились мандала йидама Хеваджры, состоящая из девяти фигур, мандала его партнёрши Найратмьи, состоящая из пятнадцати фигур, и многие другие Будда-аспекты. Благодаря полному освоению йоги сновидения, Дюсум Кхьенпа во сне перенёсся на Цейлон, где получил посвящение в духовную практику йидама Чакрасамвары от тантрического йогина Ваджрагханты, а затем посетил Тушиту – духовную страну Майтрейи, Будды будущего, который объяснил ему там обеты бодхисаттвы.
В Кампо Ненанге Дюсум Кхьенпа прожил восемнадцать лет, в течение которых построил монастырь и отшельническое поселение. Слава о его духовных достижениях широко распространилась, и именно тогда он стал известен как Дюсум Кхьенпа, что переводится как Знающий Три Времени и означает, что благодаря своему пониманию нерождённой природы ума он преодолел все ограничения времени.
Вскоре учёный из Кашмира по имени Сакья Шри6, специально приглашённый в Тибет для учреждения в монашеском сообществе новой традиции упорядоченного посвящения в духовный сан, объявил Дюсума Кхьенпу "Активностью всех Будд", или Кармапой, появление которого было предсказано в Самадхираджа-сутре. Это мнение поддержал Лама Жанг, основатель школы Цалпа Кагью. Немного позже оба эти учителя заявили, что Дюсум Кхьенпа, кроме того, воплощал в себе принцип просветлённого сочувствия, или сострадания, и что после окончания эпохи пятого Будды Майтрейи Лама Кармапа переродится как Будда Симха.
Однажды, на семьдесят пятом году жизни, Кармапа прибыл в местность Дрелонг, расположенную в Кхаме. В то время она была охвачена многочисленными распрями и противоречиями. Его Святейшество успокоил давно враждовавшие стороны, и на некоторое время там воцарился мир. Кроме того, он очень много трудился, помогал больным, излечивал многие болезни, включая слепоту и паралич. Целебная сила его сочувствия была очень велика. Он основал ещё два монастыря, один в Маркхаме, а другой – в Карма Гене, где ему встретился Дрогён Речен, ставший главным учеником и держателем традиции Кармапы.
На склоне лет Дюсум Кхьенпа, следуя пожеланиям своего учителя Гампопы, возвратился в Даг Лха Гампо. Он поднёс монастырю дары, отремонтировал несколько зданий и некоторое время выступал с поучениями перед монашеской общиной. Позднее Кармапа учредил в монастыре Цурпху свою главную резиденцию – она сохраняла за собой этот статус вплоть до 1959 года. Настоятель монастыря Бодхгайя, находящегося в Индии, прислал в Цурпху ритуальный музыкальный инструмент в виде белой раковины, в знак своего почтения и благодарности Дюсуму Кхьенпе за его мощное проявление как учителя Дхармы.
Находясь в Цурпху, Дюсум Кхьенпа положил конец полемике с участием Ламы Жанга из школы Цалпа Кагью. Лама Жанг, будучи великим йогином и правителем княжества Цалпа, обладал в то же время весьма агрессивной натурой, умиротворить которую был способен лишь Кармапа.
Однажды ночью, практикуя йогу сновидения, Дюсум Кхьенпа получил от тантрического йогина Индрабхути передачу духовной практики Ваджрайогини с четырьмя лицами и двенадцатью руками.
Вскоре после этого он пережил ещё один визуальный опыт встречи с формой Будды – на этот раз поучения ему дала сама Ваджрайогиня. Кармапа поделился полученными наставлениями со своими учениками, но очень скоро ему приснилось, что перед ним появились пять девушек в красных одеждах и драгоценностях и сказали:
– Давать тайные поучения Ваджраяны следует не всякому, кто просит об этом.
Через несколько дней Дюсум Кхьенпа снова учил группу людей, и ночью после этого пять девушек вновь появились перед ним во сне со словами:
– Мы посланницы принцессы Лакшминкары. Не следует давать тайные поучения Ваджраяны всем без исключения, кто просит о них.
Спустя ещё три дня Кармапа давал наставления Ламе Кхампе Кунгве, и ночью девушки снова явились ему во сне – сидя верхом на белых облаках, они говорили:
– Мы же велели тебе учить тайной Ваджраяне избирательно, а ты нас не послушался.
Прошло три месяца, и перед смертью Кармапы Дюсума Кхьенпы появилось огромное количество радуг, ощущались лёгкие подземные толчки, слышался грохот – люди говорили, что невидимые дакини играют на барабанах. Игра стихий явно возвещала некое значительное событие. В возрасте восьмидесяти четырёх лет в первый день года Водяного Быка (1194 г.) Дюсум Кхьенпа вверил монастырь Цурпху вместе со всеми книгами и реликвиями заботе своего главного ученика Дрогёна Речена. Ещё он вручил Дрогёну письмо, в котором предсказывал обстоятельства рождения следующего Кармапы. Все свои обладания Дюсум Кхьенпа раздал общинам Кагью.
Утром третьего дня нового года Дюсум Кхьенпа в последний раз наставлял своих учеников в Дхарме. Затем он сел, устремил взор в небо и погрузился в медитацию. В полдень Кармапы не стало.
Через неделю во время посмертных ритуалов многие люди переживали различные видения. Некоторые видели тело Кармапы в клубах дыма, поднимавшихся над погребальным костром, другие – много солнц в небе и даков с дакинями, танцующих среди этих солнц.
Когда развеялся дым костра, среди золы ученики Кармапы обнаружили совершенно невредимыми его сердце и язык – символы любви ко всем существам и глубоких поучений. Нашлись также кусочки костей Кармапы, на которых виднелись семенные слоги, и другие реликвии.
Пепел, оставшийся после кремации, положили в ступу, сооружённую по образцу ступы Дханьякатака в Южной Индии, где Будда Шакьямуни давал поучения о Калачакре. Эту ступу с реликвиями Кармапы разместили в монастыре Цурпху.
У Дюсума Кхьенпы было много учеников, достигших совершенства в практике. Благодаря их усилиям всё его наследие сохранилось в школе Камцанг Кагью, а многие наставления проникли и в другие традиции. Держателем его линии преемственности стал Дрогён Речен, который затем передал эту функцию Помдрагпе, а тот в свою очередь – Второму Кармапе.
Четверо важных лам, обучавшихся у Кармапы, основали другие линии передачи: Таглунг Тхагпа заложил основы школы Таглунг Кагью; Лингдже Репа, великий практик Махамудры, стал духовным прародителем линии Другпа Кагью, а Цангпа Гьяре – её непосредственным основателем; наконец, Лама Кадампа Дешег создал школу Катог Ньингма. Другие пятеро учеников развили необычайные способности: Дечунг Сангье прославился телепатическим даром, Дагден Батса – чудесами, Тава Кадампа впечатлял всех своими действиями бодхисаттвы, Дрогён Речен – силой своего благословения, а Ге Чуцюн – глубиной постижения истины.




\




 

На главную страницу  Назад Наверх

На главную страницу  Назад Наверх