На главную страницу В начало раздела Назад

На главную страницу В начало раздела Назад
Сутра о мудрости и глупости.
О юноше по имени Серхла, или "Золотое Божество".
Дзанлундо. Раздел V. Глава 20. Перевод c тибетского Ю.М. Парфионовича. 1978 г.

Так было однажды услышано мной. Победоносный пребывал в городе Шравасти, в саду Джетавана, который предоставил ему Анантхапиндада. В то время в той местности жил очень богатый домохозяин. Его кладовые были полны драгоценными камнями и другим ценным имуществом. Домохозяин взял жену из равного себе рода, и она родила ему сына, от которого, казалось, исходило золотистое сияние. Предсказатель посмотрел на ребёнка и дал ему имя Серхла, или "Золотое Божество".
Когда родился ребёнок, то во дворе дома сам собой появился колодец шириной и глубиной в восемь локтей. Когда брали воду из этого колодца, то каждый получал, что пожелает. Кто желал одежды, получал одежду. Кто желал еды и питья, получал еду и питьё. Желавшие серебра, золота и драгоценных камней, получали серебро, золото и драгоценные камни. Кто что желал, тот всё получал по своему желанию.
Когда мальчик подрос и стал большим, он успешно овладел науками. Домохозяин был очень рад этому. "Надо искать сыну жену", – подумал он. И отец стал повсюду искать невестку, да не простую, а красавицу, в пару сыну, от которой исходило бы золотистое сияние.
В то время в стране Цзампа у одного очень богатого домохозяина была дочь по имени Серъо, или "Золотой свет". От девушки тоже исходило золотистое сияние, кожа её была очень нежна, а сложение – чрезвычайно изящно.
При рождении девушки во дворе дома также сам собой появился колодец шириной и глубиной в восемь локтей. Из того колодца само собой являлось всё что ни пожелаешь: различные драгоценности, одежда, еда, питьё и прочее. Домохозяин – отец девушки – также хотел выдать свою красавицу дочь за юношу ей под стать, хорошего, красивого, излучающего золотистое сияние.
Молва о девушке донеслась до юноши, молва о юноше донеслась до девушки, и обе семьи решили породниться.
После свадебного пира девушку доставили в город Шравасти, в семью Серхла. Тогда Серхла пригласил на угощение Будду и монашескую общину. Будда, прибывший вместе со своей общиной, обстоятельно наставил супругов Серхла в святом Учении. Когда Серхла с женой и его родители выслушали от Победоносного святое Учение, то полностью погас огонь дурных прегрешений, пылавший на протяжении двадцати тысяч калп [их прежних существований], сердца их искренне прониклись Учением Будды, и они обрели духовный плод вступления в поток.
Затем Победоносный удалился в храм, а Серхла и Серъо попросили у родителей разрешения вступить в монашество. Родители согласились, и супруги пришли туда, где находился Будда. Они припали головами к стопам Победоносного и промолвили:
– Прими нас обоих в монашество.
– Придите во благе! – сказал на это Победоносный, и тут же их волосы сбрились сами собой, а их одежда превратилась в оранжевое одеяние монахов. Серхла вступил в монашескую общину, а Серъо была поручена заботам Праджапати.
Спустя некоторое время оба супруга, став архатами и обретя три в
едения1, шесть трансцендентных знаний, восемь разновидностей освобождения, оказались обладателями всех добродетелей.
Тогда другими монахами овладело недоумение, и достопочтенный Ананда спросил Победоносного:
– Что свершили в п
рошлом2 монах Серхла и монахиня Серъо, если уже с момента рождения они обладали такими драгоценностями и таким большим достоянием, могли все что угодно получать из колодца?
И рассказал Победоносный следующее.
Девяносто одну кальпу тому назад в мир прибыл будда по имени Випашьин. После его ухода в нирвану монахи, приобщившиеся к Учению будды Випашьина, ходили по городам и селениям, творя благо живым существам. Знатные же и высокородные домохозяева наперебой наделяли их милостыней и монашеским одеянием.
В то время одни обедневшие супруги-домохозяева подумали так: "При жизни наших родителей мы владели драгоценностями и другим добром и были полны наши кладовые. Однако тогда нам не представился случай встретиться с благородной монашеской общиной. Сейчас же мы так бедны, что спим на куче соломы, нет у нас и фунта зерна, чтобы совершить подношение. Когда приходит благородная монашеская община, то все богатые домохозяева оделяют её монашеским одеянием и милостыней, мы же ничего не можем преподнести в дар". И, думая так, они рыдали, переполненные великой скорби.
Слеза мужа упала на руку жены, и та спросила:
– Ты чего плачешь?
– Разве ты не знаешь, – ответил тот, – в город прибыла благородная монашеская община. Все богатые домохозяева творят подношения монахам, только мы не можем ничем их одарить. Вот я и думаю, если сейчас, в этой жизни, мы дара не поднесём, то куда попадём в следующем рождении? От этого и горюю.
– А ты ступай в нашу кладовую, – сказала жена, – и пошарь там, может быть, что-нибудь и осталось. Что найдёшь, то и в дар поднесём.
Муж пошёл в старую кладовую и, поискав там, нашёл оставшуюся золотую монету. У жены же имелось зеркало. Они купили новый кувшин, наполнили его чистой водой, положили туда золотую монету, накрыли кувшин зеркалом и поднесли его монашеской общине.
Монахи приняли кувшин. Одни напились из него воды, другие омыли из него уста и руки, третьи вымыли свои чаши для сбора подаяния. Супруги, видя, что монахи использовали их дар, радостные вернулись домой.
Затем, спустя некоторое время, супруги заболели и умерли, возродившись после смерти в мире тридцати трёх богов.
– Так вот, Ананда, супруги Серхла и были в той жизни, в то время, бедными супругами, подарившими кувшин с водой.
Благодаря тому что супруги поднесли в дар кувшин с водой, золотую монету и зеркало, во всех следующих рождениях они были наделены красотой, а тела их светились золотым блеском. И так было на протяжении девяноста одной калпы. А сейчас в силу дара, поднесённого от чистого сердца, они вышли за пределы сансары и стали архатами. Поэтому, Ананда, нельзя не творить дел, порождающих благую заслугу. Те бедняки поднесли дар небольшой, а обрели за это столь безмерной величины благую заслугу.
После такого назидания Победоносного как Ананда, так и многочисленные окружающие поняли важность совершения подношений для накопления благих заслуг, и возрадовались они искренней радостью.


\



Примечания.

1 Три ведения – 1) знание прежних рождений, своих и чужих; 2) знание того как достигнуть освобождения; 3) полное осознание того, что всё преходяще, что удел всех существ – страдание, что телесное существование иллюзорно.

2 Тоесть в прежних существованиях.





 


На главную страницу В начало раздела Назад Наверх

На главную страницу В начало раздела Назад Наверх