|
|
Джатака о
великих снах.
Sutta
pitaka. Khuddaka nikāya. Jātaka. Eka-Nipata. 77 Mahasupina-Jataka.
Перевод с пали
Б.А. Захарьина. Восточный альманах. Вып. 1. М.: Художественная
литература, 1973.
"Тыквы на воде не
держатся..." – так начинал Учитель, живший в роще Джетавана, историю о
шестнадцати великих снах.
"Однажды ночью спящему махарадже Косалы в последнюю стражу ночи
привиделись шестнадцать великих снов. Трепеща от страха, он пробудился
и подумал: "Что же мне они предвещают, эти сны?!" Объятый ужасом
смерти, махараджа, сидя на постели, дождался рассвета. Когда же настал
новый день, к нему приблизились брахманы и домашние жрецы и почтительно
вопросили: "Хорошо ли почивал, махараджа?" – "Где там хорошо,
наставники, – ответил махараджа. – Нынче в последнюю стражу ночи мне
привиделись шестнадцать великих снов, и с тех пор меня не покидает
страх. Растолкуйте мне эти сны, наставники!" – "Выслушав тебя, мы
сможем узнать истину", – отозвались наставники. Поведав тогда об
увиденном, царь спросил: "Что мне предвещают эти сны?"
Брахманы принялись в возбуждении ломать руки. "Что это вы руки
ломаете?!" – вопросил царь. "Дурные сны тебе приснились, махараджа". –
"Что ж возвещают они?" – "Одно из трёх зол: угрозу царству, угрозу
жизни или угрозу богатству!" – "Есть ли средство их отвести?" –
"Вообще-то средства нет, но ради тебя, махараджа, мы постараемся его
отыскать. Иначе что проку от нашей учёности?!"
"Что ж вы намерены делать?" – спросил царь. "Везде на пересечении
четырёх дорог мы совершим жертвоприношения, о махараджа", – сказали
брахманы. Испуганный царь молвил: "Жизнь моя в ваших руках, почтенные!
Поторопитесь вернуть мне покой!" Брахманы, подумав; "Ждут нас большие
деньги и вкусная еда в изобилии", – радостно сказали: "Не тревожься,
махараджа!" – и покинули царские покои. За городом они соорудили
жертвенный алтарь и, хотя уже наловили множество самых лучших животных
и птиц, предназначенных для жертвоприношения, то и дело прибегали во
дворец с разными просьбами. Узнала про это царица Маллика, пришла к
царю и спросила: "Скажи, махараджа, зачем это брахманы всё ходят взад
да вперёд?" – "Хорошо тебе живётся, – молвил царь, – ядовитый гад вполз
мне в ухо, а тебе и неведомо!" – "Что случилось, махараджа?" –
"Приснились мне дурные сны! Брахманы же, провидя в них угрозу, решили
отвратить её совершением жертвенного обряда, ради этого и приходят сюда
с просьбами!" – "А советовался ли ты, махаражда, о том, как отвратить
зло, с первейшим среди брахманов в мире людей и в мире богов?" – "Кто
же, дорогая, считается первейшим из брахманов в обоих мирах?" –
"Неужели ты не ведаешь, кто он, первейший на Земле и на Небе,
всеведущий, сияющий блеском добродетели, исполненный благости великий
брахман?! Только он, Бхагаван, может знать, что сулят сны, ступай же
спроси его, о махараджа!" – "Да будет так, государыня!" Царь отправился
в монастырь, приветствовал Учителя и сел рядом. "Что привело тебя,
махараджа, в столь раннюю пору?" – ласково спросил Учитель. "Почтенный,
– отвечал царь, – я увидел в последнюю стражу ночи шестнадцать великих
снов и, трепеща от страха, поведал их брахманам. Те же сказали: "Дурные
это сны, махараджа. Чтобы отвратить зло, которое они сулят, надобно
совершить жертвоприношения на всех перекрёстках", – и стали готовиться
к обряду, потому множество живых существ обуреваемо ныне страхом
смерти. Ты же, первейший в мирах и людей и богов, которому открыто
прошлое, настоящее и будущее, ты, Бхагаван, поведай мне, что возвещают
эти сны!" – "Верно, махараджа, – ответил Великосущий, – кроме меня, нет
никого ни на Земле, ни на Небе, кто мог бы поведать тебе о внутреннем
смысле снов или о том, что они предвещают, я всё тебе скажу, ты только
назови сны в том порядке, как они тебе снились!" – "Да будет так,
почтенный", – согласился царь и перечислил сны по порядку:
Приснились мне быки,
деревья и коровы,
Впряжённые телки, и лошадь, двуголова,
И золотой сосуд, шакалиха, кувшины,
И в лотосах весь пруд – темны его глубины, –
Ещё был рис, сандал, несвежее пахтанье,
–
Но тыквы на воде не держатся и часу.
Потом увидел я, как скалы проплывали,
Огромных чёрных змей лягушки поедали,
И свита дивных птиц вокруг простой вороны,
И что волкам грозят бараны, разъярённы!
Вкратце рассказав про свои сны, царь спросил затем Великосущего: "Как
понимать, о почтенный, первый из увиденных мною снов: четыре чёрных
быка, тёмных, словно краска для глаз, вознамерясь вступить в бой друг с
другом, явились на царский двор – каждый со своей стороны света, пришли
и люди, желая поглядеть на бой быков, но быки лишь поревели, помычали и
разошлись, так и не начав боя?"
Великосущий ответил: "Махараджа, этот сон не сбудется ни при твоей, ни
при моей жизни. В грядущем же, во времена властителей и подданных,
пренебрегающих дхаммой, в мире, где будет мало добра и много зла, в
мире, который идёт к гибели, в таком мире грозовые тучи не прольются
обильным дождём, у них подломятся ноги, посевы одолеет засуха, настанет
великий голод. Затем небо со всех сторон затянут тучи, обещающие дождь,
женщины поспешат внести в дом разбросанные на солнце стебли риса и
других злаков, потом из домов выбегут мужчины, неся корзины и заступы,
чтобы укрепить дамбы на полях, но вся эта суета будет напрасной, тучи
прогремят громами, посверкают молниями и разойдутся, не пролившись
дождём, как те быки, так и не начавшие боя. Вот что возвещает этот сон.
Тебе же он ничем не грозит, он относится к будущему. Брахманы толковали
его, алкая благ земных".
Разъяснив первый сон, Учитель повелел: "Расскажи теперь второй сон,
махараджа!" И царь сказал: "Второй из моих снов, о почтенный, был
таким. Из земли появились внезапно крохотные деревца и кустарники, едва
достигнув вершка, они зацвели и покрылись плодами. Что предвещает мне
этот второй сон, Великосущий?"
Великосущий ответил: "Твой второй сон, махараджа, станет явью в
предвестии конца мира, в пору сокращения человеческой жизни, когда не
достигшие ещё возраста девы предадутся плотским утехам и, познав
очищение и зачатие, народят многочисленное потомство, чада их
уподобятся плодам на тех деревьях. Тебе же, махараджа, нечего
страшиться. Рассказывай третий сон!"
Царь сказал: "Я видел, почтенный, как коровы пили молоко телят. Что
предвещает мне мой третий сон, Великосущий?"
Великосущий ответил: "И этот твой сон даст плоды лишь в пору, когда
люди перестанут почитать старцев, когда они, не являя почтения ни к
отцу с матерью, ни к свёкру со свекровью, будут главенствовать в доме,
пожелают – дадут пищу и одежду престарелым, не пожелают – не дадут. Не
имея ничего, они станут жить, уповая на милость детей своих, словно
коровы, которые пьют молоко телят. Но тебе нечего страшиться.
Рассказывай четвёртый сон!"
"Мне привиделось, почтенный, будто люди распрягали идущих с грузом
крепких и сильных взрослых быков и заставляли тащить телеги молодых
необъезженных бычков, те же, не в силах сдвинуть телег с места,
сопротивлялись и стояли, будто вкопанные. Что сулит мне четвёртый сон,
Великосущий?"
Великосущий так ответил царю: "И этот сон свершится только в будущем –
в пору правления отринувших дхамму властителей, ведь в те времена
пренебрёгшие дхаммой ничтожные властители перестанут относиться с
должным почтением к великомудрым придворным, искушённым в ведении дел,
преуспевающим, не нуждающимся ни в чьей поддержке, перестанут назначать
в суды и в собрания, где обсуждается дхамма, премудрых и сведущих в
законах престарелых советников. Вопреки всему они будут оказывать честь
юнцам, поручая им восседать в залах судов. Те же, несведущие в
государственных делах, не умеющие действовать надлежащим образом,
окажутся неспособными нести бремя возложенной на них чести – управлять
государством – и низвергнут это бремя. Престарелые мудрые советники,
обидясь на пренебрежение, не станут помогать в делах, говоря: "Что нам
до этого?! Мы люди сторонние, обращайтесь к допущенным во внутренние
покои юнцам-любимчикам". Некому будет заниматься во множестве
скопившимися делами. Ждёт тех властителей полная неудача. Далее
произойдёт так, как во сне, когда распрягли крепких взрослых быков, а
молодым бычкам доверили ношу, которую они не в силах сдвинуть с места.
Тебе, махараджа, бояться нечего. Рассказывай пятый сон!"
Царь молвил: "Почтенный, мне снилась лошадь с двумя пастями, с двух
сторон ей подносили сено, и она хватала его обеими пастями. Что
предвещает пятый сон, Великосущий?"
Великосущий объяснил: "Плоды и этого сна созреют лишь в будущем – в
пору жизни пренебрёгших дхаммой властителей, ведь в те времена они,
слабоумные, назначат в суды алчных неправедных законников, исполненные
скверны, не питающие ни к чему уважения, восседая в собраниях и верша
суд, станут эти законники принимать дары от обеих тяжущихся сторон,
будто лошадь, поедающая сено двумя пастями сразу. Так что и этого сна
не страшись, махараджа! Рассказывай шестой сон!"
Царь молвил; "Мне снилось, будто люди, протерев золотую, в сотню тысяч
ценою посудину, подносят её старому шакалу, упрашивая: "Помочись
сюда!", и тот мочится. Что сулит мой шестой сон?"
Великосущий объяснил: "И этот сон станет явью в грядущую пору – ведь в
те времена властители, хотя и цари по рождению, но не преданные дхамме,
перестанут доверять отпрыскам родов, благородных по рождению, не будут
оказывать им чести, безродных же возвеличат, семьи великих придут в
упадок, семьи низких – возвысятся. И лишённые средств к пропитанию люди
благородных семейств в надежде пропитаться станут отдавать своих
дочерей замуж за безродных. Предлагать дев, взращенных в благородных
семьях, в жёны безродным – всё равно что просить шакала помочиться в
золотую посудину. Можешь и этого сна не страшиться. Рассказывай
седьмой!"
Царь сказал: "Снилось мне, почтенный, будто некий человек вил вервие, и
оно ниспадало к его ногам. Под скамьёй же, на которой сидел человек,
возлежала некая голодная шакалиха, тайно пожиравшая вервие. Что
предвещает мой седьмой сон?"
Великосущий объяснил: "Последствия и этого сна скажутся в будущем – в
ту пору, когда женщины станут привержены к плотским утехам, крепким
напиткам, украшениям, к бродяжничеству и мирским удовольствиям. Тогда
как их мужья работой в поле и выпасом скота постараются нажить
какое-нибудь имущество, те, дурно воспитанные, станут пить хмельные
напитки со своими любовниками, украшать себя цветочными гирляндами,
умащать свои тела маслами и благовониями, они оставят всякую работу по
дому, даже самую неотложную, будут лишь глазеть на мужчин сквозь щели в
заборах. Зерно, которое надобно сеять, они, смолов, пустят на
приготовление яств, – словом, будут объедать и обкрадывать своих мужей,
действуя подобно голодной шакалихе, пожирающей свиваемое вервие. Для
тебя же в том нет ничего страшного. Рассказывай восьмой сон!"
Царь рассказал: "Мне снился, почтенный, наполненный до краёв кувшин,
который стоял у входа во дворец, среди пустых кувшинов, со всех сторон
света сюда стекались люди разных сословий, они старались наполнить
полный уже кувшин, вода выливалась и бежала через край, но они
продолжали наполнять полный кувшин, будто не было вокруг пустых. Что
предвещает мой восьмой сон!?"
Великосущий растолковал: "И этот сон станет явью лишь в будущем, ведь в
те времена мир придёт в упадок, царская власть ослабеет, цари впадут в
бедность, ни у кого из них не будет в казне больше сотни тысяч монет, и
они принудят своих подданных работать на себя. Тем придётся оставить
собственные дела и только для царя сеять злаки, выращивать овощи,
охранять посевы, жать, молотить, выращивать сахарный тростник, таскать
его, перерабатывать, варить патоку, разбивать цветники, сажать сады;
собрав урожай, они свезут его в царские амбары, на пустые же свои
амбары и не взглянут, вот так наполняли в твоём сне и без того полный
кувшин. Тебе же нечего страшиться. Рассказывай свой девятый сон!"
Царь молвил: "Почтенный, мне приснился пруд – глубокий, с пологими
спусками к воде, поросший лотосами, отовсюду к нему собирались двуногие
и четвероногие и пили воду. Посреди пруда вода была мутной, у берегов
же, где её пили люди и звери, она была незамутнённой, прозрачной и
свежей. Что возвещает мой девятый сон?"
Великосущий объяснил: "Последствия и этого сна скажутся лишь в будущем
– в ту пору, когда цари перестанут следовать дхамме, а жизнь их,
отягощённая страстями, нечестивыми поступками и помыслами,
заблуждениями и страхом, преисполнится скверны, в судилищах дела не
будут разбираться в соответствии с дхаммой, цари начнут принимать
подношения, сделаются корыстолюбивыми, нетерпеливыми к своим подданным.
Жестокие и свирепые, они будут выжимать соки из народа, давя его,
словно сахарный тростник в давильном прессе, приумножая свои богатства,
облагая подданных всевозможными поборами. Вконец обнищавшие, жители
покинут города и деревни и устремятся на окраины царства, середина
страны обезлюдеет, на окраинах же соберётся множество народу, как в
пруду из твоего сна, где посередине вода мутная, а по краям –
прозрачная. Но тебе и этот сон ничем не грозит. Рассказывай же десятый
сон!"
Царь поведал: "Почтенный, мне снилось, что в горшке варится рис, и
казалось, будто его разделили на части, и каждая варится отдельно,
поэтому в одном месте он совсем разварился, в другом – не доварился, и
только в третьем – сварился, как должно. Что предвещает мой десятый
сон?"
Великоеущий разъяснил: "И этот сон станет явью лишь в грядущие времена,
когда цари перестанут следовать дхамме. Вместе с ними будут
пренебрегать дхаммой и все их приближённые, и брахманы, и домохозяева,
и жители городов, и крестьяне, и даже отшельники и мудрецы. А вслед за
ними и боги-хранители, божества, коим они приносят жертвы, духи
деревьев и владыки эфира. В царстве царей, презревших дхамму,
поднимутся буйные, свирепые ветры, сотрясая дворцы небожителей,
небожители разгневаются и не позволят тучам изливать дождь. А если и
позволят, то не во всём царстве и не сразу, и дожди эти не принесут
пользы ни возделанным, ни засеянным полям. И как во всём царстве, так и
в каждом месте, в каждой деревне, над каждым прудом, над каждым озером
дожди не прольются сразу и в полной мере, в одном месте урожай погибнет
от избытка влаги, в другом – засохнет на корню, в третьем, где прошли
обильные и своевременные дожди, будет превосходным, и так в одной
земле, в царстве одного царя, станут сеять злаки, но урожай везде будет
разный – словно рис в том горшке. Для тебя же в этом нет никакой
опасности. Рассказывай одиннадцатый сон!"
Царь рассказал: "Почтенный, мне снилось, будто благородный сандал,
ценою в сто тысяч монет, сменяли на несвежее пахтанье. Вот мой
одиннадцатый сон, что он возвещает?"
Великосущий истолковал: "Плод и этого сна созреет лишь в будущем, когда
вера придёт в упадок. Ведь в ту пору появится множество жадных до
земных благ и бессовестных монахов, они, даже наставляя других в
изложенных мною основах дхаммы, осуждающей вожделение к мирским благам,
станут делать это ради благ сего мира, ради одежды, пищи, крова и
целительных снадобий. Ослеплённые жаждою суетных благ, они примут
сторону наших противников – приверженцев святых мест и лесных
обитателей, – и будут призывать к обретению нирваны, но проповеди их не
принесут плодов, да и проповедовать они будут лишь затем, чтобы люди,
прельщённые сладкой речью, одарили их дорогой одеждой, пищей, кровом и
целительными снадобьями! Иные из них, усевшись посреди улицы, или на
перекрёстке, или у входа в царский дворец, или в иных местах, начнут
проповедовать за медные деньги, итак, разменивая в своих проповедях на
мирские блага – одежду, пищу и прочее, а также на медные деньги –
изложенную мною дхамму – бесценную, ибо ведёт к нирване, – они станут
поступать подобно тем, кто выменивает благородный сандал, ценою в сто
тысяч монет, на несвежее пахтанье! Тебе же этот сон зла не сулит.
Рассказывай двенадцатый сон!"
Царь поведал: "Почтенный, мне снилось, будто высушенные тыквы-горлянки
тонут в воде. Что этот сон предвещает?"
Великосущий объяснил: "Последствия и этого сна скажутся лишь в грядущем
– в ту пору, когда цари перестанут следовать дхамме и весь мир придёт в
упадок. Цари тогда будут почитать не благородных от рождения отпрысков
достойных родов, а возвысят безродных, и те обретут величие, великие же
обеднеют. И в царских собраниях, и во дворцах, и в собраниях
советников, и в судах – повсюду будут слышаться речи одних лишь
подобных пустым тыквам-горлянкам безродных, и будет это походить на
бульканье воды, вливающейся в пустые горлянки. В собраниях общины,
везде и всюду, где собираются все члены общины, и там, где сходятся
лишь некоторые из них, и в местах, где общинники разбирают дела
касательно чаш для сбора подаяний, одежды, келий и прочего, будут
слушать лишь тех, чьи деяния исполнены скверны, а не скромных монахов!
Настанет пора, когда всяк уподобится пустой тыкве, идущей ко дну! Тебе
бояться этого не следует. Рассказывай же тринадцатый сон!"
Царь молвил: "Почтенный, мне снились каменные скалы, огромные, как
самые высокие строения, и будто эти скалы плыли по водам, как суда. Что
возвещает этот сон?"
Великосущий объяснил: "Плод и этого сна созреет лишь во времена
грядущие, когда отринувшие дхамму властители возвысят безродных, и те
станут повелевать, благородные же обнищают. Никто не будет почитать
благородных, на безродных будут взирать с уважением, ни во дворцах, ни
в собраниях советников, ни в судах к словам искушённых в законах
отпрысков благородных родов, подобных каменным скалам, не станут
прислушиваться, и, говоря про них: "Что они там болтают?!" – безродные
подвергнут их осмеянию. И в собраниях монахов – во всех местах, что
поминались ранее, достойных не будут почитать, и речам их никто внимать
не станет. Наступит время, когда речи мудрых уподобятся плывущим по
водам скалам. Но ты и этого не страшись. Рассказывай четырнадцатый сон!"
Царь сказал: "Почтенный, мне снилось, будто лягушата, такие же
крохотные, как едва распустившиеся цветы медового дерева, в мгновение
ока настигали огромных чёрных змей и, искрошив их, словно стебли
голубого лотоса, на мелкие кусочки, пожирали. Что этот сон предвещает?"
Беликосущий растолковал: "Плоды и этого сна созреют лишь в будущем – в
пору гибели мира. Ведь в те времена мужья, подверженные низменным
страстям и греховным желаниям, попадут под власть самых младших из жён.
И жёны эти будут распоряжаться всем, что есть в доме, – и работниками,
и слугами, и быками, и коровами, и буйволами, и золотом, и серебром.
Спросит, к примеру, муж, где та или иная серебряная вещь, или вещь
золотая, или где одежда, или ещё что-нибудь, на всё услышит один ответ:
"Где надо, там и есть, что тебе до этого? Чересчур любопытен стал. Всё
надо то тебе знать, что есть у меня в доме и чего нет". Так всяческими
оскорблениями да разными обидными словами жёны утвердят своё господство
над мужьями, приравняв их к зависимым и слугам. Вот что предвещает твой
четырнадцатый сон. Тебе же бояться нечего, а теперь рассказывай свой
пятнадцатый сон!"
Царь поведал: "Почтенный, мне снилась обладающая всеми десятью пороками
ворона с деревенского пастбища, окружённая царскими фламинго с
золотистым оперением, прозывающимися "золотыми", что возвещает этот
сон?"
Великосущий объяснил: "И этот сон станет явью лишь в будущем – в пору
правления бессильных царей, кои ни обращаться с боевыми слонами не
умеют, ни прочих военных талантов не имеют и потому будут терпеть
поражения в битвах. И те цари, боясь лишиться своего господства,
царства и всего прочего, чем владеют, не станут доверять власть равным
им по рождению отпрыскам благородных семейств, примутся возвышать
льнущих к ноге хозяина слуг, банщиков, цирюльников и им подобных.
Отпрыски же благородных родов и семейств, лишённые опоры при дворе,
дабы заработать себе на пропитание, станут пресмыкаться перед власть
предержащими, не ведающими ни рода, ни племени, ни отца своего. Всё
будет, как в твоём сне, когда золотые царские фламинго прислуживали
вороне! Тебе же нечего страшиться, рассказывай свой шестнадцатый сон!"
Царь рассказал: "Наяву, почтенный, тигры пожирают баранов, мне же
снилось, будто бараны хватают тигров и, скрежеща челюстями, их
пожирают, волки, завидев издали барана, напуганные до смерти, дрожа от
страха, разбегаются и прячутся в густом кустарнике! Что предвещает этот
сон?"
Великосущий ответил: "Плод и этого сна созреет лишь в будущем – в пору
правления отринувших дхамму властителей. Ведь в те времена безродные,
сделавшись царскими любимцами, обретут власть, благородные же от
рождения будут забыты и впадут в нищету. А те царские любимцы,
сделавшись могущественными, в судах и иных подобных местах потребуют у
высокородных землю, одежду и прочее имущество, доставшееся им от
предков, говоря: "Всё это – наше!" Высокородные, возражая: "Не ваше, а
наше!", попробуют затеять тяжбу. В судах же и иных подобных местах
высокородных накажут плетьми, изобьют палками и, ухватив за загривок,
вышвырнут вон, говоря: "Не знаете вы, видно, своего места, что
тягаетесь с нами?! Доложим о том царю – вам руки-ноги обломают и других
мучений натерпитесь!" Высокородные испугаются, сами принесут своё
имущество и, говоря: "Это ведь ваше!" – станут упрашивать безродных его
принять и затем, трепеща от страха, разбегутся по домам.
Так же и монахи, исполненные скверны, начнут, к великой своей радости,
притеснять монахов достойных, добродетельных, и те, не находя иного
прибежища, скроются в лесах.
Теснимые низкородными благородные отпрыски достойных родов и
добродетельные монахи, гонимые нечестивыми, преисполнятся страха,
словно волки перед баранами, такая настанет пора. Тебе же нечего
бояться, ведь и этот сон сбудется лишь в грядущем. Брахманы не ради
всесовершенной дхаммы и не из любви к тебе, а надеясь добыть большие
богатства, толковали сны – ослеплённые жадностью и пристрастием к
мирским благам и к земным существованиям, пророчествовали они!"
Так Учитель истолковал все шестнадцать великих снов, сказав: "Не только
ныне и не только тебе, великий царь, снились эти сны, они снились и
царям прежних времён, и тогда, как и ныне, брахманы из всех средств,
могущих предотвратить зло, которое сны вещали, превыше всего ставили
жертву, покуда, следуя указаниям мудрых, не пошли и не спросили бодхисаттву, и тот
растолковал им те сны точно так же, как эти", – и, молвив так, Учитель
в ответ на просьбу царя поведал тому о прошлом.
"Некогда во времена правления в Бенаресе царя Брахмадатты бодхисаттва обрёл
рождение в семье кашмирского брахмана. По достижению зрелости он
покинул дом ради подвижнической жизни мудреца-отшельника и, обретя
высшее знание и величайшие совершенства, поселился близ Гималаев. Здесь
он и жил, предаваясь благочестивым размышлениям.
А в ту пору в Бенаресе царю Брахмадатте приснились такие же сны, и он
просил брахманов истолковать их. И брахманы стали готовиться к
жертвоприношениям. Среди придворных жрецов был юноша-ученик, обладавший
разумом и преуспевший в познании. Он спросил наставника: "О Учитель, ты
наставил меня в трёх Ведах, разве не сказано в одной из них: "Убийство
даже единственного живого существа не есть благочестивое деяние!"
Наставник ответил на это: "Дорогой мой, но ведь, свершив жертву, мы
обретём большое богатство, ты же, как видно, обретёшь царское
богатство!" – "Ну что ж, наставник, – сказал ученик, – делай своё дело,
я тебе помогать не стану!", и ушёл бродить по царскому саду.
А бодхисаттва,
узнав обо всём случившемся, подумал: "С приходом моим в мир людей
многие освободятся от уз, привязывающих их к миру явлений!" – и взвился
в воздух, потом опустился в царском саду и сел на священное каменное
возвышение, золотой статуе подобен. Юноша приблизился к бодхисаттве,
почтительно его приветствовал и, присев рядом, вступил с ним в
разговор. Бодхисаттва,
выказывая своё расположение к юноше, поговорил с ним о вещах приятных,
а затем спросил: "А что, юноша, соблюдает ли ваш царь дхамму, управляя
государством?" Молодой послушник ответил: "Сам государь предан дхамме,
почтенный, а вот жрецы побуждают его ступить на неверный путь, царь
просил брахманов истолковать приснившиеся ему шестнадцать снов, те же,
говоря: "Совершим жертвоприношения!", принялись готовиться к обряду! А
что, почтенный, не растолкуешь ли ты царю все его сны, дабы избавить
великое множество живых существ от страха!"
Бодхисаттва
сказал на это: "О юноша, так ведь ни я не знаю царя, ни он меня, но
если б он сам пришёл сюда и спросил, я бы ему всё объяснил!" Юноша
ответил: "Почтенный, я приведу царя, если только ты подождёшь несколько
мгновений!" Получив согласие бодхисаттвы, он
отправился в царские покои и, представ перед царём, молвил ему:
"Великий государь! Некий умеющий передвигаться в воздушных сферах
подвижник опустился на землю в твоём саду и обещает растолковать
значение приснившихся тебе снов!" Услышав такие речи, царь тотчас же в
окружении огромной свиты отправился в сад, почтительно приветствовав
подвижника, он сел рядом и обратился к нему с такими словами: "Говорят,
почтенный, ты можешь растолковать мои сны?" – "Да, великий государь", –
ответил бодхисаттва.
"Так растолкуй же!" – попросил царь. "Растолкую, великий государь, –
ответил бодхисаттва,
– как только расскажешь мне, что за сны тебе снились", – "Да будет так,
почтенный!" – обрадовался царь и стал называть сны:
Приснились мне быки,
деревья и коровы,
Впряженные телки, и лошадь, двуголова,
И золотой сосуд, шакалиха, кувшины,
И в лотосах весь пруд – темны его глубины, –
Ещё был рис, сандал, несвежее пахтанье,
–
Но тыквы на воде не держатся и часу.
Потом увидел я, как скалы проплывали,
Огромных чёрных змей лягушки поедали,
И свита дивных птиц вокруг простой вороны,
И что волкам грозят бараны, разъярённы!
Он рассказал их в том же порядке, что и царь Пасенади.
"Довольно, – сказал бодхисаттва,
– ты можешь не бояться дурных последствий этих снов". Успокоив царя и
освободив от уз множество живых существ, Великосущий вознёсся и,
утвердясь в небесном пространстве, воззвал к царю и наставил его в пяти
заповедях, говоря: "Отныне, о великий царь, никогда больше не доверяй
брахманам и не губи во имя жертвоприношений живые существа!"
Наставив царя в дхамме, бодхисаттва
по воздуху перенёсся к своей обители. Царь же прожил жизнь, твёрдо
следуя заветам бодхисаттвы,
раздавая милостыню и творя другие добрые дела, – и с кончиною перешёл в
следующее рождение согласно накопленным заслугам".
Завершив это поучение в дхамме, Учитель повторил: "Тебе нечего
страшиться твоих снов, отмени только жертвоприношения!" Сохранив жизнь
множеству существ, Учитель разъяснил суть изложенного и увязал нынешние
рождения с прежними, говоря: "В ту пору Ананда был царём, Сарипутта – юным
послушником, подвижником – я сам".
|
|
|