|
|
Джатака о
неблагодарном военачальнике.
Sutta
pitaka. Khuddaka nikāya. Jātaka. Dasa-Nipata. 445 Nigrodha-Jataka.
Перевод
с пали:
В.
Эрман, А.В.
Парибок, 2002 г.
выполнен по изданию В. Фаусбёля, опубликованному в Лондоне в
1877-1897 гг. По этому же изданию указан и порядковый номер
джатаки.
"Что ты думаешь…" – это сказал Учитель, пребывая
в Бамбуковой роще, по поводу Девадатты.
Однажды монахи стали вразумлять
Девадатту:
"Почтенный Девадатта! Ты
многим обязан Учителю! Ты получил
от него постриг, получил
посвящение, изучил все "Три корзины" речений
Пробуждённого, научился созерцанию. К тому же уважение и почёт,
тебе
оказываемые, – от твоей близости к Десятисильному". Девадатта в
ответ на это взял былинку и сказал: "А по-моему, шраман Готама ничего мне
хорошего не сделал, ни на волос не помог". Об этом и завязался разговор
в зале для слушания дхармы. Учитель пришёл и спросил: "О чём вы сейчас
беседуете, монахи?" Монахи объяснили. "Не только теперь, но и прежде, о
монахи, Девадатта был
неблагодарен и стал предателем", – произнёс
Учитель и рассказал о былом:
"Некогда в Раджагрихе правил великий государь царства Магадхи. В ту
пору старшина купцов Раджагрихи женил своего сына на дочери старшины
сельских купцов. Она оказалась бесплодной, и оттого с течением времени
с нею стали всё меньше и меньше считаться. Иной раз даже нарочно
говорили друг другу, да ещё так, чтобы ей было слышно: "Покуда у нашего
сына жена бесплодная, наш род продлиться не сможет". Наслушавшись
такого, решила она всех обмануть и притвориться беременной. Она
поговорила со своей кормилицей – та была с нею заодно, –
расспросила её про поведение беременных и всё запомнила. И начала
скрывать свои месячные, стала требовать кислого да солёного. К той
поре, когда у беременных припухают ноги и руки, она стала натирать себе
ладони и ступни, чтобы они вздувались. Что ни день, подвязывала она
себе под сари всё новые и новые тряпки и тем делала вид, будто живот у
неё растёт; соски грудей подкрашивала чёрным, а по нужде ходила тайком,
чтобы не видел никто, кроме её кормилицы. Муж поверил, велел ухаживать
за ней, как за беременной. Так она и прожила девять месяцев, а потом
объявила свёкру со свекровью, что рожать поедет в деревню, к отцу.
Посадили её на телегу, приставили к ней множество слуг, и поехала она
из Раджагрихи по дороге к отцовскому дому. А как раз перед ними шёл
обоз, и ко времени завтрака они доезжали до того самого места, где обоз
ночевал накануне. Однажды ночью какая-то бедная женщина из обоза родила
под баньяном сына. Наутро, когда обоз отправлялся, пришлось ей
призадуматься: "Одна, без обоза, я идти не смогу, а вот сын у меня ещё
будет", – решила она и оставила новорожденного лежать вместе с
последом в крови и слизи прямо под деревом. А мальчика сохранил в живых
дух того дерева – ведь не кто-нибудь, а сам бодхисаттва на этот
раз так родился. К завтраку подъехала туда сноха купеческого старшины.
Спутникам она сказала, что ей надо отойти по нужде, вместе с кормилицей
пришла к баньяну и увидела там младенца – мальчика с кожей
золотистого цвета. "Матушка, дело-то наше устроилось!" – сказала она
кормилице, выбросила из-под сари все свои тряпки, подол испачкала
кровью и слизью и объявила, что разродилась. Все очень обрадовались,
мальчика тут же завернули в пелёнки и послали письмо в Раджагриху.
"Приезжай назад, – написали ей свёкор со свекровью. – Раз ты
уже родила, нечего тебе делать в доме отца". Она и повернула обратно.
Встретили её в Раджагрихе и стали думать, какое имя дать
новорожденному. Нарекли его Нигродхой – Баньяном – за то, что
родился он под этим деревом. А в тот же день и другая сноха купеческого
старшины тоже ехала рожать в отцовский дом и по дороге родила сына под
веткой дерева. Назвали его Сакхой – Веткой. И ещё тогда же жена
портного, жившего при старшине, родила сына прямо в мастерской среди
всяких обрезков ткани. Этого нарекли Поттикой. Старшина решил их обоих
растить вместе с роднёй, раз уж все трое родились в один день. Выросли
они вместе, а когда подросли, вместе пошли в Такшашилу и изучили там
всякие искусства. Купеческие сыновья заплатили своему учителю по
тысяче, а Поттику Нигродха обучал сам, бесплатно. И вот освоили они
искусства, распрощались с учителем и пошли для начала побродить по
свету. Долго ли, коротко ли, а добрались они до Варанаси и заночевали
около храма. К тому времени истекла как раз неделя со смерти царя
Варанаси. Наследников у него не было, и, по обычаю, решили запрячь
праздничную колесницу и пустить без кучера, чтобы кони сами пришли к
будущему царю. Все горожане об этом знали.
Друзья тем временем лежали под деревом и спали. На рассвете Поттика
проснулся, сел у ног Нигродхи и стал поглаживать их. Сидели на том
дереве два петуха, и вдруг тот петух, что был повыше, капнул на голову
нижнего. "Кто меня обделал?" – спрашивает нижний. "Не сердись,
приятель, я не нарочно". – "Я что для тебя, отхожее место? Ты не
знаешь, что я петух не простой?" – "Я же сказал тебе, это вышло
нечаянно, – говорит верхний, – а ты всё-таки злишься. А чем
ты не простой?" – "Тот, кто меня зарежет и съест, получит назавтра
тысячу монет. Как мне не гордиться?" – "Подумаешь, нашёл чем
гордиться! – говорит ему другой. – А вот кто меня зарежет и
съест побольше моего мяса, тот назавтра станет царём; кто съест
поменьше – военачальником; а кто кости обсосёт – казначеем".
Слышит это Поттика и думает: "Тысяча монет нам ни к чему, царство
лучше". Забрался он тихонько на дерево, схватил верхнего петуха,
свернул ему шею и зажарил на углях. Большую долю мяса он отдал
Нигродхе, меньшую – Сакхе, сам обсосал кости и, когда все поели,
сказал: "Ты, приятель Нигродха, станешь сегодня царем; ты, приятель
Сакха, – военачальником, а я стану казначеем". – "Откуда ты
это знаешь?" – спрашивают они. Тут он всё им рассказал. Поутру они
зашли в Варанаси, поели у какого-то брахмана рисовой каши с маслом и
сахаром и вышли из города в парк. Нигродха прилёг на каменную плиту, а
двое других улеглись рядом. Тем часом в городе запрягли праздничную
колесницу, положили в неё пять знаменующих царское достоинство вещей и
пустили коней брести, куда им вздумается. Кони привезли колесницу ко
входу в парк. Там она развернулась и стала, готовая принять седока.
"Наверное, в парке находится человек, достойный принять царскую
власть", – подумал придворный жрец. Он вошёл в парк и увидел там
Нигродху. Тогда он приподнял с него покрывало и посмотрел на его ноги.
По линиям на ногах он понял, что это тот человек, который способен
править не то что царством Варанаси, но и всей Джамбудвипой, и подал
знак музыкантам играть. Нигродха проснулся, открыл лицо, посмотрел на
народ и отвернулся; потом полежал немножко и сел. Жрец преклонил перед
ним колени и произнёс: "Государь, мы просим тебя на царство". –
"Ладно", – отвечал тот. Тут же его возвели на кучу драгоценностей
и помазали на царство. Приняв правление, он первым делом назначил Сакху
военачальником и с великой пышностью вступил в город. Поттика пошёл за
ним следом. С этого дня Великий стал в согласии с дхармой править в
Варанаси. Однажды он вспомнил своих родителей и сказал Сакхе:
"Приятель, нельзя всё же жить без родителей. Поезжай в наш дом с
большой свитой и привези их сюда". Сакха отказался: "Нечего мне там
делить". Тогда он велел сделать это Поттике. Тот согласился поехать,
добрался до дома и предложил родителям Нигродхи: "Сын наш теперь царём
стал, поедемте к нему". Но они отказались: "Дорогой, у нас и своего
добра предостаточно, нам ехать не к чему". И родители Сакхи тоже не
захотели трогаться с места. Тогда Поттика пошёл к своим родителям, но и
те отказались: "Мы своим портновским делом себе на жизнь зарабатываем,
а большего нам не надобно". Так Поттика ничего ни от кого из них не
добился и поехал обратно в Варанаси. Там он решил зайти сперва к
военачальнику, передохнуть в его доме с дороги, а уж потом явиться к
Нигродхе. Подъехал он к дому и говорит привратнику: "Ступай, доложи
военачальнику, что пришёл Поттика, его старый товарищ". Тот доложил. А
Сакха давно затаил на Поттику злобу за то, что тот сделал царём не его,
а Нигродху. Услышал он это и злобно закричал: "Какой он мне
товарищ – полоумное рабье отродье! Гоните его!" Слуги налетели на
Поттику, избили его локтями, ногами, коленями, кулаками и вытолкали
взашей. "Вот неблагодарный предатель! – подумал Поттика. – Я
уступил ему сан военачальника, а он велел меня избить и вышвырнуть вон.
Зато Нигродха хороший человек – умный и благодарный. Пойду к
нему". Пришёл он на царский двор и велел доложить царю: "Пришёл твой
товарищ Поттика, ждёт у ворот". Царь велел его просить во дворец, а
увидев его, сам поднялся, вышел навстречу приветствовать его. Затем
послал за цирюльником, чтобы Поттику причесали и бороду ему уложили;
велел принести нарядные одежды и украшения, накормил его изысканными
яствами, а уж потом стал спрашивать, что сказали родители. Поттика ему
доложил, что они не приедут. А Сакха тем временем тоже явился к царю.
"Поттика, чего доброго, наговорит царю на меня, – думал он. –
А если я буду рядом, он и рта раскрыть не посмеет". Да только Поттика и
при нём не побоялся сказать: "Поверишь ли, я по дороге завернул к
Сакхе, хотел отдохнуть у него перед тем, как идти сюда. Так он меня и
знать не пожелал, велел слугам меня избить и вытолкать в шею!
"Что ты думаешь,
Нигродха, о таком поступке Сакхи?
"Я его впервые вижу и
не знаю, кто он родом", –
Заявил своим он слугам, и они меня схватили,
Надавали зуботычин да и вытолкали в шею.
Государь! Выходит, Сакха, этот давний твой
приятель, –
Неумён, неблагодарен, подло от меня отрёкся".
Услышав это, Нигродха сказал:
"Я ничего о том не
знал, и мне никто не доложил –
Впервые я узнал сейчас, как Сакха оскорбил тебя,
Богатство и величие ты даровал обоим нам,
И мы обязаны тебе преуспеянием своим.
Я не забуду никогда, как осчастливил ты меня.
Коль семя брошено в огонь, оно сгорит, не прорастёт,
Коль негодяю ты помог, услуга даром пропадёт.
Но благородный человек за помощь воздаёт всегда.
И благодарность за неё, как семя на поле, взойдёт".
Пока Нигродха всё это говорил, Сакха стоял молча рядом. Тогда царь
спросил его: "Сакха, неужели ты не узнаёшь его? Это Поттика!" Тот опять
промолчал. И царь приказал его казнить:
"Мерзавца и обманщика
и козней устроителя
Велю из луков расстрелять, в живых он не останется".
"Зачем этому глупцу гибнуть из-за меня", – подумал Поттика и
сказал царю:
"Помилуй Сакху,
государь, ведь жизнь приказом не вернёшь.
Прости ему его грехи, его я смерти не хочу".
Послушался царь и помиловал Сакху, а сан военачальника хотел передать
Поттике, да тот не принял. Тогда он возвёл его в сан казначея –
поставил над всеми ремесленниками и купцами. Раньше такой должности не
было, царь её заново ввёл. А спустя много лет, когда казначей Поттика
был уже немолод, имел сыновей и дочерей, он как-то сказал им в
назидание:
"Общайтесь только с
Нигродхой,
К Сакхе не приближайтесь.
Лучше с Нигродхой быть мёртвым,
Чем жизнь сохранить при Сакхе".
Рассказав эту историю, Учитель повторил: "Как видите, монахи, Девадатта
и раньше был неблагодарен". И он отождествил перерождения: "Сакхой
тогда был Девадатта,
Поттикой – Ананда, а
Нигродхой – я
сам".
|
|
|