|
|
Джатака о тщетности
печали.
Sutta
pitaka. Khuddaka nikāya. Jātaka. Catukka-Nipata. 328 Ananusociya-Jataka.
Перевод
Ю. Алихановой выполнен по изданию: "The Jataka", ed. by V. Fausboll,
vols 1-7, London, 1877-1897.
"Она уже среди
мёртвых..." Эту историю Учитель, находясь в Джетаване, рассказал об
одном мирянине. У этого мирянина умерла жена. Говорят, после её смерти
он не ел, не умывался и забросил все свои дела. Охваченный печалью, он
приходил на то место, где был её погребальный костёр, и там причитал по
ней. А вокруг его головы, словно как свет над светильником, поднималось
сияние – знак вступления его на Первый
Путь1.
Учитель, оглядев на рассвете мир и увидев этого
человека, подумал: "Кто, кроме меня, отвратит от него печаль и дарует
ему силу вступить на Первый Путь. Я буду ему спасением". В
послеобеденное время, обойдя округу и собрав подаяния, Учитель взял с
собой бхикшу, который обычно его сопровождал, и отправился к дому
мирянина.
Услыхав, что к нему идёт Учитель, мирянин вышел ему навстречу и,
выказав все должные знаки почтения, усадил на подобающее место. А когда
мирянин, поклонившись Учителю, сел возле него, Учитель спросил:
– Отчего ты всё время молчишь,
мирянин?
– Почтенный, – отвечал тот, – у меня умерла жена, и я с печалью думаю о
ней.
– Закон разрушения разрушает, – сказал Учитель. – Раз она погибла, не
следует о ней думать. Мудрые люди говорили о смерти жены: "Закон
разрушения разрушил", – и больше о ней не думали.
И он рассказал историю о прошлом.
Давным-давно, когда в Варанаси царствовал Брахмадатта, бодхисаттва возродился
в семье брахмана. Достигнув зрелого возраста, он изучил в Таксиле2 все искусства. А когда вернулся
домой, родители ему объявили:
– Мы найдём тебе жену.
– Семейная жизнь –
не мой удел, – отвечал бодхисаттва,
– после вашей смерти я уйду в
отшельники.
Но родители стали уговаривать его жениться. Тогда он
сделал золотую статую и сказал:
– Если вы найдёте мне девушку, такую
же,
как эта статуя, я возьму её в жёны.
Родители приказали своим людям: "Поставьте эту статую на крытую повозку
и обыщите всю Джамбудвину. Как
только увидите дочь брахмана, похожую на статую, то девушку возьмите, а
золотую статую взамен оставьте".
В это время одно благочестивое существо покинуло мир Брахмы и в стране Каши3 в деревне, расположенной недалеко от
города, возродилось в образе шестнадцатилетней девушки, дочери
брахмана, у которого было состояние в восемьдесят коти4. Звали её
Саммиллабхасини. Эта девушка была необычайно красива и стройна, словно
небесная апсара, и наделена всеми благоприятными признаками. К тому же
она отличалась редким благочестием, и мысли её были далеки от греховных
желаний.
Разъезжая по стране с золотой статуей, посланные люди заехали в эту
деревню. Увидав статую, деревенские жители стали спрашивать:
– Почему вы возите здесь дочь
такого-то брахмана?
Услыхав это, посланные явились в дом брахмана и стали сватать
Саммиллабхасини. Но она сказала родителям:
– После вашей смерти я стану
отшельницей, семейная жизнь – не мой удел.
– Что ты говоришь, дочка! – сказали родители, взяли золотую статую и
отправили Саммиллабхасини с большой свитой.
Против их воли, и бодхисаттвы
и Саммиллабхасини, была устроена свадьба. Но даже находясь в одной
комнате, лёжа на одной постели, они не смотрели друг на друга с
греховными желаниями. Словно два бхикшу или два брахмана, жили они
вместе.
Чрез некоторое время родители бодхисаттвы умерли.
Тогда, совершив погребальные обряды, он сказал Саммиллабхасини:
– Милая, у меня есть восемьдесят
коти и у тебя-столько же. Возьми себе все эти деньги и займись
хозяйством, а я уйду в отшельники.
– Почтенный, – отвечала Саммиллабхасини, – если ты уйдёшь в отшельники,
я тоже стану отшельницей. Не могу я тебя покинуть.
– Пусть будет так, – сказал бодхисаттва. Они
раздали всё имущество, оставили, как сор, своё благополучие и ушли в
Гималаи. Там они сделались отшельниками и стали жить, питаясь кореньями
и плодами.
Однажды, спустившись с Гималаев за солью и уксусом, пришли они в
Варанаси и поселились в царском саду. Когда они жили там, хрупкая
отшельница съела разной непосолённой пищи и заболела кровавым поносом.
А оттого, что у них не было лекарств, она совсем ослабела.
Направляясь в соседнюю деревню за подаяниями, бодхисаттва довёл
Саммиллабхасини до городских ворот и оставил её в одном доме на лавке.
Когда он ушёл, Саммиллабхасини умерла. Люди обступили тело красивой
отшельницы и стали плакать и причитать.
Собрав милостыню, бодхисаттва
вернулся в этот дом и, узнав, что отшельница умерла, сказал:
– Закон разрушения разрушает, таковы
все смертные существа.
И он сел на лавку рядом с лежащей отшельницей, поел и омыл себе рот.
Люди обступили его и стали спрашивать:
– Скажи, милый, кто тебе эта
отшельница?
– Когда я был мирянином. – отвечал бодхисаттва, – она
была мне женой.
– Милый, мы и то не можем сдержать себя, плачем и причитаем, почему же
ты не плачешь?
– Пока она была жива, – сказал бодхисаттва, – она для
меня что-то значила, а теперь, принятая в другой мир, она для меня
ничто. Ведь она перешла в другое рожденье, о ком же я буду горевать?
И, объясняя людям дхарму, бодхисаттва произнёс
четыре гатхи:
Она уже среди мёртвых,
Но какое до них мне дело,
Поэтому я не печалюсь
О милой Саммпллабхасини.
Зачем о ней горевать,
Ведь её уж нет в этом мире.
О своей печалься душе,
С каждым часом всё ближе смерть.
Стоишь ты, или сидишь,
Или по миру странствуешь,
Не успеешь глазом моргнуть,
Смерти пора пришла.
В исполнении долга жизнь,
В пресеченье сомнений жизнь.
Всё живое надо жалеть,
О погибшем напрасна скорбь.
Так Великое Существо четырьмя гатхами показало закон непостоянства.
Люди совершили погребальные обряды над юной отшельницей. А бодхисаттва,
отправившись в Гималаи, прошёл все ступени на пути к Высшему Существу и
был удостоен мира Брахмы.
Приведя этот рассказ для раъяснения дхармы и показав Благородные
Истины, Учитель отождествил перерождения (после этого мирянин, обрёл
плод Первого Пути):
– Тогда мать Рахулы была Саммиллабхасини, а
отшельником был я.
\
Примечания.
1 – Первый
Путь – первый шаг на пути к конечному
освобождению (нирване).
2 – Таксил
– город в северо-западной Индии,
центр науки и искусств.
3 – Каши
– древнее царство со столицей Варанаси.
4 –
Коти – десять миллионов.
|
|
|