Сутра о мудрости и
глупости.
О продаже тела ради совершения
жертвоприношения.
Дзанлундо.
Раздел I. Глава 4. Перевод c тибетского Ю.М. Парфионовича. 1978 г.
Так было
однажды услышано мной.
Победоносный пребывал в городе
Шравасти, в саду Джетавана,
который предоставил ему Анантхапиндада. Как раз в то время и в той
местности у одного
домохозяина родился сын. Младенец был совершенных форм и очень красивой
внешности.
Вскоре после рождения он уже стал говорить. И первые слова младенца,
обращённые к родителям,
были:
– Пребывает ли
ещё на
земле
Победоносный?
– Да,
пребывает, – отвечали ему.
– В таком
случае пребывают
ли
благородный Шарипутра, Ананда и
другие? – раздался следующий вопрос.
– Также
пребывают, – прозвучало в ответ.
Родители ребёнка подумали: "Не человек тот ребёнок, который сразу
же
после рождения начинает
говорить". Страшно изумлённые и удивлённые, они вопросили об этом
Победоносного. И ответил им
Победоносный:
– Ни о чём не
беспокойтесь, это
признак, характерный для
вашего
сына.
Обрадованные
донельзя, родители
ребёнка вернулись домой.
Как-то раз сын
сказал отцу и матери:
– Давайте
пригласим на
угощение
Будду и его монашескую общину.
– Если
приглашать Будду и
его
общину, – отвечали
родители, – требуются припасы и утварь,
которых сразу не достанешь.
На это мальчик
сказал:
– Подметите, в доме и побрызгайте водой, поставьте на ковре
три
высоких сиденья и украсьте их
должным образом. Различные же яства на все вкусы появятся сами собой.
Кроме того, родители
моего предыдущего рождения сейчас ещё живы и находятся а Варанаси, их
также надо пригласить.
Отец и мать мальчика по просьбе сына послали слугу верхом на слоне
пригласить прежних
родителей ребёнка, которые не замедлили прибыть.
Затем мальчик
сказал:
– Одно из трёх
высоких
сидений
займёт Будда, на другое сядут
отец
и мать моего прежнего
рождения, на третье сядут отец и мать, породившие моё нынешнее тело.
В назначенное время
явился Будда в
окружении монахов, и все
соответственно расселись по местам.
Гостей оделили прекрасными кушаньями, и, когда все насытились, Будда
произнёс присутствующим
наставление в Учении. Отец и мать ребёнка, их домочадцы, старые и
малые – все преисполнились
радости, услышав слова Учения; так обрели они первый духовный плод.
Позднее, когда
мальчик вырос, он
принял монашество и благодаря
ревностному прилежанию обрёл архатство.
Тогда Ананда спросил
Победоносного:
– Какие же
благие поступки
совершил этот монах в прежние
времена,
если ему выпала судьба
родиться в богатой и знатной семье, с младенчества уже уметь говорить,
а, сделавшись монахом, быстро обрести дар трансцендентного знания?
В ответ на это Победоносный рассказал Ананде следующее.
Человек этот в
далёком прежнем
рождении был сыном домохозяина в
стране
Варанаси.
Когда сам домохозяин умер, хозяйство пришло в упадок и семья сильно
обеднела.
Даже при встрече с Буддой, пребывавшим в том мире, у этого человека не
оказывалось никакого
достояния, пригодного для пожертвования Победоносному. Опечаленный
этим, сын домохозяина
поступил в батраки к одному богатому и знатному лицу. В течение года он
накопил около
тысячи унций золота.
– Не
собираешься ли ты
жениться? – спросил его
знатный
хозяин.
– Не
собираюсь, – ответил батрак.
Хозяин снова
спросил его:
– В таком
случае что ты
намереваешься делать с золотом?
– Думаю
преподнести его
Будде и
благородной монашеской общине
в
качестве
милостыни, – отвечал тот.
– Если ты
хочешь
пригласить на
угощение Будду и благородную
монашескую общину, – сказал
хозяин, – то я присовокуплю своё золото, а также
приготовлю
различные кушанья;
приглашай их в мой дом!
– Так и сделаем, – ответил бедняк.
Пища была
приготовлена. Будда и благородная
монашеская община
приглашены.
По этой причине и
вследствие её
бедняк после своей смерти
возродился
также в семье
богатого домохозяина. Сейчас же, пригласив Будду и выслушав слова
Учения, он обрёл
духовное пробуждение. И ещё сказал Будда Ананде:
– Именно тот прежний бедняк и есть ребёнок домохозяина,
ставший
ныне этим монахом.
И все
многочисленные окружающие
воистину возрадовались рассказу
Победоносного.
\
|