Сутра о мудрости и
глупости.
О царе по имени Кацин-ценпо, или
"Великий Кацин".
Дзанлундо.
Раздел VII.
Глава 24. Перевод c тибетского Ю.М. Парфионовича. 1978 г.
Так было
однажды
услышано мною.
Победоносный пребывал в Шравасти, в саду Джетавана, который
предоставил ему Анантхапиндада. В то время в той местности правил царь
по имени Прасенаджит.
На юге его царства находилась страна под названием Сергиса, или
"Золотая Земля", где правил
царь, которого звали Кацин. Царского сына же звали Кацин-ценпо, или
"Великий Кацин".
Когда умер царь
Кацин, то царевич
взошёл на престол. Новый царь
отличался острым и ясным умом,
доблестью и большой физической силой. Войско его насчитывало тридцать
шесть тысяч отрядов.
И в наступлении то войско было подобно смерчу, никто не мог
противостоять ему. С центральной
страной у Великого Кацина не было никаких сношений.
Как-то раз в
Золотую Землю прибыли
купцы и поднесли в подарок царю
четыре куска прекрасной
мягкой хлопчатобумажной ткани. Царь принял ткань и спросил купцов:
– Откуда вы
взяли такой
замечательный товар?
– Привезли из
центральной
страны, – отвечали те.
– Что это за
центральная
страна
и как называются [царства]
центральной
страны? – спросил царь.
– В
центральной стране
есть
[царства] под названием Раджагриха,
Шравасти и многие
другие, – отвечали купцы.
– Почему же
те цари не
приходят
поклониться мне и вручить
дань? – спросил опять царь.
– Те цари
правят каждый
своим
владением и занимаются делами своей
земли, поэтому и
не приходят сюда, – сказали купцы.
"Если я своим
могуществом и
величием
могу все страны привести в
покорность, – подумал
царь, – то почему же эти цари не приходят поклониться
мне и
вручить дань?
Обрушусь-ка я на них всем своим могуществом и величием".
И он спросил
купцов:
– Кто из
царей
центральной
страны самый могучий?
– Самый
могучий – царь Шравасти, – ответили те.
После этого тот
царь направил
посланца в Шравасти, к царю Прасенаджиту,
с письмом, где
было сказано: "Своим могуществом и величием я подчинил все страны
Джамбудвипы.
Почему ты не шлёшь послов? Сейчас я отравил к тебе посла. Поэтому, если
лёжа моё
имя услышишь, то сесть [тебе] должно; если сидя моё имя услышишь, то
встать
должно; если во время еды моё имя услышишь, то не глотать, а выплюнуть
пищу должно;
если, моясь и распустив волосы, моё имя услышишь, то снова волосы
собрать в пучок должно;
если стоя моё имя услышишь, то бежать [тебе] должно. Через семь дней
прибудь сюда
встретиться со мной! Если не сделаешь так, то войско приведу и опустошу
твою землю".
Прочитав это
послание, царь
Прасенаджит стал угрюм и гневен. Он
отправился к Победоносному
и подробно рассказал ему обо всём.
Победоносный
ответил так:
– Царь, скажи
посланцу: "Из
всех царей я не самый могучий, есть
царь более могучий,
чем я".
В соответствии с
наставлением
Победоносного царь Прасенаджит сказал
посланцу:
– Здесь
пребывает
явившийся в
мир царь магических превращений,
ступай к нему и вручи
ему послание своего царя!
И, услышав это,
посланец пошёл в сад
Джетавана.
Тем временем
Победоносный магическим
способом превратил себя во
вселенского
монарха – Чакравартина, а Маудгальяну – в
своего драгоценного советника и воссел
обладателем
семи различных драгоценностей. Сад Джетавана он так же превратил в
драгоценный сад.
За оградой сада магическим путём появились семь рвов из драгоценностей,
в промежутках между
рвами высились деревья из семи различных драгоценностей, бесчисленные
лотосы сверкали и
переливались всеми цветами радуги. В саду, во дворце, сотворённом из
различных драгоценностей,
сидел величественный царь.
Когда посланец
подошёл к волшебному
дворцу и увидал великого царя, его
охватил ужас. "Величием и благими заслугами мой царь уступает
этому, – подумал он; – но царское
письмо надо
вручить". И, подумав так, он вручил письмо.
Нирманический царь
взял письмо,
наступил на него и сказал
посланцу:
– Я – великий
царь,
повелитель четырёх континентов, с
какой стати
буду слушать распоряжения твоего глупого царя! Быстрее возвращайся и
передай ему следующее: "По возвращения твоего посланца слушай мой
приказ. Если будешь
при этом
лежать,
сесть [тебе] должно; если будешь при этом сидеть, встать должно; если
будешь
при этом идти, бежать должно. Если через семь дней не явишься сюда
поклониться,
нарушишь приказ, то будешь строго наказан!".
В соответствии с
полученным приказом
тот гонец отправился назад и,
прибыв в свою страну,
подробно рассказал царю Золотой земли о том, что видел и что было
поручено ему передать.
Услышав слова послания, раскаялся Великий Кацин и подумал: "Придётся
идти со всеми
вассальными князьями к великому царю. Однако не следует действовать
напролом,
пошлю-ка я ещё одного посланца".
И он послал вперёд
посланца со
следующим уведомлением: "Великий царь, я
иду поклониться
тебе. Под моей властью находится тридцать шесть тысяч вассальных
князей. Прийти со всеми
или только с половиной?"
"Приходи с
половиной!" – повелел в ответ нирманический царь.
После этого царь
Золотой Земли с
восемнадцатью тысячами вассальных
князей прибыл
в Шравасти к этому царю и поклонился ему. При этом он подумал: "Этот
великий царь
превосходит меня своим внешним обликом, однако уступает мне в
силе".
Только он так
подумал, как
нирманический царь приказал своему
драгоценному советнику:
– Дай царю
Золотой земли
свой
лук!
Великий Кацин
попытался взять лук,
но не смог его поднять. Тогда
нирманический царь
подцепил лук мизинцем и подал его царю Золотой Земли со словами:
– Натяни этот
лук!
Но тетива не
поддалась усилиям царя
Золотой Земли. После этого
нирманический царь
поднял лук, натянул его и только отпустил тетиву, как от её вибрации
затряслась и задрожала
вся область тысячи великих миров.
Затем
нирманический царь взял стрелу
и пустил её. Тут же эта стрела
превратилась в пять стрел,
наконечники которых испускали бесчисленные лучи света. А на концах
стрел возникло по
лотосу, размером с колесо колесницы, а на лотосе восседал вселенский
монарх – Чакравартин, обладатель семи драгоценностей.
Лучи, испускаемые
стрелами, озарили
район трёх тысяч великих миров, и
не было ни одного
живого существа во всех пяти мирах, которому не было бы сотворено благо.
Так, когда увидали
эти лучи в
обители богов и там прозвучала проповедь
Учения, то полностью очистились боги телесно и духовно. Некоторые из
них обрели блага
от вступления в поток до архатства, другие породили помыслы о наивысшем
и совершенном
духовном пробуждении. Третьи же стали пребывать на стадии анагаминов.
Увидав лучи,
сотворённые Буддой, и
выслушав его проповедь Учения,
необычно возрадовались
живые существа, относящиеся к разряду людей. Некоторые из них обрели
духовный плод вступления в поток, а вступившие в монашество стали
архатами. Бесчисленное
число живых существ, помысел о наивысшем и совершенном духовном
пробуждении породив,
стало пребывать на стадии анагаминов.
Когда лучи,
сотворённые Буддой,
коснулись тех, кто принадлежал к
претам, и преты услышали
проповедь Учения, то все насытились едой, избавились от телесных и
духовных страданий,
стали в довольстве пребывать. Все преты породили помысел о милосердии
и, почтив Будду,
полностью освободились от бытия претами и обрели рождение в мире богов
или людей.
Когда живые
существа, рождённые
животными,
увидали лучи, сотворённые Буддой, то полностью успокоились их помыслы,
направленные к похоти
и гневу, рассеялось духовное невежество, в котором они пребывали.
Возрадовались и поверили они
Будде, отчего полностью избавились от рождения в мире животных и
возродились в мире богов или
людей.
Когда лучи,
сотворённые Буддой,
коснулись живых существ ада, то
страдавшие
от холода согрелись, а мучившиеся от жары обрели прохладу.
Их страдания прекратились, и, возрадовавшись телом и духом, они
уверовали в Будду и,
освободившись от рождения в аду, возродились в мире богов или людей.
Царь Великий Кацин
и вассальные
князья Золотой Земли, увидав подобные
магические превращения,
прониклись великой верой, отчего освободились от грязи и скверны и
обрели истинный
дхармический глаз на Учение.
Глубокого
удовлетворения
преисполнились сердца восемнадцати тысяч
вассальных князей, а
магические превращения, сотворённые Буддой, тут же исчезли, и он явился
в своём телесном
облике, восседающий в окружении монашеской общины.
Тут царь Золотой
земли попросил
Победоносного принять его в монашество.
– Приди во
благе! – сказал Победоносный. И сразу же
волосы на голове
и лице Великого Кацина сами собой сбрились, а одежда превратилась в
оранжевое одеяние монаха.
Он сосредоточил все свои помыслы на Учении, исчезли его прегрешения, и
Великий Кацин стал
архатом.
Тогда Ананда спросил Победоносного:
– Что за
благая заслуга
была в
прошлом у царя Золотой земли,
почему он происходил из
столь знатного и высокого рода, обладал великими благородными
достоинствами, а при встрече с
Буддой Победоносным тут же снялись его прегрешения?
И рассказал на это
Победоносный Ананде
следующее.
В соответствии с
поступками живых
существ полностью созревают и плоды
их деяний.
В давно прошедшие времена в мир пришёл будда Кашьяпа. Когда этот
будда
ушёл в нирвану,
то один домохозяин соорудил ступу, учредил странноприимный дом для
монахов и обеспечил его
четырьмя видами необходимых вещей и продуктов.
Прошло длительное
время, ступа
разрубилась, и прекратилось снабжение
странноприимного дома
такими жизненно необходимыми вещами, как одежда, пища, сиденья и ложа.
У того домохозяина
был
сын – монах. Он поведал многим людям
об Учении, отчего те
восстановили ступу и возобновили снабжение странноприимного дома
одеждой, едой, питьём,
сиденьями и ложами. Эти люди, которые от всего сердца снабжали
странноприимный дом
необходимыми жизненными средствами, произнесли такое моление: "В
грядущие времена
да будем мы знатными, богатыми и долго живущими! Да встретимся мы с
приходом Будды в мир и,
выслушав Учение, да обретём необычный плод!".
– Ананда! В той жизни, в
то
время, тем монахом, сыном домохозяина,
и был
нынешний царь Золотой Земли Великий Кацин. Те же, кто восстановил ступу
и снабжал
необходимыми жизненными средствами странноприимный дом, были нынешние
восемнадцать тысяч его
вассальных князей.
Когда Победоносный
произнёс своё
поучение, многочисленные окружающие
породили помысел
о невозвращении и от всей души возрадовались словам Будды.
|