|
Сутра о мудрости и
глупости.
О брахмане по имени Шинцзир.
Дзанлундо.
Раздел XI.
Глава 40. Перевод c тибетского Ю.М. Парфионовича. 1978 г.
Так
было
однажды
услышано мною.
Победоносный пребывал в Шравасти, в саду Джетавана, который
предоставил ему Анантхапиндада. В то время той местности жил один
знатный и богатый брахман
по имени Шинцзир, у которого не было сына. Он направился к шестерым
[брахманским] учителям
и спросил у них об этом. Шестеро учителей сказали:
– Нет никаких
примет, что
у
тебя будет сын.
Брахман свернулся
домой, облачился в
грязные одежды и удалился в
скорбные покои. Пребывая
в большой печали, он думал так: "Нет у меня сына, и если болезнь
оборвёт мою жизнь,
то моим домом и богатством завладеет царь".
Случилось, однако,
что жена брахмана
подружилась с одной монахиней, и
та монахиня
пришла к ним в дом. Увидев опечаленного, убитого горем брахмана, она
спросила у его жены:
– Чем так
опечален твой
муж?
И жена брахмана
ответила:
– У нас нет
сына, [муж]
спрашивал у шестерых учителей, а они
сказали: "Нет примет, что
у тебя будет сын", вот он и горюет.
Тогда монахиня
сказала:
– Шестеро
учителей не
всеведущи, откуда им знать причину и
следствия явлений? В миру
пребывает Татхагата. Всё он
познал и во всё проник, поэтому не скрыто от него ни прошлое, ни
будущее. Почему бы не
спросить [у него], будет или нет [у вас] сын?
Когда монахиня
ушла, жена брахмана
рассказала мужу о её словах, и
обрадовался брахман,
взвесив [слова монахини], и уверовал [в них]. Он тут же надел новое
платье и пошёл туда,
где находился Победоносный.
Придя к нему, он
коснулся главой
стопы Будды и спросил Победоносного:
– Победоносный!
Дано ли
мне
иметь сына?
И Победоносный
отвечал:
– Брахман, у
тебя будет
сын,
обладающий к тому же благой заслугой.
Когда он вырастет,
то захочет принять монашество.
Безмерно
возликовал брахман, услышав
эти слова Победоносного.
– Не страдаю
я
больше, – сказал он, – заиметь
бы только сына, а там пусть он и монашество
принимает.
С этими словами
брахман пригласил
Победоносного и монашескую общину
прийти к нему на угощение.
А Победоносный, больше ничего не сказав, принял его приглашение.
На следующий день
с наступлением
полудня Будда вместе с общиной пришёл
в дом брахмана и
занял приготовленное ему место. Брахман с женой почтительно поднесли
угощение, и,
[отведав его], Будда с общиной удалился.
На их пути
находился луг, где был
родник с чистейшей водой. Здесь Будда
и монашеская община
отдохнули. Каждый из них, зачерпнув ключевой воды, омыл чашу для сбора
подаяния, руки и ноги.
В это время туда прибежала обезьяна, и пыталась взять у Ананды его чашу
для сбора подаяния.
Боясь, что чаша окажется разбитой, Ананда
не дал её. Тогда Победоносный
сказал Ананде:
– Дай
обезьяне чашу!
Ананда отдал обезьяне чашу, а та
залезла на дерево и, набрав в чашу
мёду, поднесла её
Победоносному.
– Очисти мёд
от
сора! – повелел Победоносный.
Тогда обезьяна
очистила мёд от
остатков насекомых и другого сора, и
отдала чашу.
Победоносный
принял чашу и сказал:
– Смешайте
мёд с водой и
подайте!
Мёд смешали с
водой и вручили чашу
Победоносному. Победоносный разделил
[её содержимое]
между членами общины, и каждому хватило вдоволь.
Тогда обезьяна,
видя подобное, очень
обрадовалась, запрыгала,
затанцевала [на дереве] и,
сорвавшись вниз, разбилась.
Тут же она
возродилась сыном
брахмана в чреве его жены, которая понесла
и спустя должное
количество месяцев родила необычайно красивого ребёнка. При рождении
ребёнка все сосуды
в доме брахмана наполнились мёдом. Брахман с женой очень удивились и
позвали гадальщика.
Гадальщик, взглянув на приметы ребёнка, спросил:
– Какие
знамения или
другие
удивительные вещи случились при
рождении ребёнка?
– При
рождении ребёнка
[все
сосуды в доме] наполнились
мёдом, – ответили ему.
И ребёнок получил имя Чжанцзицок, что означало "Превосходный
мёд".
Мальчик рос
попечениями родителей, а
когда вырос, то попросил у них
разрешения уйти
в монашество. Но родители, привязанные к сыну, не разрешили. Снова и
снова просил юноша
разрешения, говоря:
– Папа и
мама, если вы
будете
мне препятствовать, то я решу
покончить с жизнью, ибо
не могу пребывать в мирской суете.
Посоветовались
[между собой]
родители юноши и сказали [один другому]:
– Победоносный
ещё раньше
говорил, что [сын] вступит в монашество.
Если будем
препятствовать, то он
расстанется с жизнью, поэтому надо
разрешить. И, решив так,
они сказали:
– Сын,
позволяем
исполнить твоё
желание и вступить в монашество.
Обрадовавшись,
юноша пошёл туда, где
находился Победоносный, припал
головой к его стопам
и попросил принять его в монашество.
– Приди во
благе! – сказал Победоносный.
И тут волосы на
голове и лице юноши
сами собой сбрились, и он стал
монахом. Затем благодаря
подробному наставлению в Учении о четырёх
благородных истинах его мысли полностью освободились.
Вся скверна сошла с него, и он
стал архатом.
Когда вместе с другими монахами он отправлялся творить благо живым
существам, то в случае
жажды или усталости чаша для подаяния, брошенная им в небо, сама собой
наполнялась мёдом,
и все сообща пили [из неё].
Тогда Ананда спросил Победоносного:
– Что за
благую заслугу
сотворил монах Чжанцзицок, если, вступив в
монашество, так
скоро стал архатом и обрёл
исполнение своих желаний?
Тогда
Победоносный, в свою очередь,
спросил Ананду:
– Ананда, помнишь ли ты
брахмана по имени Шинцзир, который в своё
время сотворил нам
угощение? Ананда, а помнишь ли,
что, когда ты завершил трапезу и
отдыхал на лугу,
одна обезьяна взяла у тебя чашу для сбора подаяния и, наполнив её
мёдом, поднесла мне,
а потом, прыгая и танцуя от радости, сорвалась [с дерева] и поменяла
жизнь?
– Помню, – последовал
ответ.
– Так вот, Ананда, – сказал
Победоносный, – обезьяна, которая в то время поднесла
мне
мёд, – это и есть ныне монах Чжанцзицок. За то, что,
увидав
Будду Победоносного, обезьяна от
всего сердца поднесла ему мёд, она возродилась сыном того брахмана,
ребёнком прекрасного
облика, который очистился от скверны, вступив в монашество.
Тогда Ананда, преклонив правое
колено, обратился к Победоносному с
такими словами:
– Что за
греховный
поступок
совершил этот монах, если родился в
облике обезьяны?
И Победоносный
рассказал Ананде
следующее.
В давние времена,
когда в мир явился
будда Кашьяпа,
один молодой,
новообращённый монах
увидал, как другой монах перепрыгнул через канаву.
– Ты
проворен, словно
обезьяна, – оказал ему молодой
монах.
– А знаешь ли
ты, кто я? –
спросил молодого тот, другой монах.
– Почему же
не знаю? Ты
обычный
монах будды Кашьяпы, – ответил
молодой монах.
– Не
насмехайся надо
мной! – сказал тот
монах. – Я монах не только по названию, я обрёл
и четыре благих плода монашества.
Услышав эти слова,
молодой монах так
перепугался, что даже волоски на
его теле встали дыбом.
Он пал на землю и стал просить прощения, полностью раскаявшись. За своё
полное раскаяние
он не возродился в аду живых существ, но за насмешку над архатом он на
протяжении пятисот
перерождений всегда рождался обезьяной. Однако, благодаря тому что он
некогда вступил
в монашество, и соблюдал правила моральной дисциплины, встретившись с
Буддой, точно омывшись,
он избавился от всех страданий.
– Ананда, нынешний
Чжанцзицок и
был в то время тем молодым монахом.
Тут Ананда и многочисленные
окружающие, выслушав слова Будды, в один
голос воскликнули:
– Необходимо
следить за
всем,
что вершишь телом, речью и помыслом.
Монах тот не следил за тем,
что вершил речью, и вот какое воздаяние получил за это!
– Именно так,
как ты
говоришь, Ананда, – отозвался
на
это Победоносный.
И он дал подробные
наставления по
четырём благородным истинам, в
результате чего
у присутствующих всё вершимое телом, речью и помыслом исполнилось
чистоты, а мысли освободились
от скверны. Поэтому некоторые вступили в поток,
обрели благо одного возвращения,
невозвращения и архатства.
Другие породили помысел о
наивысшем духовном пробуждении.
Некоторые же стали пребывать на стадии
анагаминов.
И все окружающие возрадовались словам Победоносного.
|
|
|
|
|
|
|
|