На главную страницу В начало раздела Назад

На главную страницу В начало раздела Назад
Сутра о мудрости и глупости.
О брахмане по имени Шинцзир.
Дзанлундо. Раздел XI. Глава 40. Перевод c тибетского Ю.М. Парфионовича. 1978 г.

Так было однажды услышано мною. Победоносный пребывал в Шравасти, в саду Джетавана, который предоставил ему Анантхапиндада. В то время той местности жил один знатный и богатый брахман по имени Шинцзир, у которого не было сына. Он направился к шестерым [брахманским] учителям и спросил у них об этом. Шестеро учителей сказали:
– Нет никаких примет, что у тебя будет сын.
Брахман свернулся домой, облачился в грязные одежды и удалился в скорбные покои. Пребывая в большой печали, он думал так: "Нет у меня сына, и если болезнь оборвёт мою жизнь, то моим домом и богатством завладеет царь".
Случилось, однако, что жена брахмана подружилась с одной монахиней, и та монахиня пришла к ним в дом. Увидев опечаленного, убитого горем брахмана, она спросила у его жены:
– Чем так опечален твой муж?
И жена брахмана ответила:
– У нас нет сына, [муж] спрашивал у шестерых учителей, а они сказали: "Нет примет, что у тебя будет сын", вот он и горюет.
Тогда монахиня сказала:
– Шестеро учителей не всеведущи, откуда им знать причину и следствия явлений? В миру пребывает Татхагата. Всё он познал и во всё проник, поэтому не скрыто от него ни прошлое, ни будущее. Почему бы не спросить [у него], будет или нет [у вас] сын?
Когда монахиня ушла, жена брахмана рассказала мужу о её словах, и обрадовался брахман, взвесив [слова монахини], и уверовал [в них]. Он тут же надел новое платье и пошёл туда, где находился Победоносный.
Придя к нему, он коснулся главой стопы Будды и спросил Победоносного:
– Победоносный! Дано ли мне иметь сына?
И Победоносный отвечал:
– Брахман, у тебя будет сын, обладающий к тому же благой заслугой. Когда он вырастет, то захочет принять монашество.
Безмерно возликовал брахман, услышав эти слова Победоносного.
– Не страдаю я больше, – сказал он, – заиметь бы только сына, а там пусть он и монашество принимает.
С этими словами брахман пригласил Победоносного и монашескую общину прийти к нему на угощение. А Победоносный, больше ничего не сказав, принял его приглашение.
На следующий день с наступлением полудня Будда вместе с общиной пришёл в дом брахмана и занял приготовленное ему место. Брахман с женой почтительно поднесли угощение, и, [отведав его], Будда с общиной удалился.Набрав в чашу мёду, поднесла ее
На их пути находился луг, где был родник с чистейшей водой. Здесь Будда и монашеская община отдохнули. Каждый из них, зачерпнув ключевой воды, омыл чашу для сбора подаяния, руки и ноги. В это время туда прибежала обезьяна, и пыталась взять у Ананды его чашу для сбора подаяния. Боясь, что чаша окажется разбитой, Ананда не дал её. Тогда Победоносный сказал Ананде:
– Дай обезьяне чашу!
Ананда отдал обезьяне чашу, а та залезла на дерево и, набрав в чашу мёду, поднесла её Победоносному.
– Очисти мёд от сора! – повелел Победоносный.
Тогда обезьяна очистила мёд от остатков насекомых и другого сора, и отдала чашу.
Победоносный принял чашу и сказал:
– Смешайте мёд с водой и подайте!
Мёд смешали с водой и вручили чашу Победоносному. Победоносный разделил [её содержимое] между членами общины, и каждому хватило вдоволь.
Тогда обезьяна, видя подобное, очень обрадовалась, запрыгала, затанцевала [на дереве] и, сорвавшись вниз, разбилась.
Тут же она возродилась сыном брахмана в чреве его жены, которая понесла и спустя должное количество месяцев родила необычайно красивого ребёнка. При рождении ребёнка все сосуды в доме брахмана наполнились мёдом. Брахман с женой очень удивились и позвали гадальщика. Гадальщик, взглянув на приметы ребёнка, спросил:
– Какие знамения или другие удивительные вещи случились при рождении ребёнка?
– При рождении ребёнка [все сосуды в доме] наполнились мёдом, – ответили ему. И ребёнок получил имя Чжанцзицок, что означало "Превосходный мёд".
Мальчик рос попечениями родителей, а когда вырос, то попросил у них разрешения уйти в монашество. Но родители, привязанные к сыну, не разрешили. Снова и снова просил юноша разрешения, говоря:
– Папа и мама, если вы будете мне препятствовать, то я решу покончить с жизнью, ибо не могу пребывать в мирской суете.
Посоветовались [между собой] родители юноши и сказали [один другому]:
– Победоносный ещё раньше говорил, что [сын] вступит в монашество.
Если будем препятствовать, то он расстанется с жизнью, поэтому надо разрешить. И, решив так, они сказали:
– Сын, позволяем исполнить твоё желание и вступить в монашество.
Обрадовавшись, юноша пошёл туда, где находился Победоносный, припал головой к его стопам и попросил принять его в монашество.
– Приди во благе! – сказал Победоносный.
И тут волосы на голове и лице юноши сами собой сбрились, и он стал монахом. Затем благодаря подробному наставлению в Учении о четырёх благородных истинах его мысли полностью освободились. Вся скверна сошла с него, и он стал архатом. Когда вместе с другими монахами он отправлялся творить благо живым существам, то в случае жажды или усталости чаша для подаяния, брошенная им в небо, сама собой наполнялась мёдом, и все сообща пили [из неё].
Тогда Ананда спросил Победоносного:
– Что за благую заслугу сотворил монах Чжанцзицок, если, вступив в монашество, так скоро стал архатом и обрёл исполнение своих желаний?
Тогда Победоносный, в свою очередь, спросил Ананду:
– Ананда, помнишь ли ты брахмана по имени Шинцзир, который в своё время сотворил нам угощение? Ананда, а помнишь ли, что, когда ты завершил трапезу и отдыхал на лугу, одна обезьяна взяла у тебя чашу для сбора подаяния и, наполнив её мёдом, поднесла мне, а потом, прыгая и танцуя от радости, сорвалась [с дерева] и поменяла жизнь?
– Помню, – последовал ответ.
– Так вот, Ананда, – сказал Победоносный, – обезьяна, которая в то время поднесла мне мёд, – это и есть ныне монах Чжанцзицок. За то, что, увидав Будду Победоносного, обезьяна от всего сердца поднесла ему мёд, она возродилась сыном того брахмана, ребёнком прекрасного облика, который очистился от скверны, вступив в монашество.
Тогда Ананда, преклонив правое колено, обратился к Победоносному с такими словами:
– Что за греховный поступок совершил этот монах, если родился в облике обезьяны?
И Победоносный рассказал Ананде следующее.
В давние времена, когда в мир явился будда Кашьяпа, один молодой, новообращённый монах увидал, как другой монах перепрыгнул через канаву.
– Ты проворен, словно обезьяна, – оказал ему молодой монах.
– А знаешь ли ты, кто я?
спросил молодого тот, другой монах.
– Почему же не знаю? Ты обычный монах будды Кашьяпы, – ответил молодой монах.
– Не насмехайся надо мной! – сказал тот монах. – Я монах не только по названию, я обрёл и четыре благих плода монашества.
Услышав эти слова, молодой монах так перепугался, что даже волоски на его теле встали дыбом. Он пал на землю и стал просить прощения, полностью раскаявшись. За своё полное раскаяние он не возродился в аду живых существ, но за насмешку над архатом он на протяжении пятисот перерождений всегда рождался обезьяной. Однако, благодаря тому что он некогда вступил в монашество, и соблюдал правила моральной дисциплины, встретившись с Буддой, точно омывшись, он избавился от всех страданий.
– Ананда, нынешний Чжанцзицок и был в то время тем молодым монахом.
Тут Ананда и многочисленные окружающие, выслушав слова Будды, в один голос воскликнули:
– Необходимо следить за всем, что вершишь телом, речью и помыслом. Монах тот не следил за тем, что вершил речью, и вот какое воздаяние получил за это!
– Именно так, как ты говоришь, Ананда, – отозвался на это Победоносный.
И он дал подробные наставления по четырём благородным истинам, в результате чего у присутствующих всё вершимое телом, речью и помыслом исполнилось чистоты, а мысли освободились от скверны. Поэтому некоторые вступили в поток, обрели благо одного возвращения, невозвращения и архатства. Другие породили помысел о наивысшем духовном пробуждении. Некоторые же стали пребывать на стадии анагаминов.
И все окружающие возрадовались словам Победоносного.



\




 


На главную страницу В начало раздела Назад Наверх

На главную страницу В начало раздела Назад Наверх