На главную страницу В начало раздела. Назад

На главную страницу В начало раздела. Назад
Cравнительный анализ буддийской и индуистской тантры.
Из книги Элизабет Анне Бенард "Чиннамаста. Ужасающая буддийская и индуистская тантрическая богиня".

Цель буддизма и индуизма отражает понимание и переживание необусловленной или предельной реальности каждой традиции. Для индуистов, в общем, целью является освобождение личного Атмана от цикличного существования и слияние с безличным Брахманом или же быть вечно единым с избранным божеством. Каждый человек в конечном итоге достигнет этого постоянного состояния, откуда нет возврата к циклическому существованию. Самым главным исключением являются аватары, которые постоянно "нисходят" на землю, когда хаос и зло одерживают верх. Тантрические буддисты желают достичь Буддовость в самые короткие сроки не для того, чтобы избежать циклическое существование, а чтобы помочь другим существам как можно скорее достичь Буддовости. В садханах Ваджраяны, включая Чиннамунда Ваджраварахи Садхану, говорится напрямую или подразумевается, что зарождение боддхичитты, четырёх неизмеримых и посвящение заслуг являются составляющими садханы, что подчёркивает это альтруистическое намерение достичь Буддовости для спасения всех чувствующих существ. Концепция бодхичитты и идеал бодхисаттвы – одни из наиболее отличительных черт буддизма Махаяны. Другим важным различием между индуизмом и Махаяной является то, что все методы Махаяны действуют с лежащей в её основе предпосылкой понимания пустотности сущностного бытия.
Для достижения этих целей существует много методов, и некоторые из этих методов могут сбить практикующего с пути. Многие индуистские и буддийские тантрические садханы предупреждают практикующих, чтобы они не очаровывались получением сиддх и других сверхъестественных сил. Эти силы настолько привлекательны, что многие практикующие стремятся приобрести эти мирские средства и не заинтересованы в освобождении себя и других. Истинный и искренний практикующий видит в них только средства к достижению цели, а не саму цель. Индусы имеют восемь сиддх, но они отличаются от буддийских. Восемь великих буддийских сиддх:

1) Кхадга – способность быть непобедимым с мечом, наделённым силой с помощью определённых мантр;
2) Анджана – бальзам для глаз, который устраняет невежество;
3) Паделепа – способность быть "быстроногим" или мазь, которая делает человека "скороходом";
4) Антардхана способность становиться невидимым;
5) Раса-Расьяна алхимическая способность превращать основные металлы в золото или обладание эликсиром бессмертия;
6) Кечара способность летать по воздуху;
7) Бхучара способность мгновенно оказываться в любом месте;
8) Патала – способность посещать нижние миры.

Ниже перечислены индуистские сиддхи:

1) Аниман – способность становится очень маленьким, вплоть до размера атома;
2) Махиман – способность становиться очень большим;
3) Лагиман – способность становиться очень лёгким;
4) Гариман – способность становиться очень тяжёлым;
5) Прапи – сила получать всё [желаемое];
6) Пракамья – сила непреодолимой воли;
7) Ишитва – сила превосходства;
8) Вашитва – сила подчинять всё [сущее].

Сравнивая эти мирские достижения с восемью сиддхами и шестью сверхъестественными силами буддистов, сходства очевидны. Они включают в себя основной интерес в превосходстве или подчинении, в изменении формы, в контроле над элементами или, по крайней мере, способности выйти из-под власти их воздействия, и, в целом, в управлении одушевлёнными и неодушевлёнными объектами. Хотя не следует стремиться достичь все эти сиддхи и сверхъестественные силы ради обретения силы, их можно использовать для того, чтобы привлечь человека на путь буддизма или индуизма.
Давайте взглянем на конкретные методы, описанные в двух садханах индуистской Чиннамасты и буддийской Чиннамунда Ваджраварахи. "Чиннамаста-тантра" Шакта Прамоды разделена на девять частей начиная с визуализации божества и заканчивая повторением тысячи имён. Среди всех буддийских садхан Чиннамунды ни одна не является настолько полной, как индуистская, и некоторые разделы, такие как кавача и раздел тысячи имён редко встречаются в буддийских садханах. Если выделить раздел ритуального подношения (пуджа), который является сердцем всех ежедневных тантрических практик в обеих традициях, можно сформулировать обе основные схемы, общие для всех тантрических практик и ярко выраженные различия между буддизмом и индуизмом.
Индустский раздел пуджи начинается с обычных подготовительных практик, которые включают поклонение гуру и избранному божеству практикующего (иштадевата), после чего следуют тантрические подготовительные практики. Буддийский раздел пуджи обычных подготовительных практик также начинается с поклонения божеству и гуру, но вдобавок включает в себя принятие прибежища в Трёх Драгоценностях, зарождение бодхичитты, и культивирование четырёх неизмеримых – всё это лежащей в основе предпосылкой пустотности сущностного бытия. Индуистская пуджа продолжается очищением практикующего путём омовения, которое в в буддизме представлено очищением посредством повторения стослоговой мантры Ваджрасаттвы. Следующий индуистский раздел состоит из разнообразных ньяс, которые придают практикующему силу и превращают его тело в божественное. Эта иключительно детально разработанная часть сравнима с буддийским освящением тела практикующего; однако, обе традиции Чиннамасты настаивают на том, что для того, чтобы совершать поклонение, обыденная сущность практикующего должна быть превращена в незаурядную сущность. В индуистском ритуале бхутасиддхи практикующий воображает, что его или её тело, состоящее из пяти элементов, постепенно растворяется в Брахмане, затем
в обратном порядке тело воплощается опять, указывая на то, что оно одной природы с Брахманом. В буддийском ритуале очищения практикующий визуализирует своё тело полностью очищенным от загрязнений, и, после очищения тело постепенно благословляется Ваджрасаттвой и его консортом. Благословение начинается с головы, затем следуют горло, сердце и всё тело. После завершения очищения и освящения практикующий может медитировать на Чиннамасте/Чиннамунде, и рисовать или визуализировать её "жилище", которое в индуизме известно как янтра, а в буддизме – как мандала. Индуистская садхана добавляет детали к визуализации жилища Чиннамасты, вводя особый ритуал раковины, имеющий большое значение в индуистском тантрическом поклонении. Эта особая раковина часто наполнена вином, указывающим на блаженную природу Богини. За этим следует питха пуджа. Хотя мандала янтра, особая раковина и питха (трон богини) известны, как её жилище, она является всем в этой церемонии. Практикующий должен отождествлять всё с Чиннамастой. Таким образом, как индуизм, так и буддизм содержат три основных подготовительных практики: 1) очищение себя, 2) освящение себя и 3) визуализирование Чиннамасты/Чиннамунды и создание её жилища.
За этим следует собственно сессия медитации на божестве, которую практикующий в обеих традициях начинает с приглашения божества. Здесь мы сталкиваемся с двумя основными различиями между индуистской и буддийской садханами. В буддийской садхане практикующий воображает или испытывает переживание (в зависимости от способностей) пустотности сущностного бытия перед тем, как начать собственно визуализацию. Затем он визуализирует себя как Чиннамунду. В индуистской же практике, напротив, не упоминается о пустотности сущностного бытия, и Чиннамаста остаётся перед практикующим. Поскольку в индуистской тантре Чиннамаста находится перед практикующим, то тот, который уже транформировался в божество, может впустить внутрь жизненное дыхание (пранапратиштха), и освятить её шесть конечностей, в то время как в буддийской садхане практикующий уже прошёл это освящение, так что ему нет необходимости выполнять этот ритуал в то время как он визуализирует себя как Чиннамунду.
В заключительной части обе садханы имеют некоторые сходные черты. Важным различием является то, что в буддийской садхане, которая придерживается махаянистских идеалов альтруизма, практикующий завершает садхану посвящением заслуг – фундаментальная буддийская составляющая, которая отсутствует в индуистской садхане.
В отношении церемонии огня в обеих традициях практикующий подносит определённые объекты в огонь, повторяет определённые мантры и совершает церемонию для определённых целей. Концепция совершения огненного жертвоприношения (яджна/хома) зародилась в Ведические времена и со временем была принята обеими тантрическими традициями. Согласно индуистам существует шесть видов достижений как результатов совершения определённых версий церемонии огня. Ниже перечислены эти шесть видов:

1) умиротворение (шанти),
2) оказание влияния (васьям),
3) "ошеломление" (оглушение, обездвиживание, англ. stunning) (стамбханам),
4) порождение раздора или ненависти (двешам),
5) принуждение к бегству (уккатана),
6) убийство (марана).

Буддисты различают четыре вида достижений:

1) умиротворение (шанти),
2) увеличение благосостояния (паустика),
3) главенствование (вашикарана),
4) уничтожение (марана).

Первое (умиротворение) и последнее (уничтожение) одинаковы в каждой традиции, а остальные индуистские категории можно классифицировать как "доминирующие" в буддизме. Более того, категории главенствования и убийства относятся к разделу "ужасающих ритуалов" (абхикара). Садханы не содержат специальных огненных церемоний для каждого вида достижения, специально приспособленных к Чиннамасте/Чиннамунде. Хотя многие основные компоненты практики Чиннамасты/Чиннамунды сходны в двух традициях, в то же время существуют и фундаментальные различия.


\




 

На главную страницу В начало раздела. Назад Наверх

На главную страницу В начало раздела. Назад Наверх