|
|
Cравнительный
анализ буддийской и индуистской тантры.
Из
книги Элизабет Анне Бенард "Чиннамаста. Ужасающая буддийская и
индуистская тантрическая богиня".
Цель буддизма и индуизма отражает понимание и переживание
необусловленной или предельной реальности каждой традиции. Для
индуистов, в общем, целью является освобождение личного Атмана от
цикличного существования и слияние с безличным Брахманом или же быть
вечно единым с избранным божеством. Каждый человек в конечном итоге
достигнет этого постоянного состояния, откуда нет возврата к
циклическому существованию. Самым главным исключением являются аватары,
которые постоянно "нисходят" на землю, когда хаос и зло одерживают
верх. Тантрические буддисты желают достичь Буддовость в самые короткие
сроки не для того, чтобы избежать циклическое существование, а чтобы
помочь другим существам как можно скорее достичь Буддовости. В садханах
Ваджраяны, включая Чиннамунда Ваджраварахи Садхану, говорится напрямую
или подразумевается, что зарождение боддхичитты, четырёх неизмеримых и
посвящение заслуг являются составляющими садханы, что подчёркивает это
альтруистическое намерение достичь Буддовости для спасения всех
чувствующих существ. Концепция бодхичитты и идеал бодхисаттвы – одни из
наиболее отличительных черт буддизма Махаяны. Другим важным различием
между индуизмом и Махаяной является то, что все методы Махаяны
действуют с лежащей в её основе предпосылкой понимания пустотности
сущностного бытия.
Для достижения этих целей существует много методов, и некоторые из этих
методов могут сбить практикующего с пути. Многие индуистские и
буддийские тантрические садханы предупреждают практикующих, чтобы они
не очаровывались получением сиддх и других сверхъестественных сил. Эти
силы настолько привлекательны, что многие практикующие стремятся
приобрести эти мирские средства и не заинтересованы в освобождении себя
и других. Истинный и искренний практикующий видит в них только средства
к достижению цели, а не саму цель. Индусы имеют восемь сиддх, но они
отличаются от буддийских. Восемь великих буддийских сиддх:
1) Кхадга –
способность быть непобедимым с мечом, наделённым силой с помощью
определённых мантр;
2) Анджана – бальзам для глаз, который устраняет
невежество;
3) Паделепа – способность быть "быстроногим" или мазь,
которая делает человека "скороходом";
4) Антардхана – способность
становиться невидимым;
5) Раса-Расьяна алхимическая способность превращать
основные металлы в золото или обладание эликсиром бессмертия;
6) Кечара – способность летать
по воздуху;
7) Бхучара – способность
мгновенно оказываться в любом месте;
8) Патала – способность посещать нижние миры.
Ниже перечислены индуистские сиддхи:
1) Аниман –
способность становится очень маленьким, вплоть до размера атома;
2) Махиман – способность становиться очень большим;
3) Лагиман – способность становиться очень лёгким;
4) Гариман – способность становиться очень тяжёлым;
5) Прапи – сила получать всё [желаемое];
6) Пракамья – сила непреодолимой воли;
7) Ишитва – сила превосходства;
8) Вашитва – сила подчинять всё [сущее].
Сравнивая эти мирские достижения с восемью сиддхами и шестью
сверхъестественными силами буддистов, сходства очевидны. Они включают в
себя основной интерес в превосходстве или подчинении, в изменении
формы, в контроле над элементами или, по крайней мере, способности
выйти из-под власти их воздействия, и, в целом, в управлении
одушевлёнными и неодушевлёнными объектами. Хотя не следует стремиться
достичь все эти сиддхи и сверхъестественные силы ради обретения силы,
их можно использовать для того, чтобы привлечь человека на путь
буддизма или индуизма.
Давайте взглянем на конкретные методы, описанные в двух садханах
индуистской Чиннамасты и буддийской Чиннамунда Ваджраварахи.
"Чиннамаста-тантра" Шакта Прамоды разделена на девять частей начиная с
визуализации божества и заканчивая повторением тысячи имён. Среди всех
буддийских садхан Чиннамунды ни одна не является настолько полной, как
индуистская, и некоторые разделы, такие как кавача и раздел тысячи имён
редко встречаются в буддийских садханах. Если выделить раздел
ритуального подношения (пуджа), который является сердцем всех
ежедневных тантрических практик в обеих традициях, можно сформулировать
обе основные схемы, общие для всех тантрических практик и ярко
выраженные различия между буддизмом и индуизмом.
Индустский раздел пуджи начинается с обычных подготовительных практик,
которые включают поклонение гуру и избранному божеству практикующего
(иштадевата), после чего следуют тантрические подготовительные
практики. Буддийский раздел пуджи обычных подготовительных практик
также начинается с поклонения божеству и гуру, но вдобавок включает в
себя принятие прибежища в Трёх Драгоценностях, зарождение бодхичитты, и
культивирование четырёх неизмеримых – всё это лежащей в основе
предпосылкой пустотности сущностного бытия. Индуистская пуджа
продолжается очищением практикующего путём омовения, которое в в
буддизме представлено очищением посредством повторения стослоговой
мантры Ваджрасаттвы.
Следующий индуистский раздел состоит из разнообразных ньяс, которые
придают практикующему силу и превращают его тело в божественное. Эта
иключительно детально разработанная часть сравнима с буддийским
освящением тела практикующего; однако, обе традиции Чиннамасты
настаивают на том, что для того, чтобы совершать поклонение, обыденная
сущность практикующего должна быть превращена в незаурядную сущность. В
индуистском ритуале бхутасиддхи практикующий воображает, что его или её
тело, состоящее из пяти элементов, постепенно растворяется в Брахмане,
затем – в обратном порядке тело воплощается
опять, указывая на то, что оно одной природы с Брахманом. В буддийском
ритуале очищения практикующий визуализирует своё тело полностью
очищенным от загрязнений, и, после очищения тело постепенно
благословляется Ваджрасаттвой
и его консортом. Благословение начинается с головы, затем следуют
горло, сердце и всё тело. После завершения очищения и освящения
практикующий может медитировать на Чиннамасте/Чиннамунде, и рисовать
или визуализировать её "жилище", которое в индуизме известно как янтра,
а в буддизме – как мандала. Индуистская садхана добавляет детали к
визуализации жилища Чиннамасты, вводя особый ритуал раковины, имеющий
большое значение в индуистском тантрическом поклонении. Эта особая
раковина часто наполнена вином, указывающим на блаженную природу
Богини. За этим следует питха пуджа. Хотя мандала янтра, особая
раковина и питха (трон богини) известны, как её жилище, она является
всем в этой церемонии. Практикующий должен отождествлять всё с
Чиннамастой. Таким образом, как индуизм, так и буддизм содержат три
основных подготовительных практики: 1) очищение себя, 2) освящение себя
и 3) визуализирование Чиннамасты/Чиннамунды и создание её жилища.
За этим следует собственно сессия медитации на божестве, которую
практикующий в обеих традициях начинает с приглашения божества. Здесь
мы сталкиваемся с двумя основными различиями между индуистской и
буддийской садханами. В буддийской садхане практикующий воображает или
испытывает переживание (в зависимости от способностей) пустотности
сущностного бытия перед тем, как начать собственно визуализацию. Затем
он визуализирует себя как Чиннамунду. В индуистской же практике,
напротив, не упоминается о пустотности сущностного бытия, и Чиннамаста
остаётся перед практикующим. Поскольку в индуистской тантре Чиннамаста
находится перед практикующим, то тот, который уже транформировался в
божество, может впустить внутрь жизненное дыхание (пранапратиштха), и
освятить её шесть конечностей, в то время как в буддийской садхане
практикующий уже прошёл это освящение, так что ему нет необходимости
выполнять этот ритуал в то время как он визуализирует себя как
Чиннамунду.
В заключительной части обе садханы имеют некоторые сходные черты.
Важным различием является то, что в буддийской садхане, которая
придерживается махаянистских идеалов альтруизма, практикующий завершает
садхану посвящением заслуг – фундаментальная буддийская составляющая,
которая отсутствует в индуистской садхане.
В отношении церемонии огня в обеих традициях практикующий подносит
определённые объекты в огонь, повторяет определённые мантры и совершает
церемонию для определённых целей. Концепция совершения огненного
жертвоприношения (яджна/хома) зародилась в Ведические времена и со
временем была принята обеими тантрическими традициями. Согласно
индуистам существует шесть видов достижений как результатов совершения
определённых версий церемонии огня. Ниже перечислены эти шесть видов:
1) умиротворение
(шанти),
2) оказание влияния (васьям),
3) "ошеломление" (оглушение, обездвиживание, англ. –
stunning) (стамбханам),
4) порождение раздора или ненависти (двешам),
5) принуждение к бегству (уккатана),
6) убийство (марана).
Буддисты различают четыре вида достижений:
1) умиротворение
(шанти),
2) увеличение благосостояния (паустика),
3) главенствование (вашикарана),
4) уничтожение (марана).
Первое (умиротворение) и последнее (уничтожение) одинаковы в каждой
традиции, а остальные индуистские категории можно классифицировать как
"доминирующие" в буддизме. Более того, категории главенствования и
убийства относятся к разделу "ужасающих ритуалов" (абхикара). Садханы
не содержат специальных огненных церемоний для каждого вида достижения,
специально приспособленных к Чиннамасте/Чиннамунде. Хотя многие
основные компоненты практики Чиннамасты/Чиннамунды сходны в двух
традициях, в то же время существуют и фундаментальные различия.
\
|
|
|