Дзалендара.
3. Дзалендара делится сокровищем своего сердца.



В царстве Бала Ганж всё было хорошо и счастливо. Однажды отец царя, Дзалендара, и его жена Чистый Свет вышли на прогулку в сопровождении двух сыновей – Шантибхадры и Сурья Дзендры – и его жены Лунный Свет. Неожиданно для всех Дзалендара и царица исчезли. Некоторые видели их летящими высоко в небе, некоторые видели Дзалендару, держащим катвангу и чашу из черепа, некоторые видели его окружённым множеством Даков и Дакинь, в то время как другие видели его одетым в шкуру тигра. Таким образом, его видели одновременно во многих разных формах. Затем он исчез полностью. В наиболее важные религиозные дни, такие как десятый и двадцать пятый дни лунного месяца, Даки и Дакини обычно встречались на одном из восьми священных кладбищ Индии, чтобы помедитировать и обменяться учениями. Дзалендара исчез как раз в такой день. Он ушёл с Даками и Дакинями на кладбище Сильва Цал и во главе собрания дал им много учений Ваджраяны:

А – хо!
Все мысли пяти ядов
Проявляются как украшение пустоты.
Совершенно чистые,
Мир, все живые существа
И изначальная мандала
Есть великое тождество,
Где огромные подношения,
Благословлённые чистым блаженством медитации,
Поднесены в союзе пустоты и осознавания,
Свободного от всех дуалистических мыслей.
Сансара и нирвана – ничто иное как
Выражение чистой познавательной способности, –
И в пространстве великого блаженства
Единство, освобождение, очищение и практика Пути
Полностью завершены.
Подобное волшебству проявление,
Исходящее из чистого ума,
И игра его танца
В калейдоскопических превращениях
Распространяет несказанную
И неразрушимую Мелодию Дхармы
В десяти направлениях.

Произнося это, Дзалендара показывал множество удивительных чудес Дакам и Дакиням.
Тем временем царь Сурья Дзендра понял, что его отец ушёл на кладбище Сильва Цал по случаю особого религиозного дня. Он сказал своему брату Шантибхадре, их прежнему учителю – бодхисаттве Владыке Добродетели – и буддийскому министру Кхаму Махту, что если они пойдут все вместе на кладбище и очень усердно помолятся о встрече с Дзалендарой, возможно, они смогут увидеть его во время следующего собрания через месяц. Итак, они пошли на кладбище Сильва Цал и провели там долгое время, молясь и делая подношения, до тех пор, пока однажды утром посередине кладбища не появился йогин. Его кожа была коричневой, волосы – длинными и растрёпанными и, ко всему прочему, у него была очень длинная борода. На нём были костяные украшения и юбка из тигровой шкуры, в левой руке он держал чашу из черепа, а в правой – катвангу. Сначала никто не понял, кто был этот йогин, но Сурья Дзендра вскоре узнал в нём своего отца и попросил его дать им посвящение Ваджраяны, а также помочь им стать махасиддхами в этой самой жизни. В ответ на их просьбу Дзалендара указал пальцем на сердце своего сына и министра и дал им глубокие указующие наставления по медитации и практике Махамудры:

Проявление и звук возникают
Из тонких умственных отпечатков,
Созданных мыслями.
Подобно рисункам на воде,
Что растворяются сами по себе,
Ложные, иллюзорные проявления
Также спонтанно исчезают,
Когда понимаешь,
Что им недостаёт реальности.
Не являющийся ничем помимо таковости –
Таков взгляд Махамудры.

Когда оставляешь свободными,
Не искажёнными концепциями
Врата ума, посредством которых
Всё проявляется,
Не остаётся ничего
Действительно существующего –
Лишь живая ясность, –
Позволь всему, что бы ни проявилось,
Просто естественно пребывать;
Такая практика –
Это медитация Махамудры.

Иллюзорные явления рождаются
Из веры в реальность;
Опираясь на неизменное понимание
Их нереальности,
Отдыхаешь спокойно
В спонтанной изначальной природе,
И пространство, где нечего совершать,
Открывается без усилий.
Такова Махамудра в применении.

Эти три сокровища –
Драгоценность моего сердца.
Поскольку йогины,
Доходящие до сердечной сути всего,
Подобны моему сердцу,
Для них я говорю эти слова
Из глубины своего сердца,
Которые не могут быть сказаны другим.

Когда Дзалендара дал это глубокое учение, земля содрогнулась и пошёл дождь из цветов. Затем он продолжал и сказал своим двум сыновьям, что им всегда следует практиковать деяния бодхисаттвы до тех пор, пока все живые существа не достигнут состояния Будды. Что касается Бодхисаттвы Владыки Достоинств, подробные инструкции, данные царём, заставили его мгновенно понять истинную природу ума. Тотчас же достигнув реализации и освобождения, он вёл жизнь махасиддхи, проживая в двадцати четырёх особых местах, где обычно останавливаются махасиддхи. Благодаря словам Дзалендары министр Кхам Махт получил введение в истинную природу своего ума и после постепенной практики всех уровней наставлений махамудры тоже стал махасиддхой. После ухода Бодхисаттвы Владыки Достоинств два принца и министр пали к ногам Дзалендары и попросили его быть их Гуру на протяжении всех их жизней. Затем все трое вернулись в царство Бала Ганж.
Дзалендара стал держателем знания бессмертия, оставшись навсегда занятым деятельностью по освобождению живых существ повсюду, проживая в двадцати четырёх особых местах махасиддхов и на восьми великих кладбищах, преподавая Ваджраяну Дакам и Дакиням.
Два сына Дзалендары и министр вернулись в царство Бала Ганж. Там Шантибхадра получил приглашение от царя Бангалы приехать и дать учение. Он спросил своего брата Сурья Дзендру, ехать ему или нет. Сурья Дзендра ответил просто, что им всегда следует быть готовыми отправиться куда бы то ни было, если это необходимо для Дхармы. Итак, Шантибхадра поехал и широко учил Дхарме, тем самым ещё больше упрочив положение буддийского учения в Бенгале. Под его влиянием Сангха значительно выросла, до нескольких сотен тысяч монахов. Также и в Бала Ганже благодаря благотворному влиянию учений царя Сурья Дзендры Сангха выросла в подобной пропорции.

Таков конец этой книги, которая включает "Сад лотосов", удивительную историю предыдущих жизней Его Святейшества 16 Гьялва Кармапы как Дзалендары и Сурья Дзендры.


\