Сакарчупа.
3. Спасение царя Беташары.



Достойный подношения любого
В обусловленном существовании
И в запредельном мире,
Ты окружён огромным ярким ореолом
Чистейшего бесконечного света
Совершенного знания, сострадания и силы
Помогать живым существам.
Всеобъемлющий, ты –
Превосходнейший из высших,
Исполняющий все чаяния
И надежды живых существ.
Сын Будд, океан сострадания,
Нерушимое солнце,
Я преклоняюсь пред тобой, Ченрези.


Семь кальп назад царь Беташара правил страной Нера Пакша – страной материалистов, где никто не следовал правилам морали или какой-либо религии. Все её жители пребывали в полном невежестве относительно принципов добродетели, не разбирая, чего следует избегать, а что развивать.
Царь, обладавший верховной властью над девятьсот восемью тысячами пятьюстами общинами страны, был сам чрезвычайно буйным человеком. Иногда он испытывал очень сильные вспышки гнева, и, не колеблясь, вынимал кинжал, чтобы убить того, кто его раздражал. Ему нравилось вести охоту на холмах, где во главе своей армии он убивал всех диких зверей, которых только мог найти.
В то время как царь Беташара впустую растрачивал свою жизнь, убивая живых существ,
Кхакхьяб Дордже проявился в Индии как бодхисаттва Цветущий Ум, который жил в городе Прославленный Образец Красоты, управляя общиной из двух тысяч монахов. Он был также личным Гуру царя Лунная Корона, местного монарха.
Кхакхьяб Дордже был наделён даром ясновидения, а потому видел очень чётко всё, что происходило с царём Беташарой. То, что он видел, глубоко тревожило его. Царь Беташара почти всегда был занят тем, что совершал злые поступки; поэтому он и его последователи и соучастники должны были попасть в ад. Девять кальп спустя он должен был переродиться мясником. И, хотя он всё равно будет многих убивать в той жизни, он, тем не менее, встретит Будду того времени – Прекрасный, как Дневной Свет, Полный Реализации, – и получит от него учение.
Несмотря на это, хоть Беташара и встретит Будду,
Кхакхьяб Дордже мог также предвидеть, что позже он обернётся против Учения Будды, так как потеряет веру. Тогда он попытается убить Будду и разрушить статуи, книги и ступы (знаки совершенных тела, речи и ума Будды). Также он вызовет раскол в сангхе. В результате всего этого, в своей следующей жизни он переродится гигантским морским чудовищем, с таким огромным телом, что он мог бы три раза обвиться кольцом вокруг нашего мира. Он будет оставаться в таком состоянии три тысячи лет, и всё это время маленькие рыбы будут постоянно пожирать его огромное тело. Позже он попадёт в ады на целую кальпу, пока, наконец, Будда Безупречная Башня Славы, движимый великим состраданием к этому жалкому созданию, не освободит его. Касаясь Беташары лучами света, исходящими от его тела, он освободит его из ада, и затем Беташара обретёт драгоценное человеческое рождение, наделённое всеми свободами и качествами, необходимыми для хорошей практики Дхармы. В это время он получит монашеские обеты от Будды и в конце концов достигнет уровня бодхисаттвы.
Бодхисаттва Цветущий Ум мог видеть эту правдивую и ужасную картину так живо, что, тронутый до глубины сердца великой волной сострадания, так как предвидел почти бесконечную цепь страданий, которые придётся перенести Беташаре, прежде чем он станет бодхисаттвой, решил, что такое большое количество страданий вовсе не нужно, и что он должен придумать какой-нибудь способ предотвратить всё это.
Напрямую помочь этому человеку было почти невозможно. Как повлиять на другого, чтобы он перестал творить зло, если у него нет уважения к Дхарме, и он не обращает на неё никакого внимания! Единственный способ был непрямым – создание положительной, мощной, хорошей и полезной кармической связи. Цветущий Ум знал, что если царь Беташара убьёт его и съест, то тогда необходимая связь возникнет благодаря силе сострадания бодхисаттвы в виде подношения своей собственной плоти. Но если царь Беташара убьёт его в форме бодхисаттвы, то последующий негативный результат будет немедленным и очень сильным, и царь почти сразу же отправится в ады.
Желание бодхисаттвы Цветущий Ум помочь Беташаре было таким сильным, что он решил оставить своё настоящее рождение в качестве настоятеля и принять форму животного, зная, что негативный эффект от убийства и поедания животного будет не таким серьёзным, как от таких же действий по отношению к человеку-бодхисаттве.
Он пошёл повидаться с царём Лунная Корона, своим учеником, и рассказал ему о своих планах по освобождению Беташары, а также о том, что он должен оставить эту жизнь, чтобы всё прошло успешно. Он вдохновил царя и монахов продолжать и улучшать свою практику и всегда поддерживать Учение Будды. Вскоре после этого он ушёл.
Он переродился большим слоном в царстве Беташары. Всегда придерживаясь непорочного поведения бодхисаттвы, он жил чисто, никогда не причиняя вреда другим животным и питаясь только листьями в лесу. Так случилось, что однажды царь Беташара выехал на охоту в сопровождении свиты из тысячи охранников. Большую часть дня они блуждали по лесу, никого не убив, и потому были очень голодны. Когда они достигли глухой части леса, неожиданно, без предупреждения, восемнадцать тигров, встревоженных шумными криками солдат, которые прокладывали себе путь сквозь листву, выпрыгнули и атаковали их. Охотники успевали лишь поворачиваться налево и направо в поисках места, откуда раздавались крики и вопли: у них не оставалось времени защищаться. Вскоре тигры убежали, оставив кровавые остатки частично съеденных и растерзанных тел. Едва прошло несколько секунд, как появился слон. К этому времени царь уже пришёл в себя и послал три стрелы, которые сразу достигли цели. Одна пробила лоб слона, другая пронзила сердце, а третья вошла в почку. Огромный зверь рухнул на землю, счастливый от мучительной агонии смерти, потому что его задача была выполнена – царь скоро, наверняка, будет есть его. Царь и солдаты, сильно нуждавшиеся в пище после всех своих смешанных переживаний, были переполнены радостью при виде такого превосходного угощения для их желудков и с дикой радостью накинулись на огромную гору плоти. Вряд ли они догадывались, что этот зверь был поднесён им из сострадания бодхисаттвы, а также что он, семь жизней спустя, приведёт их на тропу освобождения, и что они тоже станут бодхисаттвами.
После охоты, полной событий, царь Беташара со своей свитой вернулся в Бинпасарту, свой дворец, где вскоре очень сильно заболел. Он испытывал жестокую боль в желудке. Спустя три дня он умер. Даже не проходя "состояние между жизнями" (бардо), он сразу же переродился на окраине города Прославленный Образец Красоты сыном бедного брамина.
Его рождение было бедствием для родителей, которые так сильно нуждались, что едва могли прокормить самих себя. Они решили, что единственным выходом будет предложить своего сына настоятелю буддийского монастыря Шри Ваджрайя. Этот монастырь находился приблизительно в восьмидесяти километрах от города, и его настоятель Шантибхадра взял ребёнка под своё покровительство, со временем даровав ему монашеские посвящения и обет бодхисаттвы. Практикуя в монастыре, переродившийся царь смог достичь абсолютной реализации бодхисаттвы.
А в царстве Нера Пакша сын последнего царя вырос таким же грешным, как и его отец. Он тоже любил охотиться и однажды, преследуя добычу, упал со скалы и погиб. Попав прямо в ад, он испытал все ужасающие галлюцинации этого состояния – яркие внешние проявления, являющиеся результатом грешного, исполненного ненависти ума. В этих состояниях он испытывал одно тяжкое мучение за другим: его тело расчерчивали линиями и затем разрезали по этим линиям острыми лезвиями, кипятили в огромном сосуде с водой, прокалывали насквозь копьями, давили между гигантскими наковальнями, его пожирали дикие звери и т.п. Он испытывал эти муки, казалось, бесконечно, став узником последствий своих злобных поступков, которые теперь давали о себе знать.
Глядя с великим милосердием на это жалкое существо,
Кхакхьяб Дордже, тронутый состраданием, отправился в ад, чтобы помочь ему.
Там, благодаря силе и чистоте своей искренней мотивации бодхисаттвы, он смог послать сознание сына Беташары в "Небо Тридцати Трёх (богов)", а затем, оставаясь там, опустошил ады полностью.
В южной части мира, который отличается от нашего, на побережье океана была страна Созданная Умом, где люди рождались не из чрева, как обычно, а из яиц.
Кхакхьяб Дордже проявился там и смог передать Дхарму. Затем он родился в далёкой стране Бируху, где силой своего влияния склонил людей отвергнуть десять недобродетельных действий и практиковать десять добродетелей. После этого, в другом мире, к северу от нашего, под названием Радостный Мир, он родился сыном царя Чистейшее Сияние и смог привести весь народ к счастью практики десяти добродетелей. Позже он родился в Хирба Парка, другом мире, где оказал огромную помощь живым существам своими деяниями бодхисаттвы. Затем он растворился в свете и ушёл в Поле Будд Огмин.

Это была третья история, в которой
Кхакхьяб Дордже, родившись слоном, смог спасти царя-варвара от страданий низших сфер, и где он также помогал живым существам, принимая различные формы.


\