Концепция сознания в ранней
китайской
йогачаре.
Институт
Философии РАН.
Ранняя йогачара представлена в Китае двумя
направлениями – учениями ди лунь и шэ лунь, существовавшими в VI-VII
вв. Позднее концепция сознания, разработанная ими, получила своё
дальнейшее развитие в школах хуаянь, фасян, а позднее чань. Школами
(цзун) учения ди лунь и шэ лунь считаться не могут, поскольку в них так
и не возникло института патриаршества и соответствующей линии передачи
Дхармы (фа).
Учение ди лунь основано на "Дашабхумика-сутра-шастре" (Ши ди цзин лунь,
сокр. Ди лунь, "Шастра на сутру о десяти землях") Васубандху (Шицинь, Тяньцинь, IV-V вв.),
которая представляет собой комментарий к 22-й главе "Аватамсака-сутры"
(Хуаянь цзин) в переводе Буддхабхадры (Фотобатоло). В свою очередь,
"Дашабхумика-сутра" некогда была самостоятельным текстом, включённым
приблизительно в III в. в состав "Аватамсака-сутры". В сутре
рассматриваются десять ступеней, т.е. этапов, ведущих к достижению
состояния Будды. В 1-4 года эры Юн-пин (508-512) эпохи Северная Вэй
(386-534), т.е. в 508-511 она была переведена на китайский язык.
Перевод состоит из 12 цзюаней (свитков) и насчитывает 10 глав (земель)1. В подзаголовке шастры переводчиком назван выходец
из Северной Индии Бодхиручи (Путилючжи), однако во введении к ней также
упоминаются Ратнамати (Лэнамоти) из Центральной Индии и Буддхашанта
(Фотошаньдо). Ратнамати упоминается в качестве переводчика этой шастры
и в других источниках2. Это объясняется тем, что в процессе работы у
переводчиков возникли разногласия, в результате чего первоначально было
сделано три перевода, объединённые позже в один (по-видимому, это
сделал ученик Ратнамати Хуэйгуан, который также написал комментарий к
этой шастре).
С момента своего возникновения учение ди лунь раскололось на два
направления – северное и южное. Традиция объясняет это разногласиями в
толковании учения "Дашабхумика-сутра-шастры", возникшими между
Бодхиручи и Ратнамати. Северное направление возглавил Бодхиручи, южное
– Ратнамати.
Среди учеников Ратнамати наиболее известным был упоминавшийся выше
Хуэйгуан. Он известен также как автор комментария к "Винае в четырёх
частях" (Сы фэнь люй), комментариев к Аватамсака-сутре, Махапаринирвана сутре,
Вималакирти
нирдеша сутре,
Дашабхумика сутре и др. Среди многочисленных учеников Хуэйгуана самым
известным был Фашан, ставший во главе южного направления. Его перу
принадлежат "Рассуждения о природе Будды" (Фо син лунь), "Смысл шастры
десяти земель с комментариями" (Ши ди лунь и шу), "Очерк о смысле
махаяны" (Да шэн и чжан), "Записи о сутрах" (Чжун цзин лу) и другие
сочинения. Ученик Фашана Хуэйюань из монастыря Цзинъин-сы оставил
подробные описания религиозно-философской доктрины южного направления
дилунь, истории буддизма Северных и Южных династий. В начале эпохи Тан
южное направление дилунь вошло в состав школы хуаянь.
Северное направление дилунь по численности своих представителей
уступало южному. Из учеников Бодхиручи наиболее известным был Даочун,
много сделавший для распространения учения "Дашабхумика-сутра-шастры".
Близость доктрин северного направления дилунь и шэлунь привела к
слиянию этих учений. В дальнейшем они вошли в состав школы фасян-вэйши.
Корпус текстов, который изучался и комментировался в ди лунь, был
весьма обширным. Помимо самой "Дашабхумика-сутра-шастры", изучалось и
другие важнейшие сочинения йогачары – "Махаянасампариграха
шастра" Асанги,
"Махаяна-санграха-бхашья" (Комментарий к махаянасампариграха
шастре) Васубандху, а также Ланкаватара-сутра,
Нирвана-сутра и др. Разделение дилунь на северное и южное направления
предопределило их доктринальные различия. Прежде всего это коснулось
концепции сознания, а именно, трактовки алая-виджняны и числа сознаний.
Южная школа насчитывала всего восемь сознаний, последнее из которых,
алая, сознание хранилищница, считалось чистым сознанием (цзин ши).
Дхармовая природа алая-виджняны (алие ши фа син) является истинной
реальностью природы будды. Северная школа сверх восьми сознаний
выделяла ещё одно – девятое, амала-виджняну (амоло ши). Алая-виджняна
рассматривалась в качестве ложного сознания (ван ши); амала-виджняна
считалась подлинным (чжэнь), чистым (цзин) сознанием.
Учение шэлунь базируется на "Махаянасампариграха-шастре"
("Собрание шастр махаяны", "Компендиум махаяны", Шэ дашэн лунь, сокр.
Шэ лунь). Традиционно автором этого произведения считается Асанга (Учжу, IV в.), основатель
индо-буддийской махаянской школы йогачара
(виджнянавада). Васубандху составил
комментарий – "Разъяснения компендиума махаяны" (Шэ дашэн лунь
ши). Аналогичный комментарий был составлен также Асвабхавой. В Китае
эти тексты переводились несколько раз. Первый перевод "Шастры" в 2 цз.
был выполнен Буддхашантой (V-VI вв.) в последние годы эпохи Северная
Вэй (386-534). Поскольку он не включал в себя комментирующих текстов Васубандху и Асвабхавы, то смысл учения
остался непонятым и оно не получило широкого распространения. В эпоху
Чэнь (557-589) Парамартха (Чжэньди, 499-569) вместе со своими учениками
перевёл оба текста – "Шастру" в 3 цз. и "Разъяснения" Васубандху в 15 цз. Следующий перевод был
выполнен уже в эпоху Тан (618-907) Сюань-цзаном и включал в себя один
перевод "Шастры" в 3 цз. и два комментария: Васубандху
и Асвабхавы. Кроме того, в китайской Трипитаке существует перевод
текста Васубандху, выполненный
Упагуптой в эпоху Суй. Сохранился также перевод "Шастры" на тибетский
язык, близкий к переводу Сюань-цзана.
Интересно отметить, что все переводчики "Шастры" ссылаются на не
существующий ныне текст "Махаяна абхидхарма сутры" (Дашэн апитань цзин,
"Сутра Высшего Учения махаяны"). Сюань-цзан в своём переводе "Шастры"
отмечал, что текст "Шастры" разъясняет главу под названием "Махаяна
сампариграха" (Шэ дашэн пинь, "Глава о компендиуме махаяны"); в
переводах Буддхашанты, Парамартхи и тибетском варианте говорится, что
"Шастра" разъясняет всю сутру.
В шастре в сжатом виде изложено учение махаяны в интерпретации йогачары. "Махаяна
сампариграха шастра"
позиционируется как махаянское абхидхармическое учение; сама махаяна
объявляется подлинным учением Будды, превосходящим учение хинаяны,
поскольку содержит в себе десять "превосходных свойств", которые
вынесены в названия глав: (1) превосходное свойство базовой опоры; (2)
превосходное свойство адекватного познания; (3) превосходное свойство
адекватного познания вхождения; (4) превосходное свойство вхождения в
причины и следствия; (5) превосходное свойство вхождения в причины и
следствия для совершенствования различий; (6) превосходное свойство
опоры на учение об обетах; (7) превосходное свойство опоры на учение о
сознании; (8) превосходное свойство опоры на учение о мудрости; (9)
превосходное свойство опоры на учение о следствии безмолвного угасания
(нирваны); (10) превосходное свойство постижения различий.
Согласно учению шастры, базовая опора – это алая-виджняна
(сознание-сокровищница), которая содержит в себе все "рождённые и
нечистые дхармы" и формирует представление о собственном "я" и
окружающем мире. Она отождествляется с "адана-виджняной" (атона ши,
фундаментальное, базовое сознание), психикой (читта), которое
"поддерживает все наделённые материальностью корни (индрии – шесть
воспринимающих способностей, органов)", "воспринимает явления и крепко
ухватывается за них". Под "адекватным познанием" понимается "адекватное
познания вхождения", познание "трёх видов собственной природы" – опора
на "природу иного", на "природу различий", на "природу истинно-сущего".
Шесть парамит (парамиты даяния, терпения, соблюдения обетов, усердия,
созерцания, мудрости) объясняют "свойство вхождения в причины и
следствия", десять ступеней бодхисаттв
– "свойство вхождения в причины и следствия для совершенствования
различий". Далее рассматриваются "благие обеты, заповеди и запреты" бодхисаттв, различные
виды сосредоточения, лишённая ментального конструирования мудрость, и
нирвана. Большое внимание уделяется концепции Трёх тел Будды (трикая).
Основателем учения шэ лунь в Китае считается Парамартха, последователь
учения йогачары. Одновременно с "Шэ дашэн
лунь" он перевёл также "Абхидхармакоша-бхашью" (Апидамо цзюйшэ ши лунь,
сокр. Цзюй шэ лунь, "Сокровищница Высшего Учения с автокомментарием", Васубандху) в 22 цз., текст, который
также широко изучался последователями шэлунь. Среди учеников Парамартхи
наибольшую роль в распространении учения сыграли Хуэйкай, Фатай, Цаопи,
Даони, Чжицзяо и др. Благодаря их деятельности, учение широко
распространилось на Юге. Так, Фатай распространял учение в Цзянькане
(совр. пров. Цзянсу, Нанкин), его ученик Цзинсун – в Пэнчэне (совр.
пров. Цзянсу, Сюйчжоу), Цаопи – в Цзянду (совр. пров. Цзянсу, Янчжоу).
В 590 году Даони прибыл в Чанъань, где начал активно проповедовать
учение. Его ученик Даоюэ впоследствии основал учение цзюйшэ лунь –
учение абхидхармы. Приблизительно в это же время суйский Вэнь-ди
(581-605) пригласил Тань-цяня в Чанъань читать лекции по "Махаянасампариграха
шастре". Вскоре после этого школа пришла в упадок3. Новый этап в истории школы начался после
выполненного Сюаньцзаном (VII в.) перевода "Шастры", считавшегося более
совершенным, чем предыдущий. В основанной Сюаньцзаном школе фасян "Махаянасампариграха
шастра" стала одним из одиннадцати доктринальных текстов, но не
основным.
Последователи учения шэ лунь составили к тексту "Сампариграха шастры"
многочисленные комментарии, развили отдельные положения учения. Была
детально разработана имплицитно присутствующая в шастре концепция
девятого сознания. Под ним также, как и в северном направлении ди лунь,
понималась амала-виджняна (амолоши) – чистое, незагрязнённое сознание,
которое содержится в алая-виджняне и является истинной таковостью
(бхутататхата, чжэнь жу) природы Будды. Отсюда следовал вывод о наличии
природы Будды во всех живых существах и их способности стать буддами.
Итак, согласно северному направлению ди лунь и учению шэ лунь, сознание
включает в себя девять составляющих: 1) сознание зрения (янь ши), 2)
сознание слуха (эр ши), 3) сознание обоняния (би ши), 4) сознание вкуса
(шэ ши), 5) сознание осязания (шэнь ши), 6) рассудок (и ши), 7)
обобщающее сознание (адана-виджняна). 8) сознание-сокровищница
(алая-виджняна), 9) чистое сознание (амала-виджняна). Поскольку
алая-виджняна двойственна, т.е. содержит в себе как чистые, так и
омрачённые элементы, то она не может считаться подлинным сознанием,
сознанием будды. Уничтожение омрачённости алая-виджняны приводит к
уничтожению самой алаи и проявлению амала-виджняны. Амала-виджняна, в
отличие от алая-виджняны лишена двойственности загрязнённого и чистого,
представляя собой вечное (чан), непорочное (цинцзин), лишённое
омрачений (фаньнао) сознание; она – основа святого пути (шэн дао),
ведущего в нирвану.
\
Примечания.
1 – Смотрите Тайсё
синсю Дайдзокё, Т.26, №1522.
2 – Например,
Тайсё синсю Дайдзокё
Т.55, №2147, с.143b10-b11; №2148, с.185b15-b16; №2149, с.294с8-с9,
с.320, с10-с11 и др; смотрите
также Тан Юнтун Хань Вэй лян Цзинь Нань Бэй чао фо цзяо ши "История
буддизма династий Хань, Вэй, двух Цзинь, Южных и Северных династий,
Пекин". 1983, с. 610-611.
3 – Смотрите
Хань Тинцзе Шэ лунь шидэ шичэн цзи ци чжэли "Линия передачи учения
шэлунь и её философские принципы" // Чжунхуа фосюэ сюэбао, №12, июль
1999, с. 175-185; Тан Юнтун Хань Вэй лян Цзинь Нань Бэй чао фо цзяо ши.
с. 625-627.
|