|
|
Сутра о мудрости и
глупости.
О соблюдении монашеских обетов двумя
странствующими брахманами.
Дзанлундо.
Раздел
I.
Глава 3. Перевод
c тибетского Ю.М. Парфионовича. 1978 г.
Так
было однажды услышано мной. Победоносный пребывал в городе Шравасти, в
саду Джетавана, который предоставил ему Анантхапиндада. В то время,
едва ночь спустилась на землю, перед Буддой явились два божества.
Сияние, исходящее от их тел, в мгновение ока озарило золотистым светом
сад Джетавана. После того как Победоносный должным образом преподал им
святое Учение, их мысли полностью освободились1. Оба божества, обретя плод духовного
пробуждения, пали в ноги Победоносному, а затем снова удалились в
обитель богов.
На следующий день, как только рассвело, Ананда обратился к
Победоносному со следующими словами:
– Вчера сюда приходили два божества и почтительно приветствовали тебя,
Победоносный. Сияние, исходившее от их тел, озарив всё вокруг,
произвело невиданную красоту. В силу каких прежних деяний обрели эти
божества подобную благодать?
И рассказал Победоносный в назидание Ананде следующую историю.
Давным-давно, после того как будда Кашьяпа
удалился в нирвану и святое Учение было близко к полному упадку, два
брахмана приняли обет о выполнении восьми однодневных правил моральной дисциплины2. Первый из них произнёс при этом
следующее моление: "Да возродиться мне божеством". Моление другого
было: "Да возродиться мне царём". Затем они разошлись по домам.
Когда первый брахман вернулся домой, жена позвала его обедать. В ответ
на это брахман сказал:
– Я не буду обедать. Я принял обет, исходящий из Учения будды, не есть
после полудня.
– Ты же принадлежишь к секте странствующих брахманов, – отвечала ему
жена. – Если имеются обеты нашего Учения, зачем принимать обеты иных
Учений. Если не сядешь есть вместе со мной, то всё, что ты мне сказал,
я передам другим странствующим брахманам. Они тогда перестанут
встречаться, разговаривать с тобой и прогонят тебя.
Тут брахман не выдержал, испугался и поел вместе с женой в неурочный
час. В соответствии со сроком жизни, отмеренным этим двум людям, они
умерли каждый в своё время. Тот, который молил о рождении царём, смог
соблюсти обет и возродился в царской семье. Тот же, кто молил о
рождении божеством, нарушил обет и возродился в образе нага.
У родившегося царём был садовник, блюдущий царский фруктовый сад. Этот
садовник ежедневно доставлял к царскому столу различные фрукты. Как-то
раз он обнаружил в роднике ароматное, душистое яблоко. Садовник
подумал: "Когда я, доставляя фрукты, хожу то туда, то сюда, привратник
постоянно меня останавливает и не даёт свободно проходить. Поэтому
отдам-ка я это яблоко привратнику".
Привратник взял яблоко и, в свою очередь, подумал: "Когда мне надо
обращаться с просьбой, евнух всегда запирает двери и не пропускает
меня. Поэтому отдам-ка я это яблоко евнуху". И он вручил яблоко евнуху.
Евнух взял яблоко и преподнёс его царице. Царица же отдала яблоко царю.
Так сладко и ароматно было то яблоко, что царь, съев его, спросил
царицу:
– Ты откуда достала такое яблоко?
Царица подробно рассказала, откуда она взяла это яблоко. Так, переходя
от одного к другому, дело в конце концов дошло до садовника. Царь
призвал к себе садовника и сказал:
– Если в моём фруктовом саду растут подобные фрукты, почему же ты не
доставляешь их мне, а отдаёшь другим?
Тогда садовник подробно рассказал царю, как он нашёл это яблоко.
– Впредь, – приказал царь садовнику, – такие яблоки всегда приноси мне.
Садовник взмолился:
– Это яблоко рождено не фруктовым деревом. Я нашёл его в роднике, и,
может быть, больше такого яблока я не найду и не смогу преподнести
тебе, о царь.
В ответ царь заявил:
– Если ты не найдёшь больше таких яблок, то твоё тело будет разрублено
на куски.
Вернулся садовник в своё жилище и горько разрыдался. Громкие звуки
рыданий услышал нага. Обернулся нага человеком и спросил садовника:
– Что ты так горюешь?
Садовник подробно рассказал нагу о случившемся. Тогда нага вдруг исчез,
а некоторое время спустя появился с золотой бадьёй, полной прекрасных
плодов. Отдав бадью садовнику, он сказал:
– Ты возьми эти плоды, преподнеси их своему царю да перескажи ему при
этом следующее: "Царь и я, нага, – старые приятели. В прежнем рождении,
когда мы оба были странствующими брахманами, мы приняли восемь
однодневных правил моральной дисциплины, и каждый из нас при этом
произнёс моления. Мой приятель смог соблюсти обет и поэтому возродился
царём. Я же нарушил обет и поэтому возродился в образе нага. Но я хотел
бы [теперь], соблюдая обет, освободиться от этого тела. Поэтому я прошу
царя наставить меня в Учении о восьми однодневных правилах моральной
дисциплины. В противном случае я превращу царские земли в море".
Садовник взял фрукты, вручил их царю и подробно пересказал ему всё, что
было поручено нагом.
Опечалился царь, и вот отчего. В то время Будда ещё не пребывал в этом
мире. Святое Учение также исчезло, и нельзя было найти книгу о восьми
однодневных правилах моральной дисциплины. "А если не выполнить просьбу
нага, – волновался царь, – не миновать беды". Так сидел он,
задумавшись, погружённый в печальные мысли. Затем царь сказал своему
главному советнику:
– Нага просит у меня книгу о восьми правилах моральной дисциплины.
Достань во что бы то ни стало!
Советник взмолился:
– В мире нет даже святого Учения, откуда же я достану эту книгу?
Тогда царь сказал советнику:
– Если не достанешь – казню!
Печальный, вернулся советник от царя домой. У этого советника был отец
очень преклонного возраста. Посмотрел отец на сына и сказал:
– Раньше, сын мой, ты имел обыкновение смеяться, был всегда весел и
разговорчив. Почему же сейчас ты не по-обычному мрачен и слова не
вымолвишь?
Советник поведал отцу о случившемся. Тогда отец сказал:
– В нашем доме от одного столба постоянно исходит сияние. Посмотри, что
находится внутри этого столба.
Столб вынули и, когда его раскололи, обнаружили внутри сутру "О
двенадцати условиях взаимовозникновения" и книгу о восьми однодневных
правилах моральной дисциплины, которую советник и вручил царю.
Безмерно обрадовался царь, получив эту книгу. Он вложил книгу о восьми
правилах моральной дисциплины в золотой ларец и передал нагу. Нага
также был доволен, обретя эту книгу, и одарил царя множеством
драгоценностей. С тех пор он не только сам стал соблюдать восемь
однодневных правил моральной дисциплины, но и других побуждал к их
соблюдению. После смерти нага возродился божеством.
Тот царь, поскольку он, как и нага, соблюдал обеты, после своей кончины
возродился вместе с ним также божеством. Это они вдвоём приходили ко
мне вчера в начале ночи. В результате должным образом преподанного
Учения они обрели благой плод вступления в поток3 и, полностью освободившись от трёх
дурных рождений4, впредь будут наслаждаться радостями
божественного и человеческого бытия до тех пор, пока в конце концов не
достигнут нирваны.
Все многочисленные окружающие воистину возрадовались рассказу
Победоносного.
\
Примечания.
1 – Имеется в виду полное освобождение от
клеш, или нечистых страстей.
2 – Восьмь однодневных правил
моральной дисциплины – воздержание в течение суток (от восхода
до следующего восхода солнца) от греховных помыслов, греховных ресей, греховных дел и т.п., сопровождаемое
принятием только постной пищи и размышлением о вере.
3 – Вступивший в Поток (тиб. rgyun zhugs) – буквально
означает "тот кто вошёл в поток (истины)". Тот, кто входит в поток,
открывает свои глаза дхарме. Этим термином называют тех, кто
освободился от Трёх Уз, первых трёх из Десяти Уз.
Вступивший
в Поток Истины имеет твёрдую решимость никогда более не создавать
причин для страданий, он живёт стремлением к пробуждению, стремится
развить "правильное воззрение", соблюдает обеты и заповеди и почитает
Три Драгоценности (Будду, Дхарму, Сангху).
4 – Три
дурных рождения – рождение в мире животных, в мире претов и
в аду.
|
|
|