На главную страницу В начало раздела Назад

На главную страницу В начало раздела Назад
Дваятанупассана сутта.
Рассмотрение двойственности.
Сутта нипата III.12
Переводчик неизвестен.



Так я слышал, однажды Самый Почитаемый находился близ Саваттхи в Восточном Монастыре, дворце матери Мигары. В День Упосатхи, пятнадцатый день лунного месяца, в день полной луны вечером Самый Почитаемый сидел на открытом воздухе в окружении общины монахов. Окинув взором общину монахов, пребывающую в тишине, он обратился к сангхе:
– Монахи, если вас спросят: "Для чего вы слушаете Истину – мудрые, благородные учения, ведущие к совершенству, к личному Пробуждению?" – ответьте: "Для того чтобы познать суть двойственности явлений". "О какой двойственности вы говорите?" "Это есть страдание. Это есть происхождение страданий", – вот первое рассмотрение. "Это есть прекращение страданий. Это есть путь, ведущий к прекращению страданий", – вот второе рассмотрение. Монах, который таким способом правильно рассматривает эту двойственность, сохраняя сосредоточение внимания, настойчивость и усердие, обретает один из двух вероятных плодов: либо он достигает Просветления, либо, если в нём ещё остаются элементы [Пяти] Накоплений Захваченности, он обретает плод Невозвращения.
Вот что сказал Самый Почитаемый. Сказав это, Сугата, Преподобный Учитель, продолжил:
– Те, кто не размышляет о страданиях, о том, что порождает страдания, и о том, как полностью избавиться от страданий, те, кто не знает пути, который ведёт к прекращению страданий, те не достигнут Освобождения и Просветления. Неспособные положить конец страданиям, они вновь устремятся к рождению и старению. Но те, кто размышляет о страданиях, о том, что порождает страдания, и о том, как полностью избавиться от страданий, те, кто знают путь, ведущий к прекращению страданий, те достигнут Освобождения и Просветления. Обладая способностью положить конец страданиям, они не направятся вновь к рождению и старению.
– А если вас спросят: "Существует ли другой способ правильного рассмотрения двойственности?" – ответьте: "Существует". "Какой же?" "Необходимым условием для возникновения страданий являются Накопления (пали упадхи)", – вот первое рассмотрение. "Если полностью ослабить и отдалиться от этих Накоплений [Захваченности], страдания не будут возникать", – вот второе рассмотрение. Монах, который таким способом правильно рассматривает эту двойственность, сохраняя сосредоточение внимания, настойчивость и усердие, обретает один из двух вероятных плодов: либо он достигает Просветления, либо, если в нём ещё остаются элементы Накоплений Захваченности, он обретает плод Невозвращения.
Вот что сказал Самый Почитаемый. Сказав это, Сугата, Преподобный Учитель, продолжил:
– Многочисленные страдания, которые существуют в этом мире, происходят из-за Накоплений. Не ведая этого, существа создают Накопления Захваченности. Невежественный человек вновь и вновь приходит к страданиям. Поэтому, осознав это, вы не должны создавать Накоплений, рассматривая рождение как то, что приводит к страданиям.
– Если вас спросят: "Существует ли другой способ правильного рассмотрения двойственности?" – ответьте: "Существует". "Какой же?" "Необходимым условием для возникновения страданий является Неведение (пали авиджджа, санскр. авидья)", – вот первое рассмотрение. "Если полностью ослабить и избавиться от этого Неведения, страдания не будут возникать", – вот второе рассмотрение. Монах, который таким способом правильно рассматривает эту двойственность, сохраняя сосредоточение внимания, настойчивость и усердие, обретает один из двух вероятных плодов: либо он достигает Просветления, либо, если в нём ещё остаются элементы Накоплений Захваченности, он обретает плод Невозвращения.
Вот что сказал Самый Почитаемый. Сказав это, Сугата, Преподобный Учитель, продолжил:
– Те, кто непрерывно блуждает от рождения к смерти, перерождаясь вновь и вновь, проходя через различные состояния существования, делают это вследствие Неведенья. Это Неведенье есть великое заблуждение, из-за которого существа обречены на блуждание [в Сансаре] в течение долгого-долгого времени. Но существа, погружённые в ясное знание, не направятся к новому становлению.
– Если вас спросят: "Существует ли другой способ правильного рассмотрения двойственности?" – ответьте: "Существует". "Какой же?" "Необходимым условием для возникновения страданий является Сформированный Опыт", – вот первое рассмотрение. "Если полностью ослабить и избавиться от этого Сформированного Опыта, страдания не будут возникать", – вот второе рассмотрение. Монах, который таким способом правильно рассматривает эту двойственность, сохраняя сосредоточение внимания, настойчивость и усердие, обретает один из двух вероятных плодов: либо он достигает Просветления, либо, если в нём ещё остаются элементы Накоплений Захваченности, он обретает плод Невозвращения.
Вот что сказал Самый Почитаемый. Сказав это, Сугата, Преподобный Учитель, продолжил:
– Необходимым условием для возникновения любых страданий является Сформированный Опыт. С прекращением Сформированного Опыта страдания не будут возникать. Осознавая это препятствие – то, что страдания возникают из-за Сформированного Опыта, – с отдалением от Сформированного Опыта, с остановкой Представлений приходишь к прекращению страданий. Понимая это без искажений, Достигший в Мудрости обладает правильным виденьем. Видя правильно, мудрый преодолевает Узы Мары, он не направится к новому становлению.
– Если вас спросят: "Существует ли другой способ правильного рассмотрения двойственности?" – ответьте: "Существует". "Какой же?" "Необходимым условием для возникновения страданий является Сознание", – вот первое рассмотрение. "Если полностью ослабить и отдалиться от этого Сознания, страдания не будут возникать", – вот второе рассмотрение. Монах, который таким способом правильно рассматривает эту двойственность, сохраняя сосредоточение внимания, настойчивость и усердие, обретает один из двух вероятных плодов: либо он достигает Просветления, либо, если в нём ещё остаются элементы Накоплений Захваченности, он обретает плод Невозвращения.
Вот что сказал Самый Почитаемый. Сказав это, Сугата, Преподобный Учитель, продолжил:
– Необходимым условием для возникновения любых страданий является Сознание. Если остановить Сознание (остановить работу сознания, связанного Сформированным Опытом), страдания не будут возникать. Осознавая это препятствие – то, что страдания возникают из-за Сознания (из-за привязанности к Сформированному Опыту), – с успокоением Сознания монах освобождается от Жажды, он достигает Освобождения.
– Если вас спросят: "Существует ли другой способ правильного рассмотрения двойственности?" – ответьте: "Существует". "Какой же?" "Необходимым условием для возникновения страданий является К
онтакт1", – вот первое рассмотрение. "Если полностью ослабить и отдалиться от этого Контакта, страдания не будут возникать", – вот второе рассмотрение. Монах, который таким способом правильно рассматривает эту двойственность, сохраняя сосредоточение внимания, настойчивость и усердие, обретает один из двух вероятных плодов: либо он достигает Просветления, либо, если в нём ещё остаются элементы Накоплений Захваченности, он обретает плод Невозвращения.
Вот что сказал Самый Почитаемый. Сказав это, Сугата, Преподобный Учитель, продолжил:
– Тем, кто захвачен Контактом [чувств], кто плывёт по течению Становления, кто следует пути несчастья, тем далеко до пресечения Уз. Но те, кто осознал Контакт, кто через рассмотрение обрёл радость Тишины, эти люди с отдалением от Контакта, с освобождением от Жажды достигают Освобождения.
– Если вас спросят: "Существует ли другой способ правильного рассмотрения двойственности?" – ответьте: "Существует". "Какой же?" "Необходимым условием для возникновения страданий являются Ощущения", – вот первое рассмотрение. "Если полностью ослабить и отдалиться от этих Ощущений, страдания не будут возникать", – вот второе рассмотрение. Монах, который таким способом правильно рассматривает эту двойственность, сохраняя сосредоточение внимания, настойчивость и усердие, обретает один из двух вероятных плодов: либо он достигает Просветления, либо, если в нём ещё остаются элементы Накоплений Захваченности, он обретает плод Невозвращения.
Вот что сказал Самый Почитаемый. Сказав это, Сугата, Преподобный Учитель, продолжил:
– Понимая, что все ощущения – приятные, неприятные, нейтральные, внутренние и внешние – есть страдание, есть иллюзия, мираж, видя, что они исчезают при [последующем] контакте [чувств], зависят от каждого контакта, человек осознаёт: только с остановкой ощущений прекращаются страдания.
– Если вас спросят: "Существует ли другой способ правильного рассмотрения двойственности?" – ответьте: "Существует". "Какой же?" "Необходимым условием для возникновения страданий является Жажда", – вот первое рассмотрение. "Если полностью ослабить и избавиться от этой Жажды, страдания не будут возникать", – вот второе рассмотрение. Монах, который таким способом правильно рассматривает эту двойственность, сохраняя сосредоточение внимания, настойчивость и усердие, обретает один из двух вероятных плодов: либо он достигает Просветления, либо, если в нём ещё остаются элементы Накоплений Захваченности, он обретает плод Невозвращения.
Вот что сказал Самый Почитаемый. Сказав это, Сугата, Преподобный Учитель, продолжил:
– Имея Жажду (желание приятного и нежелание неприятного), человек в течение долгого-долгого времени блуждает [в Сансаре]. Из жизни в жизнь он не выходит за круг перерождений. Осознавая это препятствие – то, что страдания возникают из-за Жажды, – освобождаясь от Жажды, освобождаясь от цепляния, сосредотачивая внимание, монах ведёт жизнь странника.
– Если вас спросят: "Существует ли другой способ правильного рассмотрения двойственности?" – ответьте: "Существует". "Какой же?" "Необходимым условием для возникновения страданий является Привязанность", – вот первое рассмотрение. "Если полностью ослабить и избавиться от этой Привязанности, страдания не будут возникать", – вот второе рассмотрение. Монах, который таким способом правильно рассматривает эту двойственность, сохраняя сосредоточение внимания, настойчивость и усердие, обретает один из двух вероятных плодов: либо он достигает Просветления, либо, если в нём ещё остаются элементы Накоплений Захваченности, он обретает плод Невозвращения.
Вот что сказал Самый Почитаемый. Сказав это, Сугата, Преподобный Учитель, продолжил:
– Из-за Привязанности как необходимого условия возникает Становление. Тот, кто пришёл к существованию, – пришёл к страданию. Тот, кто рождён, – обречён на смерть. Это есть начало страданий. Поэтому с отдалением от привязанностей мудрый обретает правильное виденье, он ясно осознаёт, что рождений больше не будет, становления не будет.
– Если вас спросят: "Существует ли другой способ правильного рассмотрения двойственности?" – ответьте: "Существует". "Какой же?" "Необходимым условием для возникновения страданий является С
тановлене2", – вот первое рассмотрение. "Если полностью ослабить и избавиться от этого Становления (в английском переводе: беспокойство, волнение), страдания не будут возникать", – вот второе рассмотрение. Монах, который таким способом правильно рассматривает эту двойственность, сохраняя сосредоточение внимания, настойчивость и усердие, обретает один из двух вероятных плодов: либо он достигает Просветления, либо, если в нём ещё остаются элементы Накоплений Захваченности, он обретает плод Невозвращения.
Вот что сказал Самый Почитаемый. Сказав это, Сугата, Преподобный Учитель, продолжил:
– Необходимым условием для возникновения любых страданий является Становление. Если прекратить Становление, страдания не будут возникать. Осознавая это препятствие – то, что страдания возникают из-за Становления – с прекращением Становления монах освобождается в Не-Становлении, рушится его жажда к существованию, его ум успокаивается, пресекается поток его рождений, для него больше нет Становления.
– Если вас спросят: "Существует ли другой способ правильного рассмотрения двойственности?" – ответьте: "Существует". "Какой же?" "Необходимым условием для возникновения страданий являются факторы, подпитывающие желания (в английском переводе: питающие вещества / пища, безусловно, – один из этих факторов)", – вот первое рассмотрение. "Если полностью ослабить и отдалиться от этих факторов, подпитывающих желания (пали ахара), страдания не будут возникать", – вот второе рассмотрение. Монах, который таким способом правильно рассматривает эту двойственность, сохраняя сосредоточение внимания, настойчивость и усердие, обретает один из двух вероятных плодов: либо он достигает Просветления, либо, если в нём ещё остаются элементы Накоплений Захваченности, он обретает плод Невозвращения.
Вот что сказал Самый Почитаемый. Сказав это, Сугата, Преподобный Учитель, продолжил:
– Необходимым условием для возникновения страданий являются факторы, подпитывающие желания. Если искоренить факторы, подпитывающие желания, страдания не будут возникать. Осознавая это препятствие – то, что страдания возникают из-за факторов, подпитывающих желания, – понимая факторы, подпитывающие желания, будучи независимым от факторов, подпитывающих желания, правильно видя освобождение от болезни через прекращение возбуждения, принятых мнений, суждений, он, Достигший в Мудрости, выходит за пределы суждений и оценок.
– Если вас спросят: "Существует ли другой способ правильного рассмотрения двойственности?" – ответьте: "Существует". "Какой же?" "Необходимым условием для возникновения страданий являются источники волнений (пали иньджита)", – вот первое рассмотрение. "Если полностью ослабить и отдалиться от этих источников волнений, страдания не будут возникать", – вот второе рассмотрение. Монах, который таким способом правильно рассматривает эту двойственность, сохраняя сосредоточение внимания, настойчивость и усердие, обретает один из двух вероятных плодов: либо он достигает Просветления, либо, если в нём ещё остаются элементы Накоплений Захваченности, он обретает плод Невозвращения.
Вот что сказал Самый Почитаемый. Сказав это, Сугата, Преподобный Учитель, продолжил:
– Необходимым условием для возникновения страданий являются источники волнений. С отдалением от источников волнений (с пресечением их восприятия), страдания не возникают. Осознавая это препятствие – то, что страдания возникают из-за источников волнений, – монах, отдаляясь от волнений, останавливая Сформированный Опыт, освобождается от волнений, освобождается от захваченности, с сосредоточенным вниманием он ведёт жизнь странника.
– Если вас спросят: "Существует ли другой способ правильного рассмотрения двойственности?" – ответьте: "Существует". "Какой же?" "Тот, кто зависим, тот пребывает в колебании [от мирских желаний]", – вот первое рассмотрение. "Тот, кто независим, тот не пребывает в к
олебании3", – вот второе рассмотрение. Монах, который таким способом правильно рассматривает эту двойственность, сохраняя сосредоточение внимания, настойчивость и усердие, обретает один из двух вероятных плодов: либо он достигает Просветления, либо, если в нём ещё остаются элементы Накоплений Захваченности, он обретает плод Невозвращения.
Вот что сказал Самый Почитаемый. Сказав это, Сугата, Преподобный Учитель, продолжил:
– Тот, кто независим, тот не пребывает в колебании. А тот, кто зависим от чего-либо, тот захвачен этим состоянием, где бы он ни был, из-за этого он не может выйти за пределы блуждания [в Сансаре]. Зная об этом препятствии – великой опасности из-за зависимости – независимый, свободный от захваченностей, монах ведёт с сосредоточенным вниманием странствующий образ жизни.
– Если вас спросят: "Существует ли другой способ правильного рассмотрения двойственности?" – ответьте: "Существует". "Какой же?" "Не-Форма в сравнении с Формой обладает большим покоем", – вот первое рассмотрение. "П
рекращение4 в сравнении с Не-Формой обладает большим покоем", – вот второе рассмотрение. Монах, который таким способом правильно рассматривает эту двойственность, сохраняя сосредоточение внимания, настойчивость и усердие, обретает один из двух вероятных плодов: либо он достигает Просветления, либо, если в нём ещё остаются элементы Накоплений Захваченности, он обретает плод Невозвращения.
Вот что сказал Самый Почитаемый. Сказав это, Сугата, Преподобный Учитель, продолжил:
– Те существа, которые принадлежат Миру Форм, и те, которые принадлежат Миру Без-Форм, не обладая пониманием Прекращения, приходят [когда-нибудь] к Становлению. Но те, кто понимает сущность Формы и не привязывается к Не-Форме, такие люди с прекращением достигают Освобождения, они превосходят смерть.
– Если вас спросят: "Существует ли другой способ правильного рассмотрения двойственности?" – ответьте: "Существует". "Какой же?" "То, что принимается за истину во Вселенной с населяющими её богами, марами, [с богами Мира] Брахмы, с отшельниками и священнослужителями, с царями и простым людом, при правильном различении без искажений правильно видится благородным неистинным", – вот первое рассмотрение. "То, что принимается неистинным во Вселенной с населяющими её богами, марами, [Святыми Небесами] Брахмы, с отшельниками и священнослужителями, с царями и простым людом, при правильном различении без искажений правильно видится благородным истиной", – вот второе рассмотрение. Монах, который таким способом правильно рассматривает эту двойственность, сохраняя сосредоточение внимания, настойчивость и усердие, обретает один из двух вероятных плодов: либо он достигает Просветления, либо, если в нём ещё остаются элементы Накоплений Захваченности, он обретает плод Невозвращения.
Вот что сказал Самый Почитаемый. Сказав это, Сугата, Преподобный Учитель, продолжил:
– Взгляните на мир с населяющими его божествами, полагающими, что "не-Я" есть "Я". Привязанные к Имени и Форме (т.е. считая свой мир реальностью), они полагают: "Это истинно". Но что бы они ни считали истинным, всё это подвержено изменениям, а потому не является истинным. Всё, что меняется, иллюзорно по природе. Но Освобождение не иллюзорно по природе, – вот что благородные считают истинным. Прорвавшись к Истине, они освобождаются от Жажды, они обретают Освобождение.
– Если вас спросят: "Существует ли другой способ правильного рассмотрения двойственности?" – ответьте: "Существует". "Какой же?" "То, что принимается за радость (блаженство) во Вселенной с населяющими её богами, марами, Святыми Небесами Брахмы, с отшельниками и священнослужителями, с царями и простым людом, при правильном различении без искажений правильно видится благородным страданием", – вот первое рассмотрение. "То, что принимается за страдание во Вселенной с населяющими её богами, марами, Святыми Небесами Брахмы, с отшельниками и священнослужителями, с царями и простым людом, при правильном различении без искажений правильно видится благородным радостью", – вот второе рассмотрение. Монах, который таким способом правильно рассматривает эту двойственность, сохраняя сосредоточение внимания, настойчивость и усердие, обретает один из двух вероятных плодов: либо он достигает Просветления, либо, если в нём ещё остаются элементы Накоплений Захваченности, он обретает плод Невозвращения.
Вот что сказал Самый Почитаемый. Сказав это, Сугата, Преподобный Учитель, продолжил:
– Объекты зрительного восприятия, звуки, запахи, вкусовые и тактильные ощущения, идеи – всё, что желаемо, привлекательно, приятно – до тех пор, пока это существует, воспринимается миром с населяющими его богами как наслаждение. Но когда это прекращается, это воспринимается ими как страдание. Остановка само-отождествления (ошибочного взгляда на телесное существование) рассматривается благородными как радость. Это противоположно представлениям мира (взглядам других существ). То, что другие существа называют блаженством, в том благородные усматривают страдание. То, что другие существа рассматривают как страдание, в том благородные видят радость.
– Поймите, что Дхарма трудна для понимания! Те [из присутствующих здесь], кто не понимает, испытывают смущение. Те, на ком пелена [невежества], погружены во тьму; тот, кто не понимает, – слеп. Но для понимающих всё понятно; для тех, кто видит, – это подобно свету. Однако и в их присутствии те, кто подобен глупым животным, не способным к Дхарме, не понимают. Для них не легко превзойти страсть к существованию. Тем, кого сносит поток Становления (существования), кто подвержен колебаниям Мары (т.е. приходит в волнение от мирских желаний), тем не легко пробудиться к этой Дхарме.
– Кто, за исключением благородных, способен пробудиться к этому состоянию – к состоянию, в котором благодаря правильному постижению этого [Учения] они становятся свободны от волнений, освобождены полностью?
Вот что сказал Самый Почитаемый. Испытав радость, монахи восхитились словами Самого Почитаемого. И когда было дано это объяснение, умы шестидесяти монахов из-за отсутствия захваченностей полностью освободились от волнений (т.е. они достигли Освобождения)
.



Примечания.

1 Контакт – это касание, восприятие объектов органами чувств. Контакт происходит не только при жизни. После смерти, в бардо, существа обретают тонкие тела кармических наклонностей. Говорится, что восприятие в этом состоянии в семь раз острее. Символическое изображение двенадцати нидан и пояснение к ним смотри на странице "Двенадцать звеньев-условий обусловленного происхождения".

2  Становление – это обретение существования в Мире Страстей. Становление происходит в результате созревания кармы, – мы обретаем существование, соответствующее нашим привязанностям. Типичный пример обретения существования в Мире Людей: перед душой (в потоке сознания, обретшем тонкое тело кармических наклонностей) появляется видение сексуальных отношений будущих родителей, из-за возникшего сильного влечения она влетает в видение. Испытывая страсть к одному из партнёров, сознание приходит в сильное возбуждение, из-за проявившегося желания физического контакта здесь происходит переход к материальному существованию – объединение сознания и оплодотворённой клетки родителей.

3 – Колебание – это волнение сознания в результате захваченности. Наши мирские желания волнуют ум. Это положение можно доказать научно. Сравните мозговые волны человека в то время, когда он испытывает захваченность, с мозговыми волнами, когда он свободен от захваченности.

4 Прекращение – это отдаление от мирских желаний в результате отказа от них, следствием полного прекращения является Нирвана.





 

На главную страницу В начало раздела Назад Наверх

На главную страницу В начало раздела Назад Наверх