Дваятанупассана сутта.
Рассмотрение
двойственности.
Сутта
нипата III.12
Переводчик неизвестен.
Так я слышал,
однажды Самый
Почитаемый
находился близ Саваттхи в
Восточном Монастыре, дворце матери Мигары. В День Упосатхи, пятнадцатый
день лунного месяца, в день полной луны вечером Самый Почитаемый сидел
на открытом воздухе в окружении общины монахов. Окинув взором общину
монахов, пребывающую в тишине, он обратился к сангхе:
– Монахи, если вас спросят: "Для чего вы слушаете Истину – мудрые,
благородные учения, ведущие к совершенству, к личному Пробуждению?" –
ответьте: "Для того чтобы познать суть двойственности явлений". "О
какой двойственности вы говорите?" "Это есть страдание. Это есть
происхождение страданий", – вот первое рассмотрение. "Это есть
прекращение страданий. Это есть путь, ведущий к прекращению страданий",
– вот второе рассмотрение. Монах, который таким способом правильно
рассматривает эту двойственность, сохраняя сосредоточение внимания,
настойчивость и усердие, обретает один из двух вероятных плодов: либо
он достигает Просветления, либо, если в нём ещё остаются элементы
[Пяти] Накоплений Захваченности, он обретает плод Невозвращения.
Вот что сказал Самый
Почитаемый. Сказав это, Сугата, Преподобный
Учитель, продолжил:
– Те, кто не размышляет о страданиях, о том, что порождает страдания, и
о том, как полностью избавиться от страданий, те, кто не знает пути,
который ведёт к прекращению страданий, те не достигнут Освобождения и
Просветления. Неспособные положить конец страданиям, они вновь
устремятся к рождению и старению. Но те, кто размышляет о страданиях, о
том, что порождает страдания, и о том, как полностью избавиться от
страданий, те, кто знают путь, ведущий к прекращению страданий, те
достигнут Освобождения и Просветления. Обладая способностью положить
конец страданиям, они не направятся вновь к рождению и старению.
– А если вас спросят: "Существует ли другой способ правильного
рассмотрения двойственности?" – ответьте: "Существует". "Какой же?"
"Необходимым условием для возникновения страданий являются Накопления (пали
упадхи)", – вот первое рассмотрение. "Если полностью ослабить и
отдалиться от этих Накоплений [Захваченности], страдания не будут
возникать", – вот второе рассмотрение. Монах, который таким способом
правильно рассматривает эту двойственность, сохраняя сосредоточение
внимания, настойчивость и усердие, обретает один из двух вероятных
плодов: либо он достигает Просветления, либо, если в нём ещё остаются
элементы Накоплений Захваченности, он обретает плод Невозвращения.
Вот что сказал Самый
Почитаемый. Сказав это, Сугата, Преподобный
Учитель, продолжил:
– Многочисленные страдания, которые существуют в этом мире, происходят
из-за Накоплений. Не ведая этого, существа создают Накопления
Захваченности. Невежественный человек вновь и вновь приходит к
страданиям. Поэтому, осознав это, вы не должны создавать Накоплений,
рассматривая рождение как то, что приводит к страданиям.
– Если вас спросят: "Существует ли другой способ правильного
рассмотрения двойственности?" – ответьте: "Существует". "Какой же?"
"Необходимым условием для возникновения страданий является Неведение (пали
авиджджа, санскр.
авидья)", – вот первое рассмотрение. "Если полностью ослабить и
избавиться от этого Неведения, страдания не будут возникать", – вот
второе рассмотрение. Монах, который таким способом правильно
рассматривает эту двойственность, сохраняя сосредоточение внимания,
настойчивость и усердие, обретает один из двух вероятных плодов: либо
он достигает Просветления, либо, если в нём ещё остаются элементы
Накоплений Захваченности, он обретает плод Невозвращения.
Вот что сказал Самый
Почитаемый. Сказав это, Сугата, Преподобный
Учитель, продолжил:
– Те, кто непрерывно блуждает от рождения к смерти, перерождаясь вновь
и вновь, проходя через различные состояния существования, делают это
вследствие Неведенья. Это Неведенье есть великое заблуждение, из-за
которого существа обречены на блуждание [в Сансаре] в течение
долгого-долгого времени. Но существа, погружённые в ясное знание, не
направятся к новому становлению.
– Если вас спросят: "Существует ли другой способ правильного
рассмотрения двойственности?" – ответьте: "Существует". "Какой же?"
"Необходимым условием для возникновения страданий является
Сформированный Опыт", – вот первое рассмотрение. "Если полностью
ослабить и
избавиться от этого Сформированного Опыта, страдания не будут
возникать", – вот второе рассмотрение. Монах, который таким способом
правильно рассматривает эту двойственность, сохраняя сосредоточение
внимания, настойчивость и усердие, обретает один из двух вероятных
плодов: либо он достигает Просветления, либо, если в нём ещё остаются
элементы Накоплений Захваченности, он обретает плод Невозвращения.
Вот что сказал Самый
Почитаемый. Сказав это, Сугата, Преподобный
Учитель, продолжил:
– Необходимым условием для возникновения любых страданий является
Сформированный Опыт. С прекращением Сформированного Опыта страдания не
будут возникать. Осознавая это препятствие – то, что страдания
возникают из-за Сформированного Опыта, – с отдалением от
Сформированного Опыта, с остановкой Представлений приходишь к
прекращению страданий. Понимая это без искажений,
Достигший в Мудрости обладает правильным виденьем. Видя правильно,
мудрый преодолевает Узы Мары,
он не направится к новому становлению.
– Если вас спросят: "Существует ли другой способ правильного
рассмотрения двойственности?" – ответьте: "Существует". "Какой же?"
"Необходимым условием для возникновения страданий является Сознание", –
вот первое рассмотрение. "Если полностью ослабить и
отдалиться от этого Сознания, страдания не будут возникать", – вот
второе рассмотрение. Монах, который таким способом правильно
рассматривает эту двойственность, сохраняя сосредоточение внимания,
настойчивость и усердие, обретает один из двух вероятных плодов: либо
он достигает Просветления, либо, если в нём ещё остаются элементы
Накоплений Захваченности, он обретает плод Невозвращения.
Вот что сказал Самый
Почитаемый. Сказав это, Сугата, Преподобный
Учитель, продолжил:
– Необходимым условием для возникновения любых страданий является
Сознание. Если остановить Сознание (остановить работу сознания,
связанного Сформированным Опытом), страдания не будут возникать.
Осознавая это препятствие – то, что страдания возникают из-за Сознания
(из-за привязанности к Сформированному Опыту), – с успокоением Сознания
монах освобождается от Жажды, он достигает Освобождения.
– Если вас спросят: "Существует ли другой способ
правильного
рассмотрения двойственности?" – ответьте: "Существует". "Какой же?"
"Необходимым условием для возникновения страданий является Контакт1",
– вот первое рассмотрение. "Если полностью ослабить
и
отдалиться от этого Контакта, страдания не будут возникать", – вот
второе рассмотрение. Монах, который таким способом правильно
рассматривает эту двойственность, сохраняя сосредоточение внимания,
настойчивость и усердие, обретает один из двух вероятных плодов: либо
он достигает Просветления, либо, если в нём ещё остаются элементы
Накоплений Захваченности, он обретает плод Невозвращения.
Вот что сказал Самый
Почитаемый. Сказав это, Сугата, Преподобный
Учитель, продолжил:
– Тем, кто захвачен Контактом [чувств], кто плывёт по течению
Становления, кто следует пути несчастья, тем далеко до пресечения Уз.
Но те, кто осознал Контакт, кто через рассмотрение обрёл радость
Тишины, эти люди с отдалением
от Контакта, с освобождением от Жажды достигают Освобождения.
– Если вас спросят: "Существует ли другой способ правильного
рассмотрения двойственности?" – ответьте: "Существует". "Какой же?"
"Необходимым условием для возникновения страданий являются Ощущения", –
вот первое рассмотрение. "Если полностью ослабить и
отдалиться от этих Ощущений, страдания не будут возникать", – вот
второе рассмотрение. Монах, который таким способом правильно
рассматривает эту двойственность, сохраняя сосредоточение внимания,
настойчивость и усердие, обретает один из двух вероятных плодов: либо
он достигает Просветления, либо, если в нём ещё остаются элементы
Накоплений Захваченности, он обретает плод Невозвращения.
Вот что сказал Самый
Почитаемый. Сказав это, Сугата, Преподобный
Учитель, продолжил:
– Понимая, что все ощущения – приятные, неприятные,
нейтральные, внутренние и внешние – есть
страдание, есть иллюзия, мираж, видя, что они исчезают при
[последующем] контакте [чувств], зависят от каждого контакта, человек
осознаёт: только с остановкой ощущений прекращаются страдания.
– Если вас спросят: "Существует ли другой способ правильного
рассмотрения двойственности?" – ответьте: "Существует". "Какой же?"
"Необходимым условием для возникновения страданий является Жажда", –
вот первое рассмотрение. "Если полностью ослабить и
избавиться от этой Жажды, страдания не будут возникать", – вот второе
рассмотрение. Монах, который таким способом правильно рассматривает эту
двойственность, сохраняя сосредоточение внимания, настойчивость и
усердие, обретает один из двух вероятных плодов: либо он достигает
Просветления, либо, если в нём ещё остаются элементы Накоплений
Захваченности, он обретает плод Невозвращения.
Вот что сказал Самый
Почитаемый. Сказав это, Сугата, Преподобный
Учитель, продолжил:
– Имея Жажду (желание приятного и нежелание неприятного), человек в
течение долгого-долгого времени блуждает [в Сансаре]. Из жизни в жизнь
он не выходит за круг перерождений. Осознавая это препятствие – то, что
страдания возникают из-за Жажды, – освобождаясь от Жажды, освобождаясь
от цепляния, сосредотачивая внимание, монах ведёт жизнь странника.
– Если вас спросят: "Существует ли другой способ правильного
рассмотрения двойственности?" – ответьте: "Существует". "Какой же?"
"Необходимым условием для возникновения страданий является
Привязанность", – вот первое рассмотрение. "Если полностью ослабить и
избавиться от этой Привязанности, страдания не будут возникать", – вот
второе рассмотрение. Монах, который таким способом правильно
рассматривает эту двойственность, сохраняя сосредоточение внимания,
настойчивость и усердие, обретает один из двух вероятных плодов: либо
он достигает Просветления, либо, если в нём ещё остаются элементы
Накоплений Захваченности, он обретает плод Невозвращения.
Вот что сказал Самый
Почитаемый. Сказав это, Сугата, Преподобный
Учитель, продолжил:
– Из-за Привязанности как необходимого условия возникает Становление.
Тот, кто пришёл к существованию, – пришёл к страданию. Тот, кто рождён,
– обречён на смерть. Это есть начало страданий. Поэтому с отдалением от
привязанностей мудрый обретает правильное виденье, он ясно осознаёт,
что рождений больше не будет, становления не будет.
– Если вас спросят: "Существует ли другой способ
правильного
рассмотрения двойственности?" – ответьте: "Существует". "Какой же?"
"Необходимым условием для возникновения страданий является Становлене2",
– вот первое рассмотрение. "Если полностью ослабить
и
избавиться от этого Становления (в английском переводе: беспокойство,
волнение), страдания не будут возникать", – вот второе рассмотрение.
Монах, который таким способом правильно рассматривает эту
двойственность, сохраняя сосредоточение внимания, настойчивость и
усердие, обретает один из двух вероятных плодов: либо он достигает
Просветления, либо, если в нём ещё остаются элементы Накоплений
Захваченности, он обретает плод Невозвращения.
Вот что сказал Самый
Почитаемый. Сказав это, Сугата, Преподобный
Учитель, продолжил:
– Необходимым условием для возникновения любых страданий является
Становление. Если прекратить Становление, страдания не будут возникать.
Осознавая это препятствие – то, что страдания возникают из-за
Становления – с прекращением Становления монах освобождается в
Не-Становлении, рушится его жажда к существованию, его ум
успокаивается, пресекается поток его рождений, для него больше нет
Становления.
– Если вас спросят: "Существует ли другой способ правильного
рассмотрения двойственности?" – ответьте: "Существует". "Какой же?"
"Необходимым условием для возникновения страданий являются факторы,
подпитывающие желания (в английском переводе: питающие вещества / пища,
безусловно, – один из этих факторов)", – вот первое рассмотрение. "Если
полностью ослабить и отдалиться от этих факторов, подпитывающих желания
(пали
ахара), страдания не будут возникать", – вот второе рассмотрение.
Монах, который таким способом правильно рассматривает эту
двойственность, сохраняя сосредоточение внимания, настойчивость и
усердие, обретает один из двух вероятных плодов: либо он достигает
Просветления, либо, если в нём ещё остаются элементы Накоплений
Захваченности, он обретает плод Невозвращения.
Вот что сказал Самый
Почитаемый. Сказав это, Сугата, Преподобный
Учитель, продолжил:
– Необходимым условием для возникновения страданий являются факторы,
подпитывающие желания. Если искоренить факторы, подпитывающие желания,
страдания не будут возникать. Осознавая это препятствие – то, что
страдания возникают из-за факторов, подпитывающих желания, – понимая
факторы, подпитывающие желания, будучи независимым от факторов,
подпитывающих желания, правильно видя освобождение от болезни через
прекращение возбуждения, принятых мнений, суждений, он, Достигший в
Мудрости, выходит за пределы суждений и оценок.
– Если вас спросят: "Существует ли другой способ правильного
рассмотрения двойственности?" – ответьте: "Существует". "Какой же?"
"Необходимым условием для возникновения страданий являются источники
волнений (пали
иньджита)", – вот первое рассмотрение. "Если полностью ослабить и
отдалиться от этих источников волнений, страдания не будут возникать",
– вот второе рассмотрение. Монах, который таким способом правильно
рассматривает эту двойственность, сохраняя сосредоточение внимания,
настойчивость и усердие, обретает один из двух вероятных плодов: либо
он достигает Просветления, либо, если в нём ещё остаются элементы
Накоплений Захваченности, он обретает плод Невозвращения.
Вот что сказал Самый
Почитаемый. Сказав это, Сугата, Преподобный
Учитель, продолжил:
– Необходимым условием для возникновения страданий являются источники
волнений. С отдалением от источников волнений (с пресечением их
восприятия), страдания не возникают. Осознавая это препятствие – то,
что страдания возникают из-за источников волнений, – монах, отдаляясь
от волнений, останавливая Сформированный Опыт, освобождается от
волнений, освобождается от захваченности, с сосредоточенным вниманием
он ведёт жизнь странника.
– Если вас спросят: "Существует ли другой способ
правильного
рассмотрения двойственности?" – ответьте: "Существует". "Какой же?"
"Тот, кто зависим, тот пребывает в колебании [от мирских желаний]", –
вот первое рассмотрение. "Тот, кто независим, тот не пребывает в колебании3",
– вот второе рассмотрение. Монах, который таким способом правильно
рассматривает эту двойственность, сохраняя сосредоточение внимания,
настойчивость и усердие, обретает один из двух вероятных плодов: либо
он достигает Просветления, либо, если в нём ещё остаются элементы
Накоплений Захваченности, он обретает плод Невозвращения.
Вот что сказал Самый
Почитаемый. Сказав это, Сугата, Преподобный
Учитель, продолжил:
– Тот, кто независим, тот не пребывает в колебании. А тот, кто зависим
от чего-либо, тот захвачен этим состоянием, где бы он ни был, из-за
этого он не может выйти за пределы блуждания [в Сансаре]. Зная об этом
препятствии – великой опасности из-за зависимости – независимый,
свободный от захваченностей, монах ведёт с сосредоточенным вниманием
странствующий образ жизни.
– Если вас спросят: "Существует ли другой способ
правильного
рассмотрения двойственности?" – ответьте: "Существует". "Какой же?"
"Не-Форма в сравнении с Формой обладает большим покоем", – вот первое
рассмотрение. "Прекращение4
в сравнении с Не-Формой обладает большим покоем", – вот второе
рассмотрение. Монах, который таким способом правильно рассматривает эту
двойственность, сохраняя сосредоточение внимания, настойчивость и
усердие, обретает один из двух вероятных плодов: либо он достигает
Просветления, либо, если в нём ещё остаются элементы Накоплений
Захваченности, он обретает плод Невозвращения.
Вот что сказал Самый
Почитаемый. Сказав это, Сугата, Преподобный
Учитель, продолжил:
– Те существа, которые принадлежат Миру Форм, и те, которые принадлежат
Миру Без-Форм, не обладая пониманием Прекращения, приходят
[когда-нибудь] к Становлению. Но те, кто понимает сущность Формы и не
привязывается к Не-Форме, такие люди с прекращением достигают
Освобождения, они превосходят смерть.
– Если вас спросят: "Существует ли другой способ правильного
рассмотрения двойственности?" – ответьте: "Существует". "Какой же?"
"То, что принимается за истину во Вселенной с населяющими её богами,
марами, [с богами Мира] Брахмы,
с отшельниками и священнослужителями, с
царями и простым людом, при правильном различении без искажений
правильно видится благородным неистинным", – вот первое рассмотрение.
"То, что принимается неистинным во Вселенной с населяющими её богами,
марами, [Святыми Небесами]
Брахмы,
с отшельниками и
священнослужителями, с царями и простым людом, при правильном
различении без искажений правильно видится благородным истиной", – вот
второе рассмотрение. Монах, который таким способом правильно
рассматривает эту двойственность, сохраняя сосредоточение внимания,
настойчивость и усердие, обретает один из двух вероятных плодов: либо
он достигает Просветления, либо, если в нём ещё остаются элементы
Накоплений Захваченности, он обретает плод Невозвращения.
Вот что сказал Самый
Почитаемый. Сказав это, Сугата, Преподобный
Учитель, продолжил:
– Взгляните на мир с населяющими его божествами, полагающими, что
"не-Я" есть "Я". Привязанные к Имени и Форме (т.е. считая свой мир
реальностью), они полагают: "Это истинно". Но что бы они ни считали
истинным, всё это подвержено изменениям, а потому не является истинным.
Всё, что меняется, иллюзорно по природе. Но Освобождение не иллюзорно
по природе, – вот что благородные считают истинным. Прорвавшись к
Истине, они освобождаются от Жажды, они обретают Освобождение.
– Если вас спросят: "Существует ли другой способ правильного
рассмотрения двойственности?" – ответьте: "Существует". "Какой же?"
"То, что принимается за радость (блаженство) во Вселенной с населяющими
её богами, марами, Святыми
Небесами Брахмы, с отшельниками и
священнослужителями, с царями и простым людом, при правильном
различении без искажений правильно видится благородным страданием", –
вот первое рассмотрение. "То, что принимается за страдание во Вселенной
с населяющими её богами, марами, Святыми Небесами Брахмы, с
отшельниками и священнослужителями, с царями и простым людом, при
правильном различении без искажений правильно видится благородным
радостью", – вот второе рассмотрение. Монах, который таким способом
правильно рассматривает эту двойственность, сохраняя сосредоточение
внимания, настойчивость и усердие, обретает один из двух вероятных
плодов: либо он достигает Просветления, либо, если в нём ещё остаются
элементы Накоплений Захваченности, он обретает плод Невозвращения.
Вот что сказал Самый
Почитаемый. Сказав это, Сугата, Преподобный
Учитель, продолжил:
– Объекты зрительного восприятия, звуки, запахи, вкусовые и тактильные
ощущения, идеи – всё, что желаемо, привлекательно, приятно – до тех
пор, пока это существует, воспринимается миром с населяющими его богами
как наслаждение. Но когда это прекращается, это воспринимается ими как
страдание. Остановка само-отождествления (ошибочного взгляда на
телесное существование) рассматривается благородными как радость. Это
противоположно представлениям мира (взглядам других существ). То, что
другие существа называют блаженством, в том благородные усматривают
страдание. То, что другие существа рассматривают как страдание, в том
благородные видят радость.
– Поймите, что Дхарма трудна для понимания! Те [из присутствующих
здесь], кто не понимает, испытывают смущение. Те, на ком пелена
[невежества], погружены во тьму; тот, кто не понимает, – слеп. Но для
понимающих всё понятно; для тех, кто видит, – это подобно свету. Однако
и в их присутствии те, кто подобен глупым животным, не способным к
Дхарме, не понимают. Для них не легко превзойти страсть к
существованию. Тем, кого сносит поток Становления (существования), кто
подвержен колебаниям Мары
(т.е. приходит в волнение от мирских
желаний), тем не легко пробудиться к этой Дхарме.
– Кто, за исключением благородных, способен пробудиться к этому
состоянию – к состоянию, в котором благодаря правильному постижению
этого [Учения] они становятся свободны от волнений, освобождены
полностью?
Вот что сказал Самый
Почитаемый. Испытав радость, монахи восхитились
словами Самого
Почитаемого. И когда было дано это объяснение, умы
шестидесяти монахов из-за отсутствия захваченностей полностью
освободились от волнений (т.е. они достигли Освобождения).
Примечания.
1 – Контакт – это
касание,
восприятие объектов органами
чувств. Контакт
происходит не только при жизни. После смерти, в бардо, существа
обретают тонкие тела кармических наклонностей. Говорится, что
восприятие в этом состоянии в семь раз острее. Символическое
изображение двенадцати нидан и пояснение к ним смотри на странице "Двенадцать звеньев-условий
обусловленного происхождения".
2 – Становление – это обретение
существования в Мире Страстей.
Становление происходит в результате созревания кармы, – мы обретаем
существование, соответствующее нашим привязанностям. Типичный пример
обретения существования в Мире Людей: перед душой (в потоке сознания,
обретшем тонкое тело кармических наклонностей) появляется видение
сексуальных отношений будущих родителей, из-за возникшего сильного
влечения она влетает в видение. Испытывая страсть к одному из
партнёров, сознание приходит в сильное возбуждение, из-за проявившегося
желания физического контакта здесь происходит переход к материальному
существованию – объединение сознания и оплодотворённой клетки
родителей.
3 – Колебание – это волнение
сознания
в результате захваченности. Наши
мирские желания волнуют ум. Это положение можно доказать научно.
Сравните мозговые волны человека в то время, когда он испытывает
захваченность, с мозговыми волнами, когда он свободен от захваченности.
4 –
Прекращение
– это отдаление
от
мирских желаний в результате отказа
от них, следствием полного прекращения является Нирвана.
|