|
|
Джатака-мала.
XVIII. Джатака о бездетном.
Арья
Шура.
Перевод с
санскрита А. Баранникова, О. Волковой. Изд. 2-е, доп. 2000г.
Состояние домохозяина связано со стремлениями, враждебными спокойствию
и нравственному поведению. Поэтому оно не доставляет радости
заботящимся о своей душе.
Вот как об этом назидательно повествуется.
Некогда бодхисаттва,
как рассказывают, принял рождение в одном богатом роде, который был
славен своим добродетельным образом жизни и поведением и был высоко
чтим в народе; родство с этим родом почиталось высокой честью, и был он
славно освежающим источником для родовитых семей; его кладовые и
сокровищницы были как бы собственностью всех шраманов и брахманов; дом
его был всегда открыт для друзей и родственников; он доставлял
пропитание беднякам и нищим; ремесленники находили там работу и
покровительство; наконец, благодаря своему великому счастью и богатству
род этот имел возможность выражать свою преданность и почтение царю,
принимая его у себя. С течением времени бодхисаттва вырос и
с чрезвычайным рвением изучил различные отрасли науки, знание которых
почиталось людьми особенно ценным, а также избранные им различные
искусства. Благодаря такому образованию, радовавшей взоры красоте и
знанию людей, которое он проявлял, не нарушая предписаний праведного
закона, он завоевал сердца людей как любимый родственник.
1. Ведь мы родных
глубоко уважаем не потому, что нам они родные, и на чужих иначе
смотрим, не как на близких, не потому, что чужаки они.
2. Найдём ли мы достоинства или пороки –
от этого зависит, как будем относиться к человеку с глубоким уваженьем
иль с презреньем. Когда Великосущный надлежащим образом познакомился с
отречением от мира,
3. Постигнул он, что жизнь домохозяина стоит в
противоречье со святым законом и со страданьем связана из-за стремлений
тщетных; постигнув также, что блаженство даруют пустыни лесные, он
сердцем отвратился от неё.
До глубины своего сердца он был потрясён смертью отца и матери и после
этого, раздав друзьям, родственникам, беднякам, шраманам и брахманам,
каждому в соответствии с его заслугами, всё своё имение –
дом и громадные богатства, ценность которых равнялась многим сотням
тысяч, он ушёл из дому. И вот, проходя постепенно деревни, города,
царства и столицы царей, он наконец пришёл и поселился на лесистом
холме в окрестностях какого-то города. Скоро он стал известен, так как
благодаря его продолжительным упражнениям в созерцании спокойная
ясность его чувств была совершенно естественной и искренней; речь его
радовала слух и сердце и, хоть и свидетельствовала о глубокой учёности,
тем не менее была полна скромности; свободная от жалких удручённых
сетований и своекорыстных надежд, она свидетельствовала о
благовоспитанности, так как к каждому он обращался с вежливостью и
сердечным радушием и, кроме того, в его речи проявлялось его уменье
различать согласное и несогласное со святым законом. Его поведение и
вся жизнь аскета-отшельника были прекрасны и соответствовали наилучшим
представлениям о добродетели. Когда же народ, относившийся к нему с
большим любопытством, узнал, что он ради жизни отшельника оставил свой
высокий род, его стали уважать ещё больше.
4. Ведь добродетели
нас привлекают больше, когда они блистают в человеке, высоком по
рожденью, как и лучи – побеги месяца, когда на
чудную поверхность падают они.
И вот, узнав о его прибытии в ту страну, один из сверстников и друзей
его отца, побуждаемый глубоким уважением к его достоинствам, пришёл к
нему и, предварительно осведомившись о его здоровье, представился ему
как сверстник и друг его отца. Меж ними завязалась беседа, и, когда
представился удобный случай, этот человек ласково промолвил:
"Мне кажется, о достопочтенный, что ты совершил легкомысленный поступок
тем, что пренебрёг семьёй и продолжением рода и ушёл в отшельники в
столь юном возрасте.
5. Ведь те, кто ведаёт
пути добра, блюдут святой закон и в доме, как в лесу. Зачем же ты,
покинув дом богатый, направил помыслы на жизнь лесную?
6. Ты подаянием живёшь, что получаешь от других из
милости, народ относится к тебе с почтением не большим, чем к бродяге,
отрепья носишь ты, лишён друзей, родных; собой пренебрегаешь ты в лесу.
7. Зачем ты сам себя отдал во власть страданий, как
будто с бедностью обнялся воплощённой. Ведь даже у врагов бы появились
слёзы на глазах, если б увидели они то состоянье, в котором ты
находишься теперь!
8. И посему вернись ты в отчий дом! Тебе известны ведь
его великие богатства. Там сможешь ты святой закон блюсти, а также сына
добродетельного получить, осуществив своё желанье.
Недаром в народе существует пословица:
9. "Дом даже бедного
слуги, если он свой, как свежая вода, приятен; что говорить уж о дворце
богатом и счастливом, который получить легко"".
Тогда бодхисаттва,
ум которого насладился отречением от мира, как дивным соком бессмертия,
и сердце которого не лежало к этой жизни, прекрасно понимая разницу
между жизнью дома и в лесу и чувствуя столь же мало удовольствия от
призыва вкусить земных наслаждений, как сытый при упоминании о пище,
сказал:
10. "То было сказано
тобой, конечно, от любви ко мне, и потому меня не очень огорчило; не
применяй, однако, слово "счастье" никогда, когда ты говоришь о жизни в
доме!
11. Ведь состояние домохозяина в высокой степени
болезненно для богача и бедняка; для первого –
от тягостей имущества охраны, а для второго – от
усилия приобрести его.
12. Где счастья нет равно для бедняка и богача, там
наслаждение – лишь ослепленье, и плод его такой
же, как и плод греха.
Что же касается твоего утверждения, что и в состоянии домохозяина
вполне возможно исполнять святой закон, то, конечно, это правда; но мне
кажется, это в высшей степени трудно, так как состояние это связано с
действиями, противными святому закону, и требует множества изнуряющих
хлопот. Подумай только господин!
13. Не должен домом
обладать ни тот, кто никаких стремлении не имеет, ни тот, кто лжи не
говорит; ни тот, кто наказания не применяет; ни тот, кто неспособен
унижать других.
Каждый, чьё сердце привязано к домашним наслаждениям,
все помыслы свои направляет на пути к их достижению.
14. Нет дома для того, кто обращается к закону
праведному, а кто на дом направит помыслы свои, куда деваться там
закону? Ведь путь закона требует строжайшего покоя, меж тем удача в
домоводстве лишь с применением энергии возможна.
15. И если жизнь домашняя стоит в губительном столь
несогласии с законом, кто мудрый сможет ею наслаждаться? Кто раз
презрел закон, желая насладиться, не сдержится для достиженья ещё
больших наслаждений.
16. Жизнь в доме, несомненно, повлечёт утрату доброй
славы, мученья совести и бедствия; поэтому все мудрые и знающие жизнь
её рассматривают как противную закону, скорее как беду, а не как путь,
ведущий к счастью.
Кроме того, мне представляется, что утверждение "жизнь в доме есть
благо" принято нами лишь на веру.
17. В страданьях
бесконечных по приобретению имущества, его охране и так далее, в том
состоянье, которое является единственной причиною для казней, пленения
и бедствий, где даже у царей довольства нет богатством, как дождевой
водой у океана,
18. Откуда, или как, или когда быть может благо, коль
не является оно тому, кто тешится игрой воображенья? Если стремятся ж к
благу люди, привязанные к чувственным вещам, то это ведь безумию
подобно, как если бы царапали мы рану, чтоб залечить её!
Обычно же, скажу я, бывает так,
19. Что большинство
живущих в доме становятся высокомерными благодаря богатству, от
знатности – тщеславными, благодаря же силе –
наглыми; страдания рождают злобу в них, а бедствия –
унынье. Когда же здесь найдётся время для спокойствия души?
Поэтому я прошу тебя примириться с моим положением.
20. Ведь дом является
гнездом ужасных змей – тщеславия, высокомерия,
безумья; он – гибель для блаженного спокойствия,
вместилище страданий многих и тяжёлых. Так кто же станет в нём искать
опору, когда он обещает бедствия одни?
21. В лесу же, в этом доме, где желаний нет у
человека, он наслаждается уединеньем, в спокойствие приходит сердце;
даже на небе Шакры
может ли найтись такое благо?
22. Поэтому предпочитаю жить в лесу я, отрепьями
прикрывши наготу, питаясь тем, что подают из милости другие, но не хочу
я блага, связанного с нарушением закона, как мудрый пищи не захочет, к
которой яд примешан".
Этой хватающей за сердце речью он вполне убедил друга своего отца,
который выразил глубокое уважение к Великосущному, почтив его
предложением прекрасного угощения.
Таким образом, "состояние домохозяина связано со стремлениями,
враждебными спокойствию и высоконравственному поведению". Зная это,
заботящиеся о душе покидают его.
[Это же должно приводить, поучая о высоких достоинствах отречения от
мира, начиная поучение словами: "Тот, кто вкусил сладости отречения от
мира, не прельщается земными наслаждениями".]
|
|
|