На главную страницу В начало раздела Назад

На главную страницу В начало раздела Назад
Сутра о мудрости и глупости.
Семь сыновей советника Ридака.
Дзанлундо. Раздел VI. Глава 23. Перевод c тибетского Ю.М. Парфионовича. 1978 г.

Так было однажды услышано мной. Победоносный пребывал в Шравасти, в саду Джетавана, который предоставил ему Анантхапиндада. В то время у царя Сэльтупа был советник по имени Ридак, который обладал несметным богатством и был отцом семи сыновей. Шесть сыновей были женаты, а седьмой, самый младший, не имел жены.
Отец подумал: "Я состарился, надо найти хорошую жену неженатому сыну".
У того домохозяина был близкий друг, брахман. Встретившись с ним и разговорившись, советник промолвил:
– Мой младший сын ещё не женат, я не знаю, кого взять ему в жены. Ты ходишь повсюду, и если увидишь девушку хорошую и красивую, умную и достойного рода, подходящую для моего сына, то обязательно сосватай её.
– Быть по сему, – согласился брахман.
Согласившись, стал он искать повсюду и в местности Ширидита увидал пятьсот девушек, которые собрались повеселиться и нарвать цветов, чтобы сделать гирлянды для подношения Будде.
Брахман направился вслед за девушками и стал наблюдать за ними.
Когда маленькая речушка преградила девушкам путь, все сняли обувь, одна же девушка обувь не сняла и в ней перешла речку.
Пошли они дальше и стали переходить большую реку. Все девушки вошли в воду, сняв одежды. Только та девушка, не сняв одежд, перешла через реку.
Затем они пришли в лес. Другие девушки забрались на деревья и стали срывать цветы. Только та девушка собирала цветы на земле и собрала больше, чем другие.
Тогда брахман подошёл к этой девушке и спросил:
– Если я задам тебе несколько недоумённых вопросов, получу ли правдивый ответ?
– Если недоумеваешь, то спрашивай, – сказала девушка.
– Девушка, когда вы переходили реку, – начал брахман, – все девушки сняли обувь, только ты одна не сняла. Почему ты так сделала?
– Ты недоумеваешь, но ведь в моём поступке нет ничего удивительного, – отвечала девушка. – Когда я иду по земле, то вижу всё, что находится под ногами – колючка ли, камень ли, черепок ли или какое другое неудобство, и могут обойти их. Но я не вижу, что на дне реки: колючка ли, змея ли, ядовитое ли насекомое. Опасаясь наступить на них и повредить ногу, я не сняла обувь.
– Тогда, – спросил брахман, – почему ты вошла в реку в одежде?
– На теле девушки имеются как хорошие, так и скверные знаки. Поэтому, если снять одежду и войти в воду, то другие их увидят. О хороших знаках никто ничего не скажет, а дурные знаки станут предметом насмешек. Поэтому я не сняла одежд.
– Хорошо, – сказал брахман, – а почему ты не залезла на дерево?
– Если залезть на дерево, а ветка дерева обломится, то упадёшь и расшибёшься. Поэтому я и не полезла на дерево, – отвечала девушка.
Та девушка была дочерью человека по имени "Друг силы", младшего брата царя Рэпсэльгеля. Он совершил преступление и, будучи изгнан из своей страны, пришёл в эту землю. Здесь он женился, и жена родила ему дочь по имени Хлацамма.
Брахман сказал:
– Девушка, ты весьма умна и сообразительна. Есть ли у тебя родители?
– Есть, – ответила та.
– Тогда пойдём вместе к вам домой, – сказал брахман.
Когда они подошли к дверям, то девушка вошла в дом и сказала родителям:
– Один брахман ждёт у дверей. Он ищет встречи с отцом.
Отец девушки вышел из дома, они с брахманом осведомились друг у друга о здоровье, и брахман спросил:
– Эта девушка – твоя дочь?
– Моя, – последовал ответ.
– Есть ли у неё муж?
– Нет, мужа нет.
Тогда брахман спросил:
– Знаешь ли ты в городе Шравасти советника по имени Ридак?
– Мы с ним близкие друзья, – прозвучал ответ.
– Младший сын того советника, – сказал брахман, – красив, великолепно сложен и умен. Прошу твою дочь ему в жены.
Отец девушки сказал на это:
– Советник тот высокороден, и если желаешь мою дочь [в жены его сыну], то будь по-твоему.
После этого брахман послал своему другу в Шравасти весть о сговоре.
Получив эту весть от брахмана, тот приказал приготовить лошадей, колесницы и прочее, необходимое для встречи невестки, и отправился в страну Ширидита. Подъезжая, он послал вперёд гонца с сообщением о своём прибытии. Отец невесты устроил свадебный пир и вручил свою дочь прибывшим. Когда те, взяв невесту, собирались отправляться назад, в Шравасти, мать девушки сказала дочери:
– Отныне и впредь ты всегда носи хорошее платье, ешь вкусную пищу и каждый день смотрись в зеркало.
– Так и буду делать, – ответила ей дочь.
Тут отец мужа недовольно подумал: "В жизни человека радости и беды сменяют друг друга, откуда же всегда взяться хорошей одежде и вкусной еде? Да и в зеркало постоянно смотреться также неприлично".
Подумав так, он распрощался со всеми, и свадебный кортеж двинулся в обратный путь.
По дороге им встретился прекрасный загородный дом. Ехавшие впереди расположились в том доме на отдых. Вслед за ними туда подъехала и молодая жена. Обратившись к свёкру, она сказала:
– Здесь останавливаться не стоит, давайте побыстрее уйдём отсюда на открытое место.
Сопровождавшие молодую женщину вняли её словам и удалились от дома. Но некоторые слуги не послушались совета и остались в помещении. Немного времени спустя туда пришли коровы и лошади, стали чесаться об опорный столб дома, отчего дом рухнул и задавил находившихся в нём.
Свёкор подумал: "Благодаря невестке я спасся от смерти" – и стал более доброжелательно относиться к ней.
Следуя дальше, кортеж достиг ложбины, где в изобилии было травы и воды, и расположился там. Но подъехавшая невестка сказала:
– В этой ложбине оставаться нельзя, быстрее уйдём отсюда.
Едва они поднялись из ложбины наверх, как хлынул страшный ливень, и вода затопила ложбину, где только что располагался кортеж. "Второй раз невестка спасла мне жизнь", – опять подумал свёкор. Двинулись они дальше и вскоре достигли родных мест.
Собрались тут друзья и знакомые, принесли свои поздравления, и был устроен большой пир, на котором целый день продолжалось радостное веселье.
Когда гости разошлись по домам, свёкор собрал своих невесток и обратился к ним с такими словами:
– Я состарился и сыт по горло хозяйственными делами, поэтому хочу вам, невестки, вручить домашнее имущество. Кто из вас возьмёт ключи от кладовых?
– Мы не можем, – ответили шестеро старших невесток.
– Я могу, – сказала младшая из них.
И домохозяин вручил ей все ключи от кладовых.
Младшая невестка стала вести хозяйство: утром вставала первая и делала домашнюю уборку. Затем готовила пищу и раздавала её по старшинству, начиная с родителей мужа. Затем она, накормив слуг и рабочих, каждому давала задание, а потом уже ела сама.
И поскольку она делала так всегда, то свёкор подумал: "Эта моя невестка не похожа на других, и человек она незаурядный. Почему же она не следует наказу своей матери?"
И, подумав так, он спросил невестку:
– Когда ты покидала семью, то твоя мать сказала: "Всегда носи хорошее платье, ешь вкусную пищу и постоянно смотрись в зеркало". Что означали эти слова?
Невестка, преклонив колени, отвечала:
– Наказ моей матери "носи хорошую одежду" означал, что я всегда должна держать одежду в чистоте и не грязнить её, чтобы одежда была опрятной, когда придут гости или зайдут чужие люди. Наказ "всегда ешь вкусную пищу" подразумевал в действительности не вкусную и изысканную пищу, а лишь то, что, когда ешь после других, проголодавшись, тогда всякая пища покажется вкусной. Слова "постоянно смотрись в зеркало" вовсе не имели в виду бронзового или железного зеркала – они означали, что я должна раньше всех встать, хорошенько убрать и подмести дом, почистить ковры и сиденья. Таков был смысл наказа моей матери.
После этого свёкор ещё более возлюбил [младшую] невестку. Он полностью передал в её ведение хозяйство семьи, и, все домашние зажили спокойно и счастливо.
Случилось так, что одна птица клевала на морском острове рис и, захватив с собой рисовый колос, улетела. Пролетая над дворцом, она выронила колос, и тот упал прямо около дворца. Кто-то подобрал колос и преподнёс его царю.
"Такой хороший рис, несомненно, годится в качестве лекарственного средства; надо посеять его", – подумал царь и, разделив рис между советниками, приказал:
– Посейте!
Тот домохозяин также получил немножко риса и, вернувшись домой, сказал невестке:
– Посейте этот рис!
Невестка, проникнувшись важностью полученного ею наказа, посеяла зерно на плодородном поле и получила хороший урожай. Другие же к посеву зёрен отнеслись спустя рукава, и у них ничего не уродилось.
Спустя некоторое время заболела супруга царя. Врач, который обследовал больную, сказал, что ей надо давать рис с морского острова и тогда она поправится. Тут царь вспомнил, что он велел раздать рис с морского острова для посева, и спросил советников, посеяли ли они тот рис или нет.
Одни советники сказали, что рис был посеян, но не взошёл. Другие сказали, что риса у них нет, так как его поели мыши. Домохозяин же, вернувшись домой, спросил невестку:
– Вырос ли тот рис, который я в своё время велел посеять? Жена царя заболела, и ей требуется лекарство.
– Посеянный рис дал очень хороший урожай, – отвечала невестка, – из него можно приготовить не только лекарство для одного человека, но и вылечить все население страны.
Домохозяин взял часть риса и поднёс его царю. Царь приготовил из этого риса лекарство, и царица поправилась, за что обрадованный царь дал домохозяину множество подарков.
В то время царь страны Ширидиты и царь Шравасти находились между собой в ссоре и не ладили друг с другом. И тогда подумал царь Ширидиты: "Проверю-ка я, есть ли у царя Шравасти мудрые и обладающие острым умом советники".
Подумав так, он направил к царю Шравасти посланца с двумя кобылами – матерью и дочерью, совершенно одинаковыми по стати и масти, предлагая отличить, которая из них мать, а которая – дочь. Царь и советники посмотрели на кобыл, но ни один не смог отличить мать от дочери.
Когда домохозяин вернулся домой, то невестка спросила его, есть ли новости, и каковы они. Тот ей подробно все и рассказал.
– Это узнать очень легко, – промолвила невестка, – привяжите двух кобыл вместе и дайте им хорошей травы. Та, которая мать, будет подвигать мордой траву дочери.
Когда домохозяин передал царю слова невестки, тот велел дать лошадям травы и посмотрел. Все получилось так, как было сказано, и царь выяснил, какая из лошадей мать, а какая – дочь.
– Это мать, а это дочь, – сказал он посланцу.
– Так оно и есть, вы не ошиблись! – ответил тот.
Вернувшись на родину, посланец обо всем подробно рассказал своему царю.
Тогда тот направил ещё одного посланца с двумя змеями одинаковой толщины и длины, предлагая отличить самку от самца.
Собрался царь Рэпсэльгель со своими советниками, но, сколько они ни рассматривали змей, ни один не мог выяснить, кто самец, а кто самка.
Тогда домохозяин спросил об этом дома у своей невестки. Та сказала:
– Надо взять мягкий хлопчатобумажный материал и посадить на него змей. Самка будет лежать не двигаясь, самец же не сможет оставаться спокойным. Это так, и вот почему. Существо женского пола любит мягкое и лёгкое. Существо же мужского пола, горячее по своему характеру, мягкого не терпит и лежать спокойно не может. Тем и можно их различать.
Домохозяин доложил все это царю, и когда поступили так, как советовала невестка, то легко определили, кто из змей самец, а кто – самка.
– Это самец, а это самка, – сказал царь.
– Совершенно верно, – последовал ответ посланца.
Тут царь очень обрадовался и дал домохозяину в подарок много драгоценностей.
Затем царю Шравасти было прислано бревно равномерной толщины, без наростов, а также следов от топора или топорика с предложением определить, где был комель дерева, а где его вершина. Собрался царь со своими советниками, рассмотрели они бревно, но ни один не узнал требуемого.
– Узнать это очень легко, – ответила невестка на вопрос домохозяина. – Если хочешь определить, где комель, а где вершина дерева, надо бросить бревно в реку. Комель погрузится в воду, а вершина всплывёт. Вот и все.
Домохозяин доложил это царю, и когда поступили так, как советовала невестка, то определили, где комель, а где вершина.
– Это комель, а это вершина, – сказал царь.
– Именно так, – ответил посланец.
Ещё больше обрадовался царь и дал домохозяину множество подарков.
Когда посланец вернулся на родину и все подробно рассказал своему царю, тот вручил ему множество драгоценностей и сказал:
– У того царя имеются мудрые советники, обладающие острым умом. Вручи это царю, и да будет отныне между нами согласие.
Царь Рэпсэльгель очень обрадовался такому обороту дела и спросил домохозяина:
– Каким образом ты разобрался во всем этом?
– Это не я разобрался, – ответил домохозяин, – у меня есть очень умная невестка, это она разобралась.
Услышав такие слова, царь очень обрадовался и повелел возвести невестку в ранг своей младшей сестры.
Прошло некоторое время, и невестка домохозяина понесла. Через девять месяцев она разродилась тридцатью двумя яйцами, и из каждого яйца появилось по мальчику, прекрасно сложенному и удивительно красивому.
Когда мальчики выросли, то по силе и храбрости не стало им равных. Каждый из юношей мог справиться даже с тысячью человек. Отец очень любил своих сыновей, а все жители царства уважали и побаивались их. В жены юношам взяли девушек из семей столь же знатных и высокопоставленных.
Как-то раз их мать Хлацамма, исполненная помыслов о вере, пригласила на угощение Будду и его общину. Когда Победоносный произнёс проповедь, то все члены семьи обрели духовный плод вступления в поток, только младший сын этого плода не обрёл.
Однажды младший сын сел на слона и отправился развлекаться в другой город. Перед городом текла большая река, через которую был перекинут мост. Когда юноша въехал на мост, то повстречался с колесницей, в которой сидел сын великого советника. Поскольку оба принадлежали к знатным фамилиям и гордились этим, ни один не хотел уступить дорогу.
Сын Хлацаммы пришёл в ярость и, сидя на слоне, столкнул с моста колесницу сына великого советника.
Сын советника, поранив тело, руки и ноги, плача, вернулся домой и сказал родителям:
– Сын Хлацаммы нагло учинил зло, всего меня искалечил.
Великий советник очень расстроился, но подумал: "Эти парни очень сильны да с материнской стороны и к царю близки, поэтому бороться с ними трудно. Однако я им подстрою штуку".
И, подумав так, он приказал изготовить тридцать два жезла из семи различных драгоценностей, а в каждый жезл заложить по кинжалу. Затем он вручил по жезлу каждому из тридцати двух юношей, сказав при этом:
– Вы достигли возраста юношеской зрелости, времени игр и веселья. Поэтому я приказал изготовить для вас эти жезлы. Возьмите их себе на забаву.
И, очень довольные, юноши взяли эти жезлы. Согласно царскому закону при встрече с царём не разрешалось иметь при себе оружия. И когда юноши, держа жезлы, толпились в окружении царя, тот советник, стремясь оклеветать их, сказал царю:
– Тридцать два сына Хлацаммы достигли расцвета юношеской зрелости и так сильны, что каждый из них может справиться с тысячью человек. Они замышляют зло против царя!
Однако царь не охладел к юношам. Тогда советник опять сказал царю:
– То, что я сообщил раньше, – чистая правда, а не ложь, и это легко доказать. В жезлах, которые держат эти парни, спрятаны кинжалы. Совершенно очевидно, что сделано это со злым умыслом.
И действительно, когда царь осмотрел жезлы юношей, то, в соответствии с утверждением советника, там обнаружилось оружие. Царь подозвал поодиночке каждого юношу, велел схватить его и отрубить голову. Тридцать две отрубленные головы уложили в корзину, плотно закрыли её и отправили названой младшей сестре царя.
В то время мать юношей принимала у себя Будду с его монашеской общиной. Получив корзину, посланную царём она подумала: "Несомненно, в этой корзине находятся дополнительные подношения" – и собралась открыть её.
– Подожди немного, – сказал Победоносный, – сначала закончим трапезу, а потом откроешь корзину.
Закончив трапезу. Победоносный наставил мать юношей в святом Учении и сказал:
– Бренно это тело: оно – вместилище мучений, пусто, безличностно, бессущностно, кратковременно, подвержено несчастьям. Охваченное мучениями, это тело без пользы расточается из-за страданий, которые причиняются разлукой с любимыми. Кто разумением и мудростью обладает, тот поймёт смысл этого.
Поняла этот смысл Хлацамма и обрела духовный плод невозвращения. Возрадовавшись, она сложила ладони и обратилась к Победоносному с такими словами:
– О Победоносный! Ради милосердия ко мне прошу тебя исполнить мои четыре просьбы. Первая просьба из четырёх: да буду я иметь возможность давать больным монахам лекарства, еду и питье в достаточном количестве; вторая просьба: да буду я ухаживать за больными монахами и приготовлять для них еду и питье; третья просьба: да буду я давать приют всем странствующим монахам; четвёртая просьба: да буду я приготовлять для монахов, отправляющихся в путь, дорожные припасы и вещи, необходимые в пути. Я прошу это потому, что больным монахам, не имеющим лекарств, еды и питья, трудно излечиться от болезни, и они могут расстаться с жизнью. В том случае, когда монах заболеет, а у него нет ни послушника, ни еды, он вынужден просить подаяние. Если больной придёт за подаянием не в установленное время и не получит желаемое, то он рассердится, что затруднит лечение болезни. Поэтому я хочу таким монахам давать еду.
Монах, пришедший издалека, отправляется за подаянием, не зная местных условий. Во время сбора подаяния, если собака или негодяи ему причинят зло, то монах рассердится и тем самым не соблюдёт (обет) терпения. Поэтому я хочу таким монахам давать еду.
Когда монах отправляется в путь, то попутчики бросят его, если у монаха нет припасов. Но по дороге встречается много диких зверей, разбойников и негодяев. Если идти одному, то можно погибнуть. Поэтому я хочу приготовлять таким монахам все необходимое.
Выслушав просьбу Хлацаммы, Победоносный похвалил её, сказав:
– Очень хорошо! Благая заслуга твоих четырёх просьб необычайно велика и не отличается от (заслуги) совершения подношения Будде.
Сказав это, он вместе с монашеской общиной удалился в сад Джетавана.
Когда Победоносный ушёл, Хлацамма открыла корзину, глянула и увидела головы тридцати двух сыновей. Но, отринувшая земные желания, она не предалась скорби, а лишь сказала себе: "У человека есть как рождение, так и смерть, и расстояние между ними невелико. Но все же они не будут подвергаться мучениям в пяти мирах существований".
Однако родственники юношей по материнской линии, услышав такую новость, сильно опечалились и, придя в ярость, сказали:
– Великий царь всех их безвинно предал смерти. Поэтому давайте соберём войско и пойдём на него.
Они собрали войско и окружили царский дворец. Царь перепугался и убежал туда, где находился Будда. Родственники юношей, услышав об этом, обложили своими войсками рощу, где пребывал Победоносный.
Тогда Aнанда, услышав, что царь Рэпсэльгель умертвил тридцать два сына Хлацаммы, а их родственники с материнской стороны пришли, ища отмщения, преклонил колени, сложив вместе ладони и обратился к Победоносному со следующими словами:
– О Победоносный! Поведай, в силу каких причинно-следственных связей царь разом умертвил тридцать два человека?
– Тридцать два сына Хлацаммы, – отвечал Победоносный Ананде, – не только в настоящее время были разом убиты царём. Я тебе расскажу, почему тридцать два человека разом смерть приняли. Хорошенько слушай и запечатлевай в своей памяти.
– Так и сделаю, – отвечал Ананда. – Я слушаю.
И поведал Победоносный.
В давно прошедшие времена эти тридцать два человека жили в дружбе, любви и согласии. Как-то раз они сговорились и украли вола у одного чужака.
В то время в той местности жила одна бедная бездетная старуха. Украденного вола, чтобы убить его, привели в дом к той, старухе. Обрадованная старуха приготовила дрова и необходимую утварь для приготовления мяса.
Когда вола собирались заколоть, то тот, чуя свою смерть, произнёс такое заклятие: "Сейчас вы убиваете, но в грядущих временах, несмотря ни на что, не избавитесь от плода [злого деяния], коли уж обрели его. Так убивайте!"
И как только он произнёс это заклятие, люди убили вола.
Некоторые ели варёное мясо, другие жарили его. Старуха тоже наелась до отвала и была очень довольна.
– Ни от кого из гостей, приходивших ко мне прежде, я не получала такой пользы, как сегодня, – сказала она.
В той жизни, в то время, тем волом и был нынешний царь Рэпсэльгель. В той жизни, в то время, похитителями вола и были нынешние сыновья Хлацаммы. Старуха же была их нынешняя мать. В силу созревшего плода [злого] деяния на протяжении пятисот поколений их всегда убивали. Старуха же только за то, что она была в то время довольна случившимся, всегда, как их мать, сильно страдала от этого. Ныне же, со мной встретившись, духовный плод обрела.
Ананда, сложив вместе ладони, спросил Победоносного:
– За какую благую заслугу эти люди были из знатного и высокопоставленного рода, обладали богатствами и силой?
Победоносный сказал на это:
– В давно прошедшие времена, когда в мир пришёл будда Кашьяпа, была одна старуха, исполненная глубокой веры в три драгоценности. Она постоянно покупала много благовоний, смешивала их с маслом и умащивала этой смесью ступы.
Как-то раз, когда она на одной дороге умащивала ступу, туда подошли тридцать два человека. Они помогли старухе умащивать ступу, и та произнесла такие слова:
– В силу благой заслуги за помощь мне умащивать ступу, когда и где бы вы ни родились, да будете статными и сильными!
Обрадовавшись, эти люди закончили умащивать ступу и также сказали:
– Мы благодаря этой старой женщине дело благой заслуги сотворили. Когда и где бы мы ни родились, да будет род наш знатен, высокопоставлен и богат! Да будет эта старая женщина постоянно нашей матерью, а мы – её сыновьями! Да никогда не расстанемся мы ни с Буддой, ни с возможностью слушать святое Учение и быстро духовный плод обретём!
– Да будет так! – сказала старуха.
Поэтому на протяжении пятисот поколений происходили они из рода знатного и высокопоставленного.
В той жизни, в то время, та старуха и была матерью нынешних юношей. В той жизни, в то время, те тридцать два человека и были нынешними юношами.
Когда войны выслушали рассказ Будды, гнев их полностью улёгся.
– Великий царь не виноват, – сказали они. – В основе всего этого лежит созревший плод прежних деяний этих людей. Вот к чему привело убийство только, одного вола. Царь Рэпсэльгель является нашим господином, и зачем же нам питать к нему ненависть и чинить ему зло?
С этими словами они оставили оружие и подошли к царю, раскаиваясь в своём поступке. Царь же отпустил их с миром.
После этого Победоносный подробно изложил святое Учение и указал как на пользу ревностного творения благих деяний, так и на вред деяний неблагих. Он также подробно рассказал о четырёх благородных истинах, отчего все многочисленные слушатели обрели духовный плод и искренне радовались словам Победоносного.



\




 


На главную страницу В начало раздела Назад Наверх

На главную страницу В начало раздела Назад Наверх