|
|
Сутра о мудрости и
глупости.
Кувшин с золотом.
Дзанлундо.
Раздел VII.
Глава 28. Перевод c тибетского Ю.М. Парфионовича. 1978 г.
Так было
однажды
услышано мною.
Победоносный пребывал в Шравасти, в саду Джетавана,
предоставленном ему Анантхапиндадой. В то время монахи, вернувшись из
летнего уединения,
собрались там, где находился Победоносный. Победоносный, который долго
не встречался с
монахами, подумал о них в милосердии своём. Подняв длань, отмеченную
знаком чакры, колеса
с тысячью спиц, он почтительно поклонился монахам и спросил:
– Не болели
ли вы?
Достаточны
ли были подаяния?
Монах Ананда, видя, как Татхагата,
обладающий великими достоинствами,
поклонился монахам,
пришёл в изумление и спросил Победоносного:
– О
Победоносный! Ты
глава
мира, обладающий неисчислимыми
достоинствами, и твоя мудрость
уму непостижима. Почему же ты снизошёл до того, что почтительно
поклонился монахам?
И поведал
Победоносный Ананде
следующее.
Давным-давно,
столь бессчётное и
неисчислимое количество кальп назад,
что и умом не
охватишь, в Джамбудвипе, в стране Варанаси, жил один домохозяин,
искусный в земледелии.
Приобретаемое богатство он обращал в золото и, наполнив золотом кувшин,
хоронил его в земле.
Поступая таким образом, он не тратил приобретаемых богатств, и, обращая
все в золото,
за длительное время скопил один за другим семь кувшинов золота и все их
схоронил в земле.
Когда тот домохозяин заболел и умер, он из-за пристрастия к кувшинам с
золотом возродился
ядовитой змеёй, охранявшей то золото.
Прошло длительное
время, и того
города, [где он жил], не стало. Город
тот обратился в ничто,
а ядовитая змея, на протяжении долгих лет умирая и снова в том же теле
возрождаясь, обвивала
кувшин с золотом и так лежала. Прошло много десятков тысяч лет. В конце
круговорота
возрождённый домохозяин, недовольный своим [змеиным] телом, подумал: "Я
из-за
пристрастия к золоту в таком безобразном теле обретаюсь. Что, если я
удобрю тем золотом поле
благой заслуги?"
И, подумав так,
змея подползла к
дороге и спряталась в траве, решив: "Если пойдут люди,
окликну". И тут эта ядовитая змея заметила человека,
идущего по дороге. Она окликнула его. Человек же, услышав оклик,
оглянулся по сторонам,
но ничего не увидев, пошёл дальше. Тогда змея опять позвала:
– Эй, подойди
ко мне!
Человек ответил:
– Ты зачем
меня зовёшь?
Ты
очень ядовита и явилась, чтобы убить
меня.
– Если я
захочу причинить
вред, – возразила
змея, – то
в состоянии сделать это, даже если ты и не подойдёшь.
Человек испугался
и подошёл к змее
поближе. Тогда змея сказала:
– У меня
здесь есть
кувшин с
золотом. Могу ли я поручить тебе
сотворение благой
заслуги? Если не сотворишь, то причиню тебе вред!
– Можешь
поручить, – согласился тот человек.
После этого змея
привела человека к
кувшину с золотом и вручила ему тот
кувшин со словами:
– Возьми это
золото и
устрой
угощение для монашеской общины. В
день угощения я
опять приду, встречай!
Тот человек взял
золото, пришёл в
монашескую общину, вручил золото
ведавшему
монашеской кухней и сказал, что золото принадлежит ядовитой змее,
которая хочет, чтобы на это
золото было устроено угощение для монахов. На золото приготовили
угощение и назначили для него
день.
В назначенный день
тот человек взял
заплечную корзину и пришёл туда,
где находилась ядовитая
змея. Змея, увидав того человека, очень обрадовалась, а тот посадил
змею в корзину и пошёл.
По дороге он
встретился с другим
человеком, который спросил его: "Ты
откуда
идёшь?" – но, хотя он повторил свой вопрос
трижды, несущий
змею
не промолвил и слова в ответ.
Змея разозлилась
на несущего и
выпустила было ядовитое жало, но
подумала: "Этот человек для
меня творит благую заслугу, поэтому, памятуя о благодарности за
содеянное им, жалить его
нельзя. Он делает для меня полезное дело, поэтому можно и стерпеть его
проступок".
Когда они достигли
пустынного места,
змея сказала:
– Опусти меня
на короткое
время
на землю.
Потом змея
упрекнула человека, а тот
ответил:
– Я сожалею о
своём
проступке и
раскаиваюсь.
Затем он понёс
змею дальше, и они
прибыли в обитель монахов как раз,
когда наступило
полуденное время, время принятия монахами пищи. Человек рассыпал перед
монашеской общиной
цветы, а змея с радостью наблюдала это. Затем, когда монахи закончили
трапезу и совершили
омовение уст и рук, они преподали змее наставления в Учении.
Обрадовавшись, змея подарила
монашеской общине остальные шесть кувшинов с золотом. И, совершив
деяние, породившее благую
заслугу, змея скончалась. После кончины она в результате этой благой
заслуги возродилась
в мире тридцати трёх богов.
– Ананда! Человеком в той
жизни, нёсшим на себе змею, был я.
Ядовитая же змея – это Шарипутра.
В давно прошедшее
время,
когда я нёс [змею],
в ответ на упрёк змеи проявил смирение. Поэтому и сейчас перед монахами
смирение проявил. Ананда и
другие весьма возрадовались словам Победоносного.
|
|
|
|
|
|
|
|