Из
"Синей Летописи" Гой-лоцавы
Шоннупэла:
"Его [Нэлджора Кьюнгпо] четвёртым потомком (вероятно в линии
Учителей) был Могчогпа Ринчен Цондру (rMog-cog-pa Rin-chen
brTson-'grus).
Согласно
его утверждению, он был уроженцем Лхапу Панца и
принадлежал
к роду Шише. Отцом его был Шэгэн Мэнчун, а матерью – Бэмо
Пэмадрон. В
семнадцать лет он вступил во врата Дхармы в Шангшонге. Лама Шангпа
(Нэлджор Кьюнгпо) даровал ему посвящение Хеваджра-тантры
и сказал:
– Послушник, в юности тебе следует учиться! Если ты рано
начнёшь
созерцать, демоны могут овладеть тобой! Я дам тебе пропитание и книги.
В монастыре Дхармасвамина был один человек по имени Дромтон, часто
говоривший, что он недоволен его изучением, и однажды сказавший ему:
– Послушник! Лучше тебе заняться созерцанием!
Могчогпа Ринчен Цондру снова просил наставлений у своего Учителя, но
тот вновь дал ему тот же совет. После этого он прослушал несколько
наставлений у Лаченпы (Bla-chen-pa), ученика своего Учителя, созерцал
согласно ним, но не достиг хороших результатов. Он снова навестил
своего Учителя, и тот даровал ему Цикл Махакалы и Ньитоя (дхармапала
Ньима Тойпа).
Когда Йорпо Гьямоче пришёл сделать подношение, Учитель дал Могчогпе
шесть шо*
золота и шесть хадаков.*
По пути туда он [Могчогпа] встретил кальянамитру (тиб. bshes-gnyen,
букв. "друг добродетели", гэше, духовный учитель), который тащил с
собой много книг. Он похлопал рукой по его сундуку и выразил
недовольство учением, на что тот опечалился. Узнав об уроженце Кхама
–
Асэне (A-seng), ученике Пэлченпы, много учившемся, созерцавшем и
знающем наставления, он [Могчогпа] отправился в Намдзинкха, где тот жил.
Встретившись с ним [Пэлченпой], когда тот даровал посвящения, Могчогпа
попросил.
– Молю Вас и меня посвятить.
Пэлченпа поинтересовался
– Чей ты ученик?
– Я – ученик Шангпы, – ответил он.
– Ты что, хочешь пересесть с лошади на осла?
Могчогпа снова умалял Пэлченпу, и тот сказал:
– [Пусть так], будет сделано.
Асэн сказал:
– Было около 60 учёных, таких как Чапа, Ньянтэнпа Чой-е,
Кьипо
Цулпаг, Йорньен, лама Шанг, Кампа-лоцава Тонбум и другие, кто считали,
что конечная реальность (тиб.
don-dam; санскр. парамартха)
по природе
реальна. Сначала мне было нелегко принять эту теорию, но теперь я в неё
верю.
В течение ночи главного посвящения (подготовительные стадии
посвящения могут занимать целый день) в Могчогпе укрепилась мысль в
том, что его Учитель – подлинный будда. После этого его
посвятили в
мандалу, начертанную каменным порошком, и дали посвящение в
соответствующие методы созерцания, такие как Луива
(Бхагавадабхисамая-нама) и Сахаджа (Сахаджасамвара-садхана). На уровне
сампаннакрамы*
он получил Шаданга-йогу, как коренной
текст, так и комментарий к нему; "sByor-phreng" ("Йогамалу"), основной
текст и комментарий; "sNying-po gsum" (Трийогахридаяпракаша-нама),
основной текст и комментарий. Затем Могчогпа практиковал созерцание
задержки дыхания (санскр.
кумбхака) в присутствии Пэлченпы.
Поскольку Пэлченпа любил вести уединённую жизнь, Могчогпа Ринчен
Цондру покинул его и осенью навестил Бургома. Он преподнёс ему немного
сахара и сказал:
– Я – ученик Шангпы!
И Бургом также напомнил ему пословицу о лошади и осле. Затем он
даровал ему посвящение и тайные наставления по методу Рэчунга
(Ras-chung).
Однажды шунгпинцы угнали скот у Бургома, и Бургом сказал ему:
– Могчогпа Ринчен Цондру, ты должен наслать град!
И он наслал град. Каждая градина имела три фута в диаметре.
Некоторые шунгпинцы были убиты, а другие послали подношения его Учителю
и подчинились. Он [Могчогпа] плакал в присутствии Учителя, говоря, что
совершил проступок. Но Учитель успокоил его, сказав:
– Ты совершил проступок ради Учения и своего Учителя! Это
поможет
тебе достичь высоких ступеней Пути. Чтобы ты не горевал, скажу, что у
меня есть наставления, которые могут привести к Просветлению тех, кто
совершил пять основных [тяжких] проступков*.
И он даровал их ему. Он [Могчогпа] видел лик досточтимой
Ваджраварахи и стал понимать сны как сны (осознавать во сне его
иллюзорную природу), ибо, как сказал Наропа: "Обладающий совершенными
способностями сможет понимать свои сны после года практики".
Он был доволен результатами, а Учитель сказал ему:
– Теперь ты должен предложить мне посвящение Защитника
(Натха,
Махакалы) и Ньитоя.
Он даровал их Учителю.
Затем Могчогпа Ринчен Цондру получил от Конхара (dKon-mkhar) из Нагмопы
медитацию уровня панчачакшу бхаванакрама*
и рабнэ (ритуал освящения), а также много наставлений и посвящений от
кальянамитры Дзаравы. Пять лет провёл он с ачарьей Йорпо и получил от
него Праджняпарамиту и "sPyod-pa bsdus-pa'i sgron-ma"
("Чарьямелапакапрадипа") Арьядэвы.
От
Ньянгома он получил "Kha-rag
skor-gsum" (система Карагпы; учение школы караг).
После этого он отправился в родные места и продал свои поля. Отец его
умер, и он совершил погребальный ритуал.
Далее, Гья Тагсо даровал ему Шаданга-йогу и "rDo-rje tshig-rkan".
Многое он получил от Кальянамитры Шу. От ачарьи Шана –
"'Dul-ba
'Od-ldan" ("Прабхавати"), а от Бэлгома Чагны – Шиче и многие
другие
учения.
Он надумал снова сходить в Йорпо и навестить своего Учителя. Придя
туда, он рассказал, как видит Ваджраварахи, и что может распознавать
свои сны как сны. Учитель в гневе сказал:
– Ты не знаешь Праджняпарамиты, которую должен был бы знать,
а
рассказываешь басни, которые не должен был бы знать! Вон отсюда!
В тот же вечер он снова позвал его, даровал ему все учения,
посвящения и наставления и назначил своим домашним слугой. В прошлом он
в течение пяти лет давал ему тайные учения, а на этот раз –
год и семь
месяцев. И он сказал ему: "Будь моим духовным наследником и постоянно
занимайся созерцанием".
Молвив так, Учитель Шангпа скончался.
Завершив в течение зимы погребальные ритуалы, Могчогпа два года
провёл в уединении в Динма, занимался созерцанием и получил хорошие
результаты. Так как Шангпа умер и некого было спросить, он решил
посоветоваться с Владыкой Гампопой. По дороге он встретил Шри
Пагмодрупу. Они дали друг другу наставления. После этого Могчогпа
отправился к Драгоценному Ламе в Гампо и получил от него Шесть Учений.
Он получил также правильное понимание системы Махамудры. Когда он
уезжал, Гампопа провожал его и по дороге
совершил много волшебных
деяний, подавляя зло.
После этого он поселился в Могчоге. Двенадцать лет он жил, питаясь
лишь листьями репы, и занимался только созерцанием. Благодаря его славе
много учеников собралось со всех сторон. Поскольку монахи не могли
разместиться в том монастыре, он основал Куглунг (lKugs-lungs). Нет
необходимости рассказывать о достижениях тех, кому он сам даровал
наставления. Те, кто верил в него, тоже достигли понимания. Он
предсказал, что его духовная линия будет продолжена Вёнтоном
Кьергангпой (dBon-ston sKyer-sgang-pa = Кьергангпа Дхарма Сэнгэ /
sKyer-sgang-pa Dharma Seng-ge), затем линию продолжит Сангье Ньентон
(Sangs-rgyas sNyan-ston), а линию последнего – Сангье Тонпа
(Sangs-rgyas sTon-pa).
Однажды Могчогпа получил весть с приглашением посетить Дэвачен, но
он ответил: "В этот раз я не пойду". И он прожил ещё три года. Затем он
сказал своим ученикам:
– Я ухожу на Небеса Онга (mNgon-dga' = Обхирати, чистая земля будды Акшобхьи).
Направляйте ваши молитвы в этом направлении.
Промолвив это, Могчогпа Ринчен Цондру скончался".
Когда Могчогпа впервые встретил Гампопу, у
того потекли слёзы из глаз.
Гампопа сказал:
и "Сутраламкару"
и велел следовать за Гьямоче. Так в 21 год
он
стал
служить Йорпо Гьямоче. Когда Гьямоче пошёл в Толунг, он сказал Могчогпе
Ринчен Цондру: "Тебе нужно идти в Кьишо (район Лхасы, долина)".