На главную страницу В начало раздела Назад
На главную страницу В начало раздела Назад
Шардзы Таши Гьялцен.
(1859-1935г.)

Если говорить в общем, в биографии любого мастера можно выделить три стороны: внешнюю (общая биографическая канва), внутреннюю и эзотерическую. Здесь даётся описание только общей биографии, но в ней также присутствуют и некоторые части, которые относятся к специфическим внутренним и эзотерическим аспектам.
Внешнюю биографию Шардзы Таши Гьялцена можно разделить на восемь частей:

1. Рождение.
2. Начало изучения религиозного пути.
3. Период начальных размышлений и выполнение практики согласно пути Юнгдрунг Бон.
4. Получение учения, посвящения и обеты.
5. Выполнение практики в уединении.
6. Распространение доктрин Тонпы Шенраба во благо всех живых существ.
7. Учения и работы, которые он после себя оставил.
8. Как он проявил своё великое знание в виде радужного тела.


Рождение.

Рождение Шардзы Таши Гьялцена сопровождалось многочисленными знаменательными знаками. В небе сияло множество радуг, и с него сыпался целый "дождь" цветов. Местность, в которой он родился, находится в Кхамской области восточного Тибета. Она расположена между двумя реками
Дза Чу и Нгул Чу и называется "Да Ганг", или "Гряда Да Ганг". В этой местности и ранее рождалось много святых, многие обитали здесь или посещали эти места. Известно это место как Дзаког.
Деревня, в которой Шардза родился, называлась Да, и была расположена у подножия гор. Отец его принадлежал роду Хор, его звали Таши Га, имя матери было Болег. Шардза родился в восьмой день третьего месяца года земной овцы (1859).
Будучи ребёнком, он не доставлял своим родителям никаких беспокойств, воспитывать его было очень легко. С самого младенчества он отличался хорошими манерами, был тихим и спокойным. Благоприятными знаками его развития было то, что он обучал других детей, сооружал ступы, занимался воспеванием мантр
и во всём этом он действовал в роли наставника. Время от времени ему являлись видения божественных существ.
Когда ему было девять лет, великий сиддха по имени Тензин Вангьял, духовное имя которого было Дренпа Дудул, сказал его родителям: "Ваш сын должен стать монахом". Но родители ответили отказом, так как Шардза был их единственным сыном. Вскоре после этого Шардза заболел каким-то психическим расстройством и в течение многих дней не спал и не ел. Тогда родители привели его к Тензину Вангьялу, который опять заявил: "Вашему ребёнку предначертан религиозный путь, и вы должны пустить его по этому пути, иначе никакой пользы вам от него не будет". На этот раз родители приняли эту идею и решили позволить сыну стать монахом. По возвращении домой психическое состояние ребёнка постепенно стало улучшаться, и в конце концов он полностью выздоровел.


Начало изучения религиозного пути.

Тензин Вангьял знал, что на протяжении многих прошлых жизней у него была очень тесная и долгая связь с мальчиком, и он был очень добр к нему с самого начала; мальчик, со своей стороны, проявлял глубокую привязанность к своему наставнику. Когда ребёнок только родился, он получил благословение от Тензина Вангьяла на долгую жизнь. Став старше, мальчик получил "принятие прибежища" от своего наставника, который молился, чтобы Шардза стал человеком, посвятившим себя благу всех живых существ. И он дал мальчику имя Таши Гьялцен. Тензин Вангьял также обращался с особой молитвой к красному Сипа Гьялмо, прося о благословении для мальчика.
Когда Шардзе исполнилось двенадцать лет, он отправился к своему дяде Юнгдрунг Гьялцену обучаться чтению и письму. Через некоторое время мальчик получил много посвящений, учений и прямую передачу знания от мастера Тензин Вангьяла.
Тензин Вангьял знал, что мальчик будет играть важную роль в распространении учения Тонпы Шенраба на благо всех живых существ, поэтому он посоветовал мальчику принять обет Винаи, обет Тантры и обет Дзогчен, а также усердно выполнять практику, медитировать и изучать Сутру, Тантру и Дзогчен.
Однажды Тензин Вангьял поместил огромную стопу книг на голову мальчика и, совершив долгую молитву, сказал: "Ты станешь хозяином этой доктрины". В этот момент Шардза ощутил нечто необыкновенное
и с этого времени ему стали являться знаменательные знаки. Это было началом ментальной инициации и благословения, которые Шардза должен был получить от Тензин Вангьяла. Ум мальчика стал тонким и проницательным, сам он исполнился великой устремлённости и отбросил все желания мирской жизни, углубилось его сострадание, а также преданность наставникам и духовным доктринам, в особенности Тензин Вангьялу, от которого он получил ментальное благословение.
Однажды весной, когда была сильная засуха, местные жители обратились к Тензин Вангьялу с просьбой вызвать дождь. Мастер взял мальчика с собой в качестве помощника и, дав ему в руки меч, попросил "держать его по ветру". Шардза ухватился за меч. Через некоторое время мастер внезапно вернулся, отобрал меч у мальчика, и на лице его отразился великий гнев. Мечом он нанёс Шардзе удар, и тот упал без сознания. Когда через некоторое время Шардза пришёл в себя
он получил прямую передачу от своего мастера и реализовал естественное состояние ясности на том же уровне, что и его наставник. С тех пор, чему бы он ни обучался, всё давалось ему так легко, как будто он уже знал всё это раньше, и он медитировал день и ночь, осознавая своё естественное состояние. И никогда больше не было у него ни сомнений, ни страха неведения естественного состояния.
Также он начал изучать грамматику и поэзию и с тех пор стал вести записи для своих книг под названием "Пять сокровищ", которые составили собрание его работ в тринадцати томах. Кроме того, медитация его отличалась необыкновенной устойчивостью, которая развивалась без каких-либо упорных усилий с его стороны, необходимых другим людям для достижения того же. Также он обладал особым знанием девяти путей Бон. Однако внешне поведение его оставалось таким же, как у обычного молодого парня.


Получение учения, посвящения и обеты.

Будучи ещё очень юным, Шардза неукоснительно придерживался "принятия прибежища" и других простых обетов. Все восхищались его приверженностью принятым обетам. Однажды, когда он был уже постарше, в Кхам прибыл аббат монастыря Юнгдрунг Линг по имени Келзанг Ньима Тоги Гьялцен. От него Шардза получил приглашение посетить Дза Тенгчен Гонпа, монастырь для мальчиков. Многие тогда приняли обет от аббата, и каждый получил также духовное имя. Шардза получил имя Тенпа Друдраг, и аббат повторил его три раза. Все, кто участвовал в церемонии принятия обета, громко рассмеялись, и тогда аббат сказал, что это очень благоприятный знак, и что этот мальчик станет великим человеком.
По приглашению монастыря, в котором жил Шардза, в Дзаког прибыл Шенгьял Тензин, являющий собой реинкарнацию Тажига. Он был держателем обетов винаи цепи преемственности Менри. Перед аббатом, лопоном, или учителем, свидетелем и толкователем
1 все четверо были монахами высокого ранга Шардза принял высшие и окончательные обеты винаи. Он оставил своё первоначальное имя, Тенпа Друдраг, и получил ещё одно Дриме Ньингпо. С того времени он никогда не употреблял ни капли алкоголя, не ел мясо, не носил шкуры животных, и поведение его полностью соответствовало правилам винаи. В общей сложности он соблюдал двести пятьдесят обетов.
Другой обет
это обет бодхичитты, он принял от Самтена Йеше. Одновременно он получил ещё одно имя Гьялсе Женпен Норбу. Он практиковал два вида бодхичитты: согласно абсолютной истине и согласно относительной истине. Он принимал обеты, делая подношения из сотен и тысяч масляных ламп, цветов, благовоний и торм (ритуальных лепёшек). С тех пор как это произошло, он соблюдал все обеты с предельной точностью, с вниманием к каждой мельчайшей подробности.
В рамках данной традиции различные тексты упоминают разные обеты как часть обета бодхичитты. В одних упоминается двадцать обетов, в других
расширенный вариант из 360 обетов, в некоторых средний вариант из 108 обетов и в некоторых иных двадцать восемь. Эти обеты могут быть описаны как четыре вида обетов бодхичитты, все их Шардза строго практиковал.


Тантрические обеты.

Шардза принял тантрические обеты от своего "корневого" мастера Тензин Вангьяла. Он был посвящён в йидам, именуемый Валсе Нгампа. Во время инициации он получил знание о природе ума, четыре посвящения в йидам и посвящение в Дзогчен, именуемое Гьялтаб Чилуг.
От другого мастера, Ригдзин Цеванг Драгпы, который был также известен под именем Дечен Лингпа, он получил посвящение в мирную и гневную форму того же йидама, Валсе Нгампа. Также он получил посвящение в Дзогчен Ригпай Целванга, и кроме того
предварительные и основные учения Атри (а кхрид) наряду со многими другими тантрическими посвящениями.
Тантрический обет содержит в себе пять "корневых" обетов и двадцать пять обетов-"ответвлений" для Кьерим и пять "корневых" обетов и сто "ответвлений" для Дзогрим. К практике Дзогчен относятся тридцать обетов. Шардза соблюдал все эти обеты неукоснительно. В традиции Бонпо все названные выше обеты могут быть приняты только человеком, который взял все три вида обета, это Шардза и сделал.
Всего у Шардзы было двадцать четыре учителя, которые обучали его по различным предметам. В те дни люди обычно довольствовались получением наставлений от одного или двух мастеров. Но Шардза был особенным учеником. Он не прекращал свой поиск и непрерывно продолжал своё обучение. Всё своё богатство он преподнёс нижеперечисленным мастерам, которые обучали его различным дисциплинам, давали ему посвящения и прямую передачу знаний.

1. Дзатрул Тензин Вангьял.
2. Дечен Лингпа.
3. Дудул Лингпа.
4. Самтен Йеше.
5. Шенгьял Тензин.
6. Цеванг Гьюрме.
7. Ринчен Намгьял.
8. Келцанг Ньима.
9. Метон Ньима Гьялцен.
10. Патон Ньима Бумсел.
11. Юнгдрунг Вангьял.
12. Цултрим Намдак.
13. Сонам Гьялцен.
14. Цултрим Пелцанг.
15. Сонам Пелцанг.
16. Ньима Оцер.
17. Тогден Геде.
18. Йеше Тензин.
19. Лама Тенгьял.
20. Йежин Вангьял.
21. Сангнгаг Лингпа.
22. Чиме Цугпу.
23. Ньима Цангпо.
24. Дава Драгпа.


Выполнение практики в уединении.

Когда Шардзе исполнилось тридцать четыре года, он почувствовал глубокое отвращение к мирской жизни. Выбрав полное уединение, он отправился в Юнгдрунг Лхунпо, местность, которая граничила с тем районом, где он жил. Его прибытие туда сопровождалось многочисленными благоприятными знаками, поэтому он решил, что это действительно подходящее место для его практики. Там Шардза соорудил себе небольшую хижину, в которой можно было поместиться сидя. Он полностью прекратил всю внешнюю и мирскую деятельность, оборвав все связи с миром, его ум стал свободен от всех планов, желаний и мыслей, включая мысли о родственниках, друзьях и богатстве. Живя в уединении, он питался самой простой пищей, и у него был всего один комплект одежды. Таким образом он занимался выполнением практики, расслабив ум, речь и тело.
Он начал, как это обычно делается, с предварительной практики, выполняя "принятие прибежища", пробуждение бодхичитты и другие эзотерические практики. В те времена люди обычно изучали и практиковали учение Бонпо лишь для того, чтобы добыть пропитание, и ради богатства. Такие люди считали, что достаточно лишь выполнять некоторые ритуалы и повторять молитвы. Но Шардза видел все существенные моменты учения Бонпо и выполнял свою практику, не отвлекаясь ни на какие мирские мысли.
На его родине традиционное религиозное учение было тесно переплетено с новой традицией Бон. Шардза мог ясно различать историческую, чистую часть старого учения Бон, и он полностью отбросил новый Бон, строго придерживаясь древней (Юнгдрунг) традиции.
В Бон выделяются пять высших кланов, или династий: Дру, Жу, Па, Ме и Шен. В каждой из династий существуют свои собственные традиции цепи преемственности и свои особые строгие правила, хотя все они относятся к Бон. Шардза относился с уважением ко всем этим традициям, но следовал он традиции Дру, поскольку она представляет цепь преемственности Менри.
Шардза начал с выполнения практик относительной и абсолютной бодхичитты. Практиковал он в уединении и с огромным усердием. Также он выполнял Кьерим и Дзогрим различных йидамов тантрических учений. Он разделил двадцать четыре часа суток на четыре периода и выполнял практику большинства йидамов, в особенности мирной формы Кунцанг, Дренпа Намкха и Цеванг, или Чёрной Килы. Он практиковал почти всё, включая туммо, Дзогрим и мантру. Хотя главным образом он совершал повторение мантры, особое внимание он всегда уделял практике Трекчо и Тогел.


Распространение доктрин Тонпы Шенраба во благо всех живых существ.

Шардза много работал над предварительными учениями и историей Сутр, Тантры и Дзогчен. Затем он собрал всё это в две книги. Его комментарии к девяти путям Бон, к Трекчо и Тогел практик Дзогчен были собраны в два тома. Он являлся держателем преемственной цепи учения Жанг Жунг Ньенгью. Также Шардза составил много ритуальных текстов для моления и ганапуджи, записал учения чод, сутр и тантры с комментариями к ним. Все его работы подобны источнику света для традиции старого Бонпо. Для людей нашего времени, стремящихся получить знания о религии Бон, они являют собой некий ключ к этой целой традиции.
У Шардзы было много учеников, следовавших его учению. Лучшим среди них был ученик по имени Терчен Сангнгаг Лингпа, чьим преемником стал его племянник Лодро Гьялцо. Кроме этих учеников, у него было много других, которым он передавал особые знания.
Он постоянно обучал других и передавал им знания. Не зная усталости, он помогал всем людям, которые обращались к нему. Но кроме этого, он строго выполнял свою личную практику.


Учения и работы, которые он после себя оставил.

Шардза оказывал большую помощь в реконструкции своего монастыря, Дза Тенгчен Гонпа. Он выполнял восстановительные работы внешних стен храма и обновление внутреннего оформления. Три храмовых изображения имеют высоту двухэтажного здания
около восемнадцати футов. Также есть много других изображений меньшего размера, около девяти футов. Снаружи он украсил эти изображения драгоценными камнями, внутри них он спрятал различные реликвии и книги, содержащие важные учения и мантры.
Один из его учеников, Сангнгаг Лингпа, предложил соорудить медитационный центр ниже хижины Шардзы. Место, где этот центр был построен, было названо Гетханг. Там был возведён храм с религиозными изображениями внутри. Люди постоянно предлагали ему материальную помощь, и он использовал её для сооружения многих других храмов, внутри которых он возвёл сотню храмовых изображений различных размеров. Также он вырезал много блоков для печатания книг, в частности для собрания своих работ, количество которых доходит до тридцати томов. Всего было вырезано в блоках 330 томов. Также были сооружены пять молитвенных колёс и несколько больших ступ. Все эти вещи, вместе с тем, что люди приносили ему, предлагались время от времени в качестве подношения его мастеру. Также Шардза делал подношения во все другие окрестные храмы и монастыри, независимо от того, были они буддийскими или бонскими. Когда бы он ни встречал подвижников, которые нуждались в помощи, он всегда оказывал им поддержку.
Шардза постоянно совершал подношения в виде цветов, благовоний, масляных ламп, воды и мандалы. Каждый десятый день месяца он делал подношения для ганапуджи. И хотя он очень много занимался обучением, он продолжал жить в своей уединённой хижине, построенной для духовной практики. Со временем, однако, и его ученики начали широкую деятельность во многих центрах обучения в восточном Тибете. Позже он сделал своего племянника своим преемником в медитационном центре в Гетханге, и, когда Шардза состарился, тот взял на себя все его обязанности по обучению учеников. Во всех его центрах строго соблюдался обет винаи, медитационной практикой был Дзогчен.


Как он проявил своё великое знание в виде радужного тела.

В возрасте семидесяти пяти лет, в год водяной птицы, Шардза изменил свой стиль обучения. В добавление к более серьёзным темам он давал ученикам более общие аспекты учения, а также различные рекомендации. Обычно он принимал пищу лишь один раз в день, но теперь он начал принимать все подношения, когда бы они ни совершались. Он также очень любил играть с детьми, его поведение стало очень свободным и раскованным, он не задумывался о том, как оно может выглядеть с точки зрения мирских манер. Некоторые из его учеников стали видеть, как он проявляет себя в форме различных божеств, а некоторые из его помощников наблюдали, как он ходит, не касаясь ногами земли. Другие видели, как он выпускал свою чашку из рук, и она зависала в воздухе. При свете ламп в темноте тело его не отбрасывало никакой тени. Всё это можно было очень легко увидеть.
Своим ученикам он сказал:
"Я, старик Шардзапа, не знаю, когда я уйду. Последние восемь лет моя деятельность как учителя была особенно интенсивной, я передал ученикам много важных учений, и вы не должны растрачивать их впустую. Не растрачивайте ни одно из тех учений, которые вы получили; продолжайте выполнять свою практику до тех пор, пока вы не утвердитесь в своём естественном состоянии. Я считаю, что вам очень повезло, поскольку получение этих учений является редкой удачей. Поскольку вы получили их, вы должны попытаться достичь своей реализации. Они бесценны, понимаете?"
Когда ему было семьдесят семь лет, а это был год деревянной собаки, один из его учеников, Келцанг Юнгдрунг, совершал практику и читал молитвы с целью освящения какого-то лекарства. Шардза сказал ему закончить все молитвы до наступления четвёртого месяца, поскольку после этого они больше никогда не встретятся. На второй день четвёртого месяца, когда Шардзе поднесли освящённое молитвой лекарство, он сказал: "Теперь я должен отправиться в пустынное место". Он удалился в Рабжи Тенг, где соорудил для себя небольшой шатёр. Некоторые из его учеников последовали за ним. Там он говорил им: "Основой всего знания являются вера, преданность и соблюдение обетов. Вы должны осознать это и усердно выполнять свою практику". Кроме этого, он дал им много других советов. Взгляд его при этом почти всё время был устремлён в пространство.
На тринадцатый день четвёртого месяца он совершил подношение ганапуджи Цеванг Бо Юлмы и исполнил много песен, содержащих суть его учений. После этого он приказал ученикам плотно зашить свой шатёр со всех сторон и долгое время не открывать его. Затем он зашёл в шатёр, сказал своим ученикам: "Удачи!", и, произнеся несколько молитв, принял позу "пяти характеристик".
На следующий день ученики могли наблюдать много радуг над шатром своего мастера. Некоторые из них были большие, некоторые поменьше, некоторые круглые, некоторые прямые, горизонтальные и вертикальные
и все многоцветные. Ночью все видели белые огни, подобные длинным белым лентам, которые сияли ярким светом. На четвёртый день началось землетрясение, и слышались громкие, странные звуки. С неба сыпался дождь из цветов. Из щелей в шатре, подобно пару, истекали потоки света различных оттенков некоторые пятицветные, некоторые одного цвета. Один из учеников, по имени Цултрим Вангчуг, сказал: "Если мы оставим тело ещё на какое-то время, всё исчезнет, и ничего не останется. Нам нужно что-то взять себе в качестве реликвий для нашей практики поклонения". И он открыл шатёр, распростёршись лицом ниц. Тело Шардзы, которое уменьшилось до размеров маленького мальчика, было полностью окутано светом. Оно висело в воздухе над подстилкой на высоте, равной расстоянию между кончиком вытянутого пальца руки и локтем. Ученик зашёл в шатёр и увидел на подстилке разбросанные ногти, отделившиеся от пальцев. Когда он прикоснулся к телу, сердце было ещё тёплым. Он обернул тело тканью, и в таком виде оно сохранялось в течение сорока девяти дней. Затем он совершил пуджу тысячи имён Будды, а также многочисленные ганапуджи и другие ритуальные подношения. Позже, когда кто-нибудь видел тело и касался его, он имел много особых ощущений. Каждый день все люди могли наблюдать потоки света, радуги и дождь из цветов. Все местные жители приходили посмотреть на тело, и все исполнялись глубокой веры в учителя и преданности ему.
Некоторые из тех, кто не был приверженцем Шардзы, говорили, что лама ничем особым не отличался при жизни, а вот мёртвый он творит чудеса
так что он более велик после смерти, чем когда был живым.
Преемник Шардзы, Лодро Гьяцо, и его младший брат, Цултрим Тензин, собрали всё его имущество и раздали его в качестве даров и подношений во все монастыри, как буддийские, так и бонские, и, конечно же, в монастырь Шардзы
Дза Тенгчен Гонпа. Они также обратились с просьбой во все монастыри в течение многих недель совершать молитвы и ежегодно, в тринадцатый день четвёртого месяца, совершать молитвенные ритуалы в ознаменование очередной годовщины проявления радужного тела Шардзы. Также они соорудили большую мемориальную ступу, покрытую золочёной медью и тело учителя было помещено внутрь в нишу. Даже спустя длительное время люди всё ещё могли видеть отблески света, молнии и искры, исходящие от тела.

Сокращённый перевод Лопона Тензин Намдака из биографической работы Сула Келцанга Тенпай Гьялцена (1897-1959).



\



Примечания.

1 – Присутствие толкователя необходимо для того, чтобы принимающий обет мог ясно понять его суть. Таким образом позже он не сможет заявить, что значение обета не было объяснено ему достаточно чётко.





 

На главную страницу В начало раздела Назад Наверх

На главную страницу В начало раздела Назад Наверх