|
|
Эйхэй Догэн дзэндзи (19.01.1200 –
22.09.1253) – японский
мыслитель, патриарх дзэн, основатель японской школы Сото.
Догэн родился в Киото в
аристократической
семье. В раннем возрасте он пережил смерть
своих родителей –
в 3 года он потерял отца, в 8 лет – мать. Несмотря
на то, что мальчик был принят в другую
аристократическую семью и сохранившееся покровительство со
стороны
знати, в 1213 году Догэн
принимает постриг и становится монахом буддийской школы
Тэндай (кит. Тяньтай),
доктринально
основанной во многом на тех же взглядах, что и Дзэн, но отличающейся от
него постепенной и более сложной методологией.
Вскоре молодой послушник
стал задаваться вопросом: "Если, как говорят писания, Природа Будды
изначально присуща всем живым существам, то почему для её осознания
приходится прикладывать столь большие усилия?" Не находя ответа на
этот вопрос в учении тэндай, Догэн обратился к
недавно пришедшему в
Японию Дзэн. К этому времени в Японии Дзэн был представлен
школой Риндзай (кит. Линьцзи),
названной так по
имени китайского учителя Танской эпохи Линь-цзи И-сюаня. Её принёс в
Японию обучавшийся у китайских учителей монах Эйсай (1141-1215). К
нему-то, доживавшему свои последние годы, и направился Догэн в
поисках ответа на свой вопрос. Эйсай дал ему ответ, суть которого
сводилась к тому, что Будды пребывают в пробуждённом состоянии
естественно, в то время как настойчивый поиск этого состояния
свидетельствует о том, что оно ещё не реализовано.
После встречи с Эйсаем Догэн около года
практикует под руководством
старого мастера, а после его смерти ещё восемь лет продолжает обучение
у его
ученика Мёдзэна. Догэн добился успехов в своей практике, что было
подтверждено его наставником, но сам он остался не до конца
удовлетворённым своим постижением, и в 1223 году вместе
со своим наставником Мьёдзэном Догэн отплывает
в
Сунский Китай. Проведя там ещё около года в поисках учителя, в 1225
году Догэн пришёл к прославленному чаньскому
мастеру Жуй-цзину (яп.
Нёдзё Дзэндзи с горы Тэндо. 1163-1228), патриарху
школы Цаодун. Жуй-цзин дал ему такое наставление:
"Отбрось
тело и сознание!"
В конце летнего медитационного периода (яп. гэанго) в возрасте 25 лет Догэн
обрёл великое просветления. Придя
за подтверждением к Жуй-цзину, он зажёг перед
ним курительные палочки и распростёрся ниц.
– Что ты хочешь этим сказать? –
спросил учитель.
– Я испытал отбрасывание тела и
сознания!
– Поистине, ты сделал это!
– Не высказывайте своего одобрения с
такой лёгкостью! – сказал ученик.
– Я и не делаю этого!
– Покажите мне, что не высказываете
своего одобрения с такой лёгкостью! – потребовал
Догэн, меняясь ролью с учителем.
– Вот эти тело и сознание отброшены
прочь! – подтвердил Жу-цзин.
Догэн распростёрся вновь перед учителем, а тот ещё раз подтвердил:
– Вот это –
падение уроненного!
После этого Догэн ещё два года занимался под
руководством Жуй-цзина,
этим подтверждая положение школы Цао-дун о единстве практики и
просветления и тезис учителя Танской эпохи Цзун-ми о "мгновенном
просветлении и постепенном совершенствовании".
После смерти Учителя в 1227 году Догэн
вернулся в Японию. В отличие от других монахов, приезжающих после
обучения в Китае с ворохом сутр в качестве сувениров, Догэн вернулся
обратно с пустыми руками. Единственное, что он привёз с собой –
то, что сделало учение "просто сидения" его собственным (яп. сикан-тадза).
В Японии Догэн начал писать свои
первые
трактаты – "Общие замечания по медитативной
практике" ("Фукан дзадзэн-ги"), "Взгляд на сокровищницу истинного
закона" ("Сёбо гэндзо"), "Беседы об осознавании пути" ("Бэндова").
В 1243 году он покидает Киото и по приглашению мецената Хатано
Ёсисигэ удаляется в горы Этидзэн. Духовная реализация Догэна
привлекала к нему многих людей, становившихся
его учениками и Догэн, при спонсорской
поддержке Хатано Ёсисигэ, начал строительство
монастыря Дайбуцудзи – первого
независимого монастыря дзен в Японии. В 1244
году строительство монастыря
Дайбуцудзи было завершено и хотя сам Догэн,
как и его учитель Жуй-цзин,
был сторонником простоты и уединённости в практике, Дайбуцудзи,
возглавленный им, стал крупнейшим в Японии дзэнским
монастырём, а сам Догэн получил особо почётный титул дзэндзи.
В скором времени монастырь был переименован в
Эйхэйдзи, и сейчас
известен под именем Дайхондзан Эйхэйдзи. Именно в нём Догэн продолжил
свою практику дзэн, воспитывая своих учеников. В 1253 году Догэн
занемог и умер в возрасте 53 лет. Современные
школы Сото отмечают день
ухода Догэна 29 сентября.
Догэн дзэндзи стал широко известен
как буддийский учитель дзэн, он
также прославился своим поэтическим даром –
его стихи ценятся любителями традиционной японской поэзии и поныне.
- Синсо-бон (Поздние труды):
\
|
|
|