На главную страницу Назад

На главную страницу Назад
Махаяна-сампариграха шастра.
Компендиум Махаяны.
Асанга. Первые две главы. Перевод и предисловие Е.А. Торчинова.

Предисловие.

Трактат выдающегося индо-буддийского философа Асанги (IV-V вв. н.э.) "Компендиум Махаяны" (Махаянасампариграха шастра или Махаянасанграха шастра) принадлежит к классическим памятникам буддийской философской мысли. Асанга вместе со своим братом, великим мыслителем Васубандху, часто называемым Вторым Буддой, является основателем религиозно-философской школы йогачара (школа практики йоги), или виджнянавада/виджняптиматра (школа "только лишь сознания"). Основная идея этой школы заключается в том, что единственной реальностью является сознание (виджняна) и его состояния. Виджнянавадины разработали учение о "сознании-сокровищнице" (алая-виджняна) как источнике всех эмпирических форм сознания вместе с присущей им субъектно-объектной дихотомией и о трёх уровнях реальности (трисвабхава), разработали методы тончайшего анализа психических состояний и явились пионерами в области феноменологии сознания. Одновременно ими разрабатывались и проблемы сугубо религиозного характера: учение о Трёх Телах Будды, доктрина совершенств (парамита) как средств для обретения просветления и теория пути бодхисаттвы.
Философское творчество Асанги и Васубандху подготовило расцвет буддийской эпистемологии и логики в трудах поздних йогачаринов Дигнаги, Дхармакирти и их последователей. Асанга был весьма плодовитым автором. Помимо "Компендиума Махаяны", ему принадлежит много иных произведений, в частности самый объёмистый из всех буддийских философских текстов  "Йогачарья бхуми шастра" ("Трактат о ступенях учительного делания йоги", обобщивший как религиозно-сотериологическое учение махаянского буддизма, так и философские идеи школы йогачара. Связывается имя Асанги и с пятью трактатами, которые согласно традиции, ему продиктовал сам грядущий Будда бодхисаттва Майтрея (по мнению ряда буддологов, речь идёт просто о монахе учителе Асанги, носившим это имя и позднее отождествлённый с бодхисаттвой). Эти тексты также раскрывают фундаментальные аспекты религиозной философии буддизма Махаяны.
Трактат Асанги "Компендиум Махаяны" является одним из синтезов философии школы только лишь сознания. В его десяти главах рассматриваются практически все аспекты учения виджнянавады.
Санскритский оригинал труда Асанги был, как и большинство других санскритских буддийских текстов, утрачен в период упадка буддизма в Индии и мусульманских завоеваний на индийском субконтиненте. Он сохранился лишь в китайских и тибетских переводах. Настоящий перевод, являющийся первой попыткой представить произведение Асанги на русском языке, выполнен с китайской версии буддийского проповедника и мыслителя Парамартхи (Чжэнь-ди, VI в. н.э.) по изданию: Тайсё синсю дайдзокё ("Трипитака годов Тайсё"). Т. 31, № 1593. Токио, 1968. С. 112-132. Вниманию читателя предлагаются первые две главы "Компендиума Махаяны", посвящённые в основном обоснованию доктрины базового сознания (алая-виджняна) и сопутствующим темам.


\



Компендиум Махаяны.
(Первые две главы).

Глава 1. Обо всех именах превосходного свойства базовой опоры.

"Компендиум Махаяны" это абхидхармическое1 учение, и в одной из сутр Великой Колесницы Превосходнейший в мире Будда2 так сказал о нём, обращаясь к бодхисаттвам-махасаттвам3, вошедшим благим образом в смысл гатх4 Великой Колесницы и желающим уяснить себе совершеннейшие благие качества Великой Колесницы: "Все Превосходнейшие в мире Будды обладают десятью превосходными свойствами, с которыми не могут сравниться и которые не может превзойти ни одно из свойств иных учений". Что касается этих десяти свойств, то они таковы: первое свойство называется превосходным свойством адекватного познания базовой опоры, второе свойство называется превосходным свойством адекватного познания, третье свойство называется превосходным свойством адекватного познания вхождения, четвёртое свойство называется превосходным свойством вхождения в постижение причин и следствий, пятое свойство называется превосходным свойством вхождения в постижение причин и следствий для совершенствования в установлении различий, шестое свойство называется превосходным свойством совершенствования в установлении различий для опоры на учение о следовании обетам, седьмое свойство называется превосходным свойством опоры на учение о сознании, исходящее из вышеуказанного, восьмое свойство называется превосходным свойством опоры на учение о мудрости, исходящее из вышеуказанного, девятое свойство называется превосходным свойством учения о плоде блаженного упокоения, десятое свойство называется превосходным свойством премудрого усмотрения различий. Именно относительно превосходных свойств этих десяти принципов Так Приходящий5 и говорил, что они совершеннее всех свойств иных учений. Если таким образом изъяснять смысл сутр, то станет ясно, что учение Великой Колесницы есть подлинное учение Будды.
Спросим ещё раз, каким образом из этого беглого объяснения неопровержимо следует, что доктрина Великой Колесницы превосходит все иные учения? Но ведь из этого беглого объяснения тех десяти принципов следует несомненный вывод, что в учении Великой Колесницы есть то, чего нет в учении Малой Колесницы6.
Что же это за десять свойств?
То, что называют алая-сознанием7, обозначает свойство адекватного познания базовой опоры. Существует три вида уровней своебытия. Первый называется бытием с опорой на другое, второй называется бытием различаемого, третий называется бытием истинно сущего8.
Разъясняя свойство адекватного познания, учение о только лишь сознании говорит о свойстве адекватного познания вхождения. Доктрина шести парамит9 разъясняет свойство вхождения в причины и следствия. Учение о десяти ступенях пути бодхисаттвы разъясняет свойство совершенствования в установлении различий через вхождение в причины и следствия. Те благие обеты, заповеди и запреты, которых придерживается бодхисаттва, разъясняются через свойство совершенствования в различении благодаря учению о соблюдении обетов. Созерцательное сосредоточение таких видов, как сосредоточение шурангама10, сосредоточение пустоты сосуда и другие, разъясняют свойство учения о сознании. Лишённая конструирования различий мудрость разъясняет свойство учения о премудрости. Нирвана без местопребывания разъясняет свойство плода блаженного упокоения.
Что касается учения о трёх видах Тел Будды11, то оно говорит о таких Телах, как Тело Своебытия, Тело Соответствия и Превращённое Тело; учение об этой триаде разъясняет свойство плода лишённой конструирования различий мудрости.
Поскольку эти десять свойств присущи только Великой Колеснице, что и отличает её от Малой Колесницы, говорится о её первенствовании. Поскольку сам Превосходнейший в мире Будда объяснял бодхисаттвам эти десять принципов, ясно, что все Превосходнейшие в мире Будды Великой Колесницы наделены десятью превосходными свойствами, а поэтому вполне очевидно, что Великая Колесница несравненно совершеннее иных учений.
Спросим теперь, каковы же эти десять превосходных свойств, благодаря которым Великая Колесница столь очевидно несравненно совершеннее иных учений?
Ведь Так Приходящий поистине верно учил о том, что достижения на пути Малой Колесницы не могут сравниться с достижениями на пути Великой Колесницы. Ведь в учении Малой Колесницы никто не видел объяснения и одного из этих десяти принципов, тогда как все они исчерпывающе объясняются Великой Колесницей. Кроме того, постижение этих десяти смыслов способно привести к наивысшему бодхи. Свершения и достижения на этом пути таковы, что с него нельзя сойти и повернуть обратно. Ведёт же он к обретению всеведения всеми живыми существами. Поэтому гатха гласит:

Свойства адекватного познания и опоры на него,
Вхождения в причины и следствия и совершенствования,
Три вида учения и плод упокоения,
Вот та мудрость, которую объемлет наивысшая Колесница.
Превыше этих десяти смыслов нет ничего,
Ибо они есть условие бодхи пробуждения.
Поэтому Будды Великой Колесницы говорят,
Что это превосходнейшие десять смыслов.

Зададим вопрос, о чём мы будем говорить после изложения этих десяти принципов?

Начинающий продвигаться по пути учения бодхисаттва должен сперва научиться смотреть на все дхармы как на причинно обусловленные по самой их сути. Из этого усмотрения порождения всего по закону двенадцатеричной цепи причинно-зависимого происхождения12 производится прозорливая мудрость.
Далее, относительно причинно порожденных дхарм, следует различать их субстанцию и их свойства. Если мудрость обладает способностью узреть возрастание и увеличение, а также убывание и уменьшение применительно к этим двум аспектам, то можно избежать ошибок. Ведь правильное совершенствование должно привести к проникновению во все свойства причинно обусловленных сущностей, после чего достигается освобождение от всех препятствий. После этого сознанию становится доступным адекватное познание сущности и свойств. Но прежде следует практиковать шесть парамит, обретение совершенства в которых приводит к состоянию чистоты и покоя, и это состояние уже не может быть утрачено. И в свою очередь, опора на чистоту и покой ума приводит к тому, что в чистоте и покое охватываются все парамиты. Движение по пути совершенствования на десяти уровнях восхождения бодхисаттвы требует от одной до трёх асанкхея кальп13, и только после этого бодхисаттва обретает совершенство в трёх учениях.
Плодом этого совершенства в учении является нирвана и наивысшее бодхи. Вот, что следует знать после получения знания относительно десяти принципов.
Все знающие эту последовательность непременно обретают совершенство на пути Великой Колесницы. Если начать говорить об адекватном познании, то необходимо знать, что базовая опора носит имя алая-сознания. Где же Превосходнейший в мире говорил об этом сознании и где он называл это сознание алаей? Гатха из "Обозрения Абхидхармы" Превосходнейшего в мире Будды гласит:

Этот мир не имеет начала во времени,
И все дхармы опираются на приостановление,
И если известны все пути к пробуждению,
То нирвана непременно будет обретена.

В "Абхидхарме" есть также гатха, гласящая:

Все дхармы опираются на местопребывание во вместилище,
Это сознание, вмещающее в себя все семена14;
Поэтому оно называется "алая15",
Так я наставлял людей наиболее выдающихся способностей.

Эти две гатхи из а
гамы16 ясно сообщают о сущности и имени этого сознания.
Вопрос:
Почему Будда сказал, что это сознание называется "алая"?
Все дхармы, относящиеся к категории рождённых и нечистых, скрыты в этом вместилище; по этой причине оно так названо. Ведь это сознание является причиной сохранения всех дхарм, вмещая их в себя. Кроме того, все живые существа, имея это сознание своим вместилищем, из него заимствуют представление о свойстве наделённости "я". Вот поэтому оно и называется "алая-сознанием", как о том и возвещает агама.
Гатха из почастного разъяснения сутты гласит:

Ухватывающее сознание глубоко и утончённо;
В его потоке плывут семена дхарм.
Я никогда не говорил обычным людям,
Что оно отчленяет объекты и крепко цепляется за «я».

Вопрос:

Почему это сознание также называется "адана-сознанием17"?
Оно способно поддерживать все наделённые материальностью корни индрии. Оно держится за всё, имеющее отношение к получению, порождению, приобретению, будучи базовой опорой всего.
По какой причине?
Это сознание крепко ухватывает все наделённые материальностью корни индрии и держится за них, не разрушая их и не отпуская. Так достигается последний предел континуальной последовательности развёртывания свойств. И в момент восприятия оно способно вобрать воспринятое и скрыть его в себе. Таким образом и обретается тело на одном из шести путей существования. По той причине, что это сознание воспринимает явления и крепко ухватывается за них, его и называют адана-сознанием. Его также называют психикой18. В соответствии с этим и Превосходнейший в мире Будда говорил о психике, уме и сознании.
Ум19 бывает двух видов. Ум первого вида способен, взаимодействуя с объектами, порождать последовательность взаимообусловленности. Здесь умом считается сознание предыдущего момента. Благодаря этому сознанию рождается представление о базовой опоре, как об уме.
Ум второго вида это загрязнённый ум. Он находится в полном взаимодействии и гармонии с четырьмя базовыми аффектами. Первый аффект  вера в реальность самости, второй аффект невежество относительно природы "я", третий аффект привязанность к "я", четвёртый аффект неведение. Это сознание, в котором находят опору и прибежище все остаточные аффекты. Это аффективное сознание рождается благодаря опоре на ум первого вида. Из-за загрязнённости этого ума второго вида и из-за наличия обусловленных чувственных объектов и их последовательного развёртывания формируется способность различения и ментального конструирования. Этот второй аспект и называют умом в собственном смысле.
Вопрос: а откуда известно о существовании загрязнённого ума?
Если бы этого вида психики, единственного проводника заблуждения, не существовало бы, то нельзя было бы сказать, что есть и само заблуждение. Дхарма этого ума находится в такой тесной ассоциации с пятью сознаниями чувственных восприятий, что кажется просто несуществующей. И по какой причине? Эти пять сознаний чувственных восприятий сосуществуют одновременно, опираясь друг на друга и пребывая друг в друге. В таком случае и говорят о глазе и всех других корнях чувственного восприятия. Кроме того, этот ум называют умом, соответствующим отсутствию предмета. Кроме того, психика, фиксирующаяся на упокоении при условии отсутствия представлений, фиксируется на отсутствии иного.
И по какой причине?
Загрязнённая психика, фиксирующаяся на отсутствии представлений, не одинакова с психикой, обнаруживающей фиксацию при проявлении упокоения. Но два этих типа фиксации по сути своей не отличаются друг от друга. Далее, во время пребывания на Небесах отсутствия мысли не имеется ни потока сознания, ни утраты, ни загрязнения. В этом состоянии как бы нет ни воззрения о наличии "я", ни привязанности к "я". А что касается всех прочих состояний, неразрывно связанных с возникновением ментального конструкта "я" с благой, неблагой и нейтральной окраской психики, они совершенно не таковы. Однако именно неблагие психические состояния находятся в соответствии с привязанностью к представлению о "я". Представление о наличии "я" и чувство "я" активизируются такими психическими состояниями, однако не активизируются благими и нейтральными состояниями. Если эти два вида психики проявятся одновременно, то никакого ущерба от этого не будет. Если же они установятся и начнут действовать во взаимодействии с шестым сознанием, то тогда будет ущерб.

Пребывая в заблуждении, ум не действует один, а уподобляется пяти сознаниям.
Две формы фиксации не разнятся между собой, а ум и присущие ему имена оказываются беспредметными.
Когда нет представлений, нет и хватания за "я" и нет также потока сознания.
При благих, неблагих и нейтральных состояниях не обязательно должно возникать хватание за "я".
Когда нет отделения от загрязнённой психики, тогда диада и триада свойств будут противостоять друг другу.
Если бы не было всех этих местопребываний20, то хватание за «я» вообще бы не родилось.
Для того, кто видит природу истинной реальности, ни одно из препятствий не возникнет.
Того же, кто действует во всех местопребываниях, назовут тем, кто действует один, пребывая в неведении.

Поскольку этот вид психики является загрязнённым, он охватывает также и природу нейтральных состояний. Он также в равной мере взаимно согласуется четырьмя формами сомнений. Например, все психические состояния миров форм и не-форм без исключения являются нейтральными, поскольку в этих двух мирах аффекты пребывают в сокрытии во вместилище ш
аматхи21. В этом состоянии психика развёртывается равномерно, не проявляя свою аффективность, и третий уровень субстанции ума не может быть достигнут в отрыве от алая-сознания. По этой причине алая-сознание находит своё наиболее полное выражение в уме. Опираясь на вложенные умом в алая-сознание семена, рождаются все остальные формы сознания.
Вопрос:
В каком случае об этом уме говорят как о психике?
Когда его рассматривают в отношении многочисленных видов семян, внесённых в него силой энергий привычки22.
Вопрос:
По какой причине получается так, что последователи Колесницы слушающих голос23 ничего не говорят об этих свойствах психики, а вы говорите об алая и адана, называя их тончайшими началами, охватывающими всю сферу чувственно воспринимаемых объектов. Слушающие голос не занимают слишком высокой позиции на пути к обретению всеведения, поэтому среди них неизвестны эти учения. Их задача заключается в том, чтобы посредством завершенной мудрости идти к полноте первоначального обета, поэтому им и не сообщается об этих учениях. Но все бодхисаттвы должны занимать высокую позицию на пути к обретению всеведения, и поэтому Будда проповедовал им эти доктрины. И по какой причине? Если отказаться от обретения этой мудрости всеведения, то наивысшее бодхи лишится своего местопребывания.
Далее, следует сказать, что Так Приходящий прояснил эти учения приверженцам Колесницы слушающих голос, используя для этого другие имена. Так, в одной из сутр агамы говорится: "Все мирские люди наслаждаются алая, любят алая, упражняют алая, облекаются в алая, чтобы упокоить алая24". Так Приходящий проповедовал истинную Дхарму25 и он, стремясь к тому, чтобы мирские люди любили слушать его, закладывал в их уши наставления, стимулировавшие деятельность ума в направлении проявления мудрости и стремления к правильному усердию. Ведь истинная Дхарма Так Приходящего как раз и предназначена для восприятия и осуществления тех, кто стремится к упокоению и умиротворению алая. И с тех пор, как Так Приходящий покинул мир, это учение остается наиболее редко обретаемым и наделенным недоступными для мысли достоинствами. Это учение было явлено миру как учение о коренном сознании и о нем, уходя из мира, Так Приходящий возвестил в сутрах, наделенных четырьмя видами благих качеств.
Учение об этом сознании, называемом, однако, другими именами, было явлено и последователям Колесницы слушающих голос. Так, в агамах махасангхиков это сознание явлено как базовое коренное сознание, на которое опираются другие виды сознания, подобно тому как дерево опирается на свои корни. Махишасики26, используя другое название, также говорят об этом сознании. Они называют его скандхой источником смертей и рождений. И по какой причине? Ведь континуальная последовательность развёртывания психического и физического, временами прерывается, но семена, пребывающие в психическом начале этого типа, существуют непрерывно. Поэтому следует знать и опираться на это знание, что такие сущности, как адана, алая, базовое коренное сознание, скандха источник смертей и рождений (а всё это лишь имена, используемые последователями Малой Колесницы для обозначения алая-сознания), образуют царственный путь Учения.
Находятся, правда, и такие наставники, которые говорят, что психика, ум и сознание только разные слова, имеющие, однако, один и тот же смысл. Но смысл их не одинаков. О том, что ум и сознание отличаются друг от друга, уже говорилось выше, но следует знать, что и слово "психика" употребляется в разных смыслах. Есть также и такие наставники, которые говорят, что когда, как об этом сказано выше, Так Приходящий проповедовал в мире, что миряне радуются сознанию-алая и наслаждаются им, то под алая-сознанием он имел в виду просто пять скандх привязанности.
Есть и такие наставники, которые утверждают, что алая это взаимное соответствие привязанности к приятным ощущениям и влечений.
Есть также наставники, которые утверждают, что привязанность к воззрению относительно существования самости и есть алая. Но все эти наставники находятся в заблуждении относительно природы алая, как это видно из содержания агам. Поэтому наставники, придерживающиеся таких точек зрения, хотя и считают себя последователями Малой Колесницы, но в действительности проповедуют учения, несовместимые с её принципом. Если же найдётся человек, не пребывающий в заблуждении относительно природы алая-сознания, то даже если он останется приверженцем Малой Колесницы, его принцип понимания всё-таки окажется наивысшим.
Почему он окажется наивысшим?
Если придерживаться того мнения, что скандхи27 привязанности суть алая, то подобный взгляд непременно поведет к получению горького плода страданий в последующей жизни. Это хватание за скандхи как за алая наиболее противоразумное и вредное заблуждение28. И эта приверженность идее скандхи отнюдь не то, что следует любить. Ведь живые существа в своих привязанностях и радостях отнюдь не следуют истинному принципу.
И по какой причине?
Ведь в живых существах не возникает устойчивое желание отрешиться от привязанности к скандхам. Их стремление заключается только в том, чтобы приятные переживания всегда сопровождали их восприятия и они бы получали желаемое. Поскольку начиная с уровня четвёртой ступени медитативного сосредоточения и в более высоких мирах подобные приятные переживания отсутствуют, то живые существа, обретшие рождение в высших мирах и не получающие их, чувствуют себя обездоленными и поэтому вновь рождаются в мирах гнёта и страдания29. Вот поэтому и можно сказать, что живые существа в своих привязанностях и радостях отнюдь не следуют истинному принципу.
Если же мы рассмотрим это воззрение о природе телесного существования в свете истинного Учения, то мы увидим, что вера в не-я и наслаждение им отнюдь не есть то, что любят живые существа, поскольку именно за это алая-сознание хватается психика живых существ, воспринимая его в качестве своего внутреннего "я". И если живое существо получит при рождении дурную форму существования, то его скандха, определявшая желание страдать, немедленно исчезнет и никогда более не возникнет. Однако поскольку алая-сознание прочно связано с любовью к своему "я", к этому не прибавится желание наслаждения от пресечения существования самостного "я". И хотя в случае рождения в мирах выше четвёртой ступени сосредоточения не наслаждаются больше переживанием чувственных удовольствий, в сознании-алая сохраняется и не прерывается любовь к самостному "я".
Если мы посмотрим на это в свете истинного Учения, то увидим, что даже в том случае, если возникает желание наслаждаться "не-я" и противостоять воззрению телесного существования, тем не менее в алая-сознании всё же сохраняется любовь к своему самостному "я" и через это алая-сознание поддерживает своё устойчивое существование. Это сознание является превосходнейшим среди всех видов сознания, и поэтому ещё одним его именем является "совершенно утверждённое сознание".



Глава 2. О свойствах.

А теперь спросим, как следует смотреть на свойства этого совершенно утверждённого сознания.

Если в самом общем виде говорить об этих свойствах, то можно сказать, что существует три вида их.
Первый это свойство установления самости.
Второй это свойство установления причинности.
Третий это свойство установления следствия.
Что касается свойства установления самости, то оно опирается на энергию привычки всех нечистых видов дхарм. А семена, которые порождаются, охватываются и поддерживаются ею, формируют сосуд-вместилище. Это называется собственным свойством.
Что касается свойства установления причинности, то следует сказать, что в качестве причины порождения всех этих нечистых видов дхарм следует считать это сознание, содержащие все семена. Это называется свойством причинности.
Что касается свойства следствия, то это сознание непрестанно с безначальных времён испытывает воздействие энергии привычки всех и всяческих семян нечистых видов дхарм; поэтому оно и поддерживает своё существование. Это называется свойством следствия.
Какая же дхарма называется энергией привычки? Какой смысл в том, что эту энергию привычки называют выявляющей желания?
Эта дхарма находится в полном соответствии с другими свойствами, рождаясь и исчезая вместе с ними, а потом становясь причиной, обусловливающей будущее рождение и его характер. Вот в чём смысл утверждения относительно выявляющего характера этой дхармы.
Вот, например, цветок относится к растению как его энергия привычки: ведь цветок рождается и гибнет вместе со всем растением, но именно цветок является причиной наличия у всех поколений этого растения аромата. Также и у человека то или иное влечение проявляется в виде энергии привычки, причём сознание человека находится в единстве с его влечением, возникая и исчезая вместе с последним, но причина всего множества последующих рождений человека коренится в трансформациях его сознания. Много слушающие люди наделены энергией привычки, ведущей к развитию у них склонности к многослушанию. Но сама мысль о слушании рождается и исчезает у них только одновременно с соответствующим актом сознания. Непрерывная повторяемость таких актов сознания делает понятной причину порождения склонности. Поскольку эта энергия привычки со временем обретает всё большую устойчивость, то и говорят, что человек приобретает привязанность к дхармам. Но принцип функционирования этого порождения следует понимать только исходя из теории алая-сознания.
Почему говорится, что эти загрязнённые семена и тождественны алая-сознанию, и отличны от него?
Так говорится постольку, поскольку они не имеют другой субстанции, кроме алая-сознания, находясь с ним в таком тесном единстве, что их весьма трудно разделить, но они и не являются неотличными от него. Когда алая-сознание рождается таким образом, рождается и сила энергии привычки, приобретающая способность акцентировать момент различия. Поэтому и употребляется выражение "все семена".
Каким образом алая-сознание и все виды загрязнённого одновременно взаимно обусловливаются?
Это можно сравнить с отношением света свечи и фитиля: когда они появляются, то и жар огня появляется одновременно с ними в порядке взаимообусловленности. Или когда одежда человека зацепляется за древесную колючку, то он уже не может идти дальше и вынужден остановиться. Следует знать, что коренное сознание и сила энергии привычки являются причинами друг друга. В этом и заключается их природа. Так, сознание является причиной наличия загрязнённых дхарм, а загрязнённые дхармы являются причиной наличия сознания.
И почему же?
Ведь, кроме этих двух дхарм, нельзя найти никакой другой причины.
Почему об энергии привычки не говорится как о имеющей много видов и почему не говорится о различиях между этими разными видами?
Почему же в таком случае одна энергия привычки может быть причиной рождения множества дхарм?
Здесь можно привести такой пример. Ткань состоит из множества разноцветных нитей. Но если она попадет в грязный котёл, то вся станет одноцветной от грязи. Точно то же самое происходит и тогда, когда всё множество дхарм алая-сознания оказываются под воздействием силы энергии привычки: все они обнаруживают одну и ту же природу, и никакого множества видов здесь нет. Так и в результате загрязнения ткани больше не видно разных по цвету нитей, но вся ткань становится одноцветной. В алая-сознании же имеет место обусловленное порождение. Эта проблема относится к числу наиболее тонких и глубоких во всей доктрине Великой Колесницы. Если же говорить в самом общем смысле, то можно сказать, что существует два типа обусловленного порождения. Первый конструирование различий в самобытии, второй конструирование различий по принципу "нравится не нравится".
Имея своей базовой опорой алая-сознание, все дхармы возникают и рождаются. Это называется обусловленным порождением в самобытии. По причине различения множества дхарм всех видов, причинно обусловленных самобытием, появляется двенадцатеричная цепь причинно-зависимого происхождения. Её характер отражает принцип различения, описываемый как "нравится не нравится", ибо различение между путями блага и зла определяется характером влечения ("нравится") или не-влечения ("не-нравится"). Так и возникают все виды причинной обусловленности.
Если человек не видит в силу своих заблуждений, что первым членом цепи причинной обусловленности является алая-сознание, то он начинает считать самобытие причиной рождений-смертей, или начинает верить в астрологию и силу созвездий, или начинает придерживаться убеждения в существование естественных процессов изменений, или начинает признавать восемь самосущих «я», или вообще начинает заявлять, что всё беспричинно. Если же человек не усматривает причинную обусловленность второго рода, то он начинает веровать в Я как творца и в душу как получателя. Это всё равно, как если бы много слепцов, никогда ранее не видевшие слона, пытались бы на ощупь познакомиться с ним. Один пощупал бы хобот слона, другой бивни, третий уши, четвёртый ноги, пятый хвост, а шестой спину слона. И если бы некий человек спросил бы их, на что похож слон, то один сказал бы, что на ручку плуга, другой что на дубину, третий что на сито, четвёртый что на столб, пятый что на метлу, а шестой что слон похож на горный камень. Если человек не понимает двух видов причинного возникновения, то его неведение рождает в нём слепоту и он начинает утверждать, что самобытие есть причина или что причиной всего являются созвездия, естественные трансформации, восемь самосущих "я", или он даже может заявить, что всё вообще беспричинно или что причиной являются Творец и душа-получатель. Короче говоря, если не знать базовых свойств алая-сознания и свойств причин и следствий, то можно уподобиться слепцам, которые, не зная базовых признаков слона, высказали множество нелепых суждений об этом животном. Если же в самом общем смысле охарактеризовать базовое свойство алая-сознания, то можно сказать, что это сознание плодов и следствий. Ведь всё множество семян в этом сознании охватывает собой все три мира, тела, обретаемые на любом из шести путей в любой из четырёх форм живых существ. Чтобы окончательно исчерпать и разъяснить смысл сказанного выше, будет дана гатха, гласящая так:

Внутреннее и внешнее нельзя постичь:
И то, и другое суть лишь условные названия.
Что же касается их внутренней сути,
То она сокрыта в семенах, которые шести видов.
В каждом акте сознания они то исчезают, то возникают,
Следуя друг за другом, и этому нет границ.
Правильное созерцание причин и условий
ведёт к постижению природы самих следствий.
То, что, будучи нейтральным, подвержено воздействию энергии привычки, и то, что способно оказывать воздействие,
соответствуют друг другу.
Если бы они отличались друг от друга, то воздействие было бы невозможно  вот каково базовое свойство воздействия энергии привычки.
Шесть сознаний не соответствуют друг другу, три различия противостоят их гармонии.
Два акта сознания не бывают одновременно, по своему характеру они бывают избыточными, порождающими и рядоположенными.
Эти семена внешнего и внутреннего обладают
силой порождения и формируют условия.
Истлевшее и погибшее находит своё продолжение,
но затем снова гибнет и исчезает.
Вот, например, семена внешнего и семена внутреннего
несводимы друг к другу.

Смысл этих слов разъясняется еще в двух гатхах:

Извне не приходит энергия привычки, внутренние семена не таковы.
Если услышишь, что нет энергии привычки, не верь,
ибо как иначе понять природу следствия?
Содеянное и ещё не содеянное, утраченное, обретённое
они противодействуют друг другу.
Поскольку внешнее и внутреннее дополняют одно другое,
то внутри есть воздействие энергии привычки.

Все остальные сознания опираются на алая-сознание, и их называют возникающими сознаниями. Следует знать все условия и формы их возникновения. Их также называют полученными и функционирующими сознаниями. Как гласит "Мадхьянта вибхага":

Первое называется обусловленным сознанием,
а сознания второго типа называются полученными.
Получение происходит посредством различения,
а всё активное в них относится к дхармам сознания.

Эти два типа сознаний взаимно обусловливают друг друга. Как гласит гатха из "Махаяна Абхидхарма сутры":

Все дхармы хранятся во вместилище сознания,
сознания и дхармы одно и то же.
Они вдвоём обуславливают друг друга
и равно определяют характер следствий.

Если мы рассмотрим первый тип обусловленного порождения, то увидим, что дхармы и сознание определяют и обусловливают друг друга.

А в случае обусловленного порождения второго типа чем обусловлены дхармы?
Это дополнительная обусловленность. Эта обусловленность производит шесть эмпирических форм сознания. Всего существует три условия. Это дополнительное условие, обусловленное условие и производное условие. Эти три вида условий также называют так:
1 Условие порождения мира циклического существования рождений-смертей.
2 Условие существования влечения и отвращения.
3 Условие получения следствий и функционирования.
Таковы все четыре вида условий.


\



Примечания.

1 Абхидхарма третий раздел буддийского канона Трипитаки, содержащий тексты философско-психологического характера. Абхидхарма буддийская теория дхарм как элементарных психофизических состояний и единиц описания этих состояний.

2 Великая Колесница Махаяна, одно из основных направлений буддизма. Превосходнейший в мире (локаджьештха) один из эпитетов Будды.

3 Бодхисаттва (просветлённое существо) святой, стремящийся к достижению состояния Будды (пробуждению бодхи) на благо всех живых существ. Махасаттва (эпитет) "великосущностный".

4 Гатха стих религиозного содержания.

5 Так Приходящий (Татхагата) один из основных эпитетов Будды.

6 Малая Колесница (Хинаяна) одно из основных направлений буддизма, иногда отождествляемое с ранним буддизмом, вследствие чего его сторонники называют эту доктрину Тхеравадой, то есть "Учением Старейших".

7 Алая-сознание (алая-виджняна) базовое (восьмое) сознание, источник всех прочих эмпирических форм сознания и опыта вообще. Учение об алая-виджняне было разработано буддийскими мыслителями школы виджнянавада (йогачара), одним из основателей которой был автор настоящего трактата Асанга.

8 Имеются в виду три уровня реальности в соответствии с учением йогачары/виджнянавады (трисвабхава): уровень иллюзии, или ментального конструирования (парикалпита), соответствующий уровню обыденного сознания, уровень относительной реальности причинно обусловленного сущего, положенного в сознании от алая-виджняны до шестивидного сознания чувственных восприятий (паратантра "существующее с опорой на другое"), и непостижимый для дискурса уровень абсолютной реальности (паринишпанна), представляющий собой природу сознания (всё остальное явления, феномены или состояния сознания).

9 Шесть парамит шесть совершенств, ведущих к пробуждению: совершенства даяния, терпения, соблюдения обетов, усердия, созерцания и премудрости (дана, кшанти, шила, вирья, дхьяна и праджня).

10 Один из видов предельного сосредоточения сознания (самадхи). Слово шурангама означает "победный марш".

11Согласно учению Махаяны, Будда является в Трёх Телах (трикая) абсолютном Теле Учения (дхармакая), Теле Блаженства (самбхогакая), в котором Будда является бодхисаттвам и йогинам, и Магически Созданном Теле (нирманакая), в котором Будда в виде человека-монаха проповедует на уровне нашего "мира желаний". Теория Трёх Тел была детально разработана йогачаринами.

12 Двенадцатеричная цепь причинно-зависимого происхождения (пратитья самутпада) одна из основных доктрин буддизма, суть которой состоит в том, что «нет ни одной дхармы, которая не была бы порождением причин и условий» (Нагарджуна). Обычно эта доктрина иллюстрируется на примере человеческой жизни, каждый этап которой, будучи обусловлен предыдущим, обусловливает последующий:
а
промежуточное существование между смертью и новым рождением: авидья (неведение) санскары (волевые импульсы, ведущие к новому рождению; болоцзиди);
б
новая жизнь от зачатия до рождения: виджняна (сознание) нама-рупа (психическое и физическое) шад аятана (шесть баз органов восприятия, включая ум-манас);
в
после рождения: спарша (контакт органов чувств и предметов чувств) ведана (чувство) тришна/таньха (влечение, жажда удовольствий) упадана (привязанность) бхава (полнокровное бытие); следующая жизнь: джати (рождение, обусловленное деяниями, кармой, предыдущей жизни) джала-марана (старость и смерть); после этого всё повторяется.

13 Кальпа мировой цикл или период, во время которого космос появляется из пустоты, развёртывается, пребывает и вновь разрушается, за тем следует его новое формирование. Асанкхея ("неисчислимый") обозначение числа, для которого нет названия. По учению Махаяны, бодхисаттве требуется три неисчислимых космических цикла, чтобы достичь состояния Будды для блага всех живых существ.

14 Семена (биджа) элементарные единицы информации, закладываемые в алая-виджняну в качестве впечатлений прошлого опыта; из них же по закону причин и условий формируется и новый опыт, в свою очередь закладывающий "семена" в алая-сознание (ср. цикл "семя дерево семя").

15 Слово "алая" означает "вместилище".

16 Агама базовый доктринальный текст, сутта (обычно тхеравадинской традиции). Точно определить цитируемое произведение не удалось.

17 Адана-виджняна (базовое или фундаментальное сознание).

18 Психика читта.

19 Ум манас; здесь мановиджняна как интегрирующий центр психического опыта, образующий стержень личности, ответственный за противопоставление "я"  "не-я" и привязанность к внешнему миру и собственной самости.

20 Имеются в виду различные уровни мира тройственного психокосма (траялокья). Согласно буддийскому учению, мир сансары (смертей-рождений) состоит из трёх уровней мира желаний (камадхату), мира форм (рупадхату) и мира не-форм (арупадхату), которые рассматриваются в философии йогачары как явления или уровни развёртывания сознания.

21 Шаматха полное спокойствие психики; прекращение деятельности ума манаса. Практика шаматхи является основой буддийской психотехники.

22 Энергия привычки (васана) предрасположенность сознания к развёртыванию и объективации, приобретённая с безначальных времён.

23 Слушающие голос (шраваки) последователи Хинаяны, стремящиеся к индивидуальному освобождению (нирване).

24 Эта цитата восходит к тхеравадинской Типитаке (Трипитаке) на языке пали; раздел "Сутт средней длины" (Маджджхима никая). Слово "алая", однако, употреблено там только в связи с идеей привязанностей и без какой-либо отсылки к теории базового сознания.

25 Слово Дхарма (в таком случае пишется здесь с прописной буквы) означает также Учение Будды.

26 Махишасики одна из 18-ти школ раннего буддизма, первая по времени происхождения, просуществовавшая однако в рамках Хинаяны до X в. н. э.

27 Скандха группа элементов/дхарм, образующих эмпирическую личность (пудгала). Обычно признаётся пять скандх: рупа (материя, или чувственное), самджня (способность к различению и образованию представлений и понятий), ведана (чувство), санскара (формирующие факторы волитивно-мотивационного характера) и виджняна (сознание). Махишасики добавляли ещё базовую скандху "источник рождений-смертей".

28 Имеется в виду брахманская доктрина атмавада, предполагающая существование индивидуального субстанциального "я", или души (атман). Буддизм отрицает существование атмана, заменяя его пятью скандхами элементов-дхарм, несубстанциальных и мгновенных.

29 Согласно учению буддизма, миры троекосмия соотносятся с уровнями развёртывания сознания, а в школе йогачара они рассматриваются как тождественные ему.

Примечания Торчинова Е.А.




 

На главную страницу Назад Наверх

На главную страницу Назад Наверх