Будда ШакьямуниИзвестно, что Будда Шакьямуни вплоть до достижения совершенного Просветления и Освобождения следовал йогическим путём. Испытав на личном опыте учения замечательных индийских йогинов, далее он шёл самостоятельным путём аскезы, отдаляясь от захваченностей мира в стремлении достичь своей истинной сущности. В результате была реализована природа будды (тиб. bde gshegs snying po = санскр. tathāgatagarbha, sugatagarbha; ), мудрец достиг совершенного Просветления и открыл путь к бессмертию, путь к независимому изначальному состоянию, в котором нет страданий.
В Махапариниббана-сутте
есть слова Будды: "Я поведал вам всю Истину, у меня не было разделения между тайным и явным учением. Среди Истин, Ананда, ни одной не было скрыто от вас в зажатой руке Учителя". Читая палийские сутты, приходишь к выводу, что Будда излагал Учение, охватывающее все колесницы: Малую и Большую Колесницы, Колесницу Тайной Мантры, Ваджраяну. Первоначальный буддизм – совершенное Учение Будды, и неправильно было бы относить его к учению какой-либо одной колесницы – определённой системы практики для достижения Просветления и Освобождения. Объективное наблюдение, опирающееся на совершенный опыт Будды – вот что присуще первоначальному буддизму. Первоначальный буддизм – основа для школ Южной и Северной Линий буддизма.
Отличительной особенностью буддизма Северной Традиции является символическое представление буддийского учения. Особенно это выражено в Ваджраяне.
Изначально Махаяна не развивалась в отрыве от Хинаяны, а Ваджраяна представляет собой вершину махаянской практики. Именно достигшие личного Освобождения развернули и начали проповедовать Учения Махаяны и Ваджраяны. Именно благодаря буддийским йогинам появилось и развилось Учение об Ади-Будде и о берущих начало от него семействах пяти дхьяни-будд, Будд Медитации.
Под термином Ади-Будда (санскр. Ādibuddha; тиб. gdod ma'i sangs rgyas), или "Изначальный Будда", понимается измерение пустотной природы ума, не имеющее ни начала, ни конца во времени, за пределами форм и расстояний, вне концепций. Ади-Будда – это внешний символ природы будды, символ природы нашего ума.
В тексте Воспевание Имён Манджушри, сказано:

Нет Будды первого или последнего.
Изначальный Будда не стоит ни в каком списке.
Мудрость – вот то око, что безупречно.
Только тот, кто обладает телом мудрости, и есть Татхагата.

В школе Ньингма ("Старая школа") Ади-Будду именуют Самантабхадра.
В тибетских школах, появившихся после Ньингмапа (тиб. gsar ma – Сарма, "Новые школы"), Ади-Будда именуется Ваджрадхарой.




thog ma'i sangs rgyas [Т'ок-мэй Сан'-гье] Токмэй Сангье / Ади-Будда

thog ma'i [т'ок-мэй] изначальный, первоначальный

sangs rgyas [сан'-гье] будда


\