Дхаммика сутта.
Дхаммика.
Сутта
нипата II.14
Переводчик неизвестен.
Так я слышал,
однажды Самый
Почитаемый
пребывал близ Саваттхи в
монастыре Анатхапиндики, что в Роще Джеты. В то время к Самому
Почитаемому пришёл мирской последователь Дхаммика вместе с другими
пятьюстами верующими-мирянами. Подойдя и уважительно поприветствовав
Самого Почитаемого,
он сел рядом. Сев рядом, мирской последователь
Дхаммика обратился к Самому
Почитаемому:
– Великий мудрец Гаутама,
прошу Вас объяснить, как следует
поступать
наилучшим образом вашим ученикам: и тем, кто покинул домашнюю жизнь,
выбрав монашество, и тем последователям, кто ведёт мирскую жизнь? Вы
ясно понимаете, какие поступки ведут в миры богов, а какие – к
Окончательному Освобождению. Никто не сравнится с Вами в способности
постижения глубокого смысла. Вы – великий Пробудившийся (Будда). Обретя
всеведение и имея сострадание к живым существам, Вы провозгласили
Дхарму. Раскрывая то, что не было видно, являя всестороннее виденье и
чистоту, Вы проливаете свет на все миры. Ваша Дхарма, возвышенная,
несущая радость, ясно преподносимая Вами, Преподобный Учитель, –
это
то, что мы все желаем слушать. Достигший Высшего Пробуждения, просим
Вас дать разъяснение на наш вопрос. Пусть все собравшиеся здесь бхиккху
и мирские последователи, пришедшие сюда, чтобы узнать Истину,
услышат Учение, открывшееся Безупречному, так же
как дэвы имеют
возможность слышать прекрасные слова Васавы1. [Будда
сказал:]
"Монахи, слушайте меня, я объясню вам основы отшельничества: образ
жизни, приемлемый для тех, кто покинул домашнюю
жизнь. Зафиксируйте это в своей памяти. Те, кто стремится к благому и
кто медитирует, должны практиковать это.
Монах не должен бродить по деревне в неподобающее время, но должен
приходить в деревню за подаянием еды в должное время. Поскольку тот,
кто приходит в неподобающее время, может захватиться Привязанностью,
Пробудившийся не ходит за подаянием в неподобающее время. Объекты
зрительного восприятия, звуки, вкусы, ароматы, осязательные восприятия
захватывают сознание живых существ. Отстранившись от жажды к этим
объектам чувств, в надлежащее время монах может войти в деревню для
пищи, принимаемой утром. В должное время приняв пищу, он должен в
одиночестве вернуться назад и сесть в уединении. Не теряя внутреннего
сосредоточения, не отвлекая сознание внешними объектами, монах должен
упражняться в самоконтроле.
Если он должен поговорить с учеником-мирянином, с кем-либо ещё или с
другим бхиккху, монах должен говорить о возвышенной Дхарме, не злословя
на других и не сплетничая. Некоторые люди выдают себя за тех, кто
дискутирует с другими. Таким людям не хватает мудрости, и они не
достойны похвалы, они захвачены Привязанностью, их умы отвлечены
переживаниями.
Услышав Дхарму, проповеданную Сугатой, и размышляя над ней, ученик
Непревзойденного в Мудрости должен мудро пользоваться едой, жилищем,
местом для сна, местом для сиденья, водой для стирания одежды. Подобно
лотосу, который не намокает от капли воды, монах должен не погрязать в
цеплянии, пользуясь этими вещами.
Теперь я расскажу вам об обязанностях мирских последователей. Следуя
им, ученик-мирянин сможет накапливать заслуги, поскольку тем, кто ведёт
жизнь в миру, невозможно выполнять монашескую практику в полном объёме.
Такой человек не должен убивать живых существ, не должен быть
причиной их убийства, не должен подталкивать других к убийству. Он не
должен вредить никаким существам в этом мире, будь они сильные или
слабые.
Ученик не должен брать [без разрешения] что-либо, что принадлежит
другим. Он не должен красть, не должен подталкивать других к краже. Он
должен полностью исключить воровство.
Мудрый человек должен отдалиться от прелюбодеяния, как [тот, кто
остерегается падения] в яму с пылающим древесным углём. Если он не
может вести жизнь в безбрачии, он не должен иметь отношения с чужими
жёнами.
Он не должен произносить ложь ни при царском дворе, ни в какой-либо
другой компании. Он сам не должен обманывать, и других не должен
побуждать делать это. Он должен полностью прервать ложь.
Практикующий в миру, выбравший эту Дхарму в качестве своей практики,
не должен пить опьяняющие напитки. Он сам не должен пить их, и других
не должен побуждать делать это, осознавая, что это приводит к
помутнению рассудка. Из-за опьяняющих напитков невежественные люди
совершают дурные поступки и побуждают других бездумных людей поступать
также. Он должен полностью прервать опьянение – причину для неблагих
поступков, которая есть притупление ума, доставляющее наслаждение
невежественным людям.
Не убивать живых существ;
Не брать того, что не дано;
Не лгать;
Не пить опьяняющие напитки;
Воздерживаться от прелюбодеяния;
Не есть пищу ночью, в неположенное время;
Не украшать себя цветочными гирляндами, не пользоваться духами;
Использовать пол как кровать или спать на циновке.
Вот что называется
восьмикомпонентным обетом, который провозглашает
Пробудившийся,
достигший окончания страданий.
С радостным настроем соблюдайте упосатху,
она становится полноценной при соблюдении этих восьми компонентов в
четырнадцатый, пятнадцатый и восьмой дни лунного полумесяца, а также в
специальные праздничные дни половины месяца. Утром по окончании
упосатхи с чистым сердцем и радостным сознанием мудрый человек должен
сделать подношение подходящей пищи и напитков общине монахов. В его
обязанность входит поддерживать своего отца и свою мать, и он должен
заниматься законным ремеслом. Практикующий в миру, с усердием
выполняющий эти обязательства, перевоплотится в будущем на Небесах
Лучезарно Сияющих2".
Примечания.
1 Васава – одно
из имён Индры.
2 Мир Лучезарно
Сияющих относится к мирам
второй дхьяны.
|