|
|
Джатака об
игральной кости.
Sutta
pitaka. Khuddaka nikāya. Jātaka. Eka-Nipata. 91
Litta-Jataka.
Переводчик неизвестен.
"Намазанную
сильным ядом..."
Эту
историю Учитель во время своего
пребывания
в Джетаване рассказал о небрежном отношении к вещам.
Говорят, что в то время бхикшу, получив одежду и другие необходимые
предметы, небрежно
к ним относились, а вследствие такого отношения к четырём необходимым
предметам
не освобождались от перерождений в аду и в мире животных.
Узнав об этом, Учитель, различными способами показав сущность
дхармы,
предостерёг бхикшу от небрежного отношения к четырём необходимым
предметам.
"Бхикшу, который заботливо относится к своей
одежде, – сказал
Учитель, – должен избегать холодного".
Это и другие правила установив, Учитель сказал:
– О бхикшу, относитесь внимательно к своим необходимым
вещам,
невнимательное отношение
подобно употреблению смертельного яда; ещё в прежние времена люди, не
ведая опасности,
из-за небрежности принимали яд и попадали в большую беду.
И он рассказал историю о прошлом.
В давние времена, когда в Варанаси царствовал Брахмадатта, бодхисаттва
возродился в одной
зажиточной семье и, когда вырос, стал игроком в кости.
С ним часто играл один мошенник. А у него была такая привычка: всякий
раз, когда он
видел, что выигрывает партию, то доводил её до конца, а когда
предчувствовал проигрыш,
то, засунув одну кость себе в рот, говорил: "Кости одной не
хватает!",
бросал игру
и уходил.
Догадавшись, в чём дело, бодхисаттва
сказал себе: "Ну, хорошо,
посмотрим, что
будет дальше", и, взяв однажды кости к себе домой, он намазал их
ядом,
потом
тщательно высушил и, придя к мошеннику, сказал:
– Давай-ка сыграем в кости, любезный!
– Давай сыграем, – согласился мошенник,
приготовил
доску,
и они стали играть.
Плут, поняв, что проигрывает, засунул себе в рот одну кость. Увидев
это, бодхисаттва
подумал: "Глотай-глотай, потом узнаешь, что будет с
тобой".
И он произнёс следующую гатху:
"Намазанную
сильным ядом
Глотает кость, не ведая, мошенник.
Глотай-глотай, коварный плут, –
Потом увидишь, что с тобою будет".
Пока бодхисаттва
так говорил, от
быстрого действия яда мошенник
потерял сознание и,
вращая глазами, упал навзничь.
"Теперь нужно вернуть ему жизнь", – решил бодхисаттва
и дал
ему различные лекарства, смешанные с рвотным средством. А когда
последнее
оказало своё действие, он напоил плута топлёным маслом, смешанным с
мёдом и сахаром.
Вылечив мошенника, бодхисаттва
сказал ему: "Впредь больше так не
делай".
Потом, раздав дары и другие благочестивые деяния совершив, возродился
согласно
карме.
Приведя эту историю для разъяснения дхармы, Учитель сказал: "О бхикшу,
небрежное отношение к вещам подобно употреблению
смертельного яда". Так сказав, он отождествил перерождения: "Тогда
мудрым игроком в кости был я сам".
|
|
|