|
|
Джатака о
золотом
гусе.
Sutta
pitaka. Khuddaka nikāya. Jātaka. Eka-Nipata. 136 Suvannahamsa-Jataka.
Перевод Ю.
Алихановой выполнен по изданию: "The Jataka", ed. by V. Fausboll, vols
1-7, London, 1877-1897.
"Что дали, тем
доволен будь..." Эту историю Учитель, находясь в Джетаване, рассказал
об одной бхикшуни по имени Тхуллананда.
Как-то один упасака, живший в Саваттхи, пригласил общину бхикшуни
прийти к нему за чесноком.
– Если
придут бхикшуни, – сказал он сторожу, – дай каждой из них по две-три
луковицы чеснока. С тех пор бхикшуни стали ходить к нему домой или на
его поле за чесноком.
Однажды, когда наступили холода и всё покрылось инеем, в доме мирянина
кончился весь чеснок. В это время Тхуллананда явилась с другими
сёстрами к его дому и сказала хозяевам:
– Мы
пришли за чесноком.
– Дома нет чеснока, почтенные, – отвечали хозяева, – весь вышел, идите
за ним в поле.
Сёстры отправились в поле и, не зная меры, стали рвать чеснок.
– Ну и
бхикшуни, – сказал рассердившийся сторож, – дёргают чеснок, не зная
никакой меры.
Услыхав его слова, некоторые сёстры, соблюдавшие умеренность,
обиделись, а узнав об этом с их слов, обиделись и бхикшу и рассказали
об этом Благословенному.
Выслушав их рассказ, Благословенный сказал, порицая Тхуллананду:
– О
бхикшу, алчный
человек неприятен даже матери, его родившей. Он не может ни обратить в
веру необращённого, ни увеличить добродетели обращённых, ни
способствовать получению милостыни, ни удержать уже полученную,
тогда как человек умеренный всего этого может достичь.
Этим и другими подобными наставлениями разъясняя дхарму, Учитель сказал:
– Не
только теперь, о бхикшу, Тхуллананда алчная, она была такой и прежде.
– И он рассказал историю о прошлом.
Давным-давно, когда в Варанаси царствовал Брахмадатта, бодхисаттва возродился
в семье одного брахмана. Когда он вырос, его женили на девушке такого
же происхождения. У неё родились три дочери, и всем им дали имя Нанда.
После смерти бодхисаттвы
всех их взяли в чужую семью. А бодхисаттва возродился
в образе золотого гуся и был наделён знанием своих прежних воплощений.
Когда он вырос и увидел, что тело его покрыто золотыми перьями, он стал
думать: "Какое же воплощение я сменил, приняв такой вид?" И догадался:
"Рождение в мире людей".
Потом он стал размышлять: "Как живут моя жена и дочери?" И увидел: они
живут из милости, прислуживая другим людям. Тогда он подумал: "Моё тело
покрыто золотыми перьями, которые можно выщипывать. Если я каждый раз
буду отдавать одно перо моей жене и дочерям, они заживут безбедно". И,
подлетев к их дому, он сел на гребень крыши.
Увидав его, жена и дочери спросили:
– Откуда
ты прилетел, почтенный?
– Я ваш отец, – сказал гусь, – после смерти я возродился в образе
золотого гуся и вот прилетел повидаться с вами. Теперь вы не будете
жить в бедности и прислуживать чужим людям. Я буду отдавать вам каждый
раз по одному перу, а вы, продавая их, заживёте в достатке.
И, дав им одно перо, гусь улетел.
С тех пор он стал прилетать к ним время от времени и оставлять по
одному перу, и брахманки в самом деле зажили безбедно.
Но вот однажды мать позвала своих дочерей и сказала:
– Милые,
ведь у животных нет разума: как только ваш отец прилетит, выдернем у
него все перья и возьмём их себе.
– Но это же будет ему больно, – возразили дочери.
А жене так хотелось золота, что однажды, когда прилетел гусь, она
подозвала его к себе, схватила и ощипала. Но перья, выдернутые против
воли бодхисаттвы,
из золотых превратились в простые, как у журавля. Бодхисаттва взмахнул
крыльями, но взлететь не смог. Тогда брахманка посадила его в глиняный
ящик и стала кормить. А когда у него снова отросли перья, –
теперь они стали белыми, – он улетел в своё прежнее жилище и больше
никогда не появлялся.
Приведя эту историю, Учитель сказал:
– Не
только теперь, о бхикшу, Тхуллананда алчная, она была такой и прежде.
Желая золота, она погибла из-за своей алчности. А сейчас, желая
чеснока, она тоже погибнет из-за алчности, ведь теперь и она, а из-за
неё и другие бхикшуни больше чеснока есть не будут. Поэтому знайте,
что, получив много, следует соблюдать меру, получив мало,
довольствоваться тем, что есть, не желать большего.
И Учитель произнёс следующую гатху:
Довольствуйся
тем, что дали.
Ведёт к погибели алчность,
Гуся поймавшая брахманка
Погибла от жажды золота.
Так сказав, Учитель стал всячески порицать Тхуллананду:
– Бхикшуни,
евшая чеснок, – сказал он, – должна искупить свой грех...
После этого Учитель разъяснил нравственные правила и отождествил
перерождения:
– Тогда
брахманкой была Тхуллананда, тремя её дочерьми были три бхикшуни, а
золотым гусем был я.
\
|
|
|