|
|
Джатака о
пирожке из рисовой крошки.
Sutta
pitaka. Khuddaka nikāya. Jātaka. Eka-Nipata. 109 Kundakapuva-Jataka.
Перевод с пали Б.А.
Захарьина.
С восклицания: "И нам,
богам, потребна пища..." – Учитель – он жил тогда в Саваттхи – начал
рассказ о человеке, который был бедняком из бедняков. В Саваттхи был
тогда заведён такой порядок.
В один день всю монашескую общину во главе с Пробуждённым угощала
какая-нибудь семья, в другой раз это делали три-четыре семьи сообща, а
бывало, что для этой цели объединялись все родственники, – иногда вся
улица, а то и весь город собирал для общины доброхотные пожертвования.
В те времена, о которых речь, кормить монахов должна была одна из
городских улиц. Люди, которые там жили, решили угостить общину во главе
с Пробуждённым сладкой рисовой кашей на молоке и пирожками. Жил на этой
улице жалкий бедняк, который кормился, работая на других. "Рисовой каши
я поднести не смогу, но пирожок подам", – решил этот неимущий. И вот
наскрёб он немного мягкой рисовой крошки, замешал её на воде, завернул
вылепленный пирожок в лист растения акка и поставил его печься на
горячие уголья. Вынув готовый пирожок, он решил поднести его самому
Пробуждённому, с пирожком в руке протиснулся вперёд и встал прямо перед
Учителем. И как только велено было подавать пирожки, бедняк этот
опередил всех и положил свой пирожок из рисовой крошки в чашу для
подаяния, которую держал в руке Учитель. И Учитель отказался от всех
других предлагаемых ему пирожков и закусил тем самым пирожком, из
рисовой крошки.
Весть о том, что Пробуждённый принял из рук бедняка пирожок из рисовой
крошки и съел это угощение, не побрезговав, мгновенно разнеслась по
городу. Все только об этом и говорили. Царь, его советники и прочие
придворные, включая даже стражников, кинулись на эту улицу. Они
толпились там, приветствуя Учителя и обращаясь к бедняку с такими
просьбами: "Прими от нас, братец, это угощение и ещё две, нет, пять
сотен монет. Осчастливь нас своим милостивым согласием принять
подношения и благослови нас!" "Надобно спросить у Учителя, как
поступить", – подумал бедняк. Он протолкался к Учителю и рассказал тому
обо всём. "Возьми у них деньги, – посоветовал Учитель, – и пожелай им
удачи в делах и счастья". Бедняк стал принимать денежные пожертвования.
Один подал ему вдвое больше, чем другой, третий, видя это, – вчетверо
больше, а четвёртый – уже в восемь раз больше, и вскоре набралось у
него девять коти золотых монет. Учитель сердечно поблагодарил всех и
направился вместе с монахами в монастырь; дождавшись, когда окончится
служба, он наставил бхиккху в дхамме и удалился в свою благоухающую
келью. К вечеру того же дня царь призвал к себе бедняка и, когда тот
явился, пожаловал его в торговцы.
Сойдясь в зале собраний, бхиккху стали обсуждать случившееся. "Подумать
только, почтенные, – говорили они, – Учитель принял поданный ему этим
бедняком пирожок из рисовой крошки и съел его, не только не
побрезговав, но и с таким наслаждением, будто испил напитка бессмертия.
А этому жалкому бедняку надавали столько денег и пожаловали его в
торговцы! Великое же счастье ему привалило!" В этот миг в залу вошёл
Учитель и спросил собравшихся: "О ком это вы тут беседуете, братия?"
"Да вот о бедняке", – ответили монахи. "О бхиккху, – сказал тогда
Учитель, – не только ведь ныне я, нисколько не поколебавшись, съел
пирожок из рисовой крошки: ещё и в прежние времена, когда я был
божеством дерева, мне уже приходилось есть подобный пирожок, и тогда
тоже благодаря мне бедняк обрёл звание торговца". И он поведал монахам
о том, что было в прошлой жизни.
"Во времена стародавние, когда на бенаресском престоле восседал царь
Брахмадатта, бодхисаттва
был на земле духом и обитал в стволе касторового дерева, что росло на
окраине деревни. Тамошние крестьяне поклонялись всем таким божествам. В
какой-то праздник они решили почтить божества деревьев
жертвоприношениями. Видя, что каждый из жителей деревни с подношениями
в руках направляется к божеству дерева, которое он считал своим
покровителем, некий бедняк захотел почтить касторовое дерево. Все
остальные крестьяне несли божествам венки из цветов, всевозможные
благовония, притирания, а также жертвенные пирожки; у бедняка же был
только пирожок, испечённый из рисовой крошки, да немного воды в
скорлупе кокосового ореха. Придя к касторовому дерену, он остановился
поодаль и задумался: "Ведь божества питаются пирожками, что пекутся на
небесах. Моего пирожка из рисовой крошки божество наверняка не захочет.
Но что ж мне теперь – вышвырнуть его? Нет, уж
лучше я сам его съем". Приняв такое решение, он повернулся, чтобы уйти.
Но тут между ветвей, в полный свой рост, появился бодхисаттва и,
обращаясь к бедняку, молвил: "Послушай меня, добрый человек: если бы ты
был богатым владыкой, то, верно, принёс бы мне в жертву сладких
пирожков. Но ты беден. Если же я откажусь от твоего пирожка, то разве
мне подадут какой-нибудь другой еды? Не лишай же меня моей доли". И он
спел такую гатху:
И нам, богам, потребна
пища.
Ко мне почтение храня,
Подай свой пирожок из крошки
И доли не лишай меня,
При этих словах бодхисаттвы
бедняк повернулся и, устремив взор на божество, совершил
жертвоприношение. Подкрепясь пирожком, бодхисаттва сказал: "О
чём ты хотел просить меня, человек, оказав мне почести?" "Я беден,
господин, – ответил горемыка, – и решил почтить тебя, надеясь, что ты
избавишь меня от бедности". "Не беспокойся более ни о чём, добрый
человек, – сказало тогда божество дерева. – Знай же, что ты принёс
жертву тому, кто умеет ценить добро и благодарить за него. У подножья
этого дерева, там, где корни, зарыты горшки, в которых спрятаны
сокровища. Ступай, сообщи об этом царю. Перевези деньги на царский
двор, высыпь их там кучей, и обрадованный царь пожалует тебя в
торговцы". С этими словами бодхисаттва скрылся из
виду. Крестьянин сделал всё в точности, как ему посоветовало божество,
и царь пожаловал его в торговцы. Так, с помощью бодхисаттвы, бедняк
достиг великого счастья и прожил свою жизнь в довольстве; когда же
истёк его срок, он перешёл в иное рождение в согласии с накопленными
заслугами".
Заканчивая своё наставление в дхамме, Учитель истолковал джатаку,
сказав: "Бедным крестьянином в ту пору был всё тот же бедняк; божеством
же, обитавшим в ветвях касторового дерева, был я сам".
|
|
|